2-16/11 решение от 18.01.2011г.



дело № 2-16/11

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 января 2011 года г. Владикавказ

Промышленный районный суд г. Владикавказа РСО-Алания в составе:

председательствующего судьи Багаевой С.В.,

при секретаре Будаевой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Тарасян А.М. об обжаловании действий (бездействия) Правительства РСО-Алания, АМС г. Владикавказа и о предоставлении жилья по договору социального найма

у с т а н о в и л :

Тарасян А.М. 30 ноября 2010 г. обратился в Промышленный районный суд г. Владикавказа с заявлением, в котором просил обязать Администрацию местного самоуправления г.Владикавказа выполнить свои обязательства и предоставить ему жилье по договору социального найма жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В обоснование указал, что его родители умерли, собственного жилья они не имели. Над ним было установлено опекунство и в 2005 г. он был поставлен на учет на улучшение жилищных условий по категории «дети-сироты» в Промышленном МО г. Владикавказ. В 2005 г., окончив СОШ ..., Тарсян А.М. поступил в СК ГМИ. Все это время жил и проживает в настоящее время в семье опекуна Овсепян А.Х. В июне 2010 г. он окончил высшее учебное заведение, на сегодняшний день не обустроен.

Заявитель 29 октября 2010 г. обратился в администрацию местного самоуправления г. Владикавказ с просьбой выполнить свои обязательства и предоставить ему жилье по договору социального найма жилой площадью не ниже установленных социальных норм, какого- либо ответа на заявление не поступало.

В судебном заседании Тарасян А.М. дополнил свои требования, просил привлечь к участию в деле в качестве заинтересованного лица Правительство РСО-Алания, обязав их наряду с АМС г.Владикавказа предоставить ему жилье по договору социального найма жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В судебном заседании представитель Администрации местного самоуправления г. Владикавказа Гиоев Ю.Ю., действующий на основании доверенности от 12.01.2011 г. № ..., требования не признал в части обязывающей АМС обеспечить жильем Тарасян А.М.

В письменном возражении указал, что действующее российское законодательство не возлагает на АМС г. Владикавказа обязанности предоставить заявителю, как лицу, указанному в ФЗ от 21. 12.1996 года № 159 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот, оставшихся без попечения родителей» жилую площадь не ниже установленных социальных норм и обосновывается это следующим:

Пункт 3 статьи 52 Жилищного кодекса РФ предусматривает, что принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.

Пункт 3 статьи 49 Жилищного кодекса РФ предусматривает, что жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Одна из категорий граждан предусмотрена пунктом 3 статьи 49 Жилищного кодекса РФ и Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 17.12.2009) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

К этой категории граждан относится гражданин Тарасян А.М. Жилые помещения должны предоставляться именно из жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации, а орган местного самоуправления (в данном конкретном случае АМС г.Владикавказа) осуществляет лишь принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Статья 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусматривает, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации относит защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт "ж" части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

При этом, по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в том числе в социальной сфере, общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Исходя из требований его статьи 26.1 полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, а также федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями (пункт 3), которые должны устанавливать права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъекта Российской Федерации, порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий и не могут одновременно возлагать аналогичные полномочия и на федеральные органы государственной власти, и на органы местного самоуправления (пункт 4).

Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 данного Федерального закона отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусматривает обязанность обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм после окончания их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, органами исполнительной власти по месту жительства (абзац второй пункта 1 статьи 8), при этом дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством (статья 4) и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, за исключением дополнительных гарантий для детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, которые являются расходными обязательствами Российской Федерации (статья 5).

Названные положения Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" конкретизируются в жилищном законодательстве. Так, согласно части 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (в данном случае - детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей) жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации.

В развитие указанных предписаний Бюджетный кодекс Российской Федерации (статья 86) устанавливает, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации.

Соответственно, частью 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан жилые помещения из муниципального фонда могут предоставляться органами местного самоуправления лишь при условии наделения их в установленном законом порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями.

Таким образом, обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вне очереди жилыми помещениями не ниже установленных социальных норм может быть возложено на органы местного самоуправления только в случае наделения их соответствующими полномочиями в порядке, установленном Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Законодательство Российской Федерации возлагает обязанности по осуществлению государственного полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации и не допускает возможности их передачи органам местного самоуправления без принятия в установленном федеральным законом порядке закона субъекта Российской Федерации о наделении органов муниципальной власти соответствующими полномочиями.

Представитель Министерства труда и социального развития РСО-Алания Мамаева А.Г., действующая на основании доверенности ... от 17.01.2011 г., пояснила в судебном заседании, что в феврале 2007 года была создана Межведомственная комиссия по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при Правительстве РСО-Алания. Указанная комиссия из представленных со всех районов республики и г.Владикавказа списков составила сводный республиканский список очередников исходя из даты подачи заявления в хронологическом порядке.

Согласно списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилье и состоящих на учете в органах местного самоуправления г. Владикавказ и районов республики на 01.09.2010 года Тарасян А. был под номером 63, однако с того времени четверо граждан были обеспечены жильем и сейчас он стоит в очереди 59-м.

Правительством РСО-Алания в бюджет республики закладывается для обеспечения финансирования предоставления жилья детям-сиротам, и по мере поступления денежных средств приобретается жилье. На 2011 год в бюджет заложено ... млн. рублей.

Представитель Правительства РСО-Алания Галуев А.Д., действующий на основании доверенности от 17.01.2011 г. № ..., заявленные требования не признал. Он пояснил, что Правительство РСО-Алания не имеет возможности предоставить заявителю жилье во внеочередном порядке, так как жилье выделяется согласно представленному списку. В настоящее время в связи с отсутствием достаточного финансирования указанной программы очередь продвигается медленно. Обязывать Правительство РСО-Алания предоставлять жилье - неправомерно, поскольку оно предоставляется через органы местного самоуправления, но за счет средств республиканского бюджета.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, пришел к следующему выводу.

В силу п. «ж» ч.1 ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится социальная защита, включая социальное обеспечение, а также защита семьи, материнства, отцовства и детства. В соответствии с требованиями п.2 ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаются в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.

В соответствии с ч.1 ст.26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ полномочия органов государственной власти субъекта РФ по предметам, отнесенным к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации.

Частью 1 ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ установлено, что дополнительные гарантии для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

В силу требований ст. 57 ЖК РФ, жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением, установленных ч.2 настоящей статьи случаев. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются (согласно пп.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ) детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях.

Порядок предоставления жилья для категории лиц, к которым относится Тарасян А.М., регулируется Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» № 159-ФЗ от 21.12.1996 г. и Законом РСО-Алания № 68-РЗ от 22.12.2005 г. «Об обеспечении жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Согласно пп. 2 ч.1 ст. 8 Федерального закона «Об обеспечении жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Материалами дела установлено следующее.

Тарасян А.М., родившийся ... в ..., ... ... года поставлен на учет и состоит в списке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилье и состоящих на учете в органах местного самоуправления г.Владикавказа и районов республики.

Согласно Распоряжению Префекта Промышленного МО г. Владикавказа ... от 15.10.1999 года Овсепян А.Х. назначена опекуном над несовершеннолетним Тарасян А.М. Как следует из материалов дела, Тарасян А.М. зарегистрирован и проживает в семье опекуна по адресу: ....

Согласно диплому ... регистрационный номер ..., выданному по решению Государственной аттестационной комиссии 21 июня 2010 года Тарасян А.М., он окончил Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «...» и ему присуждена квалификация ... по специальности: промышленное и гражданское строительство.

По окончании института Тарасян А.М. обратился с соответствующим заявлением к Главе АМС г. Владикавказа.

Из ответа начальника отдела АМС г.Владикавказа от 22.11.2010 г. № ... следует, что Тарасян А.М. действительно состоит на квартирном учете с 15.02.2005 г. в качестве нуждающегося в получении жилой площади и в сводном списке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по г.Владикавказу значится под № ... с составом семьи один человек. В соответствии с Законом РСО-Алания от 22.12.05 года № 68-РЗ « Об обеспечении жильем детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» обеспечение жилой площадью должно произойти за счет средств республиканского бюджета. Вопрос обеспечения заявителя жилой площадью будет рассмотрен по подходу очереди по мере поступления финансирования.

Между тем, право детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на внеочередное получение жилья прямо закреплено в законе, в том числе Законе РСО-Алания № 26-РЗ от 15.06.2007 г. «Об обеспечении жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

В силу требований пп.3 ч.2 ст.8 Закона Республики Северная Осетия-Алания от 15.06.2007 г. № 26-РЗ «Об обеспечении жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», детям сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа в возрасте до 23 лет, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются к моменту окончания обучения в образовательном учреждении начального профессионального, среднего специального профессионального и высшего профессионального обучения.

Согласно ст. 9 Закона № 26-РЗ, расходы по реализации мер по предоставлению жилья указанной категории лиц производятся за счет средств республиканского бюджета в форме субвенций местным бюджетом для предоставления жилых помещений по договорам социального найма, а также выделения средств соответствующему органу исполнительной власти на предоставление специализированных жилых помещений по договорам социального найма.

Таким образом, обязанность по непосредственному предоставлению жилья возложена на администрацию муниципального образования по месту жительства лица, которому должно быть предоставлено жилье, так как именно этот орган распределяет жилые помещения по спискам нуждающихся, но за счет средств республиканского бюджета, поскольку финансирование мер по обеспечению детей сирот жилыми помещениями относится к обязательствам субъекта РФ. В отношении Тарасян А.М. эта обязанность лежит на АМС г.Владикавказа за счет средств республиканского бюджета.

Согласно Закону Республики Северная Осетия-Алания «О бюджетном процессе в Республике Северная Осетия-Алания» от 9 июля 2008 г. № 33-РЗ, организует составление проекта республиканского бюджета, составляет его и представляет в Правительство РСО-Алания Министерство финансов РСО-Алания, составление проекта республиканского бюджета обеспечивает Правительство РСО-Алания, рассматривает и утверждает республиканский бюджет и годовой отчет об его исполнении Парламент РСО-Алания.

Выделенные из республиканского бюджета денежные средства передаются окончательному распорядителю средств.

Материалами дела установлено, что Тарасян А.М. имеет статус лица, оставшегося без попечения родителей, за ним нет закрепленного жилого помещения, его право на получение жилья не оспаривается. В июне 2010 года он окончил высшее учебное заведение, в отношении него окончено попечительство в связи с достижением совершеннолетия, право на получение жилья не реализовано до настоящего времени по причинам от него не зависящим.

Доводы представителей АМС г.Владикавказа, Правительства РСО-Алания о том, что Тарасян А.М. будет обеспечен жильем в порядке очереди по мере поступления средств на приобретение этого жилья не основаны на законе.

Исковые требования Тарасян А.М. подлежат удовлетворению в части обязывающей АМС г.Владикавказа предоставить ему жилье по договору социального найма, поскольку республиканский закон возлагает эту обязанность на орган исполнительной власти, но за счет средств республиканского бюджета.

Так, согласно статье 9 Закона Республики Северная Осетия-Алания от 22.12.2005 N 68-РЗ "Об обеспечении жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" расходы на реализацию мер по предоставлению жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производятся за счет средств республиканского бюджета в форме субвенций местным бюджетам для предоставления жилых помещений по договорам социального найма, а также выделения средств соответствующему органу исполнительной власти на предоставление специализированных жилых помещений по договорам безвозмездного пользования.

Порядок предоставления и расчет субвенций местным бюджетам соответствующих муниципальных образований устанавливается Правительством Республики Северная Осетия-Алания. Объем средств, выделяемых на предоставление специализированных жилых помещений по договорам безвозмездного пользования, устанавливается законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год.

(в ред. Закона Республики Северная Осетия-Алания от 15.06.2007 N 26-РЗ)

Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Республики Северная Осетия-Алания.

Органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 258 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Заявление Тарасян А.М. удовлетворить частично.

Обязать Администрацию местного самоуправления г. Владикавказа предоставить Тарасян А.М. отдельную квартиру площадью не ниже установленных социальных норм за счет средств бюджета Республики Северная Осетия-Алания.

В части обязывающей предоставить ему жилье Правительство РСО-Алания заявление оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд РСО-Алания сторонами и лицами, участвующими в деле в 10-дневный срок со дня вынесения

Судья подпись С.В. Багаева