2-388/2010 Решение от 18.06.2010г.



дело № 2-388/10

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 июня 2010 года г. Владикавказ

Судья Промышленного районного суда г. Владикавказа РСО-Алания Арбиева И.Р., при секретаре Арсоевой СВ.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Кудзоева Р.К., Кудзоевой В.Б., Кудзоева А.Р., Кудзоева И.Р., Кудзоева А.Р. к Баскаевой И.Р. о компенсации морального вреда, в связи со смертью родственника, вследствие предоставления услуг, не отвечающих требованиям безопасности,

установил:

Кудзоев Р.К., Кудзоева В.Б., Кудзоев А.Р., Кудзоев И.Р., Кудзоев А.Р. обратились в Промышленный районный суд г. Владикавказа с исковым заявлением к Баскаеву Х.М., Баскаевой И.К. о компенсации морального вреда, в связи со смертью родственника, вследствие предоставления услуг, не отвечающих требованиям безопасности.

В обоснование заявленного требования истцы указали, что 12.11.2007 г. в гостиничном номере при ресторане «...», расположенном по адресу г. ..., ... шоссе, ..., погибла дочь Кудзоева Р.К. и Кудзоевой В.Б. и сестра Кудзоева А.Р., Кудзоева И.Р., Кудзоева А.Р. - К.Р.Р.. Смерть наступила в результате отравления угарным газом. Вступившим в законную силу приговором Советского районного суда г. Владикавказа от 3.08.09 г., за предоставление услуг, не отвечающих требованиям безопасности, повлекших по неосторожности смерть двух человек, был признан виновным Баскаев Х.М., который являясь фактическим собственником ООО «...», на основании генеральной доверенности, выданной его супругой Баскаевой И.К., являющейся индивидуальным предпринимателем, в ванных комнатах указанного гостиничного комплекса установил газовые водонагреватели с нарушениями требований безопасности, что явилось причиной утечки угарного газа. Смерть К.Р.Р.. стала для них большой трагедией, от причиненного горя они не оправились до сих пор. Усугубило их нравственные страдания бесчеловечное отношение Баскаева Х.М. к их трагедии, не присутствовавшего даже на ее похоронах, который всячески пытается избежать ответственности. Просили взыскать с ответчиков солидарно в качестве компенсации морального вреда денежную сумму в размере ... рублей на каждого истца.

В период рассмотрения судом настоящего гражданского дела ответчик Баскаев Х.М. умер.

Определением Промышленного районного суда г. Владикавказа от 18 июня 2010 года производство по делу в части взыскания с Баскаева Х.М. компенсации морального вреда прекращено, в связи с его смертью.

В судебное заседание истцы Кудзоев Р.К., Кудзоева В.Б., Кудзоев А.Р., Кудзоев И.Р., Кудзоев А.Р. не явились, об уважительной причине неявки суду не сообщили, надлежащим образом были извещены о времени и месте рассмотрения дела.

В судебном заседании представитель Кудзоева Р.К., Кудзоевой В.Б., Кудзоева А.Р., Кудзоева И.Р., Кудзоева А.Р. - Гуриев Х.К., действующий на основании нотариально удостоверенных доверенностей поддержал заявленные требования своих доверителей в полном объеме и просил их удовлетворить.

В судебное заседание ответчик Баскаева И.К. не явилась, причину неявки суду не сообщила, надлежащим образом была извещена о времени и месте рассмотрения дела.

В судебном заседании представитель Баскаевой И.К. - Икаев Т.О., действующий на основании нотариально удостоверенной доверенности требования истцов не признал, указав, что единственным виновником в гибели Кудзоевой P.P. признан Баскаев Х.М. В отношении Баскаевой И.Х. уголовное преследование было прекращено, в связи с чем, исковые требования необоснованны и удовлетворению не подлежат.

Суд, выслушав представителей сторон, исследовав материалы гражданского дела № 2-388/10, считает исковые требования Кудзоева Р.К., Кудзоевой В.Б,, Кудзоева А.Р., Кудзоева И.Р., Кудзоева А.Р. к Баскаевой И.К. о компенсации морального вреда, в связи со смертью родственника, вследствие предоставления услуг, не отвечающих требованиям безопасности, не подлежащими удовлетворения по следующим основаниям.

Согласно ст. 151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Ст. 1100 ГК РФ установлены случаи, когда компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда.

Согласно п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 г. № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» в соответствии с действующим законодательством одним из обязательных условий наступления ответственности за причинение морального вреда является вина причинителя. Исключение составляют случаи, прямо предусмотренные законом.

Например, когда:

вред причинен жизни или здоровью гражданина источником повышенной опасности;

вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ;

вред причинен распространением сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию.

Согласно постановлению следователя СО по г. Владикавказу СУ СК при прокуратуре РФ по РСО-Алания С.Н.И.. от 27 апреля 2009 года в отношении Баскаевой И.К. прекращено уголовное преследование в части совершения преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 238 УК РФ, за отсутствием в ее действиях состава преступления. Таким образом, вина Баскаевой И.К. в гибели К.Р.Р.. не установлена.

Основания компенсации морального вреда независимо от вины причинителя вреда, предусмотренные ст. 1100 ГК РФ при указанных обстоятельствах дела отсутствуют.

Доводы представителя истцов Гуриева Х.К. о правомерности взыскании с Баскаевой И.К., как с индивидуального предпринимателя, морального вреда в соответствии с законом РФ «О защите прав потребителей» суд считает необоснованным по следующим основаниям.

Согласно ст. 15 Закона РФ № 2300-1 «О защите прав потребителей» моральный вред причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем прав потребителя подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины.

Поскольку вина ответчика Баскаевой И.К. не установлена и, кроме того, истцы не являлись потребителями, требования о взыскании компенсации морального вреда с ответчика Баскаевой И.К. являются неправомерными и удовлетворению не подлежат.

У суда нет оснований ставить под сомнение, что гибель дочери и сестры истцов К.Р.Р. глубоко затронула их эмоционально-чувсвенную сферу проявляясь явственных страданиях, однако исковые требования истцов к Баскаевой И.К. являются необоснованными.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК Российской Федерации, суд

решил:

Исковое заявление Кудзоева Р.К., Кудзоевой В.Б., Кудзоева А.Р., Кудзоева И.Р., Кудзоева А.Р. к Баскаевой И.К. о компенсации морального вреда, в связи со смертью родственника, вследствие предоставления услуг, не отвечающих требованиям безопасности оставить без удовлетворения.

Решение суда может быть обжаловано сторонами в 10 дневный срок в Верховный Суд РСО-Алания.

Судья И.Р. Арбиева

3