дело № 12-29/10
РЕШЕНИЕ
7 мая 2010 года г. Владикавказ
Судья Промышленного районного суда г. Владикавказа РСО-Алания Арбиева И.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора ЗАО «Альплагерь «Цей» Абаева Игоря Васильевича на постановление государственного инспектора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по РСО-Алания № 216/107-5 от 11 ноября 2009 года,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением государственного инспектора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по РСО-Алания Бацазова О.М. № 216/107-5 от 11 ноября 2009 года генеральный директор ЗАО «Альплагерь «Цей» Абаев И.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.41 КоАП РФ с наложением административного штрафа в размере 10 000 рублей.
27 апреля 2010 года в Промышленный районный суд г. Владикавказа поступила жалоба генерального директора ЗАО «Альплагерь «Цей» Абаева И.В. на указанное постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по РСО-Алания (далее - Управление).
В обоснование жалобы Абаев И.В. указал, что при составлении протокола об административном правонарушении Управление не известило его о месте и времени его составления, протокол был составлен без его участия. Обжалуемое постановление также было вынесено в его отсутствие, так как он не был извещен о времени и месте рассмотрения административного дела. Данный протокол был получен представителем ЗАО «Альплагерь «Цей» только 20.04.2010 г., в ходе судебного заседания в Арбитражном суде РСО-Алания по обжалованию решения Управления за аналогичное правонарушение. При этом в ходе рассмотрения указанного дела представителями Управления было представлено суду сопроводительное письмо № 210/292-ГК от 17.11.2009 г. в качестве доказательства направления в адрес ЗАО «Альплагерь «Цей» копий протоколов и копий постановлений (всего 6 протоколов и 6 постановлений), в том числе и копии оспариваемого постановления. Таким образом, оспариваемое постановление было направлено почтой одновременно только 17.11.2009 г., то есть после вынесения постановления, что лишило его права на его обжалование.
В судебном заседании Абаев И.В. поддержал заявленное требование и просил его удовлетворить.
В судебное заседание представитель Управления не явился, об уважительной причине своей неявки суду не сообщил, не просил о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Суд, выслушав Абаева И.В., исследовав материалы административного дела № 12-29/10, считает постановление государственного инспектора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по РСО-Алания № 216/107-5 от 11 ноября 2009 года подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию, иначе как на основаниях и в порядке, установленных законном.
Согласно статье 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол об административном правонарушении. В протоколе об административном правонарушении указывается дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья КоАП РФ, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение законного представителя юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, иные сведения, необходимые для разрешения дела. Протокол должен быть составлен с участием законного представителя юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении. При составлении протокола ему разъясняются права и обязанности, в протоколе отражаются объяснения законного представителя юридического лица по поводу вменяемого правонарушения, он вправе представлять объяснения и замечания по факту правонарушения и содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
Согласно ч. 5 ст. 28.2 Кодекса протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола в нем делается соответствующая запись.
Положения данной статьи предоставляют ряд гарантий защиты прав лицам, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. Таким образом, протокол об административном правонарушении представляет собой процессуальный документ, фиксирующий противоправное деяние лица, составляется в отношении упомянутого лица и является необходимым правовым основанием для его привлечения к административной ответственности.
В силу ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значения для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются, в том числе, протоколом об административном правонарушении.
Составление протокола с нарушением установленного порядка исключает его из числа допустимых доказательств по делу об административном правонарушении.
В протоколе об административном правонарушении имеется указание на то, что дело об административном правонарушении будет рассматриваться 11.11.2009 г. Однако сам протокол был направлен Абаеву И. только 17.11.2009 г. после вынесения постановления 11.11.2009 г.
Управление направило в адрес Абаева И.В. письмо от 17.11.2009 г. № 210/292-ГК, в котором содержались оформленные материалы инспекторской проверки к Акту № 216/107 от 21.10.2009 г., в том числе протокол № 216/107-5 от 21.10.2009 г. и постановление № 216/107-5 от 11.11.2009 г. Уведомление содержит отметку о вручении ее получателю. Однако согласно письму ФГУП «Почта России» вся почтовая корреспонденция, направленная в адрес ЗАО «Альплагерь Цей» за период с 21.10.09.г. по 11.11.09.г. вручалась Биджеловой Г.К. без предъявления ею доверенности. В связи с чем, был издан приказ о наказании начальника отделения почтовой связи № 363 255, что свидетельствует о том, что ЗАО «Альплагерь Цей» не было извещено о месте и времени рассмотрения дела.
В протоколе об административном правонарушении № 216/107-5 от 21.10.2009 г. указано, что он составлен в присутствии Абаева И.В. При этом в соответствующих графах данного протокола учинены записи «от подписи генеральный директор Абаев И.В. отказался 11.11.2009 г». Однако, как установлено судом Абаев И.В. не присутствовал при составлении протокола об административном правонарушении.
В соответствии с ч. 2 ст. 25.1. КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для 'применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Таким образом, судом установлено, что при привлечении Абаева И.В. к административной ответственности по ст. 8.41 КоАП РФ был нарушен установленный законом порядок.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 30.7. КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение должностному лицу, правомочному рассматривать дело в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При указанных обстоятельствах Постановление государственного инспектора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по РСО-Алания № 216/107-5 от 10 ноября 2009 года о привлечении генерального директора ЗАО «Альплагерь «Цей» Абаева Игоря Васильевича к административной ответственности по статье 8.41 КоАП РФ является незаконным и подлежит отмене, а дело об административном правонарушении подлежит возвращению дела на новое рассмотрение в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по РСО-Алания.
Кроме того, санкция ст. 8.41 КоАП РФ предусматривает наложение административного штрафа на должностных лиц от трех тысяч до шести тысяч рублей. Тогда как Абаеву И.В. было назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей. Указанное обстоятельство также свидетельствует о неправомерность привлечения Абаева И.В. к административной ответственности.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7. КоАП Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Постановление государственного инспектора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по РСО-Алания № 216/107-5 от 11 ноября 2009 года о привлечении генерального директора ЗАО «Альплагерь «Цей» Абаева Игоря Васильевича к административной ответственности по статье 8.41 КоАП РФ отменить.
Возвратить дело об административном правонарушении на новое рассмотрение в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по РСО-Алания.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в порядке главы 30 КоАП РФ.
Судья И.Р. Арбиева