2-913/10 решение от 25.11.2010 года



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 ноября 2010 года Дело № 2-913/10

Промышленный районный суд г.Владикавказа РСО - Алания в составе председательствующей судьи Дзугкоевой З.Н.

при секретаре Карапетян Л.М.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Макиева А.З. к Управлению социальной защиты населения по Промышленному МО г.Владикавказа об индексации ежемесячной компенсации в возмещение вреда,

У С Т А Н О В И Л:

Макиев А.З. обратился за судебной защитой с требованиями - обязать Управление социальной защиты населения Промышленного МО г. Владикавказа с 1 ноября 2010 года продолжить выплату ежемесячной компенсации в возмещение вреда за счет
средств федерального бюджета в размере ... рублей с последующей ежегодной индексацией в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации; взыскать с Управления социальной защиты населения Промышленного МО г. Владикавказа единовременно из средств федерального бюджета недополученную за период с 01.01.2002 г. по 30.10.2010 года сумму ... рублей.

В судебном заседании Макиев А.З. заявленные требования поддержал в полном объёме и пояснил, что он принимал участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и является инвалидом ... группы вследствие «увечья, полученного при исполнении иных обязанностей военной службы, связанного с аварией на ЧАЭС». В соответствии с п. 25 ст. 14 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в редакции Федерального закона от 12.02.2001г. № 5 - ФЗ, гражданам, ставшими инвалидами вследствие катастрофы на ЧАЭС гарантируется ежемесячная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы (далее компенсация) в размерах :

инвалидам I группы - ... рублей; инвалидам II группы - ... рублей; инвалидам III группы - ... рублей.

Ему, как инвалиду ... группы с 1 марта 2001 года была установлена ежемесячная компенсация в возмещение вреда в размере ... рублей.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 мая 2005 года № 326 утверждены «Правила индексации размеров некоторых ежемесячных денежных компенсаций и иных выплат за период с 19 июня 2002 года по 31 мая 2004 года гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, членам их семей и возврата в 2005 - 2006 годах недополученных сумм». Согласно п. 2 названных Правил, ежемесячные денежные компенсации в возмещение вреда, предусмотренные пунктом 15 части первой статьи 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", в редакции ФЗ от 22.08.2004 года № 122-ФЗ, индексируются за период с 19 июня 2002 года по 31 мая 2004 года с применением коэффициентов соответственно 1,12, 1,12 и 1,1 исходя из уровня инфляции, установленного на 2002, 2003 и 2004 годы Федеральными законами "О федеральном бюджете на 2002 год", "О федеральном бюджете на 2003 год" и "О федеральном бюджете на 2004 год".

В соответствии с указанными Правилами, ежемесячная компенсация в возмещение вреда, назначенная ему в размере 2500,0 рублей, была проиндексирована за период с 19 июня 2002 г. по 31 мая 2004 г. с применением коэффициентов соответственно 1,12. 1,12 и 1.1 исходя из уровня инфляции, установленного на 2002, 2003 и 2004 годы и с 01.06.2004 года установлена в размере ... рублей. Далее, индексация ежемесячной компенсации в возмещение вреда с 1 января 2005 года с 1 января 2006 года, с 1 января 2007 года, с 1 января 2008 года проведена в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации.

По состоянию на 1 ноября 2010 года ежемесячная компенсация в возмещение вреда выплачивается в размере ... рублей. В соответствии с частью третьей статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001года №5 - ФЗ суммы ежемесячных выплат, предусмотренные частями первой и второй этой нормы, подлежали ежегодной индексации пропорционально росту величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации. Несмотря на то, что указанная норма вступила в силу с 15 февраля 2001 года, первая ежегодная, индексация с учетом роста прожиточного минимума могла быть произведена только по истечении данного календарного года, то есть с января 2002 года.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 19 июня 2002 г. N 11-П признан противоречащим конституционным принципам справедливости, равенства, соразмерности, умаляющими право на возмещение вреда здоровью граждан, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы, установленный взаимосвязанными статьями 5 базового Закона, в редакции от 12 февраля 2001 года, и части 3 статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 г. N 5-ФЗ порядок индексации сумм возмещения вреда здоровью исходя из роста величины прожиточного минимума за год в целом по Российской Федерации. До внесения соответствующих изменений в законодательство суды при рассмотрении конкретных дел после 15 февраля 2001 года ориентированы данным Постановлением на принятие решений о выплате сумм возмещения вреда с учетом их ежегодной индексации в зависимости от роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации с учетом потребительской корзины для соответствующих категорий граждан - дети, пенсионеры по старости, инвалиды, которая определяется на основе законодательства субъекта Российской Федерации о прожиточном минимуме, а если таковое отсутствует - на основе данных, полученных по запросу суда в федеральных органах исполнительной власти.

Как указывается Конституционным Судом РФ в определении от 4 октября 2005 года № 364-0, если применение введенного нормами Федерального закона от 26 апреля 2004 года №31 -ФЗ порядка индексации компенсационных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, приводит к уменьшению размера выплат, рассчитанных в соответствие с ранее действовавшим критерием индексации (на основе роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации), судам надлежит исходить из необходимости применения за период с 19 июня 2002 гада по 29 мая 2004 года благоприятного для получателей указанных выплат критерия их индексации.

Истец полагал, что в связи с тем, что за указанный период более выгодными для применения являются коэффициенты роста величины прожиточного минимума по РСО - Алания, что с 01.01.2002 года индексацию следует произвести с учетом коэффициентов роста величины прожиточного минимума.

Сведения о величине прожиточного минимума, использованные для определения индекса роста величины прожиточного минимума, представлены Министерством труда и социального развития РСО - Алания, на которое возложены функции исчисления величины прожиточного минимума и потребительской корзины в РСО - Алания.

Коэффициенты роста величины прожиточного минимума по РСО - Алания рассчитанного для категории «пенсионеры» составляют: с 01.01.2002 г. в 1, 28 раз (935: 731), с 01.01.2003 года в 1,14 раз (1065:935), с 01.01.2004 года в 1,11 раз (1178: 1065).

В то же время Макиеву А.З. индексация была произведена с учетом коэффициентов роста уровня инфляции: с 01.01.2002 года -1,12, с 01.01.2003 года -1,12 и с 01.01.2004 года - 1,1, что значительно ниже коэффициентов величины прожиточного минимума за аналогичный период и это привело к уменьшению размера выплаты.

Таким образом, как указал Конституционный Суд РФ в определении от 4 октября 2005 года № 364-0: «В тех случаях, когда судами общей юрисдикции при рассмотрении конкретных дел будет установлено, что применение введенного оспариваемыми нормами порядка индексации компенсационных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, приводит к уменьшению размера выплат, рассчитанных в соответствии с ранее действовавшим критерием индексации (на основе роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации), им надлежит исходить из необходимости применения за период с 19 июня 2002 I ода по 29 мая 2004 года благоприятного для получателей указанных выплат критерия их индексации».

Истец указал, что далее ежемесячная компенсация в возмещение вреда здоровью индексируется с учетом постановлений Правительства Российской Федерации от 3 марта 2007 года № 143 с 01.01.2005 года на коэффициент - 1,11; с 01.01.2006 года на коэффициент - 1,09; в соответствии с постановлением Правительства РФ от 21 марта 2007 года № 171 с 01.01.2007 года на коэффициент - 1,08; постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2007 года № 914, в редакции постановления Правительства РФ от 24.12.2008 года № 992, с 01.01.2008 года на коэффициент - 1,105, с 01.01.2009 года Постановлением Правительства РФ от 7 июля 2009 года № 545 коэффициент индексации составил -1.13, а Постановлением Правительства РФ от 16 декабря 2009 года № 1024 коэффициент индексации составил -1.1.

Макиев А.З., на основании изложенного, просил суд удовлетворить его исковые требования в полном объёме - обязать УСЗН Промышленного МО г. Владикавказа с 1 ноября 2010 года продолжить выплату ежемесячной компенсации в возмещение вреда за счет
средств федерального бюджета в размере ... рублей с последующей ежегодной индексацией в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации; взыскать с Управления социальной защиты населения Промышленного МО г. Владикавказа единовременно из средств федерального бюджета недополученную за период с 01.01.2002 г. по 30.10.2010 года сумму ... рублей.

В судебном заседании представитель УСЗН по ПМО г.Владикавказа Гацалова А.Б., действующая на основании доверенности № ... от 08.10.10 года, оставила разрешение данного спора на усмотрение суда, при этом указала на то, что правильность применения коэффициентов индексации и произведённого расчёта суммы задолженности, размера ежемесячной выплаты была проверена в УСЗН по ПМО и не оспаривается.

Представитель - Гацалова А.Б. обратилась к суду с письменным отзывом в котором указала на то, что в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в ред. Федерального закона от 12.02.2001г. № 5 - ФЗ) гражданам, ставшим инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, гарантируется ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием.

В соответствии с частью 3 статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ суммы ежемесячных выплат, предусмотренные частями 1 и 2 этой нормы, подлежали ежегодной индексации пропорционально росту величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации.

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002 года N 11-П признан противоречащим конституционным принципам установленный статьями 5 базового Закона (в редакции от 12 февраля 2001 года) и части 3 статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ порядок индексации сумм возмещения вреда здоровью исходя из роста величины прожиточного минимума за год в целом по Российской Федерации. До внесения соответствующих изменений в законодательство суды при рассмотрении конкретных дел после 15 февраля 2001 года ориентированы данным Постановлением на принятие решения о выплате сумм возмещения вреда с учетом их ежегодной индексации в зависимости от роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации с учетом потребительской корзины для соответствующих категорий граждан, которая определяется на основе законодательства субъекта Российской Федерации о прожиточном минимуме, а если таковое отсутствует, - на основе данных, полученных по запросу суда в федеральных органах исполнительной власти.

Управления социальной защиты населения не вправе самостоятельно производить индексацию ежемесячной компенсации в возмещение вреда здоровью с учетом коэффициентов роста величины прожиточного минимума за 2002г., 2003г. и 2004г., так как данный механизм не урегулирован Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".

Суд, заслушав доводы сторон, исследовав материалы настоящего дела, приходит к убеждению о том, что исковые требования Макиева А.З. законны, обоснованны и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п. 13 ст. 14 Закона РФ «О социальной защите граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в ред. Федерального Закона № 122-ФЗ от 22.08.2004 г.) гражданам, ставшим инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы гарантируется ежемесячная денежная компенсация им, а также проживающим с ними детям, не достигшим 14-летнего возраста, на приобретение продовольственных товаров в размере ... рублей.

Согласно удостоверения серии Б № ... (л.д.7) Макиев А.З. получил дозу облучения.

Из справки серии МСЭ-2007 № ... (л.д.8) 20.05.2009 года Макиеву А.З. была установлена инвалидность ...-й группы бессрочно в виду получения увечья при выполнении обязанностей военнослужащего при аварии на Чернобыльской АЭС.

Как следует из материалов дела и установлено в ходе судебного разбирательства Макиев А.З. принимал участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, вследствие чего ему установлена инвалидность ...-ой группы.

Согласно справки (л.д.9) выданной 05.10.2010 года (л.д.9), с 01.02.2010 года Макиеву А.З. была установлена пенсия в размере ... рубля по инвалидности.

Из справок - информации (л.д.9-17) усматривается, что Макиеву А.З. в 2002, 2003, 2004 годах выплачивалась пенсия в размере ... рублей, в 2005 году за январь и февраль в размере ... рублей, в последующие месяцы в размере ... рублей, в 2006 году с января по июнь в размере ... рублей, в следующие месяцы по ... рублей, в 2007 году с января по март по ... рублей, в апреле - ... рубля, в мае - ... рублей, в июне - ... рублей в последующие месяцы по ... рублей, в 2008 году с января по март по ... рублей в апреле - ... рублей, в последующие месяцы по ... рубля, в 2009 году с января по май по ... рублей, с сентября по декабрь по ... рублей, в 2010 году с марта по сентябрь по ... рубля.

При этом, суд, принимая во внимание расчеты, представленные истцом (л.д.18-20)

Так, согласно выплатной информации за период с 01.01.2002 года по 30.10.2010 года Макиеву А.З. фактически было выплачено - ... рублей.

В то же время следовало выплатить:

за 2002 год - ... рублей,

За 2003 год ... рублей.

За 2004 год ... рубль.

За 2005 год ... рублей.

За 2006 год ... рубля.

За 2007 год ... рублей.

За 2008 год ... рублей.

За 2009 год ... рубль, за период с 01.01.2010 года по 30.10.2010 года - ... рубля.

Всего за указанный период времени выплате подлежала сумма в размере ... рублей.

Таким образом, недополученная сумма за период с 01.01.2002 года по 31.12.2009 года составила ... рублей - ... рублей = ... рублей, а с учетом ИПЦ = ... рублей и подлежит взысканию в пользу Макиева А.З.

Кроме того, истцу следует установить ежемесячную выплату в возмещение вреда с 01 января 2010 года в размере ... рублей с последующей индексацией, определяемой нормативными актами Правительства РФ

В соответствии с частью 3 статьи 5 Закона РФ «О социальной защите граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в ред. Федерального закона от 26.04.2004г. № 31- ФЗ) размеры выплат гражданам, установленные настоящим Законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Между тем, положения ч.3 данной статьи Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002г. № 11 - П признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации постольку, поскольку они, устанавливая ежегодную индексацию сумм возмещения вреда исходя из роста величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации, не предусматривают при этом такой механизм индексации, которым обеспечивались бы её своевременность и безусловность, и потому носят неопределенный характер.

В соответствии с п.2 резолютивной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации № 11 - П от 19.06.2002г. впредь, до внесения изменений в действующее законодательство суды общей юрисдикции при рассмотрении конкретных дел вправе принимать решения о выплате гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, соответствующих сумм возмещения вреда с учетом их ежегодной индексации исходя из роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации.

При этом, в пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14 декабря 2000 года № 35 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 5.04.2005 года №7) сказано, что исходя из текста Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19.06.2002г. № 11 - П в объем возмещаемого вреда, причиненного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, подлежащего индексации, до внесения изменений в действующее законодательство, входят как ежемесячные суммы возмещения вреда здоровью, так и иные ежемесячные и ежегодные выплаты, предусмотренные базовым Законом, за исключением выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами.

Кроме того, в пункте 5 этого же Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации указано, что в соответствии с частью третьей статьи 5 базового Закона (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995г. № 179 - ФЗ), статьей 1 Закона РСФСР от 24 октября 1991 года № 1799-1 «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР» (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993года № 2288), статьей 318 ГК РФ (в редакции, действовавшей с 1 января 1995г. до 29 ноября 2002г.), допускавшими возможность индексации данных выплат пропорционально увеличению в централизованном порядке установленного законом минимального размера оплаты труда, суды вправе произвести такую индексацию с учетом величин минимального размера оплаты труда, указанных в статье 1 Федерального закона от 19 июня 2000г. «О минимальном размере оплаты труда».

В соответствии со ст.13 Конвенции от 4 ноября 1950 года «О ЗАЩИТЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ОСНОВНЫХ СВОБОД» - Каждый, чьи права и свободы нарушены, имеет право на эффективное средство правовой защиты в государственном органе, даже если это нарушение было совершено лицами, действовавшими в официальном качестве.

Как усматривается из ст.18 Конституции РФ, права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими; они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, и обеспечиваются правосудием.

Согласно ст.53 Конституции РФ, каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного действиями органов государственной власти или их должностных лиц. Конституционная гарантия возмещения причиненного гражданину материального и морального вреда регулируется гражданско-правовым законодательством и является гарантией, распространяющейся на любые нарушения прав и свобод.

Из ст.15 ГК РФ усматривается, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков.

Из ст.318 ГК РФ, в редакции ФЗ № 152-ФЗ от 26.11.2002 года, следует, что сумма, выплачиваемая по денежному обязательству непосредственно на содержание гражданина: в возмещение вреда, причинённого жизни или здоровью и в других случаях - индексируется с учетом уровня инфляции в порядке и случаях, которые предусмотрены законом.

Руководствуясь приведенными выше нормами, суд считает необходимым удовлетворить требования Макиева А.З. в полном объёме.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Требования Макиева А.З. к Управлению социальной защиты населения по Промышленному МО г.Владикавказа удовлетворить в полном объёме.

Обязать Управление социальной защиты населения Промышленного МО г. Владикавказа с 1 января 2010 года производить выплату Макиеву А.З. ежемесячной компенсации в возмещение вреда за счет средств федерального бюджета в размере ... рублей ... копеек с последующей ежегодной индексацией в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Взыскать с Управления социальной защиты населения Промышленного МО г. Владикавказа в пользу Макиева А.З. единовременно из средств федерального бюджета недополученную за период с 01.01.2002 года по 30.10.2010 года сумму ... рублей ... копеек.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РСО-Алания в течении 10 дней со дня вынесения.

СУДЬЯ ДЗУГКОЕВА З.Н.