гражданское дело № 2-178/10
Р Е Ш Е Н И ЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 марта 2010 года
г. Владикавказ
Судья Промышленного районного суда г. Владикавказа РСО-Алания Арбиева И.Р.,
при секретаре Арсоевой С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Антюшко А.Г. к Управлению социальной защиты населения Промышленного муниципального округа г.Владикавказа об обязании выплачивать ежемесячную денежную компенсацию и взыскании недополученной денежной суммы,
У С Т А Н О В И Л:
Антюшко А.Г. обратился в Промышленный районный суд г.Владикавказа с исковым заявлением к Управлению социальной защиты населения Промышленного МО г. Владикавказа об обязании ответчика выплачивать ему с 01.02.2010 года ежемесячную компенсацию в возмещение вреда здоровью в размере ... рублей, а также взыскании недополученной за период с 01.10.2009 года по 01.02.2010 года денежной суммы в размере ... рублей ... копеек.
В обоснование заявленного требования истец Антюшко А.Г. указал, что он принимал участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, в результате, ему установлена первая группа инвалидности. В настоящее время он получает ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда здоровью (далее - ВВЗ). До 16 сентября 2009 года он имел 2 группу инвалидности и ВВЗ с 2001 года выплачивалась ему в соответствии с Федеральным законом № 5 ФЗ от 12.02.2001г. в размере ... руб. Решением Ленинского районного суда г. Владикавказа от 20 февраля 2004 г. размер компенсации был проиндексирован исходя из роста величины прожиточного минимума, за период с 2002 г. по 2005 г. В дальнейшем, с 2005 года, индексация присужденных сумм возмещения вреда здоровью, производились в соответствии с уровнем инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке установленном Правительством РФ. Между тем, при установлении 1 группы инвалидности управление социальной защиты населения Промышленного МО (далее УСЗН), применило к размеру ВВЗ, не коэффициенты прожиточного минимума, а коэффициенты уровня инфляции, которые привели к уменьшению размера выплат, ревизовав находящееся в законной силе судебное решение от 20 февраля 2004 года. Тем самым, ухудшив его материальное положение, так как при применении коэффициентов уровня инфляции размер возмещения вреда существенно снижается. Поскольку механизм индексации сумм возмещения вреда (индексировать с 01.01.2002г. по 11.01.2005г., по величине прожиточного минимума в РСО-Алания) был определен вступившим в законную силу судебным решением от 20 февраля 2004 года, то УСЗН был не вправе устанавливать сумму в возмещение вреда исходя из иных критериев индексации.
Во исполнение судебного решения Ленинского районного суда г. Владикавказа от 20 февраля 2004 года УСЗН по Промышленному МО г. Владикавказа проводило выплаты следующим образом: в соответствии с Постановлением Конституционного суда от 19.06.2002г. № ..., суммы возмещения вреда индексировались с учетом роста прожиточного минимума в РСО-Алания: с 01.01.2002г.- 1,25; с 01.01.2003г.- 1,14; с 01.01.2004г. - 1,13.
В соответствии с Федеральным законом от 26 апреля 2004 года № 31-ФЗ, предусматривалась ежегодная индексация сумм возмещения вреда исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год в порядке, определяемом Правительством РФ. Суммы возмещения вреда индексируются с учетом уровня инфляции: 01.01.2005г. - 1,11; с 01.01.2006г.- 1,09; с 01.01.2007г. - 1,08; с 01.01.2008г.- 1,105; с 01.01.2009г. -1,13; с 01.01.2010г.- 1,1.
Итого общий коэффициент индексации - 1,25*1,14*1,13*1,11*1,09*1,08*1.105*1,13*1,1= 2,89раз, размер ВВЗ на 1 февраля 2010 г. для инвалида 1 группы - ... руб. * ... раза = ... руб. Указанная сумма ВВЗ должна выплачиваться Антюшко А.Г. ежемесячно.
УСЗН Промышленного МО г. Владикавказа сумму ВВЗ проиндексировал не в порядке установленном решением Ленинского районного суда г. Владикавказа от 20 февраля 2004 года (т.е. на индексы роста ВПМ), а в порядке, установленном Законом №31-Ф3 от 26.04.2004г. - т.е. на прогнозные индексы инфляции в целом по РФ на соответствующий финансовый год. С учетом этого размер ВВЗ истцу на 1 февраля 2010г. составил ... руб., что на ... руб. меньше.
Поскольку механизм индексации сумм возмещения вреда (индексировать по росту величины прожиточного минимума) был определен вступившим в законную силу судебным решением от 20 февраля 2004 года, то Управление социальной защиты населения Промышленного МО г. Владикавказ было не вправе устанавливать размер ВВЗ исходя из иных критериев индексации.
В судебном заседании представитель Антюшко А.Г. - Кокоев В.И., действующий на основании нотариально удостоверенной доверенности № ... от 10.02.2010 г. поддержал исковые требования своего доверителя и просил их удовлетворить.
В судебном заседании представители ответчика Управления социальной защиты населения Промышленного МО г. Владикавказа Кусова З.Б., действующая на основании доверенности № ... от 12.01.2010 года, и Гацалова А.Б., действующая на основании доверенности № ... от 04.02.2010 года просили суд отказать Антюшко А.Г. в удовлетворении заявленных исковых требований, пояснив следующее. В соответствии с п. 15 ст. 14 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в ред. Федерального закона от 12.02.2001г. № 5-ФЗ) гражданам, ставшими инвалидами вследствие ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС гарантируется ежемесячная компенсация в возмещении вреда, причиненного здоровью в связи, с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы. В силу названной нормы базового закона возмещение вреда гарантируется выплатой ежемесячной денежной компенсации в твердой сумме, размер которой зависит только от группы инвалидности.
Кроме того, Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2001г. № 607 утвержден «Порядок выплаты ежемесячной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствии Чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС» (в ред. Постановления Правительства РФ от 20.06.2005 №387). Настоящий порядок разработан в соответствии с Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», регулирует вопросы выплаты ежемесячной денежной компенсации возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Согласно п. З данного положения выплата денежной компенсации инвалидам осуществляется в следующих размерах: Инвалидам 1-ой группы-5000рублей; Инвалидам 2-ой группы -2500 рублей; Инвалидам 3-ей группы - 1000 рублей.
Размер ежемесячной компенсации - ежегодно индексируется исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в установленном порядке.
Кроме того, в соответствии с п.7 «Порядка выплаты ежемесячной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие Чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС», утвержденные Постановлением Правительства РФ от 21. августа 2001г. №601 денежная компенсация выплачивается со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами, а при пересмотре ее размера в связи с изменением группы инвалидности с первого числа месяца, следующего за месяцем подачи заявления.
На основании вышеуказанных актов размер ежемесячной компенсации в возмещение вреда в соответствии с установленной группой инвалидности был пересмотрен и определен с 1 февраля 2010г. С учетом уровня инфляции в соответствии с Постановлениями Правительства Российской Федерации указанный размер выплаты в настоящее время составляет 12383,84руб. В обоснование своих требований истец ссылается на решение Ленинского районного суда г.Владикавказа от 20 февраля 2004 года, признавшее правомерным применение индекса роста прожиточного минимуму за период с 2002г по 2004г. в соответствии с Постановлением Конституционного суда от 19.06.2002г. №11. При этом истцом не учитывает тот факт, что первая группа инвалидности была ему установлена лишь 16 сентября 2009 года, а следовательно, применение индекса роста прожиточного минимума к данной группе инвалидности недопустимо за период с 2002 по 2004 г.
Таким образом, истец в своих расчетах самостоятельно и необоснованно установив размер ежемесячной денежной суммы в возмещение вреда, причиненного здоровью, вошел в прямое противоречие с действующим законодательством.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела № 2-178/10, считает исковые требования Антюшко А.Г. к Управлению социальной защиты населения Промышленного муниципального округа г.Владикавказа об обязании выплачивать ежемесячную денежную компенсацию и взыскании недополученной денежной суммы подлежащим оставлению без удовлетворения по следующим основаниям.
В соответствии с п. 15 ст. 14 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в ред. Федерального закона от 12.02.2001г. № 5-ФЗ) гражданам, ставшим инвалидами вследствие ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС гарантируется ежемесячная компенсация в возмещении вреда, причиненного здоровью в связи, с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2001г. № 607 утверждено «Положение о порядке выплаты ежемесячной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие Чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС» (в ред. Постановления Правительства РФ от 20.06.2005 №387). Согласно п. 3 данного положения выплата денежной компенсации инвалидам осуществляется в следующих размерах: Инвалидам 1-ой группы-5000рублей; Инвалидам 2-ой группы -2500 рублей; Инвалидам 3-ей группы - 1000 рублей.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 26 апреля 2004 года № 31-ФЗ часть третья статьи 5 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" изложена в новой редакции, согласно которой размеры выплат гражданам, установленных настоящим Законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Согласно удостоверения серия Б № ... Антюшко А.Г. имеет право на меры социальной поддержки, установленные законом "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Согласно справке серии МСЭ-2007 № ... Антюшко А.Г. установлена с 16.09.2009 г. первая группа инвалидности.
Согласно справке от 19.01.2010 г. Антюшко А.Г. получает пенсию возмещение вреда в размере ... руб.
Таким образом, судом установлено, что с установлением истцу 1 группы инвалидности УСЗН по Промышленному МО, ему была назначена компенсация возмещения вреда здоровью исходя из ее размера - ... рублей, проиндексированная согласно уровня инфляции. Указанный порядок индексации ВВЗ суд считает законным, поскольку он предусмотрен вышеуказанными нормативными актами.
Доводы истца о том, что при определении размера выплаты ВВЗ за период с 2002 г. по 2005 г. необходимо было применить коэффициент роста величины прожиточного минимума суд считает необоснованным по следующим основаниям.
Решением Ленинского районного суда от 20.02.2004 г. Антюшко А.Г., как инвалиду 2 группы, был установлен размер ВВЗ с учетом роста величины прожиточного минимума.
Согласно постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002 года № 11-П, положения части третей статьи 5 Федерального закона «О социальной защите граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» признаны не соответствующими Конституции РФ, поскольку, устанавливая ежегодную индексацию сумм возмещения вреда исходя из роста величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации, не предусматривают при этом механизм индексации, которым обеспечивались бы ее своевременность и безусловность, и потому носят неопределенный характер.
Федеральным законом от 26 апреля 2004 года № 31-ФЗ был установлен механизм индексации сумм возмещения вреда исходя из уровня инфляции, который и был применен ответчиком при определении размера ВВЗ истцу Антюшко А.Г.
Ссылка истца на Определение Конституционного суда РФ от 4 октября 2005 года № 364-0, суд не может принять во внимание, поскольку с изменением 16.09.2009 г. группы инвалидности Антюшко А.Г. появилось новое основание для назначения истцу сумм ВВЗ (инвалидность 1 группы), и указанная сумма должна исчисляться исходя из ныне действующего законодательства.
Решение суда от 20.02.2004 г., устанавливающее размер суммы ВВЗ Антюшко А.Г. с учетом роста величины прожиточного минимума правомерно не принято во внимание ответчиком, поскольку оно устанавливает указанную выплату исходя из иного основания, а именно инвалидность 2 группы.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Антюшко А.Г. к Управлению социальной защиты населения Промышленного муниципального округа г.Владикавказа об обязании выплачивать ему с 01.02.2010 года ежемесячную компенсацию в возмещение вреда здоровью в размере ... рублей, а также взыскании недополученной за период с 01.10.2009 года по 01.02.2010 года денежной суммы в размере ... рублей ... копеек оставить без удовлетворения в полном объеме.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в Верховный Суд РСО-Алания в течение 10 дней.
Судья И.Р. Арбиева