2-878/10 решение от 8.12.2010 г.



дело № 2 - 878/10

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

08 декабря 2010 г. г. Владикавказ

Промышленный районный суд г. Владикавказа РСО-Алания в составе:

председательствующего судьи Багаевой С.В.,

при секретаре судебного заседания Будаевой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Гергаевой Д.С. к Северо-Осетинской таможне об обжалований действий, взыскании судебных расходов

у с т а н о в и л:

Гергаева Д.С. обратилась 28 октября 2010 г. в Промышленный районный суд г.Владикавказа и просит:

- обязать устранить в полном объеме нарушение ее прав и свобод решением Жилищно-бытовой комиссии Северо-Осетинской таможни об исключении Гергаевой Д.С. из списка нуждающихся в улучшении жилищно-бытовых условий от 12.08.2010 г.;

- обязать Жилищно-бытовую комиссию Северо-Осетинской таможни восстановить ее в списке, нуждающихся в улучшении жилищно-бытовых условий;

- взыскать судебные расходы, состоящие из оплаты услуг адвоката в размере ... рублей и госпошлины в размере ... рублей.

В обоснование заявленных требований указала следующее.

С 1992 года ее супруг Г. Ф.Д. состоял на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий по месту своей работы в Северо-Осетинской таможне. Г. Ф.Д. умер ..., Гергаева Д.С. - ... группы, осталась с их сыном Г.Г.Ф. ... года рождения, инвалидом детства, без кормильца. После смерти мужа, Гергаева Д.С. периодически обновляла документы, которые работники Таможни требовали для продления нахождения на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. 12.08.2010 года Жилищно-бытовой комиссией было вынесено решение об исключении ее из списка нуждающихся в улучшении жилищно-бытовых условий.

Свое решение Жилищно-бытовая комиссия Северо-Осетинской таможни основывает на п.п. 16 раздела II Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в таможенных органах Российской Федерации и учреждениях, подведомственных ГТК России, который гласит: «В соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса РСФСР право состоять на учете сохраняется за должностными лицами и работниками до получения жилого помещения, за исключением случаев, когда указанные лица снимаются с учета по месту службы (работы) в таможенных органах вследствие следующих обстоятельств:

- улучшение жилищных условий согласно нормам, предусмотренным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, отсутствие других оснований для предоставления жилого помещения;

- выезд на другое постоянное место жительства или перевод в таможенный
орган, расположенный в другом регионе;

- выявление в представленных документах недостоверных сведений о
потребности в улучшении жилищных условий, послуживших основанием для
принятия на учет, а также неправомерные действия указанных лиц при решении
вопроса о принятии на учет;

- прекращение трудовых отношений с таможенным органом, если они состоят на учете по месту службы (работы) и никто из членов их семей не проходит службу (работу) в таможенном органе, кроме случаев увольнения в связи с выходом на пенсию или переходом на выборную должность.

Должностные лица, работники и члены их семей подлежат снятию с учета в случае изменения обстоятельств, послуживших основанием для их принятия на учет.

Не могут быть сняты с учета члены семьи должностного лица или работника, состоявшего на учете и погибшего (умершего) в период прохождения службы (работы).

Решение о снятии с учета принимает жилищно-бытовая комиссия. С данным решением соответствующие должностные лица и работники должны быть ознакомлены согласно установленному порядку».

Таким образом, в предпоследнем абзаце не двусмысленно сказано, что не могут быть сняты с учета члены семьи должностного лица или работника, состоявшего на учете и погибшего (умершего) в период прохождения службы (работы), что проигнорировано при принятии обжалуемого решения.

В судебном заседании Гергаева Д.С. и ее представитель Кудзаев В.У., действующий на основании нотариально удостоверенной доверенности, поддержали заявленные требования.

Представитель Северо-Осетинской таможни Эммануилиди Н.П., действующий на основании доверенности № 01-05-14/529 от 29.01.2010 года, заявленные требования не признал.

В письменном возражении ответчик указал следующее.

12.08.2010 года жилищно-бытовой комиссией было вынесено решение об исключении Гергаевой Д.С. из списка нуждающихся в улучшении жилищно-бытовых условий.

По результатам проверки, проведенной жилищно-бытовой комиссией Северо-Осетинской таможни, выяснилось, что в соответствии с пп. а. п. 7 Постановления Совета Министерств и Президиума облсовпрофа СО АССР от 25.10.84 № 226 «О порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в СО АССР», действующим на момент постановки на учет ФИО9 в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, жилая площадь семьи Г. Ф.Д. составляла ... кв.м, или ... кв.м на 1 человека и была выше учетной нормы постановки на учет, которая составляла ... кв.м и менее жилой площади на одного члена семьи.

На основании пп. 16 раздела II Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в таможенных органах Российской Федерации и учреждениях, подведомственных ГТК России, утвержденной приказом ГТК РФ от 30.09.03 №1088 «О порядке обеспечения жилыми помещениями в таможенных органах и учреждениях, подведомственных ГТК России», в связи с «неправомерными действиями должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении принятия на учет», жилищно-бытовой комиссией Северо-Осетинской таможни было принято решение об исключении семьи Гергаевой Д.С. - вдовы Г. Ф.Д. из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В соответствии с п.З ст.9 Закона РСО-Алания от 27.10.2006г. № 51-РЗ «О жилищной политике в Республике Северная Осетия-Алания» нормой предоставления жилого помещения по договору социального найма установлено 18 кв.м общей площади жилого помещения на 1 человека. Семья Гергаевой Д.С. на сегодняшний день располагает ... кв.м общей площади на 1 человека.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к выводу о том, что требования Гергаевой Д.С. удовлетворению не подлежат.

В соответствии со статьей 29 Жилищного кодекса РСФСР, признавались нуждающимися в улучшении жилищных условий и подлежали учету граждане:

- имеющие обеспеченность общей площадью жилого помещения (далее - жилая площадь) на одного члена семьи менее нормы постановки на учет, установленной органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

- проживающие в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным нормам и техническим требованиям, что подтверждено актом межведомственной комиссии;

- проживающие в жилом помещении, занятом несколькими семьями, если в составе одной из семей имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно;

- проживающие в смежных неизолированных комнатах по две семьи и более при отсутствии родственных отношений;

- проживающие длительное время на условиях поднайма в домах государственного и муниципального жилищного фонда или в домах, принадлежащих гражданам на правах личной собственности, либо найма в домах жилищно-строительных кооперативов и не имеющие другой жилой площади;

- имеющие иные основания для признания их таковыми в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Данная норма закона действовала на период постановки на учет в СОТ Г. Ф.Д. в 1992 году - дата постановки на учет

В соответствии с ч.2 ст. ФЗ от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Это явилось основанием для того, чтобы Г. Ф.Д. продолжал состоять на учете.

Порядок постановки на учет и порядок улучшения жилищно-бытовых условий сотрудников таможни и членов их семейв настоящее время, регламентируются Приказом ГТК РФ от 30.09.2003 N 1088 "О порядке обеспечения жилыми помещениями в таможенных органах и учреждениях, подведомственных ГТК России», утвердившим Инструкцию о порядке обеспечения жилыми помещениями в таможенных органах Российской Федерации и учреждениях, подведомственных ГТК России.

Согласно пп.16 Инструкции, в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса РСФСР право состоять на учете сохраняется за должностными лицами и работниками до получения жилого помещения, за исключением случаев, когда указанные лица снимаются с учета по месту службы (работы) в таможенных органах вследствие следующих обстоятельств:

- улучшение жилищных условий согласно нормам, предусмотренным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, отсутствие других оснований для предоставления жилого помещения;

- выезд на другое постоянное место жительства или перевод в таможенный орган, расположенный в другом регионе;

- выявление в представленных документах недостоверных сведений о потребности в улучшении жилищных условий, послуживших основанием для принятия на учет, а также неправомерные действия указанных лиц при решении вопроса о принятии на учет;

- прекращение трудовых отношений с таможенным органом, если они состоят на учете по месту службы (работы) и никто из членов их семей не проходит службу (работу) в таможенном органе, кроме случаев увольнения в связи с выходом на пенсию или переходом на выборную должность.

Должностные лица, работники и члены их семей подлежат снятию с учета в случае изменения обстоятельств, послуживших основанием для их принятия на учет.

Не могут быть сняты с учета члены семьи должностного лица или работника, состоявшего на учете и погибшего (умершего) в период прохождения службы (работы).

Решение о снятии с учета принимает жилищно-бытовая комиссия. С данным решением соответствующие должностные лица и работники должны быть ознакомлены согласно установленному порядку.

Материалами гражданского дела установлено следующее.

Г. Ф.Д. проходил службу в Северо-Осетинской таможне и в 1992 году был поставлен на учет как нуждающийся в получении жилья, в 1999 году он написал заявление о включении его в список очередников на получение беспроцентной ссуды для приобретения жилья.

Приказом от 07.09.2006 г. Г. Ф.Д. был уволен с 7 сентября 2006 г. с государственной гражданской службы в таможенных органах Российской Федерации в связи с выходом на пенсию.

... года Г. Ф.Д. умер, актовая запись о смерти ... от ... в Городском отделе ЗАГС г.Владикавказа.

В списки очередников была включена вдова Г.Ф.Д. - Гергаева Д.С.

Как следует из материалов учетного дела Гергаевой Д.С., которое представлено ответной стороной и исследовано в судебном заседании, Гергаева Д.С. в 2006, 2007, 2008, 2009 и 2010 годах представляла в Жилищно-бытовую комиссию необходимые документы: справка о составе семьи, копия лицевого счета, выписка из домовой книги, справка ГУП «...».

4 июня 2010 года комиссией была проведена проверка жилищно-бытовых условий Гергаевой Д.С. и составлен Акт, согласно которому она является собственником однокомнатной квартиры, расположенной по адресу: ..., общей площадью ... кв., в том числе жилой - ... кв.м. В состав семьи входят Гергаевой Д.С. и сын Г.Г.Ф., 1995 года рождения.

Решением Жилищно-бытовой комиссии СОТ 12 августа 2010 г. Гергаева Д.С. была исключена из списка нуждающихся в улучшении жилищно-бытовых условий на основании п.п. 16 раздела II Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в таможенных органах Российской Федерации и учреждениях, подведомственных ГТК России. 16 августа 2010 года Гергаева Д.С. была об этом письменно уведомлена.

Основанием для снятия Гергаевой Д.С. с учета, как пояснил в судебном заседании представитель СОТ, послужило то обстоятельство, что она неправомерно была постановлена на учет. По существующим нормам Гергаева Д.С. не относится к категории лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Пп. 22 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в таможенных органах Российской Федерации и учреждениях, подведомственных ГТК России предусматривает, что предоставление жилых помещений должностным лицам и работникам должно производиться с учетом норм и льгот, установленных жилищным законодательством Российской Федерации, в соответствии с правилами учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставлении жилых помещений, установленными законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, на территории которых размещается таможенный орган.

Норма предоставления и учетная норма площади жилого помещения в РСО-Алания определена в ст. 9Закона Республики Северная Осетия-Алания от 27.10.2006 N 51-РЗ "О жилищной политике в Республике Северная Осетия-Алания". В государственном жилищном фонде Республики Северная Осетия-Алания норма предоставления жилого помещения по договору социального найма устанавливается в размере 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека. Учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого, определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления в каждом муниципальном образовании и распространяется на всех граждан, проживающих в жилых помещениях, независимо от форм собственности. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.

Как указано выше, на праве собственности Гергаева Д.С. имеет квартиру, общей площадью 39,7 кв.м и норма общей площади ее квартиры ненамного, но превышает даже норму предоставления жилого помещения, установленную в РСО-Алания. Изначально, после смерти мужа, Гергаева Д.С. была незаконно поставлена на учет вместо Г. Ф.Д. Решение жилищно-бытовой комиссии СОТ об исключении ее из списка нуждающихся в улучшении жилищно-бытовых условий от 12 августа 2010 г. является обоснованным.

Доводы истицы и его представителя о том, что Гергаева Д.С. должна остаться в списках очередников на улучшение жилищно-бытовых условий, как принятая на учет до 1 марта 2005 г. и о том, что члены семьи должностного лица или работника, состоявшего на учет и погибшего (мершего) в период прохождения службы (работы) не могут быть сняты с учета, в данном случае являются необоснованными. Основанием для снятия истицы с учета послужило, как установлено судом, нарушение требований закона при постановке ее на учет вместо умершего супруга как нуждающуюся в улучшении жилищно-бытовых условий.

Поскольку нет оснований для удовлетворения основных исковых требований Гергаевой Д.С., является необоснованным и требование в части взыскания с ответчика судебных расходов.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Оставить без удовлетворения исковые требования Гергаевой Д.С. к Северо-Осетинской таможне:

- об устранении в полном объеме нарушения ее прав и свобод решением Жилищно-бытовой комиссии Северо-Осетинской таможни об исключении Гергаевой Д.С. из списка нуждающихся в улучшении жилищно-бытовых условий от 12.08.2010 г.,

- об обязании Жилищно-бытовую комиссию Северо-Осетинской таможни восстановить ее в списке, нуждающихся в улучшении жилищно-бытовых условий,

- взыскании судебных расходов, состоящих из оплаты услуг адвоката в размере ... рублей и госпошлины в размере ... рублей.

Решение суда может быть обжаловано сторонами в Верховный Суд РСО-Алания в 10-дневный срок со дня вынесения.

Судья подпись С.В.Багаева