2-29/10 Решение от 13.01.2010 г.



дело № 2- 29/10

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

13 января 2010 года г. Владикавказ

Промышленный районный суд г. Владикавказа РСО-Алания в составе:

Председательствующий судья _____________________________Дзусов А.К.;

с участием старшего помощника прокурора Промышленного МО г. Владикавказ Галазовой Е. Б.;

при секретаре ______________________________________Кулумбеговой А.З.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Худайнатова Р.Ч. к Территориальному управлению Росимущества в РСО-Алания о восстановлении на работе, взыскании компенсации морального вреда и денежного довольствия за время вынужденного прогула, признании приказа недействительным и возложении обязанности заключения служебного контракта,

у с т а н о в и л :

Худайнатов Р. Ч. обратился в суд с вышеуказанным иском, которым просил:

- восстановить его на работе в должности ... в ТУ ФАУГИ в РСО-Алания;

- взыскать с ответчика денежное довольствие государственного гражданского служащего за время вынужденного прогула;

- взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в сумме ... рублей.

В обоснование исковых требований указал, что поступил на государственную службу в Территориальное управление Росимущества по РСО-Алания 05.01.2004г. специалистом ... категории, а с 15.12.2004г. работал в должности ....

В соответствии с замещаемой должностью по результатам сдачи квалификационных экзаменов ему последовательно были присвоены классные чины - Советника государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса и затем 2 класса.

За время прохождения государственной гражданской службы к дисциплинарной ответственности за нарушения служебного распорядка и должностного регламента, установленного действующим законодательством, нормативными актами Росимущества и служебным контрактом не привлекался.

Приказом по Территориальному управлению Росимущества по РСО-Алания от ... г. № ... истец был уволен с замещаемой должности ... с формулировкой «в связи с отказом от предложенного для замещения иной должности».

Считает прекращение служебного контракта и освобождение от занимаемой должности незаконным по следующим основаниям:

Приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от ... г. № ... «О реорганизации территориальных управлений Федерального агентства по управлению государственным имуществом», а именно п.1 было предложено реорганизовать территориальные управления Росимущества в форме преобразования, включая согласно п. 1.5. Территориальное управление Росимущества по РСО - Алания.

В соответствии с обращением Территориального управления Росимущества по РСО-Алания, ... № ... ..., внесла ... года, запись в Единый государственный реестр юридических лиц о прекращении деятельности юридического лица Территориального управления Росимущества по РСО-Алания», путем реорганизации в форме преобразования. Одновременно межрайонная инспекция № ... ФНС России по г. Владикавказу, ... года зарегистрировала в качестве юридического лица созданное путем реорганизации в форме преобразования Территориальное управление Росимущества в РСО - Алания и поставила на учет в налоговом органе присвоив ИНН/КПП ....

Согласно части 5 статьи 58 ГК РФ при реорганизации юридического лица в форме преобразования к вновь возникшему юридическому лицу - ТУ Росимущества в РСО-Алания в соответствии с передаточным актом, утвержденным Росимуществом с 15 сентября 2009г. перешли права и обязанности, включая кадровые, реорганизованного юридического лица, то есть ТУ Росимущества по РСО-Алания.

При реорганизации государственного органа, «прекращение государственно-служебных отношений с гражданскими служащими, замещающими должности гражданской службы в этом государственном органе, могут быть прекращены в случае сокращения должностей гражданской службы», что указано и в части 2 статьи 31 Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Приказом Минэкономразвития России от 17 сентября 2008 г. № 281 «Об утверждении схемы размещения территориальных органов Федерального агентства по управлению государственным имуществом», утверждается схема размещения территориальных органов Росимущества, включая - «Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Северная Осетия-Алания» с численностью государственных гражданских служащих - 19 единиц. Дополнительным приказом Минэкономразвития России от 19 января 2009 г. № 10 «О внесении изменений в схему размещения территориальных органов Федерального агентства по управлению государственным имуществом», изложены изменения в схеме размещения «Территориальное управление Росимущества в РСО-Алания» в редакции, согласно которой предельная численность работников(государственных гражданских служащих) в Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в РСО-Алания составляет 24 единиц с плановым фондом оплаты труда государственных гражданских служащих на 2009г. (без персонала по охране и обслуживанию зданий) ... тыс. руб.

На основании схемы размещения, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 19 января 2009 г. № 10, руководитель Территориального управления Росимущества в РСО-Алания А.Р. ввел в действие согласованное с Росимуществом, штатное расписание в количестве 24 ед. государственных гражданских служащих, то есть численность возросла на 5 единиц.

Приказом Росимущества от .... № ..., в п.8 руководителям территориальных управлений Росимущества, в том числе и руководителю ТУ Росимущества в РСО-Алания, А.Р.., предложено «формировать кадровый состав преобразованных территориальных управлений с учетом положений ч. 2 ст. 22 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004г. № 79-ФЗ, а также на основе имеющегося кадрового потенциала». То есть речь идет не о сокращении государственных гражданских служащих, а комплектовании вакантных должностей государственных гражданских служащих территориального управления, используя норму федерального закона, при которой конкурс для поступления гражданина на гражданскую службу или замещения другой государственной должности не проводится.

Из всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы, а именно то, что в результате реорганизации «Территориального управления Росимущества по РСО-Алания», в форме преобразования и создания «Территориального управления Росимущества в РСО-Алания», численность государственных гражданских служащих возросла с 19 ед. до 24 ед. то есть отсутствует факт сокращения гражданских должностей.

Текстовый и правовой анализ задач и функций изложенных в Положениях, созданного в результате реорганизации в форме преобразования, «Территориального управления Росимущества в РСО-Алания», остались идентичными задачам и функциям прекратившего свою деятельность в результате реорганизации в форме преобразования «Территориального управления Росимущества по РСО-Алания» за исключением замены предлога «по» на «в» в названии организации; Территориальное управление Росимущества по РСО-Алания, как
юридическое лицо прекратило свою деятельность с 15 сентября 2009 г., а
приказ об увольнении истца издан спустя 13 календарных дней - 28
сентября 2009 г.; с которым Худайнатов Р. Ч. ознакомлен спустя 30 календарных дней после издания, хотя я находился на работе до 12 часов 45минут ...

А.Р.., по мнению истца, злоупотребив своими должностными полномочиями, вопреки интересам государственного органа подписал приказ об увольнении Худайнатова Р. Ч. от имени организации, прекратившей свою деятельность как юридическое лицо с 15 сентября 2009 г. и руководителем, которой никогда не был.

В результате необоснованного увольнения истец был лишен
возможности выполнять свои служебные обязанности и получать адекватное
денежное довольствие за период с 1 октября 2009 года.

Кроме того, истец заболел и находился на амбулаторном лечении с 29.09. по 08.10.2009 г., испытывал физическое и морально - нравственные страдания в связи с потерей работы, незаконным увольнением после длительного добросовестного выполнения своих служебных обязанностей.

Моральный вред, причиненный в результате незаконного увольнения Худайнатов Р. Ч. оценивает в размере ... рублей.

На основании вышеизложенного просил восстановить его на работе в Территориальном управлении Росимущества в РСО-Алания в должности ...; взыскать с Территориального управления Росимущества в РСО -
Алания в свою пользу денежное довольствие государственного гражданского
служащего за все время вынужденного прогула с 1 октября 2009 года по
день восстановления на работе и взыскать с Территориального управления Росимущества в РСО-Алания в свою пользу в счет компенсации морального вреда, причиненного ему неправомерными действиями в размере ... рублей.

Впоследствии истец дополнил свои исковые требования и просил признать приказ от .... №... об увольнении истца незаконным и обязать руководителя ТУ Росимущества в РСО-Алания заключить с ним служебный контракт.

В судебном заседании истец Худайнатов Р. Ч. поддержал заявленные требования в полном объеме.

Представитель ответчика ТУ Росимущества в РСО-Алания Белашова М.А., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, в возражение указала следующее.

В соответствии с абзацем 2 п. 10 Указа Президента РФ от 12 мая 2008 года № 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти», и Постановлением Правительства РФ от 05 июня 2008 года № 432 «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом» начался процесс реорганизации в форме преобразования Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, с возложением на него функции специализированного государственного учреждения при Правительстве Российской Федерации «Российский фонд федерального имущества» по организации продажи приватизируемого федерального имущества, реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, а также функции по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации. Что являлось первым этапом.

Началом следующего этапа реорганизации в форме преобразования Федерального агентства по управлению государственным имуществом, стал изданный, в соответствии с вышеприведенными Указом Президента РФ от 12 мая 2008 года № 724 и Постановлением Правительства РФ от 05 июня 2008 года № 432, Приказ Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 27.02.209 года № 49 «О реорганизации территориальных управлений Федерального агентства по управлению государственным имуществом». Пунктом 2 указанного Приказа №49 утверждается Положение «О Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в РСО-Алания». Пунктом 9 Приказа №49 признается утратившим силу, Положение «О Территориальном управлении Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по РСО-Алания». Согласно п. 3 Приказа № 49 осуществление реорганизационных мероприятий в отношении преобразуемых территориальных управлений, было возложено на исполняющих обязанности руководителей данных территориальных управлений. Пунктом 8 Приказа № 49 исполняющий обязанности руководителя наделяется правом формировать кадровый состав преобразованных Территориальных управлений с учетом положений п. 2 ст. 22 ФЗ «О государственной гражданской службе», а так же на основе имеющегося кадрового потенциала. В соответствии с указанными нормами руководитель ТУ Росимущества в РСО-Алания, прежде исполняющий обязанности руководителя в ТУ Росимущества по РСО-Алания, произвел следующие действия, а именно: издал распоряжение о вручении уведомлений о предстоящем высвобождении занимаемых должностей; на основании, изучения личных дел сотрудников ТУ Росимущества по РСО-Алания, и своего мнения сформированного за время совместной работы, предложил каждому сотруднику должность в реорганизованном территориальном управлении; в связи с отказом от предложенной должности ТУ Росимущества в РСО-Алания Худайнатовым Р.Ч., издал приказ об увольнении Худайнатова Р.Ч. от 28.09.2009 года.

На основании вышеизложенного, руководствуясь нормами действующего законодательства РФ, представитель ответчика просила суд отказать истцу в удовлетворении исковых требований.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, заключение прокурора, полагавшего иск подлежащим удовлетворению, приходит к следующему выводу.

Согласно ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, определяют смысл, содержание и применение законов, обеспечиваются правосудием.

В соответствии со ст. 37 Конституции РФ труд свободен, каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. Кроме того, признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения.

В соответствии со ст. 31 ФЗ О государственной гражданской службе при сокращении должностей гражданской службы государственно-служебные отношения с гражданским служащим, замещающим сокращаемую должность гражданской службы, продолжаются в случае:

1) предоставления гражданскому служащему с учетом уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности возможности замещения иной должности гражданской службы в том же государственном органе либо в другом государственном органе;

2) направления гражданского служащего на профессиональную переподготовку или повышение квалификации.

При реорганизации государственного органа или изменении его структуры государственно-служебные отношения с гражданскими служащими, замещающими должности гражданской службы в этом государственном органе, могут быть прекращены в случае сокращения должностей гражданской службы (п. 2 ст. 31).

Применяя нормы трудового законодательства суд так же руководствовался положениями Постановления Пленума ВС РФ от 17. 03. 2004 г. № 2 «О применении судами РФ Трудового Кодекса РФ», указавшего в частности, что при рассмотрении дела о восстановлении на работе лица, трудовой договор с которым расторгнут по инициативе работодателя, обязанность доказать наличие законного основания увольнения и соблюдение установленного порядка увольнения возлагается на работодателя.

В судебном заседании установлены следующие обстоятельства настоящего дела.

Истец Худайнатов Р. Ч. состоял в трудовых отношениях с ответчиком, ... г. принят на должность государственного служащего специалистом ... категории Территориального управления Министерства имущественных отношений РФ по РСО-Алания.

Впоследствии переведен на должность ... в том же государственном учреждении (приказ № ... от ... г.).

Приказом Руководителя ТУ Федерального агентства по управлению госимуществом в РСО - Алания А.Р. от ... года № ..., в связи с реорганизацией в форме преобразования ТУ ФАУГИ по РСО-Алания согласно приказу ФАУГИ от ... г. № ... расторгнут служебный контракт, освобожден от занимаемой должности ..., работы с государственными предприятиями, учреждениями, технического обеспечения и кадров ТУ ФАУГИ по РСО-Алания и уволен Худайнатов Р. Ч. с 28.09.2009г. в связи с отказом от предложенной для замещения иной должности государственной гражданской службы (отказом от подписания уведомления от 25.09.2009 г. о предложении иной государственной должности при ознакомлении с ним). Основание п. 6 ч. 1ст. 33 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ».

Признавая недействительными вышеуказанный приказ №... суд прежде всего учитывает, что в судебном заседании не нашел своего подтверждения факт проведения сокращения в ТУ ФАУГИ в РСО-Алания в установленном трудовым законодательством и законодательством о государственной гражданской службе в РФ порядке.

Согласно п.п. 1.5 и 2. 5. Приказа № 49 ФАУГИ от 27.02.2009г. «О реорганизации территориальных управлений Федерального агентства по управлению государственным имуществом» Территориальное управление ФАУГИ по РСО-Алания реорганизовано в форме преобразования в Территориальное управление ФАУГИ в РСО-Алания, утверждено его положение.

Приказ так же предписывает, в частности, исполняющим обязанности руководителей территориальных управлений формировать кадровый состав управлений с учетом положений п. 2 ст. 22 ФЗ «О государственной гражданской службе в РФ», а так же на основе имеющегося кадрового потенциала (п. 8).

Согласно Схемы размещения территориальных органов ФАУГИ, утвержденной Министерством экономического развития РФ № ... от ... г. предельная численность работников (государственных гражданских служащих) по Территориальному управлению ФАУГИ в РСО-Алания установлена в количестве 24 единиц.

Факт увеличения численности государственных гражданских служащих подтверждается так же штатным расписанием ТУ ФАУГИ в РСО-Алания по состоянию на 01.12.2008 г. и штатным расписанием ТУ ФАУГИ в РСО-Алания по состоянию на 01.03.2009 года, из которых следует, что численность должностей государственной гражданской службы в территориальном управлении возросла на 5 единиц (24 вместо 19).

Из этих документов также следует, что вместо 3 единиц начальников отделов (а именно - отдела учета и контроля федерального имущества, работы с государственными предприятиями, учреждениями, технического обеспечения и кадров; отдела оценки, приватизации и работы с коммерческими организациями; отдела управления движимым и недвижимым имуществом и правового обеспечения) были введены 4 единицы начальников отелов: отдела реестра федерального имущества; отдела приватизации, оценки, контроля использования федерального имущества и работы с государственными предприятиями и коммерческими организациями; отдела управления и распоряжения федеральным имуществом, реализации и правового обеспечения и отдела бухгалтерского учета, отчетности, кадров, делопроизводства и технического обеспечения. При этом ни одна из указанных четырех единиц должностей начальников отдела истцу предложена не была.

Довод ответной стороны о том, что задачи и функции территориального управления совершенно изменились не нашли своего подтверждения в судебном заседании, и более того опровергаются содержанием Положения о Территориальном управлении ФАУГИ по РСО-Алания и Положения о Территориальном управлении ФАУГИ в РСО-Алания.

Судом не ставится под сомнение право ответчика осуществлять реорганизацию в предусмотренных законодательством случаях, однако подобная реорганизация не влечет автоматического сокращения численности должностей государственной гражданской службы либо увольнения государственных гражданских служащих. Ст. 31 ФЗ «О государственной гражданской службе в РФ» действительно позволяет расторгать служебный контракт с государственным гражданским служащим в случае сокращения численности при реорганизации государственного органа или его структурного подразделения. Однако суду не было представлено доказательств вынесения решения уполномоченным органом или должностным лицом о сокращении штата Территориального управления ФАУГИ в РСО-Алания.

Так же необоснованны ссылки ответчика на ст. 16. ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», согласно которой реорганизация юридического лица в форме преобразования считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица, а преобразованное юридическое лицо - прекратившим свою деятельность. Данная норма не имеет предметом своего регулирования отношения по сокращению штата юридическим лицом, в частности и трудовые отношения в целом.

В соответствии с ч. 5 ст. 58 ГК РФ при преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.

Согласно передаточного акта от ... г. утвержденного ... г., ТУ ФАУГИ по РСО-Алания в соответствии с приказом Росимущества № 49 передало, а ТУ ФАУГИ в РСО-Алания приняло активы и пассивы ТУ ФАУГИ по РСО-Алания, а так же права и обязанности последнего в соответствии с бухгалтерской отчетностью по состоянию на ... г.

15.09.2009 г. Межрайонная инспекция № 1 ФНС России по г. Владикавказу, внесла запись в Единый государственный реестр юридических лиц о прекращении деятельности юридического лица Территориального управления Росимущества по РСО-Алания, путем реорганизации в форме преобразования. Тогда же межрайонная инспекция № 1 ФНС России по г. Владикавказу, зарегистрировала в качестве юридического лица созданное путем реорганизации в форме преобразования Территориальное управление Росимущества в РСО - Алания поставив его на учет в налоговом органе и присвоив ИНН/КПП ....

Исходя из положений ч. 3 ст. 49 и ч. 2 ст. 51 ГК РФ и учитывая, что ТУ ФАУГИ в РСО-Алания является правопреемником ТУ ФАУГИ по РСО-Алания, суд считает возможным восстановить истца на работе в должности ... в Территориальном управлении ФАУГИ в РСО-Алания.

В соответствии со ст. 394 ТК РФ в случае признания увольнения незаконным работник должен быть восстановлен на прежней работе. Орган рассматривающий индивидуальный трудовой спор, принимает решение о выплате работнику среднего заработка за все время вынужденного прогула. В случаях увольнения без законных оснований или с нарушением установленного порядка суд может по требованию работника вынести решение о возмещении работнику денежной компенсации морального вреда, причиненного ему указанными действиями.

В соответствии со ст. 139 ТК РФ для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые в соответствующей организации независимо от источников этих выплат. При любом режиме работы расчет средней заработной платы работника производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного времени за последние 12 месяцев, предшествующих моменту выплаты.

В связи с удовлетворением основного иска о восстановлении на работе исковые требования Худайнатова Р. Ч. в части взыскания денежного довольствия государственного гражданского служащего за время вынужденного прогула, обоснованны и подлежат удовлетворению

Суд считает, что истцу должна быть выплачена денежная сумма в размере ... рубля (как следует из представленной ответчиком справки от ... г., средняя заработная плата Худайнатова Р. Ч. за 12 мес. предшествовавших увольнению составляла ... руб. х ... месяца и ... дней = ... руб.) в виде заработной платы (денежного довольствия) за время вынужденного прогула.

В соответствии с ч. 16 ст. 70 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» в случаях освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы по основаниям, не предусмотренным настоящим Федеральным законом, или с нарушением установленного порядка освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы либо в случае незаконного перевода на иную должность гражданской службы суд вправе по письменному заявлению гражданского служащего вынести решение о возмещении в денежном выражении причиненного ему морального вреда. Размер возмещения определяется судом.

Разрешая вопрос о взыскании компенсации морального вреда суд признает, что истцом были перенесены физические и нравственные страдания в связи с незаконным увольнением. Однако исходя из принципа разумности, соразмерности и справедливости считает возможным взыскать с ответчика денежную сумму в размере ... рублей в качестве компенсации морального вреда причиненного незаконным увольнением.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что работодателем недоказана правомерность увольнения Худайнатова Р. Ч., что является безусловным основанием для восстановления истца на работе в должности ... в Территориальном управлении Росимущества в РСО-Алания и заключения с ним служебного контракта, а так же взыскания в его пользу денежного довольствия за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Худайнатова Р.Ч. к Территориальному управлению Росимущества в РСО-Алания о восстановлении на работе, взыскании денежного довольствия за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда, признании приказа недействительным и возложении обязанности заключения служебного контракта, удовлетворить в части.

Признать незаконным приказ Территориального управления Росимущества по РСО-Алания № ... от ... г. о расторжении служебного контракта, освобождении от замещаемой должности государственной гражданской службы и увольнении Худайнатова Р.Ч..

Восстановить Худайнатова Р.Ч. на работе в Территориальном управлении Росимущества в РСО-Алания в должности ..., обязав Территориальное управление Росимущества в РСО-Алания заключить с ним служебный контракт с 28 сентября 2009 г.

Взыскать с Территориального управления Росимущества в РСО-Алания в пользу Худайнатова Р.Ч., задолженность по выплате денежного довольствия за время вынужденного прогула в размере ... рубля.

Взыскать с Территориального управления Росимущества в РСО-Алания в пользу Худайнатова Р.Ч., ... рублей в качестве компенсации морального вреда.

В удовлетворении исковых требований Худайнатова Р.Ч. к Территориальному управлению Росимущества в РСО-Алания о взыскании компенсации морального вреда в размере ... рублей отказать.

Взыскать с Территориального управления Росимущества в РСО-Алания в пользу муниципального бюджета государственную пошлину в размере 2000 (две тысячи) рублей.

Решение суда в части восстановления на работе и взыскания задолженности по выплате денежного довольствия подлежит немедленному исполнению.

Решение суда может быть обжаловано сторонами в 10 дневный срок со дня вынесения в Верховный Суд РСО-Алания.

Судья А.К. Дзусов