ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 24 июня 2011 года Дело № 2-370/11 Промышленный районный суд г.Владикавказа РСО-Алания в составе председательствующего судьи Дзугкоевой З.Н., при секретаре Базаевой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Промышленного района г. Владикавказа Республики Северная Осетия-Алания направленного в порядке ст. 45 ГПК РФ к Администрации местного самоуправления г. Владикавказа, Муниципальному дошкольному общеобразовательному учреждению детский сад № 173 общеразвивающего вида, о признании незаконным бездействия по лицензированию медицинского кабинета, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Промышленного района г. Владикавказа РСО-Алания обратился в порядке ст. 45 ГПК РФ в защиту неопределенного круга несовершеннолетних лиц к АМС г. Владикавказа, МДОУ детский сад № 173 общеразвивающего вида со следующими исковыми требованиями: - признать незаконным бездействие АМС г. Владикавказа и МДОУ детский сад № 173 общеразвивающего вида по лицензированию медицинского кабинета образовательного учреждения; - обязать АМС г. Владикавказа выделить денежные средства МДОУ детский сад № 173 общеразвивающего вида для оснащения медицинского кабинета и получения лицензии на медицинскую деятельность; - обязать МДОУ детский сад № 173 общеразвивающего вида принять меры к организации деятельности медицинского кабинета в соответствии с требованиями законодательства, получить лицензию в срок до 01 октября 2011 года. В ходе судебного разбирательства истцом были уточнены исковые требования в части: - обязать АМС г. Владикавказа и МДОУ детский сад № 173 общеразвивающего вида оснастить медицинский кабинет МДОУ детский сад № 173 общеразвивающего вида соответствующими условиями для работы медицинского персонала; - обязать МДОУ детский сад № 173 общеразвивающего вида совершить действия по получению лицензии на право осуществления медицинской деятельности в срок до 01.10.2011 года. В судебном заседании старший помощник прокурора Промышленного района г. Владикавказа Галазова Е.Б. поддержала измененные требования и пояснила, что в ходе проведения прокуратурой района проверки деятельности МДОУ детский сад № 173 общеразвивающего вида было установлено, что в данном образовательном учреждении функционирует медицинский кабинет без соответствующего разрешения (лицензии), медицинский работник которого состоит в штате учреждения, и осуществляет медицинское обслуживание воспитанников дошкольного учреждения. Более того, кабинет не оборудован надлежащим образом, условия для получения лицензии на осуществление медицинской деятельности в учреждении не созданы, что нарушает права и интересы неопределенного круга лиц, посещающих данное образовательное учреждение, а также права и интересы несовершеннолетних граждан. Не оснащенность медицинских кабинетов в соответствии с требованиями СанПин угрожает личной безопасности указанной категории лиц. Обязанность по оснащению медицинского кабинета возложена на учредителя МДОУ детский сад № 173 общеразвивающего вида - АМС г. Владикавказа, которая каких-либо действий по устранению нарушений закона не совершает. Галазова Е.Б. просила исковые требования удовлетворить в полном объеме. Представитель АМС г. Владикавказа Бузоева А.Т., действующая на основании доверенности № ... от ... года, исковые требования не признала, суду пояснила, что АМС г. Владикавказа является учредителем дошкольных образовательных учреждений, в частности МДОУ детский сад № 173 общеразвивающего вида. По мере поступления денежных средств, АМС г.Владикавказа финансирует дошкольные образовательные учреждения. В настоящее время утверждена муниципальная целевая программа «Оснащение медицинских кабинетов СОШ и МДОУ» на 2011 год, которая в 2011 году будет реализовываться, таким образом, какого-либо бездействия АМС г. Владикавказа по оснащению медицинского кабинета в МДОУ детский сад № 173 общеразвивающего вида в настоящее время не усматривается. Бузоева А.Т. просила в иске отказать в полном объеме. Представитель МДОУ детский сад № 173 общеразвивающего вида Дзитоева Л.Ч., действующая на основании устава, против удовлетворения исковых требований не возражала. При этом пояснила, что в настоящее время АМС принята программа для устранения указанных нарушений в деятельности медицинского кабинета. Представители Управления Росздравнадзора по РСО-Алания, привлеченные в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, Д.З.А., действующая на основании доверенности от ... года, Б.И.Н., действующая на основании доверенности от ... года, исковые требования прокурора посчитали обоснованными. Суду пояснили, что в настоящее время все образовательные учреждения имеют на своей территории медицинские кабинеты, поскольку организация медицинского обслуживания воспитанников и обучающихся является неотъемлемой частью образовательного процесса. Осуществление медицинской деятельности без специального разрешения на предоставляемые работы (услуги) по адресам образовательных учреждений является нарушением федерального законодательства. В соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от ... года № ... «О порядке ведения единого реестра лицензий, в том числе представленных органами государственной власти субъектов РФ в соответствии с переданными полномочиями», ведение единого реестра лицензий осуществляет Росздравнадзор и его территориальные органы. В настоящее время Управление Росздравнадзора по РСО-Алания не располагает сведениями о получении лицензий на осуществление медицинской деятельности по адресам дошкольных учреждений г. Владикавказа. Представитель Управления образования АМС г. Владикавказа, привлеченный в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, Г.Э.В., действующая на основании доверенности № ... от ... года, исковые требования посчитала не обоснованными, пояснила что в действиях АМС г. Владикавказа признаки бездействия по оснащению медицинских кабинетов, находящихся в образовательных учреждениях - отсутствуют. Финансирование оснащения медицинских кабинетов в соответствии с требованиями СанПиН происходит регулярно, однако в финансировании АМС г. Владикавказа дошкольных учреждений - финансирование медицинских кабинетов - одно из направлений деятельности, и соответственно денежных средств на все направления не хватает. Представитель Управления здравоохранения и социальной политики АМС г. Владикавказа, привлеченный в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, К.С.Н., действующая на основании доверенности исковые требования Прокурора ПМО г. Владикавказа полагала обоснованными и подлежащими удовлетворению, поскольку наличие лицензии мед.кабинета является обязательным. Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РСО-Алания, привлеченный в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, К.А.М., действующий на основании доверенности ... от ... года, исковые требования полагал обоснованными и пояснил, что проведенной проверкой установлено, что медицинский кабинет не соответствует требованиям санитарных норм в настоящее время, все недостатки отмечены в акте проверки имеющемся у суда. Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела № 2-370/11, считает, что измененные требования прокурора Промышленного района г. Владикавказа законны, обоснованны и подлежат удовлетворению по следующим основаниям: В соответствии со статьей 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. При рассмотрении и разрешении спора по существу суд учитывает особенность, обусловленную отсутствием у ответчика - МДОУ детский сад № 173 общеразвивающего вида права собственности на занимаемое здание, поскольку в силу ч. 2 ст. 39 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3.266-1 "Об образовании" объекты собственности, закрепленные учредителем за образовательным учреждением, находятся в оперативном управлении этого учреждения. В соответствии с п.п. 1-3 ст. 32 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении образовательного процесса в пределах, установленных законодательством РФ, а также Уставом общеобразовательного учреждения. К компетенции образовательного учреждения относится создание в общеобразовательном учреждении необходимых условий для работы медицинских учреждений, контроль их работы в целях охраны и укрепления здоровья обучающихся воспитанников и работников образовательного учреждения. Согласно ст. 41 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3.266-1 "Об образовании" финансирование государственных образовательных учреждений осуществляется на основе федеральных нормативов финансирования государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, и муниципальных образовательных учреждений - на основе федеральных нормативов и нормативов субъекта Российской Федерации. Пунктом 7 статьи 51 Закона предусмотрена ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений, должностных лиц образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом данного образовательного учреждения. Пунктом 25 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 N 666 предусмотрено, что медицинское обслуживание детей в дошкольном образовательном учреждении обеспечивают органы здравоохранения. Медицинский персонал наряду с администрацией несет ответственность за здоровье и физическое развитие детей, проведение лечебно-профилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм, режима и обеспечение качества питания. Дошкольное образовательное учреждение обязано предоставить помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников, осуществлять контроль их работы в целях охраны и укрепления здоровья детей и работников дошкольного образовательного учреждения. Согласно ст. 12 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» обязательному лицензированию подлежит образовательная деятельность и медицинская деятельность. В силу ст. 8 указанного Закона, в перечень лицензионных требований с учетом особенностей осуществления лицензируемого вида деятельности могут быть включены следующие требования: наличие у соискателя лицензии и лицензиата помещений, зданий, сооружений и иных объектов по месту осуществления лицензируемого вида деятельности, технических средств, оборудования и технической документации, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, соответствующих установленным требованиям и необходимых для выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности; наличие у соискателя лицензии и лицензиата работников, заключивших с ними трудовые договоры, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей профессиональной подготовкой и (или) имеющих стаж работы, необходимый для осуществления лицензируемого вида деятельности; наличие у соискателя лицензии и лицензиата необходимой для осуществления лицензируемого вида деятельности системы производственного контроля; соответствие соискателя лицензии и лицензиата требованиям, установленным федеральными законами и касающимся организационно-правовой формы юридического лица, размера уставного капитала, отсутствия задолженности по обязательствам перед третьими лицами и т.д. Согласно п. 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ № 30 от 22 января 2007 года «Об утверждении положения о лицензировании медицинской деятельности» одним из лицензионных требований и условий при осуществлении медицинской деятельности является наличие у соискателя лицензии принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании зданий, помещений, оборудования и медицинской техники, необходимых для выполнения работ (услуг), соответствующих установленных к ним требованиям; наличие в штате соискателя лицензии или привлечение им на ином законном основании специалистов, необходимых для выполнения работ (услуг), имеющих высшее или среднее профессиональное (медицинское) образование и сертификат, соответствующие требованиям характеру выполняемых работ (услуг). В силу пункта 4 статьи 51 ФЗ «Об образовании» медицинское обслуживание обучающихся, воспитанников образовательного учреждения обеспечивают органы здравоохранения. Образовательное учреждение обязано предоставить помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников. В ходе судебного заседания установлено, что МДОУ детский сад №173 общеразвивающего вида осуществляет образовательную деятельность по образовательным программам по адресу: ..., что подтверждается представленными лицензией серия ... № ... от ... года. Согласно п. 1.4 Устава, учредителем МДОУ детский сад №173 общеразвивающего вида является Администрация местного самоуправления г. Владикавказа. Согласно пунктам 3.17, 3.17.1, 3.17.3 указанного Устава медицинское обслуживание обучающихся в образовательном учреждении обеспечивается медицинским персоналом. Учреждение предоставляет помещение с соответствующими условиями для работы медицинского персонала. В ходе судебного разбирательства достоверно установлено, что лицензия на осуществление медицинской деятельности по адресу: ... (место расположения медицинского кабинета МДОУ детский сад №173 общеразвивающего вида) у ответчика МДОУ детский сад №173 общеразвивающего вида отсутствует. В ходе судебного разбирательства также установлено, что медицинский кабинет, расположенный в здании МДОУ детский сад №173 общеразвивающего вида по адресу: ... не соответствует требованиям, предусмотренным СанПин 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» и СанПиН 2.4.1.2660-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях", что является необходимым условиям получения санитарно-эпидемиологического заключения на медицинскую деятельность, а также лицензии на осуществление медицинской деятельности. Так, согласно ответа на запрос суда, представленного Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РСО- Алания ... от ... годазаявление на выдачу санитарно-эпидемиологического заключения от МДОУ детский сад №173 общеразвивающего вида не поступало. Также, согласно представленному суду акта проверки Управления Роспотребнадзора по РСО-Алания деятельности МДОУ детский сад №173 общеразвивающего вида от ... года, установлены следующие несоответствия медицинского кабинета, расположенного в МДОУ детский сад №173 общеразвивающего вида требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства: - в детском саду отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение и лицензия на медицинскую деятельность (нарушение п.1.3. СанПин 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность»); - в медицинском кабинете отсутствует бактерицидная лампа, что является нарушением п.11.12. СанПин 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность»; - нет графика проведения генеральных уборок (п.11.7 СанПин 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность»); - сотрудники не иммунизированы против краснухи и вирусного гепатита согласно постановления Правительства РФ от 15.07.1999 N 825 "Об утверждении перечня работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок"; - контейнерная площадка не заасфальтирована, контейнер без крышки не промаркирован, что является нарушением п.3.17. СанПиН 2.4.1.2660-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях". По мнению суда, обязанность по финансированию МДОУ детский сад №173 общеразвивающего вида в части оснащения медицинского кабинета, расположенного в здании МДОУ детский сад №173 общеразвивающего вида в соответствии с требуемыми санитарно-эпидемиологическими нормами и правилами, лежит на учредителе АМС г. Владикавказа (в лице Управления образования АМС г. Владикавказа). Доводы ответчика АМС г. Владикавказа, а также объяснения специалиста Бузоевой А.Т. об отсутствии в деятельности АМС г. Владикавказа бездействия по оснащению медицинского кабинета, расположенного в МДОУ детский сад №173 общеразвивающего вида, ничем не подтверждены, а потому не могут быть приняты в качестве достоверных. Программа «Оснащение медицинских кабинетов СОШ и ДОУ» на 2011 год, утвержденная постановлением главы АМС г. Владикавказа № ... от ... года в настоящее время не реализована, суду не представлено каких-либо доказательств о реализации данной программы (финансово-отчетной документации и т.д.) Таким образом, суд полагает, что в деятельности АМС г. Владикавказа, МДОУ детский сад №173 общеразвивающего вида усматривается бездействие по оснащению медицинского кабинета, расположенного по адресу: ... в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства, а также в получении МДОУ детский сад №173 общеразвивающего вида санитарно-эпидемиологического заключения на осуществление медицинской деятельности, что является одним из необходимых условий получения лицензии МДОУ детский сад №173 общеразвивающего вида на осуществление медицинской деятельности по месту нахождения образовательного учреждения МДОУ детский сад №173 общеразвивающего вида. Согласно ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Таким образом, по мнению суда, требования прокурора об установлении срока исполнения решения до 01.10.2011 года также подлежат удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 - 198 ГПК Российской Федерации, Р Е Ш И Л: Исковые требования прокурора Промышленного района г. Владикавказа РСО-Алания к Администрации местного самоуправления г. Владикавказа, Муниципальному дошкольному образовательному учреждению детский сад №173 общеразвивающего вида о признании незаконным бездействия по лицензированию медицинского кабинета, - удовлетворить в полном объеме. Признать незаконным бездействие Администрации местного самоуправления г. Владикавказа, Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад №173 общеразвивающего вида по лицензированию медицинского кабинета образовательного учреждения. Обязать Администрацию местного самоуправления г. Владикавказа и Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №173 общеразвивающего вида оснастить медицинский кабинет, расположенный в МДОУ детский сад №173 общеразвивающего вида по адресу: ..., - соответствующими условиями для работы медицинского персонала в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.1.2660-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях", СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность». Обязать Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №173 общеразвивающего совершить действия по получению лицензии на право осуществления медицинской деятельности в срок до 01.10.2011 года. Решение суда может быть обжаловано сторонами в 10-дневный срок в Верховный Суд РСО-Алания. СУДЬЯ ДЗУГКОЕВА З.Н.