гражданское дело № 2-541/11 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 20 июля 2011 года г. Владикавказ Судья Промышленного районного суда г. Владикавказа РСО-Алания Арбиева И.Р., при секретаре Арсоевой С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Владикавказского транспортного прокурора, поданное в порядке ст. 45 ГПК РФ о признании незаконным осуществления погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте без лицензии на данный вид деятельности, и запрете ООО «...» осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте до получения лицензии на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, У С Т А Н О В И Л: Владикавказский транспортный прокурор обратился в Промышленный районный суд г. Владикавказа с исковым заявлением к ООО «...» о признании незаконной осуществления ООО «...» погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте без лицензии на данный вид деятельности и запрете ООО «...» осуществления указанного вида деятельности. В судебном заседании старший помощник Владикавказского транспортного прокурора Б. С.Г. заявленные исковые требования поддержал и пояснил, что Владикавказской транспортной прокуратурой по результатам прокурорских проверок исполнения федеральных законов в сфере лицензирования на железнодорожном транспорте установлено, что юридическим лицом ООО «...», зарегистрированным по адресу: 362021, РСО-Алания, г.Владикавказ, ул.... в нарушение п.1 ст. 17 ФЗ от 08.08.2001 года № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», Федерального закона № 18-ФЗ от 10.01.2003 года «Устав железнодорожного транспорта РФ», Положения о лицензировании перевозок железнодорожным транспортом, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ... года № ..., в г.Беслан осуществляется погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, без лицензии на данный вид деятельности. В частности, прокурорскими проверками установлено: ... года ООО «...» заключено соглашение б/н с ООО «...» на предоставление владельцем ООО «...» пути не общего пользования для производства грузовых операций грузоотправителям, грузополучателям. За период с февраля по март ... года на железнодорожную станцию Беслан в адрес ООО «...» поступили 12 вагонов цистерн с грузом - бензин моторный «автомобильный» неэтилированный, 3,АК 305 и 20 вагонов цистерн с грузом - фракция пропан-бутановая, 2.1, АК 206, которые были поданы на железнодорожные пути не общего пользования ООО «...», находящиеся во временном пользовании ООО «...» и разгружены силами ООО «...»», с нарушением законодательства о лицензировании на железнодорожном транспорте, п. 1 ст. 17 Федерального закона от 8 августа 2001г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», Федерального закона № 18-ФЗ от 10. 01. 2003 года «Устав железнодорожного транспорта РФ», Положения о лицензировании перевозок железнодорожным транспортом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 марта 2006 года №134, то есть без наличия лицензии на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте. На основании договора от ... года, б/н заключенного между ООО «...» и ООО «...», погрузочно - разгрузочные работы связанные с опасными грузами поступающими в адрес ООО «...» также осуществлялись силами ООО «...». На основании указанного договора силами ООО «...» за указанный период разгружено также 12 вагонов цистерн с опасными грузами поступивших на станцию Беслан в адрес ООО «...». По выявленным фактам нарушения законодательства о лицензировании на железнодорожном транспорте ... года Владикавказским транспортным прокурором вынесено постановление о возбуждении производства об административном правонарушении в отношении юридического лица ООО «...» по ч.2 ст. 14.1 КРФ об АП, которое в порядке ст.202 АПК РФ направлено в Арбитражный суд РСО-Алания для рассмотрения. Решением Арбитражного суда РСО-Алания от ... года по делу №А61-947/11 ООО «...» признано виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного ч.2 ст. 14.1 КоАП РФ в привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере ... рублей. С целью устранения выявленных нарушений законности ... года № ... Владикавказским транспортным прокурором внесено представление директору ООО «...» М. О.А. об устранении нарушений законодательства о лицензировании на железнодорожном транспорте, однако в установленный законом срок, информация о результатах принятых мер, причин и условий им сопутствующих в Владикавказскую транспортную прокуратуру не поступила. Федеральным законом от 8 августа 2001г. N128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" к лицензируемым видам деятельности отнесены виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием. Согласно п.70 ч.1 ст. 17 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 21-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте подлежит лицензированию. Согласно ст.7 упомянутого Федерального закона правом получения лицензии обладают все без исключения хозяйствующие субъекты: каких-либо ограничений, лимитов или запретов на получение лицензии законодательством не установлено, кроме соответствия лицензиата установленным лицензионным требованиям и условиям, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности. Поскольку п.1 ст. 17 Закона дает исчерпывающий перечень видов деятельности, на которые требуется получение лицензии, для каждого вида деятельности предусмотрено получение отдельной лицензии, позволяющей лицензиату осуществлять тот или иной вид лицензионной деятельности. Одним из принципиальных положений п.1 ст. 17 Закона является то, что лицензионную деятельность может осуществлять только юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, получившие лицензию на данный вид деятельности, однако данное требование Закона ООО «...» систематически нарушается. Директор ООО «...» М. О.А., надлежаще извещенный о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явился, уважительных причин неявки суду не сообщил. На основании указанного и руководствуясь ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика. Представитель третьего лица - ОАО «РЖД» в лице Минераловодского отделения Северо-Кавказской железной дороги, надлежаще извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в их отсутствие. В своем письменном отзыве поддержал заявленные Владикавказским транспортным прокурором исковые требования в полном объеме, просил суд об их удовлетворении. В соответствии с ч.5 ст. 167 ГПК РФ, стороны вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствие. В связи с чем, суд определил рассмотреть дело в отсутствие третьего лица - представителя ОАО РЖД» в лице Минераловодского отделения Северо-Кавказской железной дороги. Суд, выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, считает исковые требования Владикавказского транспортного прокурора подлежащими удовлетворению. Согласно ст. 17 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 121-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» погрузочно-разгрузочная деятельность применительно копасным грузам на железнодорожном транспорте подлежит лицензированию. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.10.1992 года №833 «О повышении безопасности движения на железнодорожном транспорте РФ» и Правил безопасности и порядка ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами при перевозке их по железным дорогам, утвержденных МПС РФ 25.11.1996 №ЦМ-407, МЧС РФ 31.10.1996 №9/733/3-2, ФГПН РФ 28.10.1996 №03-35/287, ГСМ «бензин моторный» и «фракция пропан-бутановая» отнесены к категории опасных грузов. Опасный груз, согласно ст. 2 Федерального закона от 10.01.2001 года №18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», в силу присущих ему свойств при определенных условиях при перевозке, выполнении маневровых, погрузочно-разгрузочных работ и хранении может стать причиной взрыва, пожара, химического или иного вида заражения либо повреждения технических средств, устройств, оборудования и других объектов железнодорожного транспорта и третьих лиц, а также причинения вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде. Следовательно, при осуществлении деятельности, связанной с погрузочно-разгрузочными работами применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, наличие лицензии обязательно в силу п.п.70 ст. 17 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности». Положение о лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности на железнодорожном транспорте, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.03.2006 года №134, определяет порядок лицензирования погрузочно-разгрузочной деятельности на железнодорожном транспорте, в том числе на железнодорожных подъездных путях, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Данным Положением хозяйствующим субъектам осуществляющими деятельность с опасными грузами установлены такие лицензионные требования как: наличие в штате соискателя лицензии специализированного подразделения по ликвидации чрезвычайных ситуаций или наличие соответствующего договора со сторонними специализированными организациями; наличие в штате соискателя лицензии специализированного подразделения пожарной охраны или наличие соответствующего договора со сторонними специализированными организациями, осуществляющими деятельность в области обеспечения пожарной безопасности; наличие у соискателя лицензии плана действий по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий, в том числе пожара. Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2006 года №45 «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности» утвержден перечень федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование, в соответствии с которым лицензирование погрузочно-разгрузочной деятельности на железнодорожном транспорте осуществляет Ространснадзор. Как следует из соглашения на предоставление Владельцем пути необщего пользования для производства грузовых операций грузоотправителям, грузополучателям от ... года (л.д. ...), ООО «...» и ОАО «...», владелец (ОАО «...») предоставляет грузовладельцу (ООО «...») во временное пользование железнодорожные пути необщего пользования для производства грузовых операций с нефтепродуктами. Согласно договору оказания услуг от ... года, ООО «...» обязуется по заданию заказчика - ООО «...» осуществить погрузку-разгрузку вагонов и цистерн. Согласно постановлению от ... года, Владикавказским транспортным прокурором возбуждено производство об административном правонарушении в отношении ООО «...» по ч.2 ст. 14.1 КРФ об АП. Согласно решению Арбитражного суда РСО-Алания №... от ... года, ООО «...» привлекалось к административной ответственности за осуществление предпринимательской деятельности без лицензии, а именно за отсутствие лицензии на проведение погрузочно-разгрузочных работ на железнодорожном транспорте с опасными грузами. Как следует из объяснения от ... года, данного директором ООО «...» ... О.А. лицензию на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте ООО «...» не имеет, поскольку общество ошибочно полагало, что для осуществления данного вида деятельности достаточна имеющаяся у общества лицензия на эксплуатацию взрывоопасных объектов и наличие сертифицированных работников для эксплуатации взрывоопасного объекта. Представлением Владикавказского транспортного прокурора об устранении нарушений законодательства о лицензировании на железнодорожном транспорте от ... года, направленным директору ООО «...» М. О.А., предложено принять меры к устранению выявленных прокурорской проверкой нарушений п. 1 ст. 17 ФЗ от 08.08.20001 года № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», ФЗ № 18-ФЗ от 10.01.2003 года «Устав железнодорожного транспорта РФ», Положения о лицензировании перевозок железнодорожным транспортом, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 15.03.2006 года № 134. Согласно Уставу ООО «...», утвержденного Решением учредителя ООО «...» ... года № ..., к предмету деятельности Общества относятся в числе прочего оптовая торговля горюче-смазочными материалами; розничная торговля и хранение горюче-смазочных материалов. При указанных обстоятельствах, судом установлено, что ООО «...» осуществляет деятельность, связанную с разгрузкой опасных грузов на железнодорожном транспорте без соответствующего разрешения (лицензии), что создает возможную опасность причинения вреда неопределенному кругу лиц, ставит под угрозу благоприятную окружающую среду, то есть затрагивает права, свободы и законные интересы граждан. Согласно ст. 12 ГПК РФ, одним из способов защиты прав является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. В соответствии с ч.1 ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Кроме того, противоправными действиями ООО «...» нарушаются права неопределенного круга» лиц на благоприятную окружающую среду и охрану здоровья, гарантированные ст.ст. 41 и 58 Конституции Российской Федерации. Следовательно, заявленные Владикавказским транспортным прокурором РСО-А исковые требования подлежат удовлетворению.|| На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, РЕШИЛ: Исковое заявление Владикавказского транспортного прокурора, о признании незаконной осуществления погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте без лицензии на данный вид деятельности, и запрете ООО «...» осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте до получения лицензии на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте удовлетворить. Признать незаконной осуществление ООО «...» погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте без лицензии на данный вид деятельности. Запретить ООО «...» осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте до получения лицензии на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности. На решение может быть подана кассационная жалоба в Верховный суд РСО-Алания в течение 10 дней. Судья И.Р. Арбиева