2-27/10 Решение от 28.01.2010 г.



дело № 2- 27/10

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

28 января 2010 года г. Владикавказ

Промышленный районный суд г. Владикавказа РСО-Алания в составе

Председательствующий судья _____________________________Дзусов А.К.

при секретаре ______________________________________Кулумбеговой А.З.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прокурора Иристонского МО г. Владикавказ к Территориальному управлению Росимущества в РСО-Алания о признании незаконным отказа в удовлетворении протеста и возложении обязанности,

у с т а н о в и л :

Прокурор Иристонского МО г. Владикавказ обратился в суд с вышеуказанным иском.

В обоснование заявленных требований указал, что Руководителем Территориального агентства по управлению государственным имуществом по РСО - Алания было издано Распоряжение № ... от ... года о безвозмездной передаче недвижимого имущества ... района ... округа в муниципальную собственность г. ...

П.5 указанного распоряжения предусматривает, что если в установленный срок акт приема - передачи не подписан АМС г. ..., то акт приема - передачи утверждается Территориальным управлением Росимущества по РСО - Алания в одностороннем порядке.

Данный пункт распоряжения является противоречащим действующему законодательству и подлежит отмене по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 154 ГК РФ для заключения договора необходимо выражение согласованной воли двух сторон. Следовательно, при отсутствии согласия АМС г. ... указанное недвижимое имущество не может быть передано им в одностороннем порядке.

Так же п. 6 распоряжения предусматривает, что право собственности на дома у АМС г. ... возникает с момента утверждения акта приема - передачи.

Данный пункт также противоречит действующему законодательству т подлежит отмене по следующим основаниям.

Ст. 131 ГК РФ установлено, что право собственности на недвижимое имущество подлежит государственной регистрации в едином государственном реестре. Ст. 223 ГК РФ предусматривает, что право собственности на недвижимое имущество у приобретателя возникает с момента государственной регистрации.

Кроме того, определением Конституционного Суда РФ от 04.12.2007 года № 828 - О - П установлено, что порядок безвозмездной передачи в муниципальную собственность находящегося в федеральной собственности имущества в связи с разграничением полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, предполагают - в системе действующего правового регулирования - необходимость учета волеизъявления органа местного самоуправления на такую передачу, согласованных действий между органами местного самоуправления и соответствующими органами государственной власти РФ и не могут рассматриваться как позволяющие принимать решения о передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную в одностороннем порядке.

С учетом выявленных нарушений закона ... года прокурором округа данное распоряжение было опротестовано, ... года указанный протест и.о. руководителя Территориального агентства по управлению государственным имуществом по РСО - Алания был отклонен.

На основании изложенного просила признать незаконным отказ и.о. руководителя Территориального агентства по управлению государственным имуществом по РСО - Алания в удовлетворении протеста прокурора Иристонского МО г. Владикавказ от ... года и обязать руководителя Территориального агентства по управлению государственным имуществом по РСО - Алания привести распоряжение № ... от ... года в соответствие с действующим законодательством

В судебном заседании представитель Прокуратуры Иристонского МО г. Владикавказ Шайдаева И. М. поддержала заявленные требования в полном объеме.

Представитель ответчика ТУ Росимущества в РСО-Алания Белашова М.А., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, в возражение указала следующее. Истец, незаконность вынесенного ТУ Росимущества по РСО-Алания распоряжения о безвозмездной передачи недвижимого имущества ... района ... округа в муниципальную собственность г. Владикавказ РСО-Алания, основывает на положениях, указанных в определении Конституционного Суда РФ от 4 декабря 2007 года № 828- О- П, где говорится о том, что « порядок безвозмездной передачи в муниципальную собственность находящегося в федеральной собственности имущества в связи с разграничением полномочий между федеральными органами, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, предполагают - в системе действующего правового регулирования - необходимость учета волеизъявления органа местного самоуправления на такую передачу…»

Однако вышеназванное определение Конституционного Суда РФ вступило в законную силу с момента опубликования его в средствах массовой информации (15-16 января 2008г.) и по общему правилу (статья 4 ГК РФ) не применяется к отношениям, возникшим до введения в действие вышеуказанного нормативно-правового акта.

Распоряжение ТУ Росимущества по РСО-Алания № ... от .... принято в соответствии с требованиями законодательства, действовавшего на момент издания распоряжения, а именно ФЗ от 22.08.2004г. ст. 154 часть 11, и Постановления Правительства РФ от 13.06.2006г. № 374, не предполагающими необходимость наличия волеизъявления органа местного самоуправления.

Кроме того, в материалах дела имеется письмо от .... № ... АМС г. ... по поводу подписания актов приема-передачи объектов недвижимого имущества, направленных ТУ Росимущества по РСО-Алания обращением от .... № ... и готовности АМС г. ... рассмотреть вопрос о приеме в муниципальную собственность имущества, являющегося федеральной собственностью.

Указала, что, согласно разъяснений Росимущества от .... и протокола совместного совещания Министерства обороны РФ и Росимущества от .... №... в случае если в установленный недельный срок передаточный акт не подписан и (или) не предоставлен органу государственной власти или органу местного самоуправления осуществляющему передачу имущества, передаточный акт утверждается уполномоченным органом в одностороннем порядке.

В связи с изложенным, просила суд отказать в удовлетворении заявленных Прокурором Иристонского МО г. Владикавказ требований.

Представитель заинтересованного лица - АМС ... Хестанов А. С., действующий на основании доверенности указал, что акт приема - передачи домов, подписан не был, ввиду того, что АМС ... не располагает финансовыми средствами, чтобы принять данные дома на свой баланс, у АМС ... баланс дотационный.

Выслушав представителей сторон и исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о законности и обоснованности заявленных Прокурором Иристонского МО г. Владикавказ требований.

В соответствии с п. 2 ст. 1 ФЗ «О прокуратуре РФ» в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет, в частности надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов

Требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 ФЗ «О прокуратуре РФ», подлежат безусловному исполнению в установленный срок.

В соответствии с п. 3 ст. 22 ФЗ «О прокуратуре РФ» прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 указанного ФЗ опротестовывает противоречащие закону правовые акты, обращается в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными;

Согласно ст. 23 ФЗ «О прокуратуре РФ» прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.

Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления - на ближайшем заседании. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме (п. 2 ст. 23 ФЗ).

В судебном заседании установлены следующие обстоятельства настоящего дела.

Распоряжением ТУ Росимущества по РСО-Алания ... от ... года недвижимое имущество ... района ... округа (всего ... объекта недвижимого имущества) безвозмездно передано в муниципальную собственность г. ...

Пунктом 5 указанного распоряжения предусмотрено положение, что если в установленный срок акт приема - передачи не подписан АМС г. ..., то акт приема - передачи утверждается Территориальным управлением Росимущества по РСО - Алания в одностороннем порядке.

Между тем данное положение нельзя признать законным.

В соответствии со ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора.

Согласно ст. 154 ГК РФ для заключения договора необходимо выражение согласованной воли двух сторон. Таким образом, при отсутствии согласия АМС г. ... указанное недвижимое имущество не может быть передано ему в одностороннем порядке.

Кроме того, п. 6 распоряжения предусмотрено положение, согласно которому право собственности на переданные дома у АМС г. ... возникает с момента утверждения акта приема - передачи.

Данное положение также противоречит действующему законодательству по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 131 ГК РФ право собственности на недвижимое имущество подлежит государственной регистрации в едином государственном реестре.

Статья 223 ГК РФ предусматривает, что право собственности на недвижимое имущество у приобретателя возникает с момента государственной регистрации.

Определением Конституционного Суда РФ от 04.12.2007 года № 828 - О - П установлено, что порядок безвозмездной передачи в муниципальную собственность находящегося в федеральной собственности имущества в связи с разграничением полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, предполагают - в системе действующего правового регулирования - необходимость учета волеизъявления органа местного самоуправления на такую передачу, согласованных действий между органами местного самоуправления и соответствующими органами государственной власти РФ и не могут рассматриваться как позволяющие принимать решения о передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную в одностороннем порядке.

Таким образом, с учетом выявленных нарушений закона опротестование ... года прокурором округа указанного распоряжения было законным и обоснованным.

Однако ... года указанный протест был неправомерно отклонен и.о. руководителя Территориального агентства по управлению государственным имуществом по РСО - Алания.

Ссылки представителя ТУ Росимущества на то обстоятельство, что рассматриваемые правоотношения возникли до опубликования Определения Конституционного Суда РФ от 04.12.2007 года № 828 - О - П необоснованны поскольку указанное судебное постановление не является нормативно-правовым актом. При этом нормы законодательства, в противоречие с которыми вынесено распоряжение ТУ Росимущества по РСО-Алания ..., действовали задолго до возникновения спорных правоотношений.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования обоснованны, в том числе и в части возложения на руководителя ТУ Росимущества в РСО-Алания обязанности по приведению распоряжения № ... от ... г. в соответствие с действующим законодательством.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Требования Прокурора Иристонского МО г. Владикавказ к Территориальному управлению Росимущества в РСО-Алания о признании незаконным отказа в удовлетворении протеста и возложении обязанности удовлетворить.

Признать незаконным отказ и.о. руководителя Территориального управления Росимущества по РСО-Алания в удовлетворении протеста Прокурора Ироистонского МО г. Владикавказ от ... г.

Обязать руководителя Территориального управления Росимущества в РСО-Алания привести распоряжение ... от ... г. в соответствие с действующим законодательством.

Решение суда может быть обжаловано сторонами в 10 дневный срок со дня вынесения в Верховный Суд РСО-Алания.

Судья А.К. Дзусов