Дело № 2-152/10
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Владикавказ 26 февраля 2010 года
Промышленный районный суд г. Владикавказа РСО-Алания в составе: председательствующего судьи Моргоевой Ф.Б.,
при секретаре Цуцкиридзе З.Т.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Дзаурова М.Р. к Межрегиональному управлению Федеральной миграционной службы России (с местом дислокации в г. Владикавказе) о признании действий неправомерными и взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
Дзауров М.Р. обратился в суд с иском к Межрегиональному управлению Федеральной миграционной службы России (с местом дислокации в г. Владикавказе) о признании действий неправомерными и взыскании денежных средств.
В обоснование заявленных исковых требований привел доводы о том, что решением Пригородного районного суда РСО-Алания от 08.12.2000 г. установлен факт принадлежности ему на праве собственности домовладения в с. Октябрьское по ул. З. Космодемьянской, 12, общей площадью 258,4 кв. м. В соответствии с указанным решением Администрация с. Октябрьское РСО-Алания обязана была внести и изменения касающиеся площади дома в похозяйственную книгу. Однако при получении денежных средств на восстановление жилья разрушенного в результате осетино-ингушского конфликта октября-ноября 1992 года, подразделением УФМС по РИ истцу была выплачена сумма, не соответствующая фактической площади дома. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 16.08.2002 г. № 614 и на основании его заявления комиссия при Правительстве РИ изменила способ восстановления разрушенного жилья с собственного на подрядный и произвела перерасчет причитающейся истцу суммы до ... руб., тогда как фактически ему было выплачено ... руб. Сумма недоплаты составила ... руб. Кроме того, денежное возмещение было выплачено за разрушенное жилье, исходя из площади дома в 72 кв. м, хотя фактическая площадь дома составляла 258,4 кв. м. На письменное обращение в адрес ответчика по вопросу произведения доплаты с учетом фактической площади дома ответа не получил. Истец полагает, что указанными действиями ответчика нарушены его права на получение денежных средств в полном размере с учетом фактической площади дома, установленной решением суда.
В первом судебном заседании Дзауров М.Р. заявленные исковые требования поддержал в полном объеме и пояснил, что с заявлением до 01.12.2006 г. в ОФМС по РИ об оказании господдержки не обращался, но неоднократно устно обращался к представителям миграционной службы по данному вопросу. Полагает, что полученная им в два этапа сумма государственной поддержки, неправильно выплачена, поскольку не соответствует площади разрушенного во время осетино-ингушского конфликта домовладения.
Представитель истца Дзаурова М.М., действующая на основании нотариальной доверенности ...от ... г. в судебном заседании исковое заявление поддержала и пояснила, что семье истца была оказана государственная поддержка на восстановление разрушенного в результате осетино-ингушского конфликта домовладения по адресу: РСО-Алания Пригородный район с. Октябрьское по ул. З. Космодемьянской, 12. Им оплатили всего за 185 кв.м., тогда как общая площадь их дома составляла 258,4 кв. м., следовательно, за 72 кв.м. они денежные средства не получили. Восстановить свой дом на полученные средства они не смогли, поскольку он находиться в сел. Октябрьское и в настоящее время их семья, состоящая из 14 человек, жилья не имеет.
Представитель ответчика - Межрегионального управления ФМС России (с местом дислокации в г. Владикавказе) Лагкуев С.Р., действующий на основании доверенности от ... г. № ..., в судебном заседании исковые требования не признал и пояснил, что в соответствии с п. 3 Порядка организации работы по оказанию государственной поддержки вынужденным переселенцам, лишившимся жилья в результате осетино-ингушского конфликта, и осуществления выплат и контроля за целевым использованием средств государственной поддержки, утвержденного приказом ФМС России от 07.04.2008 г. № 83, Межрегиональное управление ФМС России осуществляет по 1 июля 2008 года включительно прием документов, указанных в пунктах 8 и 9 Положения, от вынужденных переселенцев, подавших в соответствии с п. 7 Положения не позднее 1 декабря 2006 года заявления об оказании государственной поддержки по форме, установленной приложением № 2 к Положению. Лицу, представившему документы, вручается расписка с перечнем принятых документов с указанием даты их принятия уполномоченным лицом. Ни в исковом заявлении, ни в приложенных документах не усматриваются какие-либо доказательства того, что истец подал в установленном законом порядке и в установленные законом сроки заявление об оказании ему и членам его семьи государственной поддержки в установленной законом форме. Истец полностью получил причитающиеся ему за разрушенный дом денежные средства и снял их с банковского счета. Представитель ответчика Лагкуев С.Р. просил также применить к исковому заявлению пропуск исковой давности, так как истец полностью получил денежные средства в 2004 году, и в случае несогласия с произведенным расчетом должен был предъявить претензии в суд в течение 3 лет.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что исковые требования не подлежат удовлетворению.
Право па получение компенсации за утраченное жилье было предусмотрено Постановлением Правительства РФ от 6 марта 1998 года №274 «О государственной помощи гражданам РФ лишившимся жилья в результате осетино-ингушского конфликта в октябре- ноябре 1992 года» и утвержденным к нему Положением о порядке открытия банковских счетов с изменениями от 16 августа 2002 года №614.
Согласно п. 1 Указу Президента РФ № 1285 от 6. 10. 2004 г. «О мерах по совершенствованию деятельности государственных органов по развитию отношений между РСО-Алания и РИ» функции специального представителя Президента РФ в РСО-Алания и РИ по обеспечению законных прав граждан, пострадавших в результате осетино-ингушского конфликта 1992 г.; получателя средств, выделяемых из федерального бюджета на осуществление мероприятий по ликвидации последствий осетино-ингушского конфликта, а также по контролю за расходованием указанных средств переданы Федеральной миграционной службе РФ.
Федеральной миграционной службе вменено в обязанность осуществить перечисление денежных средств на банковские счета вынужденных переселенцев по договорам, ранее ими заключенным с представительством Специального представителя Президента Российской Федерации по вопросам урегулирования осетино-ингушского конфликта на строительство, восстановление либо приобретение жилья, а также завершить расчеты с вынужденными переселенцами по выданным комиссиями при Правительстве Республики Ингушетия и Правительстве Республики Северная Осетия - Алания свидетельствам на право получения средств на строительство, восстановление, либо приобретение жилья, по которым указанным представительством частично перечислены денежные средства на банковские счета вынужденных переселенцев (в ред. Постановлений Правительства РФ от 30.12.2005 N 846, от 20.10.2006 N 618).
В соответствии с п. 3 Положения «Об оказании государственной поддержки в жилищном обустройстве вынужденным переселенцам, лишившимся жилья в результате осетино-ингушского конфликта октября - ноября 1992 г.», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 06.03.1998 г. № 274 (далее Положение), право на получение государственной поддержки предоставляется вынужденному переселенцу и членам его семьи, имеющим статус вынужденного переселенца и лишившимся жилья в результате осетино-ингушского конфликта в октябре - ноябре 1992 г., а также их несовершеннолетним детям, состоящим в составе семьи на дату подачи заявления об оказании государственной поддержки.
Согласно п. 5 Положения рассмотрение вопросов, связанных с оказанием вынужденным переселенцам, лишившимся жилья в результате осетино-ингушского конфликта, государственной поддержки осуществляется уполномоченным территориальным органом Федеральной миграционной службы.
В соответствии с п. 7 Положения вынужденный переселенец, лишившийся жилья в результате осетино-ингушского конфликта, представляющий интересы всех членов своей семьи, подает в территориальный орган Федеральной миграционной службы заявление об оказании ему и членам его семьи государственной поддержки, указанной в подпунктах "а", "б", "в" пункта 2 настоящего Положения, подписанное всеми совер шеннолетними дееспособными членами семьи, по форме согласно приложению N 2..
Вынужденный переселенец, лишившийся жилья в результате осетино-ингушского конфликта, не подавший до 1 декабря 2006 г. в территориальный орган Федеральной миграционной службы заявление об оказании государственной поддержки, либо не представивший до 1 июля 2008 г. в территориальный орган Федеральной миграционной службы документы, указанные в пункте 8 настоящего Положения, реализует свое право на оказание государственной поддержки в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о вынужденных переселенцах(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 20.10.2006 N 618)
Материалами дела установлено следующее:
В соответствии с удостоверением вынужденного переселенца Дзаурова М.Р. № 10643 от 10.11.1995 г. срок действия статуса вынужденного переселенца ему продлен до 15.10.2010 г.
Решением Пригородного района РСО-Алания от 08.12.2000 г. на АМС с. Октябрьское РСО-Алания возложена обязанность внести исправления в похозяйственную книгу № ..., лицевой счет №..., где указать, что Дзаурову М.Р. принадлежит на праве личной собственности двухэтажное домовладение общей площадью 258,4 кв. м, расположенное в с. Октябрьское по ул. З. Космодемьянской, 12, вместо домовладения площадью 72 кв.м.
Постановлением Правительства РИ от 09.01.2002 г. Дзаурову М.Р. постановлено выдать свидетельство на право получения денежных средств в размере ... руб. на восстановление собственными силами домовладения в сел. Октябрьское по ул. З. Космодемьянской, 12, общей площадью 259,2 кв. м.
По решению Временной комиссии по вопросам выделения средств вынужденным переселенцам из РСО-Алания и ЧР при Правительстве РИ № 50 от 09.01.2002 г., комиссией принято решение о необходимости выделения Дзаурову М.Р.30 % средств по первому этапу от общей суммы на восстановление жилья, разрушенного в результате осетино-ингушского конфликта в октябре-ноябре 1992 года, согласно площади дома 259,2 кв. м для восстановления собственными силами.
Согласно постановлению Правительства РИ от 19.02.2004 г. № 41 о внесении изменений в некоторые постановления Правительства РИ, в приложении к постановлению Правительства РИ от 09.01.2002 г. № 4 (Дзауров М.Р.).в позиции № ... цифры - ... рублей, заменить цифрами ... рублей, в связи с изменением способа восстановления дома на подрядный.
Согласно распоряжению Полномочного представителя Президента РФ в РСО-Алания и РИ от 05.04.2000 г. № 52 установлен предельный размер средств на восстановление или строительство жилья, определяемый площадью застройки 185,87 кв. м и сметной стоимостью в ценах 1991 г. ... тыс. руб.
В соответствии с договором банковского счета для зачисления средств на строительство, восстановление либо приобретение жилья и использования указанных средств от 31.01.2002 г. между филиалом «Жилстройиндустрия» АКБ «БИН» и Дзауровым М.Р. заключен договор для зачисления средств на строительство, восстановление или приобретение жилья на территории РСО-Алания и РИ в соответствии с постановлением Правительства РФ от 06.03.1998 г. № 274.
Согласно выписке из электронной базы данных Спецпредставительства Президента РФ вынужденному переселенцу Дзаурову Магомету Раасовичу 06.02.2002 года перечислено на банковский счет в качестве оплаты за первый этап восстановительных работ - ... рублей, затем 06.12.2004 г. на его счет зачислена сумма ... руб.
Всего в общей сложности Спецпредставительством выплачено Дзаурову М.Р. ... рублей, т.е. вся определенная свидетельствами сумма. В судебном заседании истец не отрицает получение указанной суммы в два этапа.
Представителем ответчика Лагкуевым С.Р. в судебном заседании указано, что учетное дело вынужденного переселенца Дзаурова М.Р. из ОФМС РИ им не передавалось, с заявлением об оказании государственной поддержки до 1 декабря 2006 года он в МРУ ФМС России (с местом дислокации в гор. Владикавказе не обращался.
Лагкуевым С.Р. представлены суду заявление Дзаурова М.Р. от 16.07.2008 г. на имя начальника Межрегионального управления ФМС России Казарова Ю.Г. в котором заявитель просил оплатить остаток неоплаченной квадратуры дома, и второе заявление истца от 02.04.2009 г. вх. № В15-3131, где заявитель просил выплатить ему дополнительно денежные средства на восстановление дома с учетом его действительной площади 258,4 кв. м., либо в соответствии с предельной нормой 185,87 кв. м, установленной распоряжением Полномочного представителя Президента РФ в РСО-Алания и РИ от 05.04.2000 г. № 52 и ответы данные МРУ ФМС на обращения Дзаурова М.Р.
Как усматривается из письма Межрегионального управления ФМС России (с местом дислокации в г. Владикавказе) от 05.08.2008 г. № МС 15/23-16744, Дзаурову М.Р. сообщено, что выделенная сумма на восстановление жилья в с. Октябрьское по ул. З. Космодемьянской, 12 в размере ... руб. полностью была перечислена Дзаурову М.Р. 30.12.2004 г., в период работы Спецпредставительства. «индексация» и пересчет денежных средств, ранее перечисленных на банковские счета, в постановлении Правительства РФ от 06.03.1998 г. № 274 не предусмотрены.
Письмом Межрегионального управления ФМС России от 30.04.2009 г. № МС 15/22-3386 Дзаурову М.Р. сообщено, что выделенная сумма на восстановление жилья в с. Октябрьское по ул. З. Космодемьянской, 12 в размере ... руб. Дзаурову М.Р. была перечислена 30.11.2004 г. в полном объеме. Заявление Дзаурова М.Р. оставлено без рассмотрения в связи с тем, что в соответствии с постановлением Правительства РФ 06.03.1998 г. № 274 повторное оказание государственной поддержки за счет средств федерального бюджета не предусмотрено. Кроме того, у МРУ ФМС России отсутствуют полномочия по изменению установленного размера государственной помощи за счет средств федерального бюджета в период работы представительства специального представителя Президента РФ по вопросам урегулирования осетино-ингушского конфликта.
Проанализировав исследованные в судебном заседании письменные доказательства, суд пришел к однозначному выводу о том, что Дзаурову М.Р. денежные средства для восстановления разрушенного в результате осетино-ингушского конфликта осени 1992 года домовладения площадью259,2 кв. м., были выплачены в точном соответствии с действующим на тот момент законодательством. Незавершенного расчета с вынужденным переселенцем Дзауровым М.Р. по выданным комиссией при Правительстве Республики Ингушетия свидетельствам на право получения средств на восстановление жилья нет, поскольку Спецпредставительством перечислены денежные средства на банковский счет истца в полном размере - ... рублей - в два этапа в 2004 году.
Согласно материалам дела с заявлением и соответствующим пакетом документов в Межрегиональное управление ФМС России (с местом дислокации в г. Владикавказе) до 01.12.2006 г. об оказании ему государственной поддержки в соответствии с требованиями вышеуказанного постановления Правительства РФ №274 от 6.03.1998 г. (в ред. Постановлений Правительства РФ (в ред. Постановлений Правительства РФ от 16.08.2002 N 614, от 30.12.2005 N 846, от 20.10.2006 N 618, от 14.11.2007 N 778, от 21.02.2008 N 111, от 07.11.2008 N 821) Дзауров М.Р. не обращался.
Кроме того, в судебном заседании представитель ответчика Лагкуев С.Р. заявил о применении последствий пропуска срока исковой давности.
Согласно ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года.
В силу требований ст. 199 ГК РФ истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, так же является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Дзаурову М.Р. денежные средства были выплачены в 2004 году. Как установлено в судебном заседании, никаких претензий по поводу недоплаты или неправильного расчета в установленный законом трехлетний срок исковой давности истец в Спецпредставительство, в ФМС или в суд не заявил, с ходатайством о восстановлении процессуального срока не обратился, каких-либо доказательств уважительности пропуска срока исковой давности не представил. В этой связи заявление представителя ответчика Лагкуева С.Р. о применении к исковому заявлению последствий пропуска срока исковой давности подлежит удовлетворению
На основании изложенного суд считает, что основания для удовлетворения исковых требований Дзаурова М.Р. отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Дзаурова М.Р. к Межрегиональному управлению Федеральной миграционной службы России (с местом дислокации в г. Владикавказе) о признании действий неправомерными и взыскании денежных средств оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано сторонами в Верховный Суд РСО-Алания в течение десяти дней со дня вынесения в мотивированной форме.
Судья Ф.Б. Моргоева