2-770/2011 решение от 08.11.2011 г.



Р Е Ш Е Н И Е

      ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

08 ноября 2011 года                                                Дело № 2-770/11

Промышленный районный суд г. Владикавказа РСО-Алания в составе председательствующего судьи Арбиевой И.Р.,

при секретаре Арсоевой С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Промышленного МО г. Владикавказа, поданному в порядке ст. 45 ГПК РФ к МОУ средней общеобразовательной школе № 25 г. Владикавказа и Управлению образования АМС г. Владикавказа об обязании обеспечить беспрепятственный доступ детей-инвалидов в учреждение образования,

         У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Промышленного МО г.Владикавказа обратился в суд в порядке ст.45 ГПК РФ с исковым заявлением, в котором просил обеспечить беспрепятственный доступ детей-инвалидов в МОУ СОШ № 25, установить пандусы для подъезда детей-инвалидов на инвалидных колясках, поручни при входе в здание и другое оборудование для их беспрепятственного доступа.

В судебном заседании, старший помощник прокурора Промышленного МО г. Владикавказа РСО-Алания Галазова Е.Б. заявленное исковое требование поддержала в полном объёме и пояснила, что Прокуратурой Промышленного района г.Владикавказа проведена проверка исполнения законодательства о социальной защите детей-инвалидов, в ходе которой установлено, что МОУ СОШ № 25 не оборудована специальными средствами для доступа детей-инвалидов в здание, т.е. отсутствует пандус, поручни, лифт и т.д.

Согласно ст.2 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 (ред. от 18.07.2011) «Об образовании» государственная политика в области образования основывается на принципе общедоступности образования, адаптивности системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников.

В соответствии ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ (ред. от 01.07.2011) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

Согласно ст.32 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 (ред. от 18.07.2011) «Об образовании» образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида уставом образовательного учреждения.

К компетенции образовательного учреждения относятся материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств и др.

Таким образом, изложенные нарушения требований законодательства существенно ущемляют права детей-инвалидов на беспрепятственный доступ к образовательным учреждениям, что нарушает провозглашенный принцип, предусмотренный ст.9 Конвенции о правах инвалидов (принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 года), согласно которому государства-участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах. Эти меры, которые включают выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться, в частности на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места.

Кроме того, согласно п.3.9. ст.3 Учредительного договора от 2007 г. «О создании и обеспечении деятельности муниципального образования средней общеобразовательной школы № 25 г.Владикавказа» на Управление образования г.Владикавказ возложено содержание здания Учреждения (включая расходы на коммунальные услуги, освещение, текущий ремонт и прочие аналогичные расходы по содержанию и развитию материально-технической базы Учреждения) в пределах, установленных сметой доходов и расходов; оснащение современными техническими средствами и оборудованием.

Таким образом, невыполнение требований по защите социальных прав сирот является грубым нарушением действующего законодательства, поскольку ущемляет права неопределенного круга лиц на получение образования      и      интересы      такого      круга     лиц, которые нельзя персонифицировать.

Восстановление нарушенных прав и интересов неопределенного круга лиц возможно путем предъявления прокуроромв суд в соответствии с п.4 ст.27, п.3 ст.35 Федерального закона от 17.01.1992 г. «О прокуратуре Российской Федерации» и ч.1ст.45 ГПК РФ искового заявления, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств, приобрело особое общественное значение.

В связи с вышеизложенным, помощник прокурора Галазова Е.Б. просила суд удовлетворить требование Прокурора ПМО г.Владикавказа, обязать Муниципальное общеобразовательное учреждение № 25 г.Владикавказа и Управление образования администрацию местного самоуправления г.Владикавказа предпринять необходимые действия по обеспечению беспрепятственного доступа детей-инвалидов в учреждение образования; установить пандусы для подъезда детей-инвалидов на инвалидных колясках, поручни при входе в здание и другое оборудование для их беспрепятственного доступа.

Представитель МОУ СОШ № 25, извещённый о месте и времени рассмотрения настоящего дела должным образом, в судебное заседание не явился, причину своей неявки суду не сообщил.

Представитель ответчика Управления образования АМС г.Владикавказа Габисова Э.В., действующая на основании доверенности № ... от ... года, в судебное заседание также не явилась, однако представила суду ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие. При этом указала, что заявленные прокурором Промышленного МО г.Владикавказа исковые требования не признает, просит в их удовлетворении отказать, в связи с тем, что установка пандусов в МО СОШ № 25 г.Владикавказа запланирована в 2012 году, а дети-инвалиды находятся на домашнем обучении.

При таких обстоятельствах и в соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд посчитал возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие ответчиков - представителей МОУ СОШ № 25 и Управления образования АМС г.Владикавказа.

Заслушав доводы сторон, исследовав материалы настоящего дела, суд приходит к убеждению о том, что требование Прокурора ПМО г.Владикавказа, поданное в порядке ст.45 ГПК РФ подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Как усматривается из статьи 43 Конституции России - каждый имеет право на образование, гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

Согласно ст.2 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 (ред. от 18.07.2011) «Об образовании» государственная политика в области образования основывается на принципе общедоступности образования, адаптивности системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников.

В соответствии ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ (ред. от 01.07.2011) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

Согласно ст.32 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 (ред. от 18.07.2011) «Об образовании» образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида уставом образовательного учреждения. К компетенции образовательного учреждения относятся материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств и др.

Согласно объяснительной директора МОУ СОШ № 25 Б. Т.В. от ... года, пандусов в школе нет, так как при строительстве школы в 1958 году они не были предусмотрены. В настоящее время школа не располагает средствами для их строительства.

Уставом МОУ СОШ № 25, утвержденным ... года за № .. решением комитета по управлению имуществом г.Владикавказа установлено следующее: п. 1.2. МОУ СОШ № 25 создано в целях реализации гарантированного государством права граждан на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования; п. 2.2. В своей деятельности школа осуществляет в числе прочих задач задачу по созданию максимально благоприятных условий для умственного, физического, эстетического развития личности ребенка; 4.2. В Учреждение принимаются все граждане, которые проживают на территории, закрепленной за Учреждением, и имеют право на получение образования соответствующего уровня.

Таким образом, судом достоверно установлено, что отсутствие в МОУ СОШ № 25 условий по обеспечению беспрепятственного доступа детей-инвалидов в учреждение образования, то есть отсутствие пандусов для подъезда детей-инвалидов на инвалидных колясках, поручней при входе в здание и другое оборудование для их беспрепятственного доступа нарушает их права, установленные действующим законодательством об образовании.

Кроме того, изложенные нарушения требований законодательства существенно ущемляют права детей-инвалидов на беспрепятственный доступ к образовательным учреждениям, что нарушает провозглашенный принцип, предусмотренный ст.9 Конвенции о правах инвалидов (принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 года), согласно которому государства-участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах. Эти меры, которые включают выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться, в частности на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места.

При изложенных обстоятельствах исковые требования Прокурора ПМО г.Владикавказа, поданное в порядке ст. 45 ГПК РФ к МОУ средней общеобразовательной школе № 25 г.Владикавказа и Управлению образования АМС г.Владикавказа об обязании обеспечить беспрепятственный доступ детей-инвалидов в учреждения образования; установить пандусы для подъезда детей-инвалидов на инвалидных колясках, поручни при входе в здание и другое оборудование для их беспрепятственного доступа, подлежит удовлетворению по приведённым выше основаниям.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Промышленного района г. Владикавказа к Муниципальному образовательному учреждению средней общеобразовательной школе № 25 г.Владикавказа и Управлению образования Администрации местного самоуправления г.Владикавказа удовлетворить.

Обязать Муниципальное образовательное учреждение среднюю общеобразовательную школу № 25 г.Владикавказа РСО-Алания и Управление образования Администрации местного самоуправления г.Владикавказа РСО-Алания обеспечить беспрепятственный доступ детей-инвалидов в учреждение образования, установить пандусы для подъезда детей-инвалидов на инвалидных колясках, поручни при входе в здание и другое оборудование для их беспрепятственного доступа в Муниципальное образовательное учреждение среднюю общеобразовательную школу № 25 г.Владикавказа РСО-Алания.

Решение может быть обжаловано сторонами в Верховный Суд РСО-Алания в течение 10 дней.

     Судья                                                                                                               И.Р. Арбиева