2-563/2012 решение от 28.08.2012г.



Дело № 2-563/12

                         

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

28 августа 2012 г.                                                                    г. Владикавказ

Промышленный районный суд г. Владикавказа РСО-Алания в составе:         

Председательствующего судьи Дзусова А.К.,

с участием прокурора Галазовой Е. Б.,

при секретаре Гогаевой З.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Диамбекова А.А. к Управлению Федеральной службы судебных приставов России по ... о восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л:

Диамбеков А.А. обратился в Промышленный районный суд ... с иском к УФССП России по ... о восстановлении на работе, взыскании средней заработной платы за время вынужденного прогула с ..., взыскании морального вреда в размере ... рублей.

В обоснование иска указал, что согласно приказу ...-К от ... Диамбеков А.А. был назначен на должность Федеральной государственной гражданской службы судебного пристава - исполнителя Центрального района отдела судебных приставов г. Владикавказа Управления Федеральной службы судебных приставов по .... Также, на основании данного приказа с ним был заключен служебный контракт ... от ... на неопределенный срок. Приказом ...-К от ... истец был уволен с государственной гражданской службы в связи с сокращением должности с ... Считает, что его увольнение является незаконным и проведено с нарушением установленного порядка процедуры сокращения по следующим основаниям. В соответствии со ст. 73 ФЗ РФ от ... №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной настоящим Федеральным законом. В соответствии с ч.5 ст. 31 ФЗ РФ от ... №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» при сокращении в государственном органе должностей гражданской службы представитель нанимателя за два месяца до сокращения сообщает об этом в письменной форме гражданским служащим. С уведомлением о сокращении должности и увольнении от ... истец был ознакомлен ... (копия указанного уведомления не вручалась), при этом с ... Диамбеков А.А. находился в ежегодном отпуске и был вызван в отдел кадров начальником отдела. В соответствии с п.1 ч.1 ст. 31 ФЗ РФ от ... №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» при сокращении должностей гражданской службы государственно-служебные отношения с гражданским служащим, замещающим сокращаемую должность гражданской службы, продолжаются в случае предоставления гражданскому служащему с учетом уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности возможности замещения иной должности гражданской службы в том же государственном органе либо в другом государственном органе. В соответствии с ч.6 ст. 31 ФЗ РФ от ... №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в течение срока, указанного в части 5 настоящей статьи, в государственном органе может проводиться внеочередная аттестация гражданских служащих в соответствии со статьей 48 настоящего Федерального закона. По результатам внеочередной аттестации гражданским служащим, имеющим преимущественное право на замещение должности гражданской службы, могут быть предоставлены для замещения иные должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе. При этом в случае отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, либо от профессиональной переподготовки или повышения квалификации гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы. Однако в нарушение указанных норм, а также п. 3 ст. 53 ФЗ РФ от ... №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» о дополнительных государственных гарантиях гражданских служащих, представителем нанимателя никакой аттестации гражданских служащих не проводилось, а возможность замещения иных должностей гражданской службы Диамбекову А.А. не представлялась не только в этом государственном органе, но и в ином государственном органе. При этом Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ... ... "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" (п. 30), разъяснено, в частности, что под предложением вакантной должности понимается исходящее от уполномоченного должностного лица государственного органа предложение о назначении на государственную должность государственной службы, в том числе нижестоящую, обязанности по которой государственный служащий может выполнять с учетом его профессии, квалификации и ранее занимаемой должности. Более того, в нарушение всех указанных норм законодательства в течение двух месяцев с момента предупреждения истца об увольнении в УФССП по ... имелись вакантные должности, соответствующие его квалификации. Только в Центральном районном отделе Управления Федеральной службы судебных приставов по ... с ... в связи с истечением срока служебного контракта была уволена судебный пристав-исполнитель К., с ... на основании заявления по собственному желанию уволена судебный пристав-исполнитель Р., а также с ... в декретном отпуске находится судебный пристав-исполнитель Ф. (вакантные должности судебного пристава-исполнителя имелись и в других районный подразделениях Управления Федеральной службы судебных приставов по ...). В соответствии с ч.7 ст. 31 ФЗ РФ от ... №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» при сокращении должностей гражданской службы преимущественное право на замещение должности гражданской службы предоставляется гражданскому служащему, имеющему более высокие квалификацию, уровень профессионального образования, большую продолжительность стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности и более высокие результаты профессиональной служебной деятельности. При назначении на должность судебного пристава-исполнителя истцом в отдел кадров УФССП по ... был представлен диплом с отличием юридического факультета СОГУ имени Х. по специальности «Юриспруденция». С ... года является аспирантом кафедры конституционного права СОГУ имени Х. по специальности 12.00.02. «Конституционное право, муниципальное право», обладает кандидатским минимумом по той же специальности. В ... г. Диамбеков А.А. был награжден почетным дипломом II степени в связи с занятием второго места в конкурсе на звание «Лучший судебный пристав - исполнитель УФССП России по ...» по итогам ... г. Также в ... г. награжден почетной грамотой Главой Администрации местного самоуправления ... за добросовестное отношение к служебным обязанностям и высокие результаты по исполнению исполнительных производств в ... г. В ... г. награжден нагрудным знаком «Судебные приставы России» и удостоверением к нему ....

На момент увольнения со службы стаж работы истца в должности судебного пристава-исполнителя составлял чуть более 3 лет, что превышает стаж работы многих сотрудников ... отдела УФССП по .... На должность был назначен с ... и уже с ... года Диамбеков А.А. занимался исполнением требований исполнительных документов наиболее сложного характера в отделе (предоставление жилья, сносы, выселения, взыскание налоговых платежей с юридических лиц, а также исполнительные производства, должниками по которым являлись различные государственные и муниципальные органы, в частности министерства ... Администрация города, комитеты и т.д.). Кроме того, в соответствии с ч. 2 ст. 179 ТК РФ при равной производительности труда и квалификации предпочтение в оставлении на работе отдается семейным - при наличии двух или более иждивенцев (нетрудоспособных членов семьи, находящихся на полном иждивении работника или получающих от них помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию). Истец проживает совместно со своими родителями, которые получают от него постоянную материальную помощь. Согласно справке серии МСЭ-2011 ... от ... на имя Д.А.Б. (отца), и справке серии МСЭ-2007 ... от ... на имя Д.С.Т. (матери) им установлена инвалидность II группы. Кроме того, отец Диамбеков А.А. нуждается в регулярном прохождении курсов лечения в .... Однако, в нарушении положений ст. 44 ФЗ РФ от ... N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» о кадровой работе ни одно из вышеуказанных обстоятельств не было учтено представителем нанимателя при проведении процедуры сокращения. Таким образом, принимая во внимание допущенные ответчиком нарушения закона, свое увольнение считает незаконным.

В соответствии с ч. 16 ст. 70 ФЗ РФ от ... №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в случаях освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы по основаниям, не предусмотренным настоящим Федеральным законом, или с нарушением установленного порядка освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы либо в случае незаконного перевода на иную должность гражданской службы суд вправе по письменному заявлению гражданского служащего вынести решение о возмещении в денежном выражении причиненного ему морального вреда. Незаконным увольнением истцу нанесен моральный вред, поскольку заработная плата является его единственным средством к существованию, а также возможностью оказания материальной помощи родителям. Таким образом, считает подлежащим взысканию в счет возмещения морального вреда сумму в размере ... рублей.

Согласно п. 23 Постановления Пленума Верховного суда РФ ... от ... «О применении судами РФ Трудового кодекса РФ» при рассмотрении дела о восстановлении на работе лица, трудовой договор с которым расторгнут по инициативе работодателя, обязанность доказать наличие законного основания увольнения и соблюдение установленного порядка увольнения возлагается на работодателя.

На основании вышеизложенного, просил признать незаконным и подлежащим отмене приказ ...-К от ... Управления Федеральной службы судебных приставов по ... об увольнении Диамбекова А.А.; обязать Управление Федеральной службы судебных приставов по ... восстановить Диамбекова А.А. в должности судебного пристава-исполнителя ... отдела Управления Федеральной службы судебных приставов по ... в соответствии со служебным контрактом ... от ... на неопределенный срок; взыскать с Управления Федеральной службы судебных приставов по ... в пользу Диамбекова А.А. заработок за время вынужденного прогула за период с ... и до фактического восстановления в должности; взыскать с Управления Федеральной службы судебных приставов по ... в его пользу в счет возмещения морального вреда сумму в размере ... рублей

В судебном заседании истец Диамбеков А.А. исковые требования поддержал в полном объеме.

В судебном заседании представитель истца Диамбекова А.А. - Фалеро И.В., действующая на основании доверенности пояснила, что согласно приказа ...-К от ... Диамбеков А.А. был освобожден от замещаемой должности в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 33 ФЗ РФ от ......-ФЗ, т.е. в связи с отказом гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы либо от профессиональной переподготовки или повышения квалификации в связи с сокращение должностей гражданской службы, а также при непредоставлении ему в этих случаях иной должности гражданской службы. В нарушение ст. 31 ФЗ РФ «О государственной гражданской службе в РФ» представитель нанимателя не предоставил истцу возможности замещения иной должности гражданской службы в том же государственном органе либо в другом государственном органе, не представил суду доказательств отсутствия возможности предоставления истцу как государственному служащему иной должности гражданской службы в том же либо в другом государственном органе, представитель нанимателя не направлял гражданского служащего на профессиональную переподготовку или повышение квалификации. Согласно уведомлению от ... ...-КЦ ответчик указал, что в течение 2-х месяцев при наличии вакансии Диамбекову А.А. может быть предложена иная должность федеральной государственной гражданской службы в соответствии с указанными приказами. Исходя из материалов гражданского дела, представленных представителем ответчика, установлено, что в период двухмесячного срока с момента уведомления истца о сокращении должности в УФССП по ... было освобождено от замещаемых должностей 27 государственных служащих, из которых только 5 госслужащих - судебных приставов-исполнителей по сокращению: М., Ц., Ц., Г., Диамбеков А.А. В перио...-х месячного срока освободились следующие должности в УФССП по ...:

1. Д. уволена ... (должность не установлена - в расстановочном штате отсутствует);

2. Р. уволена ... (должность не установлена - в расстановочном штате отсутствует);

3. М.. уволен ... (должность - ... ... отдела).

4. Б. уволен ... (...);

5. Д. уволен ... (...);

6. Д. уволен ... (...);

7. В. уволен ... (...);

8. А. уволен ... (...);

9. К. уволен ... (...);

10. Б. уволен ... (... ... отдела);

11. Т. уволена ... (...).

12. Г. (водитель);

13. Т. уволен ... (... ...);

14. Г. уволен ... (.. ...);

15. Г. уволена ... (... ...);

16. Б. уволен ... (...);

17. А. уволен ... (... ...);

18. Р. уволена ... (должность не установлена - в расстановочном штате отсутствует);

19. М. уволен ... (...);

20. Г. уволен ... (... ...);

21. К. уволена ... (...);

22. А. уволен ... (должность не установлена - в расстановочном штате отсутствует).

В этот же период в отпуск по уходу за ребенком ушло 10 человек: П. с ... (... ...); Д. с ... (... ...); К. с ... (суд... ...); И. с ... (...); Т. с ...; И. с ...; К. с ...; Ч. с ...; Г. с ...; К. с ...

Соответственно все вышеперечисленные должности являлись вакантными. Принято на должность за период с ... по ... 24 человека (из них приняты ... Х., Д. и т.д.).

Диамбеков А.А. был освобожден от занимаемой должности с ... В этот же день, т.е. ... на должности были приняты 4 человека (в том числе на должность ... по ... был принят А.). В последующем вплоть до ... было принято на должность в УФССП по ... еще 10 человек (в том числе и на должности ... - Я. от ...). Более того представитель нанимателя не представил доказательств, того что истец не имел преимущественного права на замещение иной должности гражданской службы. Так, исходя из показаний свидетелей со стороны ответчика Е. и С. исключению из структуры и штатного расписания подлежало 20 единиц судебных приставов-исполнителей. Государственным служащим, подпадавшим под сокращение, были предложены иные вакантные должности для замещения, в связи с чем, они были трудоустроены. Однако Диамбекову А.А. должности не предлагались, т.к. посчитали, что он не имеет преимущественного права для их замещения. Аттестация гражданских служащих проводится на основании ст. 48 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и Положения о проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ. Во всех случаях целью аттестации является определение соответствия гражданского служащего замещаемой должности гражданской службы на основе оценки его профессиональной служебной деятельности. Аттестация призвана способствовать решению вопросов, связанных с определением     преимущественного     права     на     замещение     должности гражданской службы при сокращении должностей гражданской службы в государственном органе. Внеочередная аттестация проводится при сокращении должностей гражданскойслужбывгосударственноморгане с целью определения гражданских служащих, обладающих преимущественным правом оставления на работе в силу высокой результативности труда и квалификации. Однако представителем нанимателя аттестация гражданских служащих не проводилась. Более того, ссылка ответчика на то, что на момент сокращения у Диамбекова А.А. из числа всего действующего штата судебных приставов-исполнителей была самая низкая производительность труда в связи с имеющимися дисциплинарными взысканиями необоснованна в связи со следующим: Приказом УФССП России от ... ...-ко к Диамбекову А.А. применено дисциплинарное взыскание в виде замечания за опоздание. Приказом УФССП России от ... ...-ко истцу объявлен выговор за непредоставление исполнительного производства в отдел правового обеспечения. Приказом УФССП России от ... ...-ко предупрежден о неполном должностном соответствии за отсутствие на рабочем месте и неявку на занятия по строевой подготовке по графику, хотя Диамбеков А.А. отсутствовал на своем рабочем месте, находясь на исполнении своих служебных должностных обязанностей, что отражено в объяснительной Диамбекова А.А. В соответствии с п. 7 ст. 31 ФЗ РФ от ... №79-ФЗ преимущественное право на замещение должности гражданской службы предоставляется гражданскому служащему, имеющему более высокие квалификацию, уровень профессионального образования, большую продолжительность стажа гражданской службы по специальности и более высокие результаты профессиональной служебной деятельности. Исходя из вышеизложенного основания примененных дисциплинарных взысканий в отношении Диамбекова А.А. никак не могут свидетельствовать о его низкой либо высокой квалификации, уровне его профессионального образования и не являются показателем результатов его профессиональной служебной деятельности. Что касается дисциплинарного взыскания, примененного в отношении Диамбекова А.А. приказом ...-ко от ... за нарушение законодательства об исполнительном производстве, то с данным приказом Диамбекова А.А. ответчик никогда не ознакомлял, объяснения по данному факту затребованы не были, и о существовании данного приказа Диамбеков А.А. узнал только из возражений, представленных ответчиком. Положениями Федерального закона от ......-ФЗ не урегулированы вопросы, связанные с количеством должностей, которые могут быть и должны быть предложены государственному служащему при сокращении в государственном органе должностей гражданской службы. Такие положения содержатся в части третьей статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации. Таким образом, при рассмотрении отношений, связанных с гражданской службой, при сокращении должностей гражданской службы, с учетом положений ст.5 ТК РФ, ст.73 Федерального закона от ......-ФЗ, необходимо руководствоваться положениями и ст.ст.81, 180 ТК РФ, в части не урегулированных Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации». В судебном заседании установлено, что как на день уведомления Диамбекова А.А. о предстоящем сокращении, так и на день увольнения истца представитель нанимателя не принял мер к трудоустройству Диамбекова А.А., ему не были предложены вакантные должности, имевшиеся в УФССП по РСО-Алания на данный период. Положениями ст. 180 ТК РФ предусмотрено, что при проведении мероприятий по сокращению численности или штата работников организации работодатель обязан предложить работнику другую имеющуюся работу (вакантную должность) в соответствии с частью третьей статьи 81 ТК РФ. В соответствии с положениями части третьей статьи 81 ТК РФ увольнение по основанию, предусмотренному пунктом 2 (сокращения численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя) или 3 (несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации) части первой настоящей статьи, допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. В судебном заседании установлено, что истцу не предлагались иные вакантные должности в УФССП по .... Ответчиком не представлено суду достоверных доказательств того, что истец отказался от продолжения прохождения гражданской службы, отказался от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, истцу не были предложены иные вакантные должности для продолжения гражданской службы, хотя вакантные должности имелись. На основании вышеизложенного считает требования истца Диамбекова А.А. подлежащими удовлетворению.

В судебном заседании представитель ответчика УФССП по РСО-Алания Хуриева М.А., действующая на основании доверенности исковые требования Диамбекова А.А. не признала и в своем письменном возражении приобщенном к материалам дела указала, что в исковом заявлении о восстановлении на работе Диамбеков А.А. намеренно вводит суд в заблуждение, перечисляя все случаи правоотношений, возникающие при сокращении должностей гражданской службы, заведомо зная, что его права при этом нарушены не были.

Так, указывая на обязанность представителя нанимателя сообщить в письменной форме о сокращении за два месяца (часть 5 статьи 31 «Отношения, связанные с гражданской службой, при реорганизации или ликвидации государственного органа либо сокращении должностей гражданской службы» Федерального закона от ... № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»), Диамбеков А.А. сообщает о своем отпуске с ... Тем не менее, находясь в отпуске, он почти ежедневно приходил на работу, но игнорировал многократные просьбы (по телефону, через старшего судебного пристава и его заместителей) зайти в отдел кадров, для ознакомления уведомления о сокращении; скрывался от сотрудников отдела кадров, и только ... сотрудник этого отдела смогла застать его в рабочем кабинете и вручить уведомление о сокращении. В законе не оговаривается обязанность представителя нанимателя вручать копию уведомления работнику, но если бы он об этом попросил, копия была бы ему вручена, поэтому ссылка Диамбекова А.А. на неправомерность действий администрации здесь неуместна. В связи с такой задержкой уведомления истец был уволен ... (приказ от ... ...-к «Об увольнении Диамбекова А.А.»), хотя сокращение должностей на 20 единиц судебных приставов-исполнителей в соответствии с приказом Федеральной службы судебных приставов от ... ... «Об утверждении и введении в действие структуры и штатного расписания Управления Федеральной службы судебных приставов по ...-...» и приказом УФССП России по ... от ... ... "Об изменении структуры и штатного расписания Управления Федеральной службы судебных приставов по ...-..." произошло уже с ...

Таким образом, нарушения процедуры уведомления о сокращении в 2-месячный срок не было.

Далее Диамбеков А.А. утверждает, что в течение 2-месячного срока до сокращения не было проведено внеочередной аттестации гражданских служащих. Однако в соответствии с ч. 6 ст. 31 Федерального закона №79-ФЗ в течение срока, указанного в части 5 настоящей статьи, в государственном органе может проводиться внеочередная аттестация гражданских служащих. Понятно, что слово «может» в законе указывает на право, а не обязанность работодателя, поэтому нельзя утверждать о нарушении указанной нормы. Таким образом, нарушения процедуры проведения внеочередной аттестации при сокращении должностей гражданской службы нет.

Также истец лукавит, говоря о нарушении своего преимущественного права на оставление на работе при сокращении работников.

Здесь следует отметить, что данное правоотношение регулируется частью 7 статьи 31 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», отличие которой от статьи 179 «Преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата работников» Трудового кодекса Российской Федерации заключается в том, что законодатель в первом законе просто перечисляет критерии, по которым представитель нанимателя определяет круг лиц, подлежащих сокращению, то есть выбор приоритетов при сравнении и оценке деловых качеств государственных гражданских служащих относит на усмотрение работодателя. В связи с этим УФССП не обязана применять статью 179 Трудового кодекса Российской Федерации, законодательно закрепляющую алгоритм действий работодателя при определении преимущественного права оставления работников при сокращении, потому что она не является подзаконным актом по отношению к Федеральному закону «О государственной гражданской службе Российской Федерации», призванным уточнять положения его статьи 31.

Но так как статья 179 Трудового кодекса Российской Федерации не противоречит, в принципе, части 7 статьи 31 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» ответчик может (но не обязан) допустить её применение в данном случае. Тем более, что в список на сокращение администрация управления отбирала, в первую очередь, судебных приставов-исполнителей с наихудшими результатами деятельности (именно то, что в Трудовом кодексе РФ называется «производительностью труда»).

В исковом заявлении истец приводит в свою защиту доказательства квалификации и высоких результатов профессиональной деятельности: диплом о юридическом образовании с отличием от ..., справку об обучении в аспирантуре, а также достижения в работе за 2010 год. Но указанная статья 179 ТК РФ гласит «При сокращении численности или штата работников преимущественное право на оставление на работе предоставляется работникам с более высокой производительностью труда и квалификацией». А на момент сокращения Диамбекова А.А. из числа всего действующего штата судебных приставов-исполнителей была самая низкая производительность труда, что доказывают три действующих дисциплинарных взыскания (выговор и два предупреждения о неполном должностном соответствии).

Кроме того, характеризуя служебную деятельность истца с ... (когда он был принят на работу), следует отметить, что за непродолжительный период времени - три с половиной года, к нему было применено пять дисциплинарных взысканий:

- приказом УФССП России от ... ...-ко за нарушение служебной дисциплины - опоздание, ему было объявлено замечание;

- приказом УФССП России от ... ...-ко за нарушение приказа ФССП России «Об организации работы по оформлению завершенных в делопроизводстве оконченных исполнительных производств и их оперативному хранению» ему было объявлено замечание;

- приказом УФССП России от ... ...-ко за непредоставление исполнительного производства в отдел правового обеспечения для подготовки возражения на жалобу в Промышленный районный суд ему был объявлен выговор;

- приказом УФССП России от ... ...-ко за отсутствие на рабочем месте ... и неявку на занятия по строевой подготовке по графику, утвержденному руководителем УФССП России по ... ..., он был предупрежден о неполном должностном соответствии;

- приказом УФССП России от ... ...-ко за нарушение законодательства об исполнительном производстве Диамбеков А.А. второй раз был предупрежден о неполном должностном соответствии.

Данные дисциплинарные взыскания Диамбековым А.А. обжалованы не были и остались в силе. Эти взыскания также выявляют, что работник не может применить должным образом свои знания и умения на практике. Другими словами, ни один работник УФССП России по ... хуже него на данный момент не работал.

В дополнение к вышесказанному необходимо отметить, что уже после увольнения Диамбекова А.А. в Управление ФССП России по ... поступило представление Прокуратуры ... от ... ... «Об устранении нарушений законодательства об исполнительном производстве», где отмечены правонарушения истца в работе по исполнению исполнительных документов, что является основанием для наложения очередного дисциплинарного взыскания (на этот раз увольнения).

Согласно ч. 2 статьи 179 Трудового кодекса Российской Федерации при равной производительности труда и квалификации предпочтение на оставлении на работе отдаётся: семейным... и т.д. Но эта часть к истцу не имеет никакого отношения, так как у него на момент сокращения была самая низкая производительность труда, и он не подлежал рассмотрению по этому признаку.

Таким образом, нарушения преимущественного права Диамбекова А.А. на замещение должности при увольнении по сокращению штата нет.

Аргумент истца о нарушении его прав при увольнении, так как ему не были предложены имеющиеся вакансии, опровергается следующим.

Статья 31 «Отношения, связанные с гражданской службой, при реорганизации или ликвидации государственного органа либо сокращении должностей гражданской службы» Федерального закона №79-ФЗ не содержит норму, в соответствии с которой представитель нанимателя обязан предлагать сокращаемому работнику вакансии (значит, это его право, но не обязанность). Пункт 6 части 1 статьи 33 «Общие основания прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы» Федерального закона №79-ФЗ, в соответствии с которой Служба увольняет гражданских служащих при сокращении прямо указывает следующее:

«1. Общими основаниями прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы являются: … 6) отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы либо от профессиональной переподготовки или повышения квалификации в связи с сокращением должностей гражданской службы, а также при непредоставлении ему в этих случаях иной должности гражданской службы».

Таким образом, законодатель предусмотрел данный случай увольнения гражданского служащего по сокращению должностей при непредоставлении иной должности гражданской службы.

В качестве подтверждения своей позиции сослалась на часть 30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ... ... "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации":

«30. При рассмотрении дел о восстановлении в должности гражданских служащих, уволенных в связи с ликвидацией государственного органа или сокращением должностей гражданской службы, следует руководствоваться положениями статей 31, 33 и 38 Федерального закона от ... №79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

Так же указала, что исходя из статьи 73 названного Федерального закона Трудовой кодекс РФ, другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, могут применяться к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной Федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

Истец, описывая процедуру предоставления вакансии гражданским служащим при сокращении штата, опирался не на законы и другие нормативные правовые акты, а на определенные существующие комментарии к Трудовому кодексу Российской Федерации и Федеральному закону «О государственной гражданской службе Российской Федерации», где написано, что представитель нанимателя должен предоставлять в данном случае сокращаемому гражданскому служащему имеющиеся вакансии.

Таким образом, нарушения процедуры предоставления вакансии гражданского служащего сокращаемому работнику нет, так как нет обязанности представителя нанимателя предлагать эти вакансии (это его право).

На основании изложенного просила отказать в иске Диамбекова А.А.

Суд, заслушав доводы сторон, исследовав материалы настоящего гражданского дела, и заключение прокурора, полагавшего иск подлежащим удовлетворению в части восстановления на работе и взыскания заработной платы за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда в размере месячного оклада, приходит к убеждению о том, что требования Диамбекова А.А. законны, обоснованны и подлежат удовлетворению в части по следующим основаниям.

Согласно ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, определяют смысл, содержание и применение законов, обеспечиваются правосудием.

В соответствии со ст. 19 Конституции РФ все равны перед законом и судом.

Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Согласно ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно ст. 2 ТК РФ основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, равенство прав и возможностей работников.

В соответствии со ст. 3 ТК РФ каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав.

Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества независимо от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.

Согласно положений ст. 5 ТК РФ регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется:

трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из настоящего Кодекса, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права;

иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права:

указами Президента Российской Федерации;

постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти;

нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.

Нормы трудового права, содержащиеся в иных федеральных законах, должны соответствовать настоящему Кодексу.

В случае противоречий между настоящим Кодексом и иным федеральным законом, содержащим нормы трудового права, применяется настоящий Кодекс.

Таким образом, из взаимосвязанных положений Конституции РФ и Трудового кодекса РФ прямо вытекает запрещение дискриминации работника по признаку его принадлежности к категории лиц замещающих государственные должности в системе государственной гражданской службы РФ.

В связи с изложенным объем социальных гарантий работника замещающего должность государственной гражданской службы не может быть менее объема социальных гарантий (в частности при сокращении штата) предоставленных обычным гражданам - участникам трудовых правоотношений.

Федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации" установлено, что гражданским служащим наряду с основными гарантиями могут предоставляться при определенных условиях дополнительные гарантии, к числу которых относится право на замещение иной должности гражданской службы при реорганизации или ликвидации государственного органа либо сокращении должностей гражданской службы в соответствии со статьей 31 данного Федерального закона (пункт 3 статьи 53).

Данному праву гражданского служащего корреспондирует обязанность работодателя - государственного органа предложить лицу, замещающему сокращаемую должность иную вакантную должность государственной гражданской службы (ст.ст. 81, 180 ТК РФ, с учетом положений ст. 73 ФЗО государственной гражданской службе Российской Федерации).

Согласно ст. 33 ФЗ от ... №79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" общими основаниями прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы являются:

1) соглашение сторон служебного контракта (статья 34 настоящего Федерального закона);

2) истечение срока действия срочного служебного контракта (статья 35 настоящего Федерального закона);

3) расторжение служебного контракта по инициативе гражданского служащего (статья 36 настоящего Федерального закона);

4) расторжение служебного контракта по инициативе представителя нанимателя (статья 37 настоящего Федерального закона);

5) перевод гражданского служащего по его просьбе или с его согласия в другой государственный орган или на государственную службу иного вида;

6) отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы либо от профессиональной переподготовки или повышения квалификации в связи с сокращением должностей гражданской службы, а также при непредоставлении ему в этих случаях иной должности гражданской службы (часть 4 статьи 31 настоящего Федерального закона);

7) отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта (статья 29 настоящего Федерального закона);

8) отказ гражданского служащего от перевода на иную должность гражданской службы по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением либо отсутствие такой должности в том же государственном органе (части 2 и 3 статьи 28 настоящего Федерального закона);

9) отказ гражданского служащего от перевода в другую местность вместе с государственным органом;

10) обстоятельства, не зависящие от воли сторон служебного контракта (статья 39 настоящего Федерального закона);

11) нарушение установленных настоящим Федеральным законом или другими федеральными законами обязательных правил заключения служебного контракта, если это нарушение исключает возможность замещения должности гражданской службы (статья 40 настоящего Федерального закона);

12) выход гражданского служащего из гражданства Российской Федерации (статья 41 настоящего Федерального закона);

13) несоблюдение ограничений и невыполнение обязательств, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;

14) нарушение запретов, связанных с гражданской службой, предусмотренных статьей 17 настоящего Федерального закона;

15) отказ гражданского служащего от замещения прежней должности гражданской службы при неудовлетворительном результате испытания (часть 7 статьи 27 настоящего Федерального закона).

2. Прекращение служебного контракта, освобождение от замещаемой должности гражданской службы и увольнение с гражданской службы оформляются правовым актом государственного органа.

В судебном заседании установлены следующие обстоятельства настоящего гражданского дела.

Истец Диамбеков А.А. состоял в трудовых отношениях с ответчиком - УФССП по ... и проходил государственную гражданскую службу со ... (приказ ...-к от ..., служебный контракт ... от ...) в должности судебного пристава-исполнителя ... отдела службы судебных приставов (ЦРО ССП) ....

Приказом УФССП России по ... от ... ... «Об изменении структуры и штатного расписания Управления Федеральной службы судебных приставов по ...-...» из структуры и штатного расписания Управления исключены 20 единиц судебных приставов-исполнителей с ..., из них в ЦРО ССП ... - 3 единицы судебных приставов-исполнителей.

Однако в соответствии с приказом Федеральной службы судебных приставов от ... ... «Об утверждении и введении в действие структуры и штатного расписания Управления Федеральной службы судебных приставов по ...-...» в ЦРО ССП ... фактически сокращены лишь 2 единицы судебных приставов-исполнителей. Согласно штатного расписания утвержденного приказом ФССП от ... в ЦРО ССП ... было предусмотрено 19 единиц судебных приставов-исполнителей, а согласно действующему штатному расписанию от ... - 17 единиц.

... Диамбековым А.А. было получено уведомление, согласно которому, на основании приказа Федеральной службой судебных приставов России от ... ... "Об утверждении и введении в действие структуры штатного расписания Управления Федеральной службы судебных приставов по РСО-Алания" и приказа Управления Федеральной службы судебных приставов по ...-... от ... ... "Об изменении структуры штатного расписания Управления судебных приставов по ..." в Управлении Федеральной службы судебных приставов по ... будут проводиться организационно-штатные мероприятия, в ходе которых занимаемая Диамбековым А.А. должность будет приведена в соответствие с указанными приказами, что влечет изменение существенных условий служебного контракта.

В случае отказа от предложенной для замещения должности федеральной государственной гражданской службы, на основании пунктов 3, 4 статьи 29 ФЗ от ... №79-ФЗ "О государственной гражданской службе РФ" служебный контракт будет прекращен, Диамбеков А.А. будет освобожден от занимаемой должности и уволен с государственной гражданской службы в соответствии с п.7 ч.1 ст.33 указанного Закона.

При этом судом из материалов дела (штатные расписания, расстановочные штаты, книга приказов) установлено, что за двухмесячный период последовавший вручению Диамбекову А.А. уведомления в ЦРО ССП ... были уволены судебные приставы-исполнители Б. (в связи с переводом), Ц. и М. (по сокращению), то есть в указанном подразделении образовалось три вакантные должности государственной гражданской службы, при фактически подлежавших сокращению двух.

Приказом от ... ...-к с Диамбековым А.А. судебным приставом-исполнителем ЦРО ССП ... расторгнут служебный контракт, он освобожден от занимаемой федеральной государственной службы и уволен с государственной гражданской службы в связи с сокращением должности.

Между тем ст. 33 ФЗ от ... №79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", содержащая исчерпывающий перечень оснований прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы, не предусматривает подобного основания.

Ссылки ответчика на положения п. 6 ч. 1 ст. 33 указанного ФЗ так же безосновательны, поскольку при рассмотрении дел о признании незаконным увольнения лиц, ответчиком должны быть представлены доказательства, подтверждающие, что после предупреждения о высвобождении государственному гражданскому служащему предлагалась хотя бы одна вакантная должность в государственном органе, и он отказался от замещения предложенной должности либо отказался от прохождения переподготовки (переквалификации) в порядке, установленном законодательством РФ и субъектов РФ о государственной службе. При этом под предложением вакантной должности понимается исходящее от уполномоченного должностного лица кадровой службы государственного органа предложение о назначении на государственную должность государственной службы, в том числе нижестоящую, обязанности по которой государственный служащий может выполнять с учетом его профессии, квалификации и ранее занимаемой должности.

Как следует из объяснений сторон, показаний свидетелей Е. (начальника отдела государственной службы и кадров УФССП по РСО-Алания), С. (заместителя начальника отдела государственной службы и кадров) и материалов дела в УФССП России по РСО-Алания имелись вакантные должности государственной службы, однако истцу их замещение предложено не было.

Кроме того ответчиком не доказан факт отсутствия у Диамбекова А.А. преимущественного права на замещение должности государственной гражданской службы

В соответствии со ст. 31 Федерального закона от ... "О государственной гражданской службе Российской Федерации" №79-ФЗ при сокращении должностей гражданской службы преимущественное право на замещение должности гражданской службы предоставляется гражданскому служащему, имеющему более высокие квалификацию, уровень профессионального образования, большую продолжительность стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности и более высокие результаты профессиональной служебной деятельности.

Исходя из показаний свидетелей Е., С., исключению из структуры и штатного расписания подлежало 20 единиц судебных приставов-исполнителей. Государственным служащим, подпадавшим под сокращение, были предложены иные вакантные должности для замещения, в связи с чем они были трудоустроены. Однако Диамбекову А.А. должности не предлагались, т.к. посчитали, что он не имеет преимущественного права для их замещения.

При этом представителем нанимателя аттестация гражданских служащих (ст.48 ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации") с целью определения гражданских служащих, обладающих преимущественным правом оставления на работе в силу высокой результативности труда и квалификации не проводилась. Ссылка ответчика на то, что на момент сокращения у Диамбекова А.А. из числа всего действующего штата судебных приставов-исполнителей была самая низкая производительность труда в связи с имеющимися дисциплинарными взысканиями необоснованна.

Основания примененных дисциплинарных взысканий в отношении Диамбекова А.А. (приказом УФССП России от ... ...-ко к Диамбекову А.А. применено дисциплинарное взыскание в виде замечания за опоздание; приказом УФССП России от ... ...-ко истцу объявлен выговор за непредоставление исполнительного производства в отдел правового обеспечения; приказом УФССП России от ... ...-ко предупрежден о неполном должностном соответствии за отсутствие на рабочем месте и неявку на занятия по строевой подготовке по графику) не свидетельствуют о его квалификации, уровне его профессионального образования и не являются показателем результатов его профессиональной служебной деятельности.

В силу ст. 46 Конституции РФ, гарантирующей каждому судебную защиту его прав и свобод и корреспондирующих ей положений международно-правовых актов, государство обязано обеспечить осуществление права на судебную защиту, которая должна быть справедливой, компетентной, полной и эффективной.

Учитывая это, а так же принимая во внимание, что суд, являющийся важнейшим органом по разрешению индивидуальных трудовых споров, в силу части 1 ст. 195 ГПК РФ должен вынести законное и обоснованное решение.

В соответствии с разъяснениями Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ... ... при рассмотрении дела о восстановлении на работе лица, трудовой договор с которым расторгнут по инициативе работодателя, обязанность доказать наличие законного основания увольнения и соблюдение установленного порядка увольнения возлагается на работодателя.

Таким образом, суд приходит к выводу, что работодателем - УФССП России по ... не доказаны по настоящему делу следующие обстоятельства:

- факт сокращения должности судебного пристава-исполнителя ЦРО ССП ... занимаемой Диамбековым А.А., при наличии трех образовавшихся за двухмесячный период в указанном подразделениивакансий;

- факт отказа гражданского служащего (Диамбекова А.А.) от предложенной для замещения иной должности гражданской службы либо от профессиональной переподготовки или повышения квалификации в связи с сокращением должностей гражданской службы, и непредоставление ему в связи с этим иной должности гражданской службы;

- факт отсутствия у Диамбекова А.А. преимущественного права оставления на должности судебного пристава-исполнителя ЦРО ССП ... в связи с сокращением штата в УФССП России по ....

В соответствии с ч. 1 ст. 394 ТК РФ в случае признания увольнения незаконным работник должен быть восстановлен на прежней работе органом, рассматривающим индивидуальный трудовой спор.

Таким образом, анализируя и оценивая вышеприведенные доказательства в совокупности, суд считает, что увольнениеДиамбекова А.А. является необоснованным и незаконным, в связи с чем он подлежит восстановлению на работе в прежней должности.

В соответствии со ст. 234 ТК РФ работодатель обязан возместить работнику не полученный им заработок во всех случаях незаконного лишения его возможности трудиться.

Согласно справки ... от ...,среднемесячная заработная платаДиамбекова А.А.составила - ... рублей 00 копеек.Таким образом, средний заработок за время вынужденного прогула у Диамбекова А.А. (с ... по ... г.) составил ... рублей.

В соответствии со ст. 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.

В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

Поскольку в судебном заседании установлен факт нарушения трудовых прав Диамбекова А.А. незаконными действиями УФССП России по ..., соответственно имеет место факт причинения Диамбекову А.А. морального вреда.

С учетом принципа разумности справедливости, длительности нарушения прав и законных интересов истца со стороны ответчика, суд считает возможным взыскать с ответчика в пользу Диамбекова А.А. компенсацию морального вреда в размере ... рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск Диамбекова А.А. к Управлению Федеральной службы судебных приставов России по ... о восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда, удовлетворить в части.

Восстановить Диамбекова А.А. на работе в Управлении Федеральной службы судебных приставов России по ... в должности федеральной государственной гражданской службы судебного пристава-исполнителя ЦРО ССП ... с ...

Взыскать с Управления Федеральной службы судебных приставов России по ... в пользу Диамбекова А.А. средний заработок за время вынужденного прогула с ... в размере ...) рубля.

Взыскать с Управления Федеральной службы судебных приставов России по ... в пользу Диамбекова А.А. денежную сумму в качестве компенсации морального вреда в размере ...) рублей.

В части исковых требований Диамбекова А.А. к Управлению Федеральной службы судебных приставов России по ... о компенсации морального вреда в размере ...) рублей отказать.

Решение суда в части восстановления на работе подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано сторонами в Верховный Суд ... в месячный срок со дня вынесения, путем подачи апелляционной жалобы через Промышленный районный суд ....

СУДЬЯ                                                                      подпись        А.К. Дзусов                                                                    

Копия верна:                                                                                 А.К. Дзусов

Решение вступило в законную силу «____» ____________ 20___ года

СУДЬЯ                                                                                             А.К. Дзусов