2-84/10 решение от 29.01.2010 г.



дело № 2-84/10

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 января 2010 года г. Владикавказ

Судья Промышленного районного суда г. Владикавказа РСО-Алания Багаева С.В.,

с участием старшего помощника прокурора Промышленного МО г.Владикавказа Галазовой Е.Б.,

при секретаре Туаевой Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лазаревой Т.М. к Средне-образовательной школе № ... АМС г.Владикавказа о восстановлении на работе

у с т а н о в и л:

Лазарева Т.М. обратилась 30 ноября 2009 г. в Промышленный районный суд г. Владикавказа с иском к Средне-образовательной школе № ... (СОШ № ...) о восстановлении на работе в должности учителя ..., считая увольнение с 27 ноября 2009 года по ст.56 п.4 пп.2 Закона «Об образовании» ст.336 п.2 ТК РФ незаконным.

В судебном заседании она пояснила следующее.

В СОШ № ... она работает с 1980 года учителем .... В октябре 2009 г. директор школы Т.В. организовала в отношении нее преследование. Проблемы возникали, но они их регулировали. В октябре 2009 г. конфликт возник из-за того, что Т.В. уменьшила нагрузку, с чем Лазарева Т.М. не согласилась, и обратилась в Управление образования, где ей объяснили, что, не смотря на то, что часы сокращены, заработную плату она будет получать прежнюю.

С этого времени начались преследования. В итоге директором школы было организовано увольнение, которое является незаконным и подлежит отмене по ст. 56 Закона «Об образовании», так как не было судебного постановления, признавшего ее виновной по таким тяжким обвинениям, которые указаны в приказе об увольнении. Администрацией школы, советом школы и профкомом была поощрена стимулирующей зарплатой, получает постоянно гранды как отличник народного образования и как учитель высшей категории.

Был организованный наговор со стороны администрации школы и организованное преследование истицы и ее семьи. Заявления от имени родителей учеников и детей, а также от учителей организованы дирекцией школы.

Представитель Лазаревой Т.М. действующий на основании нотариально удостоверенной доверенности ее сын Л.Т.М. в судебном заседании пояснил следующее.

Лазарева Т.М. в свое время работала в школе с. ..., где все ученики были ... национальности, не было ни одного ученика другой национальности. Все дети имели хорошие оценки, многие из них сейчас работают, в том числе и учителями. Поэтому обвинение его матери в национализме по отношению к ученикам осетинской национальности ничем не обосновано, является надуманным.

Есть Устав школы, по которому знания учеников должны соответствовать определенным позициям и по этим позициям выставляются оценки. Но администрация школы идет на поводу у детей, которые говорят о том, что оценки выставлены неправильно. Можно вызвать комиссию из Управления образования и провести контрольную, чтобы выявить соответствовали выставленные Лазаревой Т.М. оценки действительным знаниям учеников или нет.

Все понимают, что в условиях кризиса происходят сокращения в организациях, но во время оптимизации руководство школы нанимает новых учителей. Является странным, когда увольняют учителей высокого класса. Более того, на место уволенной Лазаревой Т.М. принимаются два учителя.

Все подписи по факту насилия Лазаревой Т.М. над детьми ничем не доказаны. Многие ему говорили, что подписывались, но не по поводу Лазаревой Т.М.., объясняли, что их вызывали на собрание и говорили подписать заявление. Другие же родители вовсе ничего не подписывали.

Директор СОШ № ... Богданова Т.В., заместитель директора по воспитательной части С.Б., представитель Марзаганова Р.М. заявленные требования не признали. Т.В. пояснила следующее.

Все время, что Лазарева Т.М. работала в СОШ № ..., она постоянно конфликтовала с учителями и администрацией школы, в том числе и с прежним директором Г.

Она писала в управление образования, Главе республики, прокурору. В этом учебном году они постоянно дают ответы на письма Лазаревой Т.М. Все доводы в жалобах надуманные, порочат честь школы и учителей, которые исправно выполняют свои обязанности. Учителя уже не раз обращались к администрации школы решить в отношении ее вопрос, т.к. она не дает работать никому. Все, кто попадает в сферу вопросов, решаемых Лазаревой Т.М., будут обязательно обруганы, оскорблены и на них будет написано если не в прокуратуру, то в министерство образования. Эта безнаказанность породила то, что она просто так может оскорбить человек, просто проходя мимо и обзывая скотинами, сволочами.

В сентябре за оскорбления, неэтическое отношение к коллегам она получила дисциплинарное взыскание.

Действительно в начале учебного года, в сентябре 2009 ,г. произошла оптимизация, которая вызвана требованиями финансовых органов, проходило слияние классов, где количество учеников недостаточное. В связи с этим, изменилась нагрузка у учителей, в том числе и у Лазаревой Т.М. но при этом заработная плата Лазаревой Т.М. не снизилась, а наоборот увеличилась, так как на сегодняшний день заработная плата учителя зависит от количества учеников в классе. Кроме того, право Лазаревой Т.М. на нагрузку не нарушалось.

По заявлению истицы представители Министерства образования, Управления образования в сентябре месяце 2009 г. проводили проверку, и нарушений прав Лазаревой как учителя не выявили. Но все же свое недовольство и злость она выражала на коллегах и, самое главное ,на детях.

С 22 по 27 октября 2009 г. в школе работала конфликтная комиссия, которую возглавляли психологи из центра «...». Встреча была с учащимися 6, 7, 8, 9 классов, с самой Лазаревой Т.М.

С сентября 2009 года посыпались жалобы детей и родителей. Дети не хотели ходить на уроки, потому что их оскорбляли, унижали, выгоняли. В самом начале учебного года поступило заявление от родительницы Б., которая просила перевести ее дочь Б.Л. из 7 «б» класса в 7 «а», так как в 7 «б» классе преподает Лазарева Т.М. с которой у них был конфликт. Аналогичное заявление от родительницы Ц.

В конфликт Лазарева Т.М. и ее сын Л.К.Г. вовлекают своих детей, которые обучаются в СОШ .... Проходя мимо одноклассниц своей внучки Л.Г., Лазарева Т.М. услышала, как сказали: «Г., идет твоя бабуля». Лазарева Т.М. разразилась бранью, в адрес девочек полились оскорбления, проклятия: «Чтобы вы не дожили до моего возраста, я то бабуля, а вы еще станьте бабулями». Учительница химии, которая была свидетелем этого инцидента, написала докладную на имя директора по этому факту.

Дома дети все рассказали родителям, которые написали жалобу на Лазареву Т.М..

По поводу этого инцидента в школу приходили представители Управления образования, была проведена экспертиза конфликтной ситуации. 12.10.2009г. дано заключение психолого-педагогической экспертизы.

Затем последовали другие неправомерные действия Лазаревой Т.М., которые, в конечном счете, стали основанием для ее увольнения.

При поступлении жалобы делали копию для Лазаревой Т.М., выдавали ей, чтобы в течение двух дней получить ответ. Однако ни на одну жалобу истица не дала ответ, о чем составлялись акты.

На приказе № ... от 19.09.2009 г. о расформировании 7 «в» класса при ознакомлении Лазарева Т.М. сделала надпись: «Не согласна с передачей 7 «а» класса старухе Д.». Это официальный документ, на котором подобные надписи недопустимы.

Приказом № ... от 14.10.2009 г. Лазаревой Т.М. был объявлен выговор на основании заявлений, поступивших от учителей С.Б., П., З.Д. и Л.А. по поводу оскорблений, нанесенных им Лазаревой Т.М..

Лазарева Т.М. часто обвиняет детей в том, что у нее пропали ключи. В этом году даже вызывалась милиция, но потом выяснилось, что она ключи нашла. Но обвинялись в этом ученики 7 класса, ни в чем не повинные дети выслушивали брань и оскорбления.

В связи с оптимизацией был расформирован малочисленный 8 «б» класс, был разделен на две части, и половина детей влилась в 8 «а» и соответственно в 8 «б». Лазаревой это не понравилось, и она сама решила, кого ей учить. Она несколько человек посадила, а тех, кто перешли из другого класса, учить не хотела. Прошло три урока, а дети уже отказывались ходить на уроки .... Их родители обратились к директору школы и в Управление образования.

Помимо этого, родители, подписавшие заявление, встречались с представителями Управления образования, которые в школе проводили проверку по заявлению Лазаревой Т.М.

Было проведено служебное расследование, рассмотрены заявления родителей 7 «б» класса на Лазареву Т.М. Комиссия пришла к выводу о том, что факты, изложенные в заявлении ,достоверны и сделала заключение от 21.10.2009 г. о том, что Лазарева Т.М. позволяет себе оскорблять и унижать человеческое достоинство детей, нарушает их права, позволяет бестактность по отношении к коллегам и детям.

В последний учебный день четверти ,31 октября 2009 г., уроки шли до 12 часов, а затем классные руководители вместе со своим классом приводили в порядок свои кабинеты. Придя утром в школу, уже на первом этаже она, Т.В., почувствовала удушающий запах бензина или керосина. Как потом выяснилось, Лазарева Т.М. заставляла учеников натирать полы и парты горючей жидкостью. При этом, не является их классным руководителем, и ее никто не уполномочивал этим заниматься.

Детей перевели в другой кабинет, троих учеников она все же удерживала в своем кабинете. Как потом пояснили дети, жидкость она принесла с собой, и унесла тоже, потому что бутылку не нашли.

Директор сказала ей освободить оставшихся троих учеников и проводить урок. Но она начала бегать по кабинетам, говорить, что уроки нигде не проводятся, все убирают, и она тоже будет убирать. В это время по коридору проходила учительница П., в которую вцепилась Лазарева Т.М. Вызвали милицию, Т.В., которой стало плохо, увезли на «Скорой».

Спустя некоторое время в школу пришел отец одного из учеников, которые натирали полы, и сказал, что в тот день его сын пришел домой, ничего не поел, потому что Лазарева Т.М. говорила им после этого два часа ничего не есть.

Ответная сторона полагает, что увольнение Лазаревой Т.М. было законным и просит оставить ее иск без удовлетворения.

Суд, выслушав стороны, свидетелей, исследовав материалы настоящего гражданского дела, заключение прокурора, полагавшего иск не подлежащим удовлетворению, но исключению из приказа основание увольнения «создание условий, опасных для жизни и здоровья обучающихся», приходит к следующему выводу.

В силу ст. 336 ТК РФ, помимо оснований, предусмотренных Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами, основаниями прекращения трудового договора с педагогическим работником, кроме других оснований, указанных в названной статье, является повторное в течение одного года грубое нарушение устава образовательного учреждения, применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника.

Такое же основание к увольнению предусмотрено ст.56 Закона РФ от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании». Увольнение по данному основанию может осуществляться администрацией без согласия профсоюза.

Предусмотрев специальное основание для расторжения трудового договора с педагогическим работником по п 1 и 2 ст.336 ТК РФ, законодатель подчеркивает недопустимость совершения указанных действий.

Грубым нарушением устава общеобразовательного учреждения считается виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение педагогическим работником обязанностей, предусмотренных уставом.

Под физическим или психическим насилием понимается умышленное причинение обучающемуся или воспитаннику физических или нравственных страданий с целью наказания за совершение определенного проступка либо с целью насильственного принуждения к совершению каких-либо действий.

Психическое насилие представляет собой негативное воздействие на обучающегося, причиняющее ему душевное страдание, проявляемое в форме угроз в адрес обучающегося, предъявлении к нему чрезмерных требований, не соответствующих возрасту, оскорблении и унижении достоинства, систематической необоснованной критике ребенка, выводящей его из состояния душевного равновесия, демонстративном негативном отношении к обучающемуся, запугивании ребенка и др.

В соответствии с.4 ст.55 Закона «Об образовании» при исполнении профессиональных обязанностей педагогические работники имеют право, в частности, на свободу выбора и использование методики воспитания.

Вместе с тем, методики воспитания, исходя из требований норм международного права и законодательства Российской Федерации, не должны в себе содержать физического и (или) психического насилия над личностью обучающегося.

Правилами внутреннего трудового распорядка СОШ № ..., утвержденному 05.09.2000 г., предусмотрено, что работники должны своевременно и точно исполнять распоряжения администрации школы, воздерживаться от действий, мешающих другим работникам выполнять их трудовые обязанности. Вести себя достойно на работе, общественных местах, соблюдать этические нормы поведения в коллективе, быть внимательными и вежливыми с родителями и членами коллектива школы. Педагогическим и другим работникам школы запрещается удалять учащихся с урока. Педагоги школы могут быть уволены за применение методов воспитания, связанных с физическим и психическим насилием над личностью учащегося.

Лазарева Т.М., занимая должность учителя, нарушила правила внутреннего распорядка, допустила антипедагогические действия в отношении обучающихся, нарушила профессиональную этику по отношению к коллегам.

Материалами дела установлено, что в основе данного спора лежит давний, закоренелый конфликт между Лазаревой Т.М. и коллективом учителей СОШ № ....

В сентябре 2009 г., т.е. в начале учебного 2009-2010 г.г., в целях оптимизации учебного процесса произошло расформирование 7 «в» класса и ученики были переведены в два других 7-х класса. В результате расформирования классов изменилась нагрузка учителей, преподавших в этих классах, в том числе, и Лазаревой Т.М., с чем она была не согласна.

Это несогласие выразилось в том, что ею были написаны соответствующие жалобы в Управление образования АМС г.Владикавказа, Министерство образования РСО-Алания, по этим жалобам проводились проверки, которые не выявили никаких нарушений прав учителя. Ее право на нагрузку не менее 18 часов в неделю нарушено не было, после проведенной оптимизации за ней осталось 20часов в неделю.

На приказе № ... от 19.09.2009 г. о расформировании 7 «в» класса при ознакомлении с ним Лазарева Т.М. сделала надпись «Не согласна с передачей 7 «а» класса старухе Дулаевой», объяснив этот поступок тем, что постоянно делался акцент на ее возрасте (...), и она считает корректным называть ...-летнего учителя Д. «старухой» т.к. ее тоже так называют.

Конфликт с администрацией школы Лазарева Т.М. перенесла на учеников, что выразилось в следующем.

Буквально в первые дни, после того как в 7 «б» перешли новые ученики ,по результатам проведенной контрольной ею было выставлено пятнадцать «1» и семь «2».

Начали поступать от родителей жалобы на то, что дети отказываются ходить на уроки Л.Т.М. которая унижает их, обзывает, выгоняет из класса.

Так, 19 сентября 2009 года поступило заявление от М.З.Р. о переводе ее дочери Б.Л. из 7 «б» класса в 7 «а», от учителя Лазаревой Т.М., с которой у нее ранее был конфликт.

Аналогичное заявление было подано родителем Ц.Т.

23 сентября 2009 года на имя директора школы поступила докладная от ... Г.С. о том, что в этот день она была свидетелем инцидента учителя Лазаревой Т.М. с учащимися 9 «б» класса. Учительница их оскорбляла, громко кричала. Обстоятельства, при которых это произошло, Г.С. подтвердила в судебном заседании

Родителями этих учениц Л.М., Т.В. и Л.В. также было написано заявление на имя директора школы о том, что они не желают, чтобы на их детей оказывалось психологическое давление и насилие со стороны учителя Лазаревой Т.М.

Свидетель Т.В. в судебном заседании пояснила по поводу этого заявления следующее. Ее дочь пришла из школы, и рассказала, что они с девочками шли по коридору, им на встречу - Лазарева Т.М., и одна из девочек сказала: «Тихо, Г. бабуля идет». Услышав это, Лазарева Т.М. стала кричать на весь коридор, проклинала их, чтобы у них никогда не было детей, чтобы они никогда не стали бабушками, чтобы они не увидели ни своих детей, ни внуков и т.д. Ее дочь была в истерике, пришлось давать ей успокоительное. Девочка ночь не спала, переживала, что ее прокляли, и теперь у нее не будет детей.

По поводу этого инцидента ею было написано заявление в отдел народного образования, и когда пришла проверка в школу, Лазарева Т.М. слова не давала никому сказать. Два часа все слушали, какой бред несла Лазарева Т.М. и ее сын, в конце она сказала, что все "дауны", всем надо лечиться в психбольницах, все "дебилы", и какие у них могут быть дети, и с этими словами покинула аудиторию.

09.10.2009 г. поступило заявление от классного руководителя 7 «б» класса Е.А. о том, что в этот день к ней подошли ученики ее класса и с возмущением стали рассказывать о том, что на уроке учитель Лазарева Т.М. оскорбила их одноклассника М.Г. обозвав его «ублюдком».

12.10.2009 г. заявление об этом написала мать ученика - Л.З. В судебном заседании она пояснила, что ранее с Лазаревой Т.М. был конфликт из-за того, что сын якобы тронул ее сзади. Лазарева Т.М. вызвала в школу ее и брата, который сильно избил Г. В октябре 2009 года Лазарева Т.М. на уроке при всех детях назвала его сексуально озабоченным ублюдком. Сын пришел из школы расстроенный, сказал, что у него болит голова, и лег спать. Когда другие дети пришли домой, они рассказали, как Лазарева Т.М. назвала М.Г. и матери позвонили родительницы, спросили, как она позволяет так унижать своего ребенка.

12 октября 2009 г. было проведено совместное заседание профсоюзного комитета, общешкольного родительского комитета, Совета школы, администрации с повесткой дня: рассмотрение писем-жалоб семьи Л. На заседании были оглашены и обсуждены жалобы от семьи Лазаревых. Из протокола заседания следует, что родители настаивали на том, чтобы их дети были ограждены от внутришкольного конфликта, дети приходят в школу получать знания, а учителя обязаны заниматься их образованием и воспитанием. Было высказано мнение о том, что Лазарева Т.М. не может наладить самостоятельно дисциплину в классе, невнятно объясняет учебный материал, ученики не понимают ее.

Лазарева Т.М. в ходе заседания прерывала выступающих, оскорбляла родителей и учителей. На заседании было решено: отстранить Лазареву Т.М. от работы в 8 «б» классе по настоянию родителей.

Из заключения психолого-педагогической экспертизы конфликтной ситуации, проведенной психологом Л.М., следует, что в ходе беседы с Лазаревой Т.М. сложилось впечатление о неуравновешенности и эмоциональной неустойчивости учителя русского языка. Экспресс-методика по изучению психологического климата учеников 9 «б» позволила выявить, что состояние подростков на момент исследования угнетенное, эмоционально подавленное, в классе повышенный уровень тревожности.

Приказом от 12.10.2009 г. № ... по СОШ № ... Лазарева Т.М. была привлечена к дисциплинарной ответственности в виде замечания за антипедагогические действия в отношении детей, за самовольные надписи в нормативном документе. Из приказа следует, что 19.09.09 г. Лазарева Т.М. не пустила на урок учащихся 7 «в» класса, которые после расформирования класса влились в 7 «б» класс. 06.10.2009 г. она не пустила на урок учащегося 8 «в» класса, пополнившегося за счет расформированного ранее 8 «б» класса. На этом же уроке Лазарева Т.М. выставила 22 неудовлетворительные оценки: семь «2» и пятнадцать «1». Написала непозволительные слова на официальном документе (приказ № ... от 19.09. «О расформировании 7 «в» класса). Объяснительную по этому поводу она писать отказалась.

13.10.2009 г. на имя директора школы поступила докладная зам.директора З.Д. о том, что родители учащихся 8 «б» класса забрали учеников с урока .... Они обращаются с просьбой поменять им учителя Л.Т.М.

13.10.2009 г. поступило заявление от Л.У. в отношении своих детей. В судебном заседании Л.У. подтвердила факт обращения с заявлением и указала следующее. Ее дочь учится в одном классе с внуком Лазаревой Т.М. дети подрались, и после этого Лазарева Т.М. начала придираться к ее сыну, который учится в 7 классе, и оскорблять его.

После этого случая Лазарева Т.М.. стала говорить сыну, что они нищие, что спустились с гор, выгоняла его из класса. Она оскорбляла, говорила, чтобы они ехали обратно в ..., что они не имеют право здесь жить. Это все началось в прошлом учебном году, а в этом году она ему за одну четверть поставила 15 двоек, спрашивая его почти каждый день.

14.10.2009 г. поступило заявление от С.Т. в отношении ее племянника З.А., ученика 7 «б» класса, следующего содержания. Учитель Лазарева Т.М. неоднократно била ее племянника, обзывала «ублюдком», якобы А. угрожает убить ее внука А.. Она постоянно теряет ключи, обвиняет детей в этом, вызывает милицию, потом вспоминает, где они находятся. У племянника были по ... четверки, а у Лазаревой Т.М. одни единицы и двойки. Каждый урок начинается со скандала, подобным отношением она травмирует психику ребенка, доводя до невроза, ребенок со страхом идет в школу.

14.10.2009 г. поступило заявление директору школы от родителей учеников 8 «б» класса с просьбой защитить их детей от постоянных оскорблений со стороны учителя ... Лазаревой Т.М. которая преподает всего три недели в этом классе и за этот период резко ухудшилась успеваемость, она настроила всех детей против себя, учебный материал ею дается непрофессионально, на просьбы детей повторить материал, отказывается, говоря, что это их проблемы.

Приказом от 14.10.2009 г. № ... по СОШ № ... наложено дисциплинарное взыскание на Лазареву Т.М. за нарушение профессиональной этики по отношению к коллегам в виде выговора на основании заявлений З.Д., С.Б., Л.А. по поводу оскорблений, нанесенных им учителем Лазарева Т.М.

17.10.2009 г. состоялось служебное расследование, проведенное комиссией по трудовым спорам, в ходе которой были опрошены учащиеся с целью проверки достоверности фактов, излагаемых ими. Комиссия пришла к выводу о том, что факты подтвердились, и ходатайствовала перед администрацией об отстранении учителя Лазаревой Т.М. от работы.

20.10.2009 г. состоялось заседание Совета школы, с участием администрации, родителей, психолога. Согласно протоколу рассматривали жалобы родителей учеников 7 «б» класса и решили принять меры по наказанию учителя Лазаревой Т.М. дисциплинарным взысканием.

Согласно заключению комиссии по трудовым спорам от 21.10.2009 г. по результатам служебного расследования заявления родителей учащихся 7 «б» класса, комиссия, удостоверившись в достоверности фактов, рекомендовала уволить Лазареву Т.М.

23.10.2009 г. в адрес администрации школы поступило коллективное письмо учителей СОШ № ... с просьбой освободить от занимаемой должности учителя ... Лазареву Т.М., т.к. она постоянно терроризирует не только учеников, но и педагогический коллектив.

На совместном заседании профсоюзного комитета, Совета школы, родительского комитета рассмотрели жалобу учеников 9 «б» класса по инциденту, произошедшему 23 сентября 2009 г., когда Лазарева Т.М. оскорбляла и проклинала одноклассниц своей внучки Л.Г. и решили обратиться с просьбой к директору СОШ № ... о принятии к учителю Лазаревой Т.М. мер дисциплинарного взыскания.

26.10.2009 г. поступило заявление от И.В., сын которого учится в классе Лазаревой Т.М. Он сообщил о том, что Лазарева Т.М. прервала урок, чтобы позвонить из класса его жене пожаловаться на сына. Жена больна, ее нельзя тревожить, в результате этого звонка у нее был приступ. Затем в журнале появилось несколько двоек, которых ранее у сына не было.

Представитель ответчика С.Б. в этой связи пояснила, что, как завуч по воспитательной работе ,она имеет непосредственное отношение к этим ученикам - брату и сестре И.В., у которых мама инвалид, онкологическая больная, не ходит. По ходатайству школы они проходят реабилитацию в центре «...». Их мама не в состоянии даже приготовить еду, всем занимается отец и один содержит семью, старается, чтобы у детей все было. Ученик И.В. может и слабый, но очень спокойный и воспитанный ребенок. Все наблюдают трогательную картину, когда мальчик берет свою младшую сестру за руку и ведет домой. Лазаревой Т.М., как опытный педагог, должна стараться с каждый ребенком найти контакт, а не звонить с урока его родителям и высказывать такие вещи больным родителям.

26.10.2009 г. от имени С.Б. на имя директора школы поступила докладная о том, что Лазарева Т.М. не может провести урок в 7 «б» классе, т.к. не может найти общий язык с учениками и наладить дисциплину на уроке, она демонстративно выходит с урока и ждет его окончания.

27 октября 2009 г. на собрании трудового коллектива было рассмотрено коллективное заявление учителей и все присутствовавшие на собрании учителя - 45 человек, единогласно проголосовали «за» увольнение учителя Лазаревой Т.М.

Согласно представленным суду листкам нетрудоспособности, Лазарева Т.М. болела и находилась на больничном с 1.12.2009 года. До этого она болела, но вышла на работу 27 ноября 2009 года, на этот день листок нетрудоспособности не представлен. 27 ноября 2009 г., когда она вышла на работу, ей была вручена копия приказа № ... от 27.11.2009 г. об увольнении, ей была передана трудовая книжка. От подписи об ознакомлении с приказом и получении трудовой книжки Лазарева Т.М. отказалась, о чем был составлен акт.

Кроме того, актами, составленными комиссионно с участием директора школы, заместителя директора, председателем профсоюзного комитета или делопроизводителя, а также учителей, подтверждается, что с каждой поступившей жалобы снималась копия, вручалась Лазаревой Т.М. предлагалось в двухдневный срок представить объяснительную, но ни по одной жалобе объяснительная ею представлена не была.

Согласно акту проверки от 10.12.2009 г. № ... Государственной инспекции труда в РСО-Алания, процедура увольнения Лазаревой Т.М. была соблюдена.

Из Заключения психолого-педагогической экспертизы конфликтой ситуации в СОШ № ..., которую проводили педагоги-психологи центра «...» с 22.10.09 г. по 27.10.2009 г. по запросу Управления образования г.Владикавказ усматривается следующее. В СОШ №... налицо проблема, связанная между администрацией и педагогом, детьми и педагогом. Учитель, в каком бы возрасте он не был, не имеет права попирать права детей, оскорблять их и унижать их человеческое достоинство.

Выводы данной экспертизы подтвердила в судебном заседании И.Р., психолог психолого-диагностического центра «...».

Она пояснила, что в запросе Управления образования было указано о жалобах родителей учеников на учительницу Лазареву Т.М. В ходе экспертизы с Лазаревой Т.М. провели беседу в течение трех с половиной часов, проводили исследования на уровень сложности и стрессовой ситуации в школе, разговаривали с учащимися, которые были непосредственно вовлечены в этот конфликт. Хотели присутствовать на уроке у Лазаревой Т.М., но согласия от нее не получили. Дети давали правдивые пояснения, и с их слов можно сказать, что факты оскорблений со стороны учителя имели место.

Кроме того, И.Р. была свидетелем того, как в школу пришла бабушка ученика З. и стала говорить о том, что Лазарева Т.М. при всем классе оскорбляет и унижает ее внука. На это Т.И. стала в ее адрес агрессивно высказываться.

Л.И. - главный специалист отдела контроля и надзора Министерство образования и науки РСО-Алания, в судебном заседании пояснила следующее.

В октябре 2009 г. на имя Министра образования и науки поступила очередная жалоба Лазаревой Т.М., которая касалась деятельности школы №..., затрагивались вопросы коррупции и финансовых нарушений. По поручению руководства Л.И. побывала в этой школе, провела проверку и подготовила ответ. Лазаревой Т.М. было разъяснено, что в функции Министерства образования не входит решение кадрового вопроса по муниципальному общеобразовательному учреждению. Финансовые нарушения Министерство также не вправе выявлять, т.к. нет механизма проверки этих вопросов.

Когда Л.И. посетила школу для проведения проверки в октябре 2009 г., увидела в коридоре родителей, с которыми разговаривала директор Т.В. Как ей стало известно, это были родители 8 «б» класса. Они зашли в кабинет директора, и возбужденно стали высказывать ей свое нежелание по поводу того, чтобы их детям преподавала Лазарева Т.М., так как она оскорбляет и унижает их детей, кричит на них. Этими родителями была написана жалоба на Лазареву Т.М. Отдельные учителя писали обращения и докладные на имя директора в отношении Лазаревой Т.М., где приводились примеры грубого и бестактного отношения к коллегам и ученикам.

У истицы на начало учебного года было 27 часов. Но предполагалось проведение оптимизации в школах по решению финансовых органов. В связи с этим, естественно, нагрузка изменилась, однако есть соответствующий документ, в котором указано, что нагрузка учителя в течение года может измениться в связи с изменениями учебной программы. Установленная законом ставка учителя составляет 18 часов. У Л.Т.М. было выше установленной ставки, и нагрузка составляла 20 часов. Распределение нагрузки выше ставки - это прерогатива руководителя учреждения.

Сложившаяся в школе ситуация была подвергнута психолого-педагогической экспертизе Центром диагностики и консультирования «...». Психологами отмечено, что Лазаревой Т.М. имеет завышенную самооценку и уровень притязаний. В области межличностных отношений имеет грубость и вербальная агрессия.

Существует такое понятие, как профессиональное выгорание, которое в настоящем время, по мнению свидетеля, налицо у Лазаревой Т.М.

Данное учебное заведение характеризуется как нормальная неплохая школа. У них очень хороший коллектив, чувствуется доброта и взаимовыручка. Учителя довольны директором. Действия любого педагога, выражающиеся в оскорблениях, это, прежде всего, нарушение педагогической этики. Срыв урока - это нарушение Устава школы. Только за эти действия принимаются административные меры.

В судебном заседании допрошены учителя школы Н.Н., З.Д., О.А., З.А., Ж.Ф., Г.С., Т.Х., Р.Т., Е.А., О.П., З.Ю., делопроизводитель Н.Г. Практически все они имеют большой стаж педагогической работы, исчисляемый не одним десятком лет, в том числе, и в школе № .... Их показания сводятся к тому,что Лазарева Т.М. длительное время своими многочисленными необоснованными жалобами в различные органы создает нервозную обстановку. У нее со всем коллективом напряженные плохие отношения, потому что она может оскорбить, унизить человека, обозвать его.

В последнее время истица уже не могла работать, у нее перестали складываться отношения с детьми, они ее не воспринимали больше Когда дети начинали кричать, она открывала двери и сидела, либо начинала с урока обзванивать родителей и жаловаться на их детей. Также она заходила к директору или в учительскую и просила наладить дисциплину в классе. Нет ни одного учителя, на уроке которого бы дети так себя вели.

Лазаревой Т.М. кажется, что мальчики обращают на нее внимание, заглядывают ей под юбку, она считает их сексуально озабоченными, и говорит об этом родителям прямо. А когда получается инцидент, начинает обрабатывать родителей, чтобы они не жаловались.

Мелкоев В.М., специалист УСЗН ПМО Промышленного МО, пояснил в судебном заседании, что ему было поручено провести проверку в школе № 25. 24.10.2009 г. Им были опрошены директор школы, его заместители, завучи. Беседа была проведена и непосредственного с учащимися 7 и 8 «б» классов. При беседе с детьми присутствующих из числа педагогического коллектива не было, беседовал с ними он один. В ходе разговора с учениками, факты, изложенные в заявлении, подтвердились. Сразу было заметно негативное отношение к учителю Лазаревой Т.М., детьми были изложены очень негативные факты. Это было мнение детей, воздействия взрослых на них в этом вопросе, как понял Мелкоев В.М., не было. После проверки, ответ на заявление был направлен в адрес одного из родителей, а именно в адрес Л.З., потому что она принесла это заявление.

Таким образом, судом достоверно установлено, что со стороны Лазаревой Т.М., учителя ... СОШ № ..., имели место как антипедагогические действия в отношении обучающихся, так и нарушение профессиональной этики по отношению к коллегам, нарушение трудового распорядка СОШ № ..., что обоснованно послужило основанием к ее увольнению по пп.2 п.4 ст.56 Закона «Об образовании», ст.336 п.2 ТК РФ.

Согласно п.23 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. № 2 в редакции Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 декабря 2006 года № 63 при рассмотрении дела о восстановлении на работе лица, трудовой договор с которым расторгнут по инициативе работодателя, обязанность доказать наличие законного основания увольнения и соблюдения установленного порядка увольнения возлагается на работодателя.

Суд, учитывая доказательства, приведенные выше, приходит к выводу о том, что ответная сторона доказала обоснованность увольнения истцы по названным основаниям.

В сентябре и октябре 2009 года приказами администрации было наложено два дисциплинарных взыскания на Лазареву Т.М. Приказы эти истицей не обжалованы. Ее доводы о том, что ее не ставили о них в известность, суд находит несостоятельными.

В обоснование своих доводов истица смогла только ходатайствовать о допросе своей невестки Л.Т.И., которую суд допросил в качестве свидетеля, а также опросить внучку Л.Г.. Их показания доводы ответной стороны не опровергли. Члены семьи Лазаревой Т.М. ее сын, невестка, внучка, вспоминают конфликтные ситуации давностью в несколько лет, которые не являются предметом рассмотрения по настоящему гражданскому делу.

Увольнение за «создание условий, опасных для жизни и здоровья обучающихся», суд находит недоказанным.

Основанием для увольнения послужил эпизод 31 октября 2009 года, когда Лазарева Т.М. вместо того, чтобы проводить урок, начала заниматься уборкой кабинета, натирала горючей жидкостью полы и парты, заставила это делать и троих учеников 7 класса. Этот эпизод свидетельствует о нарушении трудового распорядка, т.к. вопреки распоряжению администрации, Лазарева Т.М. вместо урока стала заниматься уборкой класса. При этом, ученики 7 класса были предоставлены сами себе и только после вмешательства директора школы детей завели в другой кабинет и провели оставшиеся уроки.

Названное выше основание увольнения подлежит исключению из приказа об увольнении Лазаревой Т.М. В силу п.1 ст.61 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 2 от 17 марта 2004 г., если при разрешении спора о восстановлении на работе суд признает, что работодатель имел основание для расторжения трудового договора, но в приказе указал неправильную формулировку основания или причины увольнения, суд в силу ч.5 ст.394 ТК РФ обязан изменить ее и указать в решении основание и причину увольнения, исходя из фактических обстоятельств, послуживших основанием для увольнения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ суд

р е ш и л :

Исковые требования Лазаревой Т.М. к МОУ СОШ № ... АМС г.Владикавказа о восстановлении на работе в должности учителя ..., признании незаконным приказа об увольнении от 27 ноября 2009 г. № ... оставить без удовлетворения.

Изменить приказ № ... от 27 ноября 2009 г. по СОШ № ... об увольнении Лазаревой Т.М., исключив из него основание увольнения - создание условий опасных для жизни и здоровья обучающихся.

Решение может быть обжаловано сторонами в Верховный суд РСО-Алания в 10-дневный срок со дня его вынесения.

Судья подпись С.В. Багаева