2-699/2011 Решение от 14.10.2011г.



Дело № 2 - 699/11г.

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

14 октября 2011 г.                                                                  г. Владикавказ

      Промышленный районный суд г.Владикавказа РСО-Алания в составе председательствующего судьи Дзусова А.К.

при секретаре Гогаевой З.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Сасиева к.х. к Межрегиональному управлению Федеральной Миграционной службы России (с местом дислокации в г. Владикавказе) о возложении обязанности по предоставлению государственной поддержки в жилищном обустройстве,

У С Т А Н О В И Л:

Сасиев К.Х. обратился в Промышленный районный суд г. Владикавказа РСО-Алания с исковым заявлением к Межрегиональному управлению Федеральной Миграционной службы России (с местом дислокации в г. Владикавказе) о возложении обязанности.

В обоснование иска указал, что в результате осетино-ингушского конфликта в октябре-ноябре ...... года он был лишен жилья, которое находилось в с........

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 6 марта 1998 года №274 (Об оказании государственной поддержки гражданам РФ, лишившимся жилья в результате осетино-ингушского конфликта октября-ноября 1992 года» и на основании свидетельства ...... на право получения средств на приобретение жилья, утвержденного Постановлением Правительства РСО-Алания ...... от ....... ему была перечислена денежная сумма в размере ...... рублей ........

Постановлением Правительства РСО-Алания от ....... ...... выписано свидетельства ....../д на сумму доплаты в размере ...... рублей.

Несмотря на постоянные обращения Сасиева К,Х. в органы ФМС РФ и письменные и устные, о том, что ему начислена доплата он узнал только в настоящее время. Ранее информирован об том не был.

Истец своевременно выполнял все требования миграционной службы: писал заявления по установленной форме, представлял необходимые документы.

Когда узнал, что на его имя выписано свидетельство на получение доплаты в сумме ...... рублей, обратился в МРУ ФМС РФ с местом дислокации в г.Владикавказе с просьбой выплатить указанную сумму.

Письмом №МС ...... от ....... МРУ ФМС РФ Сасиеву К.Х. был дан ответ согласно которого он должен был обратиться в УФМС РФ в г.Владикавказе.

Через адвоката он обратился в УФМС РФ с просьбой перечислить ему указанную сумму или дать отказ с целью обращения в судебные органы для восстановления своего утраченного права.

На указанный запрос УФМС РФ ответ не дал, а отправил его для рассмотрения в МРУ ФМС РФ, откуда Сасиев К.Х. вновь получил ответ за №МС ...... от ......., где было подтверждено его право на начисленную сумму ...... рублей. Однако деньги ему перечислены не были и отказа он также не получил.

Таким образом, сумма доплаты по независящим от Сасиева К.Х. обстоятельствам не была ему перечислена.

На основании Положения «Об оказании государственной поддержки и жилищном обустройстве вынужденным переселенцам, лишившимся жилья в результате осетино-ингушского конфликта октября-ноября 1992 года» государственная поддержка предоставляется вынужденным переселенцам, лишившимся жилья в результате осетино-ингушского конфликта, имевшим на 2 ноября 1992 года жилое помещение на праве собственности или получившим его в собственность в порядке наследования после 2 ноября 1992 г. от члена семьи вынужденного переселенца, лишившегося жилья в результате осетино-ингушского конфликта.

Как видно из письма МРУ ФМС РФ от ....... остаток денежных средств на приобретение утраченного жилья согласно свидетельства ....../д выписанное в соответствии с постановлением Правительства РСО-Алания от ....... ...... Сасиеву К.Х. не было перечислено якобы из-за того, что его заявление не поступило в МРУ ФМС РФ. Причины по которым его учетное дело вместе с заявлением не было передано в МРУ ФМС РФ ему не известны.

В соответствием с действующим законодательством единственным государственным органов, обеспечивающим реализацию прав граждан РФ, пострадавших в результате осетино-ингушского конфликта и получателем бюджетных средств выделяемых на осуществление мероприятий по ликвидации осетино-ингушского конфликта является ФМС РФ в лице Межрегионального управления с местом дислокации в г.Владикавказе в порядке установленном постановлением Правительства РФ №274 от 6 марта 1998 г. «О государственной помощи гражданам РФ, лишившимся жилья в результате осетино-ингушского конфликта в октябре-ноябре 1992 года».

Из-за недобросовестного исполнения своих обязанностей УФМС РФ по г.Владикавказ Сасиев К.Х. лишен возможности реализовать свое парво на получение помощи по утере жилья.

Письмом №МС ...... от ....... МРУ ФМС РФ с местом дислокации в ....... Сасиеву К.Х. отказано в выплате начисленной доплаты на приобретение жилья.

На основании изложенного в соответствии с вышеперечисленными нормативно-правовыми актами, ст.ст.254 ГПК РФ просил обязать УФМС передать учетное дело Сасиева К.Х. в МРУ ФМС РФ для рассмотрения заявления о предоставлении его государственной поддержки для жилищного обустройства в порядке предусмотренном Постановлением Правительства РФ ...... от ....... за утраченное в результате осетино-ингушского конфликта октября-ноября ...... года домовладения, принадлежащего ему на праве личной собственности, расположенное по адресу: РСО-Алания, .......

Впоследствии истец Сасиев К.Х. заявленные исковые требования уточнил просив обязать МРУ ФМС РФ (с местом дислокации в г.Владикавказ) предоставить Сасиеву К.Х. государственную поддержку для жилищного обустройства в порядке предусмотренном Постановлением Правительства РФ №274 от 6.03.1998г. «О государственной помощи гражданам РФ, лишившимся жилья в результате осетино-ингушского конфликта в октябре-ноябре 1992 года», пересчитав ему стоимость утерянного жилья по рыночным ценам на день вынесения решения суда, что составляет согласно расчета независимого эксперта ООО «Аудит эксперт...... рублей.

В судебном заседании представитель истца Голоева Л.Р., действующая на основании доверенности исковые требования поддержала в уточненном виде в полном объеме.

В судебном заседании представитель МРУ ФМС России (с местом дислокации в г. Владикавказе) Ильдаров С.Р. действующая на основании доверенности, возражал против удовлетворения исковых требований Сасиева К.Х. в судебном заседании пояснил, что недополученная сумма была начислена Правительством РСО-Алания в ноябре 2004 года, в период, когда было ликвидировано представительство специального представителя Президента РФ по вопросам урегулирования осетино-ингушского конфликта октября-ноября 1992 года, в связи с чем не была своевременно выплачена истцу Сасиеву К.Х. В соответствии с п.3 Постановления Правительства Российской Федерации от 6.03.98 г. №274 (в редакции постановлений Правительства РФ от 16.08.2002г. №614, 30.12.2005 г. №846, от 20.10.2006г. №618), ФМС поручено осуществить перечисление денежных средств на банковские счета вынужденных переселенцев по договорам, ранее ими заключенным в представительством специального представителя Президента РФ по вопросам урегулирования осетино-ингушского конфликта на строительство, восстановление либо приобретение жилья, а также завершить расчеты с вынужденными переселенцами по выданным комиссиям при Правительстве РИ и Правительстве РСО-Алания свидетельствам на право получения средств на строительство, восстановление либо приобретение жилья, по которым указанным представительство частично перечислены денежные средства на банковские счета вынужденных переселенцев. Что касается недополучения средств, Межрегиональное управление ФМС России вправе лишь произвести оплату той части государственной поддержки, которая не была выплачена спецпредставительством. Производить перерасчет оплаты не ранее выданным комиссиями при Правительстве РИ и РСО-Алания свидетельствам МРУ ФМС России не вправе.

На основании изложенного, в удовлетворение требований истца просил отказать за необоснованностью.

Представитель третьего лица - УФМС по РСО-Алания, Овсепян А.Х., действующая на основании доверенности, пояснила что в УФМС отсутствует личное дело Сасиева К.Х.

Суд, заслушав доводы сторон, исследовав материалы настоящего дела, приходит к выводу о том, что заявленные Сасиевым К.Х. требования законны, обоснованны и подлежат удовлетворению.

Согласно ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, определяют смысл, содержание и применение законов, обеспечиваются правосудием.

В соответствии со ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

В соответствии со ст. 13 Европейской Конвенции от 4 ноября 1950 года «О защите прав человека и основных свобод» каждый, чьи права и свободы нарушены, имеет право на эффективное средство правовой защиты в государственном органе, даже если это нарушение было совершено лицами, действовавшими в официальном качестве.

Согласно ст. 1 протокола №1 к Конвенции «О защите прав человека и основных свобод» каждое физическое лицо имеет право на уважение своей собственности. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как в интересах общества и на условиях предусмотренных законом и общими принципами международного права.

Из ст.15 ГК РФ определено, что под убытками, в том числе понимаются неполученные доходы, которые лицо, право которого нарушено, получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено.

Согласно Закона РФ от 19.02.1993 года № 4530-1 (редакции от 18.07.2006 года) «О вынужденных переселенцах» вынужденным переселенцам гарантировано оказание государственной поддержки в виде выплаты компенсации за утраченное имущество при невозможности его возврата вынужденному переселенцу (в редакции ФЗ от 22.08.2004 года № 122-ФЗ).

Согласно п. 1 Указа Президента РФ № 1285 от 6. 10. 2004 г. «О мерах по совершенствованию деятельности государственных органов по развитию отношений между РСО-Алания и РИ» функции специального представителя Президента РФ в РСО-Алания и РИ по обеспечению законных прав граждан, пострадавших в результате осетино-ингушского конфликта 1992 г.; получателя средств, выделяемых из федерального бюджета на осуществление мероприятий по ликвидации последствий осетино-ингушского конфликта, а так же по контролю за расходованием указанных средств переданы Федеральной миграционной службе РФ.

В соответствии с п. 3 Положения «Об оказании государственной поддержки в жилищном обустройстве вынужденным переселенцам, лишившимся жилья в результате осетино-ингушского конфликта октября - ноября 1992 г.», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 06.03.1998г. № 274, с изменениями и дополнениями, внесенными Постановлением Правительства РФ № 846 от 30.12.2005 г. и Постановлением Правительства РФ № 618 от 20.10.2006 г. право на получение государственной поддержки предоставляется вынужденному переселенцу и членам его семьи, имеющим статус вынужденного переселенца и лишившимся жилья в результате осетино-ингушского конфликта в октябре - ноябре 1992 г., а так же их несовершеннолетним детям, состоящим в составе семьи на дату подачи заявления об оказании государственной поддержки.

Рассмотрение вопросов, связанных с оказанием вынужденным переселенцам, лишившимся жилья в результате осетино-ингушского конфликта, государственной поддержки осуществляется уполномоченным территориальным органом Федеральной миграционной службы (п. 5 Положения).

Государственная поддержка предоставляется вынужденным переселенцам, лишившимся жилья в результате осетино-ингушского конфликта имевшим на 2. 11. 1992 г. жилое помещение на праве собственности… покинувшим место постоянного проживания безвозвратно в форме социальной выплаты на приобретение готового или строительство нового жилого помещения с предоставлением для строительства земельного участка при условии передачи в установленном порядке оставленного по месту прежнего проживания на территории РСО-Алания или РИ земельного участка и находящегося на нем жилого помещения (помещений).

Размер социальной выплаты определяется из расчета 33 кв. м. на одинокого гражданина, 42 кв. м. на семью из двух человек, по 18 кв. м. на 1 члена семьи из 3 и более человек, но не менее общей площади утраченного жилья (пп. «б» п. 15 Положения).

Выводы суда основаны на следующих доказательствах исследованных в судебном заседании.

Решением Комиссии при Правительства РСО-Алания по решению вопросов выделения средств вынужденным переселенцам, лишившимся жилья в результате осетино-ингушского конфликта от ....... Сасиеву К.Х. выделены денежные средства в размере ...... рублей на приобретение жилого дома взамен утраченного в результате конфликта. Площадь утраченного жилья ...... кв.м.

Таким образом, указанным решением фактически признано, что Сасиев К.Х. при указанных обстоятельствах имеет право на получение государственной поддержки в связи с разрушением принадлежавшего ему на праве собственности домовладения.

Согласно постановления Правительства РСО-Алания № 24 от 13.02.2003 г. «О выдаче вынужденным переселенцам свидетельств на право получения денежных средств на строительство, восстановление либо приобретение жилья», Сасиеву К.Х. выдано свидетельство на право получения средств на строительство, восстановление либо приобретение жилья, расположенного по адресу с...... рублей.

Согласно постановления Правительства РСО-Алания № 17 от 21.04.2004г. «О выдаче вынужденным переселенцам свидетельств на право получения денежных средств на строительство, восстановление либо приобретение жилья» Сасиеву К.Х. произведен перерасчет суммы государственной поддержки с ...... рублей на ...... рублей.

Как следует из представленной ответчиком справки - выписки из электронной базы данных ПСПП РФ от ....... Сасиеву К,Х. определена и была выплачена сумма государственной поддержки в жилищном обустройстве в размере ...... рублей.

Согласно письму № ...... от ....... МРУ ФМС России (с местом дислокации в г. Владикавказа) ...... отказано в предоставлении государственной поддержки в жилищном обустройстве в связи с тем, что МРУ ФМС вправе лишь произвести ему выплату той части государственной поддержки, которая не была выплачена представительством специального представителя Президента РФ. Производить перерасчет оплаты по ранее выданным комиссиями при Правительстве РИ и Правительстве РСО-Алания свидетельствам МРУ ФМС России не вправе.

Согласно письму №МС ...... от ....... МРУ ФМС РФ (с местом дислокации в г.Владикавказе) заявление Сасиева К.Х. о перечислении остатка денежных средств не было рассмотрено, в связи с тем, что не поступало в МРУ ФМС РФ.

Согласно акту приёма - передачи от 25.04.2000 года, Сасиев К.Х. передал в собственность администрации принадлежащее ему на праве личной собственности домовладение, расположенное по адресу: .......

Согласно акта обследования частного домовладения гр. Сасиев К.Х. от ....... ......, комиссия установила, что жилой дом размерами в плане ...... м. Перекрытия деревянные, стены кирпичные в сквозных трещинах, по фасаду (......) установлены подпорки. Из-за сквозных трещин стены деформировались в разные стороны. Несущие конструкции, получившие чрезмерные деформации не подлежат восстановлению по требованию строительных норм. По сейсмичности здание не пригодно к эксплуатации. Проживание в нем опасно для жизни. Жилой дом подлежит разборке.

На основе вышеуказанных доказательств суд пришел к выводу, что истец, лишился жилья в результате осетино-ингушского конфликта, при этом отказался от прав собственности на указанное домовладение и земельный участок в связи, с чем он в настоящее время жилищно не обустроен и приобрел право на оказание государственной поддержки в жилищном обустройстве в соответствии с действующим Положением «Об оказании государственной поддержки в жилищном обустройстве вынужденным переселенцам, лишившимся жилья в результате осетино-ингушского конфликта октября - ноября 1992 г.», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 06.03.1998г. № 274.

Данное право истца было признано за ним в установленном порядке решением уполномоченного государственного органа - Комиссией по вопросам выделения средств вынужденным переселенцам при Правительстве РСО-Алания.

При этом суд принимает во внимание довод сторон о том, что государственными органами уполномоченными в сфере урегулирования осетино-ингушского конфликта, а так же местными властями в течении длительного времени (более 10 лет) не была обеспечена возможность реализации права Сасиева К.Х. на жилищное обустройство в связи с разрушением домовладения. Данное обстоятельство суд признает существенным для разрешения настоящего дела.

В связи с изложенным является несостоятельным довод ответной стороны о том, что истцу якобы была уже частично оказана государственная помощь в жилищном обустройстве.

Оценивая в совокупности представленные доказательства, суд приходит к убеждению о том, что право истца на оказание государственной поддержки в жилищном обустройстве в виде предоставления субсидии на восстановление жилья имеет имущественный характер, таким образом, размер субсидии, исходя из смысла Положения «Об оказании государственной поддержки в жилищном обустройстве вынужденным переселенцам, лишившимся жилья в результате осетино-ингушского конфликта октября - ноября 1992 г.» (п. 2 пп. «а») должен, безусловно, реально обеспечивать полное восстановление индивидуального жилья вынужденного переселенца, разрушенного в результате осетино-ингушского конфликта. Любое иное толкование норм Положения будет иметь своим последствием невозможность реализации данного права вынужденного переселенца.

Данный вывод суда так же подтверждается нормативными актами ПСПП РФ в РСО-Алания и РИ и Правительств РСО-Алания и РИ издававшимися в пределах их компетенции по данному вопросу, в частности согласно п. 1 Распоряжения Специального представителя Президента РФ по вопросам урегулирования осетино-ингушского конфликта № 275 от 10. 12. 1999 г. в соответствии с п. 4 Постановления Правительства РФ от 6. 03. 1998 г. № 274 приступить с 1. 12. 1999 г. к индексации размера денежных средств, выделенных вынужденным переселенцам на строительство, восстановление либо приобретение жилья. Индексацию денежных средств проводить на момент зачисления их на банковские счета начиная с 1. 09. 1998 г.

Согласно Распоряжения Специального представителя Президента РФ по вопросам урегулирования осетино-ингушского конфликта № 185 от 6. 10. 2000 г. «О пересчете размера средств, выделенных и подлежащих выделению вынужденным переселенцам на восстановление жилья с учетом индексов инфляции» размер средств выделяемых вынужденным переселенцам на восстановление жилья определять с учетом коэффициентов пересчета сметной стоимости восстановительных работ в ценах 1991 г. (по утвержденным типовым проектам) с учетом ранее занимаемой площади.

Согласно Распоряжения Специального представителя Президента РФ по вопросам урегулирования осетино-ингушского конфликта № 4 от 23. 01. 2004 г., окончательный расчет с вынужденными переселенцами, не получивших (или частично получивших) денежные средства, произвести с учетом средней рыночной стоимости 1 кв. м. общей площади, установленной в соответствии с постановлением ГК РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу на момент перечисления денежных средств на банковский счет вынужденного переселенца.

Согласно п. 3 указанного Распоряжения определение размера затрат для строительства, восстановления разрушенного жилья производить согласно рекомендациям письма Госстроя РФ от 11. 09. 2003 г. № НК - 5636/10):

- по частично оплаченным банковским счетам с применением коэффициентов пересчета в текущем уровне цен к базисным ценам 1991 г.

Суд при этом так же принимает во внимание, что в соответствии с действующим законодательством единственным государственным органом, обеспечивающим реализацию законных прав граждан пострадавших в результате осетино-ингушского конфликта и получателем бюджетных средств выделяемых на осуществление мероприятий по ликвидации последствий осетино-ингушского конфликта является Федеральная миграционная служба РФ в лице Межрегионального управления (с местом дислокации в г. Владикавказе).

Учитывая, изложенное суд счел возможным рассмотреть вопрос о реализации права истца на получение государственной поддержки на приобретение жилья утраченного в результате осетино-ингушского конфликта, в том смысле как это предусмотрено действующим Положением «Об оказании государственной поддержки в жилищном обустройстве вынужденным переселенцам, лишившимся жилья в результате осетино-ингушского конфликта октября - ноября 1992 г.»

При таких обстоятельствах, суд приходит к убеждению о том, что истец обоснованно обратился за защитой с вышеуказанными требованиями, подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Суд так же учитывает, что истцу выделялась денежная сумма в размере ...... рублей, в связи с чем размер социальной выплаты ему на приобретение жилья должен быть определен за вычетом указанной суммы: ...... кв. м. (площадь утраченного домовладения) х ...... рублей (стоимость кв. м. жилья в РСО-Алания согласно Приказа Минрегиона РФ от 26.09.2011 N 462 "О средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъектам Российской Федерации на четвертый квартал 2011 года") - ...... рублей.

Исходя из положений 1 ст.103 ГПК РФ, абз.3 ч.1 ст.333.19 НК РФ, п.1 ч.1 ст.333.20 НК РФ подлежавшая уплате при подаче искового заявления государственная пошлина в размере ...... рубль подлежит взысканию с ответчика.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Сасиева к.х. к Межрегиональному управлению Федеральной Миграционной службы России (с местом дислокации в г. Владикавказе) о возложении обязанности по предоставлению государственной поддержки в жилищном обустройстве, удовлетворить.

Обязать Межрегиональное управление Федеральной Миграционной службы России (с местом дислокации в г.Владикавказ) предоставить Сасиеву к.х. государственную поддержку в жилищном обустройстве в порядке предусмотренном Постановлением Правительства РФ ...... от ....... «О государственной помощи гражданам РФ, лишившимся жилья в результате осетино-ингушского конфликта в октябре-ноябре 1992 года», в виде выделения доплаты социальной выплаты на приобретение жилья в размере ...... (...... рублей.

Решение может быть обжаловано сторонами в Верховный Суд РСО-Алания в течение 10 дней со дня вынесения, путем подачи кассационной жалобы через Промышленный районный суд г. Владикавказа.

Судья                                                                              А.К. Дзусов