Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
5 марта 2011 года Дело № 12-2/11
Судья Промышленного районного суда г.Владикавказа РСО-Алания Дзугкоева З.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе префекта внутригородского Затеречного района г.Владикавказа Габараева Т.Х. на постановление № 12 от 21 января 2001 года Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РСО-Алания,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением № 12 от 21.01.2011 года, вынесеннымУправлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РСО-Аланияпрефект внутригородского Затеречного района г.Владикавказа был привлечен к административной ответственности по признакам ст.6.3 КоАП РФ.
Данное постановление было обжаловано диликвентом - префектом внутригородского Промышленного района г.Владикавказа.
В своей жалобе Префект внутригородского Затеречного района г.Владикавказа заявитель просит суд признать незаконным и отменить постановление № 12 от 21.01.2011 года по делу об административном правонарушении о привлечении его - Габараева Т.Х., к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 КоАП РФ и наложении административного взыскания в виде штрафа в размере 1000 рублей, прекратить производство по делу.
В судебном заседании представитель префекта Затеречного МО г.Владикавказа - Сабаева Э.М., действующая на основании доверенности № 181 от 05.03.2011 года, требования своего доверителя поддержала в полном объёме и пояснила, что 20.12.2010 года ведущим специалистом-экспертом отдела санитарного надзора Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РСО - Алания Т.Ю. Апциаури Т.Ю. в отношении префекта Затеречного МО г.Владикавказа был составлен протокол об административном правонарушении. 12.01.2011 года, при этом префектом было подано ходатайство о прекращении производства по делу ввиду необоснованности протокола.
21.01.2011 года комиссией Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РСО - Алания было вынесено постановление № 12 от 21.01.2011 года о совершении префектом Затеречного МО г.Владикавказа административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 КоАП РФ и наложении штрафа в размере 1000 рублей.
Представитель префекта Затеречного МО г.Владикавказа указала, что с постановлением № 12 от 21.01.2011г. по делу об административном правонарушении её доверитель не согласен по следующим основаниям.
Так, согласно постановления префектом не были представлены следующие документы:
нормы накопления твердых и жидких бытовых отходов на одного человека в год; мероприятия по охране и защите окружающей среды от загрязнения, сохранению природных богатств; список городских территорий, подлежащих уборке силами предприятий, организаций и ведомств; список городских территорий, подлежащих уборке силами предприятий, организаций и ведомств; список организаций, ответственных за санитарное состояние парков, скверов, пешеходных переходов и прочее.
Установлено, что не выставлены в достаточном количестве на улицах, в садах, остановках транспорта урны с определенным расстоянием по ул. Ардонская, Гадиева, К.Маркса, пр. Доватора, пр. Коста. Выбрасывание мусора происходит спонтанно в не предназначенных местах, а именно на газонах, проезжей части улиц, а именно по ул. Кырджалийская: дома № 13, 15, район ГСК-91-c-l, район автостоянки, 43 школы, что является нарушением п. 6.2., 4.1., 1.2. СанПиН 4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденных главным государственным санитарным врачом СССР, заместителем Министра здравоохранения СССР А.И. Кондрусевым 5 августа 1988 г. N 4690-88.
Статья 6.3 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
Субъект данной статьи обязан обеспечивать санитарно-эпидемиологическое благополучие населения.
Пункт 1.2. СанПиН предусматривает, что "система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта, утвержденной решением Исполкома местного Сонета народных депутатов".
Пункт 4.1. СанПиН гласит: «на всех площадях и улицах, в садах, парках, на вокзалах, в аэропортах, на пристанях, рынках, остановках городского транспорта и других местах должны быть выставлены в достаточном количестве урны. Расстояние между урнами определяется органами коммунального хозяйства в зависимости от интенсивности использования магистрали (территории), но не более чем через 40 метров на оживленных и 100 метров - на малолюдных. Обязательна установка урн в местах остановки городского транспорта и у входа в метро.
Пункт 6.2. СанПиН предусматривает, что исполкомамигородских, районныхСоветов народных депутатов утверждаются: титульный список улиц, площадей и проездов, подлежащих механизированной уборке, а также очередность их уборки в летний и зимний периоды года; нормы накопления твердых и жидких бытовых отходов на одного человека в год: список городских территорий, подлежащих уборке силами предприятий, организаций и ведомств: состав инспекции по охране окружающей среды; мероприятия по охране и защите окружающей среды от загрязнения, сохранению природных богатств; организации, ответственные за санитарное состояние набережных, садов, парков, скверов, пляжей, пешеходных переходов, служебно-технических зданий и сооружений, строительных площадок, торговых и зрелищных учреждений и прочее".
Очевидно, что при составлении протокола и вынесении постановления специалист и члены комиссии управления Роспотребнадзора по РСО - Алания идентифицировали исполнительный орган муниципального образования с Администрацией (Префектурой) Затеречного района г. Владикавказ.
Полагает, что огульное применение положений пунктов 1.2.. 4.1., 6.2. СанПиН к ее доверителю и районной администрации свидетельствует о незнании и некомпетентности членов комиссии и незаконности вынесенного ими постановления.
Прежде всего, не учтено, что структура советов народных депутатов и их исполнительных органов, так называемых, исполкомов с 1988 года претерпела значительные изменения.
Муниципальное образование т. Владикавказ является единственным представительным органом местной власти, Устав принят решением Собрания представителей г. Владикавказ 27.12.2006 года. Его исполнительно-распорядительным органом является Администрация местного самоуправления г. Владикавказ. ГЗ структуру АМС г. Владикавказ входят департаменты, комитеты - комитет жилищно-коммунального хозяйства и энергетики, управления - управление по благоустройству и озеленению города, управление архитектуры и градостроительства, отделы, комиссии - административные комиссии по районам, территориальные органы - префектуры.
Районная администрация не является исполнительным органом АМС г. Владикавказ, не имеет законодательного органа - депутатского корпуса, не принимает законодательных актов, не принимает и не утверждает бюджет, в частности не имеет обязанности и средств для реализации системы санитарной очистки и уборки территории района.
Администрация Префектура Затеречного района г. Владикавказ является территориальным органом АМС г. Владикавказ, осуществляющим исполнительно-распорядительные функции и полномочия по решению вопросов местного значения, определенные Уставом муниципального образования г. Владикавказ и Положением об администрации - префектуре внутригородского Затеречного района г. Владикавказ, которое утверждено решением Собрания представителей г. Владикавказ от 16.08.2009 года № 6/46.
Представитель префекта Затеречного МО г.Владикавказа указала, что Префектура осуществляет полномочия по решению вопросов местного значения на территории Затеречного района в сферах, предусмотренных главой 2 Положения, а именно:
- "оказывает содействие административно-технической инспекции АМС г. Владикавказ, Комитету ЖКХЭ, иным организациям городской администрации в осуществлении контроля. .. санитарного состояния территории района.
- готовит предложения и содействует организации работ по благоустройству и озеленению территории района, охране зеленых насаждений и водоемов,
- оказывает содействие уполномоченным органам в проведении мероприятий по охране
окружающей среды на территории района,
- контролирует качество выполненных работ. .. по благоустройству, санитарной очистке района".
Согласно главы 2. Должностной инструкции, утвержденной распоряжением главы АМС г. Владикавказ 317 от 22.09.2010 года, в функции Префекта района входит осуществлять общее руководство структурными подразделениями префектуры района, обеспечивать выполнение задач и функций, возложенных на префектуру. Правовой основой деятельности префекта как заместителя главы АМС г. Владикавказа являются Конституция и Законы РФ, Устав муниципального образования г. Владикавказ. Положение об администрации (Префектуре) Затеречного района внутригородского района г. Владикавказ (п. 1,6.).
Представитель префекта Затеречного МО г.Владикавказа указала, что в должностные обязанности и в функции префекта, полномочия Администрации - Префектуры
Затеречногорайона г.Владикавказ обязанность обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения не входит.
Обязанность санитарной очистки и уборки территории города находится в компетенции АМС г. Владикавказ. Осуществляется его структурными подразделениями - комитетом жилищно-коммунального хозяйства и энергетики АМС г. Владикавказ и прочими комитетами.
Представитель префекта Затеречного МО г.Владикавказа пояснила, что Комитет ЖКХЭ действует на основании Положения, разработанного в соответствии с ФЗ от 06.10.2003 года, 131 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ". Законом РСО - Алания "О местном самоуправлении в РСО - Алания", Уставом муниципального образования города Владикавказ и другими нормативно-правовыми актами.
Комитет ЖКХЭ организует сбор, вывоз утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов, контролирует санитарное благоустройство территории г. Владикавказа, осуществляет контроль за производством работ по содержанию территорий в пределах своих полномочий.
Положение о принципах работы этого и других структурных подразделений АМС находятся в АМС г. Владикавказ.
Представитель префекта Затеречного МО г.Владикавказа указала, что с целью уборки территории города муниципальное образование город Владикавказ учредило Учреждение: Владикавказское Муниципальное автономное учреждение «Специализированный экологический сервис» Функции и полномочия Учредителя Учреждения осуществляет администрация местного самоуправления г. Владикавказа.
Учреждение ВМАУ «СпецЭкоСервис» находится в ведении Комитета ЖКХЭ г. Владикавказа, который уполномочен осуществлять координацию, регулирование и контроль его деятельности.
Учреждение создано для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления администрацией местного самоуправления города Владикавказ, предусмотренных законодательством РФ полномочий по решению вопросов местного значения, а именно сбора бытовых и промышленных отходов на территории г. Владикавказа и их вывоза на полигон для захоронения, утилизации. Устав ВМАУ «СпецЭкоСервис» согласовывается с Комитетом ЖКХЭ и утверждается главой АМС г. Владикавказ. Предметом деятельности Учреждения является организация сбора бытовых и промышленных отходов на территории г. Владикавказа и их вывоза на полигон для захоронения, утилизации. Для достижения указанной цели данное учреждение осуществляет следующие виды деятельности: выполнение работ (оказание услуг) и (или) заключение соответствующих договоров по сбору бытовых и промышленных отходов на территории г. Владикавказ и их вывоза на полигон для захоронения, утилизации.
Комитетом ЖКХЭ АМС г. Владикавказ разработан «Титульный список Затеречного округа» и утвержден постановлением АМС г. Владикавказа № 297 от 31.03.2008 года Механизированная уборка улиц, скверов, парков на территории Затеречного района осуществляется специализированной организацией ВМАУ «СпецЭкоСсервис» в соответствии с указанным титульным списком.
Комитет ЖКХЭ в качестве Муниципального Заказчика вправе заключать договоры на выполнение работ по ручной и механизированной уборке городских улиц по Затеречному МО г. Владикавказа с организациями, с последующей оплатой выполненных работ из средств муниципального бюджета г. Владикавказ.
Представитель префекта Затеречного МО г.Владикавказа полагала, что Административная комиссия Роспотребнадзора ошибочно и упорно считает реализацию пунктов 1.2., 4.1, 6.2. СанПиН прямой обязанностью непосредственно самого префекта и районной администрации. Также ошибочно требование об обязательности наличия в районной администрации утвержденных АМС г. Владикавказа документов по этим вопросам.
Согласно п. 1 ст. 50 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52 ФЗ от 30.03.1999 года, «должностные лица, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, при исполнении своих служебных обязанностей и по предъявлении служебного удостоверения имеют право: получать от федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц документированную информацию по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;».
В соответствии с этой нормой управление Роспотребнадзора по РСО - Алания вправе получить информацию по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в органе местного самоуправления - АМС г. Владикавказа.
При этом представитель префекта Затеречного МО г.Владикавказа указала, что районная администрация органом местного самоуправления Затеречного района не является.
Районная администрация не полномочна собирать отходы на территории района, разрабатывать либо иметь в своем ведении утвержденные нормы накопления бытовых отходов либо «мероприятия по охране и защите окружающей среды от загрязнения. ..».
Согласно п. 4.1. СанПиН следует, что расстояние между урнами определяется органами коммунального хозяйства. В районной администрации нет органа ЖКХ. Обязанность установки урн входит в функции управления по благоустройству и озеленению АМС г. Владикавказ.
Разработка норм накопления твердых и жидких бытовых отходов на одного человека в год, мероприятия по охране и защите окружающей среды от загрязнения, сохранению природных богатств возложены на управление тарифного регулирования и комитет ЖКХЭ АМС г. Владикавказа. Утверждаются нормы главой АМС г. Владикавказа. Указанные документы также находятся в АМС г. Владикавказа.
В соответствии с п.п. 90 - 114 «Правил по благоустройству, озеленению и обеспечению чистоты и порядка на территории города Владикавказа»,утвержденных собранием представителей г. Владикавказа от 06.08.2009 года № 6/48, «обязанности по уборке и содержанию тротуаров и (или) пешеходных зон,. .. в том числе по вывозу мусора образовавшегося на указанных тротуарах, пешеходных зонах мусора, возлагаются на хозяйственные субъекты и граждан, в пользовании которых находятся указанные объекты; обязанности по уборке и содержанию пятиметровой территории, прилегающей к границам занимаемых юридическими и физическими лицами зданий, к огражденным забором территориям, а также подъездов к ним, в том числе по вывозу образовавшегося на прилегающей территории мусора, возлагаются на лиц, осуществляющих на указанных территориях или в зданиях хозяйственную или иную деятельность».
Согласно этих правил, обязанности по уборке и содержанию территорий организаций, предприятий, учреждений, а также прилегающей к ним пятиметровой зоны, возлагается на соответственные организации, предприятия, учреждения.
Определение организаций, ответственных за неучтенные городские объекты, выходящие за пятиметровую зону, функция АМС г. Владикавказа.
В осуществление полномочий по контролю качества выполненных работ по санитарной очистке района, нами направлено обращение в АМС г. Владикавказа о включении в «Титульный список Затеречного округа» не учтенных объектов для улучшения санитарно-эпидемиологического и экологического состояния - письмо № 290 от 01.09.2010 года.
Ответственность за невключение указанных в письме дополнительных объектов в титульный список префект района не несёт, так как вносить изменения в документы АМС г. Владикавказ не имеет права.
Районная администрация в соответствии со своими полномочиями реагирует на каждый установленный факт выброса мусора в непредусмотренном для этого месте. В результате этой деятельности, Административной комиссией г. Владикавказ по Затеречному району за 2010 год было составлено протоколов по санитарному состоянию и благоустройству 1355 на сумму 1 159 500 рублей.
Согласно протокола и постановления префекту Затеречного района вменяется в вину «выбрасывание мусора в не предназначенных местах, а именно на газонах, проезжей части улиц Кырджалийская, дома № 13, 15, район ГСК-91-c-l, район автостоянки, 43 школы».
Представитель префекта Затеречного МО г.Владикавказа указала, что префект мусор в указанных местах не выбрасывает.
Если ведущий специалист-эксперт Т.Ю. Апциаури и члены комиссии этим пунктом винят и обязывают префекта пресечь выбрасывание мусора в указанных местах, то он, к сожалению, не располагает техническими и физическими ресурсами для сплошного выявления и пресечения выброса мусора неустановленными лицами в указанных местах на территории Затеречного района.
Представитель префекта Затеречного МО г.Владикавказа полагала, что следуя подобной логике, с таким же успехом это можно вменить в вину должностным лицам Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РСО - Алания, которые обязаны осуществлять санитарно-эпидемиологический надзор и пресекать такие факты.
Из протокола об административном правонарушении следует, что он составлен 20.12.2010г. в 12 час.30 минут о том, что при санитарном обследовании территории Администрации (Префектуры) внутригородского Затеречного района г. Владикавказа, ул. Коцоева, 17, были выявлены вышеперечисленные правонарушения и в тот же день протокол был, якобы, предоставлен для ознакомления. При этом все пункты нарушений напечатаны на компьютере.
Если протокол составлен 20.12.2010 года в помещении Администрации по ул. Коцоева, 17, после его обследования, то непонятно где и когда он был отпечатан? Или ведущий специалист-эксперт заранее, перед выходом на ул. Коцоева, 17, предвидел эти правонарушения?!
Согласно акта проверки от 20.12.2010 года была проведена 3-х часовая проверка в отношении Администрации (Префектуры) Затеречного района г. Владикавказ в присутствии ведущего специалиста АТИ Затеречного МО г. Владикавказ Мамсурова А.И.
Из акта не известно когда же обследовалась территория Затеречного района и в чьем присутствии, указанный акт был подписан только самой Т.Ю. Апциаури.
Значение записи акта: «С копией распоряжения о проведении проверки префект отказался Габараев Т.Х. 15.12.2010 года 14 часов от подписи отказался» неясно. Следует ли из этого, что префект был ознакомлен с распоряжением о проведении проверки 15-го декабря 2010 года, либо его пытались ознакомить с распоряжением о проведении проверки от 15.12.2010 года. 20 декабря 2010 года в 14.00 часов, то есть уже после ее проведения. Судя по протоколу и акту, проводилась проверка территории самой Администрации, а не района.
Представитель префекта Затеречного МО г.Владикавказа полагала, что ведущий специалист-эксперт не в состоянии изложить обстоятельства проведения проверки. В таком же духе он трактует нормы права, положений и правил.
Так п. 4 акта указывает на «неосуществление контроля за наличием и соблюдением договоров на сбор и вывоз бытовых отходов между собственниками жилищного фонда и управляющими компаниями». О заключении таких договоров в Положении не указано, и это является домыслом ведущего специалиста-эксперта.
Представитель префекта Затеречного МО г.Владикавказа указала на то, что непонятен и п. 3 акта о «нарушении п. 8 ст. 1 главы 1. «Правил по благоустройству, озеленению и обеспечению чистоты и порядка на территории города Владикавказа», которым формулируется понятие «закрепленной территории». Как можно нарушить общее понятие.
Представитель префекта Затеречного МО г.Владикавказа указала, что согласно ст. 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны наименование и состав коллегиального органа, вынесших постановление.
Постановление было вынесено в составе комиссии под председательством М., однако состав комиссии в постановлении не указан, а постановление подписано не председательствующим комиссии, а должностным лицом, не принимавшим участия в работе комиссии.
В постановлении по делу должно быть указано мотивированное решение по делу, в нем же только переписаны пункты протокола.
Согласно ч. 2 ст. 29.11. КоАП РФ копия постановления по делу об административном правонарушении высылается в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.
Префекту постановление было отправлено, согласно штампа почтового отделения, 28.01.2011 года, то есть на седьмой день после вынесения.
Все это в целом указывает на несоответствие методов работы и выводов комиссии нормам закона.
Представитель префекта Затеречного МО г.Владикавказа просила суд удовлетворить требования её доверителя - признать незаконным и отменить постановление № 12 от 21.01.2011 года по делу об административном правонарушении о привлечении его - Габараева Т.Х., к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 КоАП РФ и наложении административного взыскания в виде штрафа в размере 1000 рублей, прекратить производство по делу.
В судебном заседании представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РСО - Алания Гатикоев И.А., действующий на основании доверенности от 17.11.2010 года, требования префекта Затеречного МО г.Владикавказа полагал не обоснованными и пояснил, что постановлением от 21 января 2011 года №12 по делу об административном правонарушении к административной ответственности за нарушение санитарных правил СанПиН 4690-88 был привлечен префект внутригородского Затеречного района города Владикавказа Габараев Т.Х.
Объективная сторона совершенного заявителем административного правонарушения выражена в отсутствии - норм накопления твердых и жидких бытовых отходов на одного человека в год; мероприятий по охране и защите окружающей среды от загрязнения, сохранению природных богатств; списка городских территорий, подлежащих уборке силами предприятий, организаций и ведомств; списка организаций, ответственных за санитарное состояние парков, скверов, пешеходных переходов и прочее.
Также объективной стороной совершенного административного правонарушения является то обстоятельство, что на территории Затеречного внутригородского округа не были выставлены в достаточном количестве на улицах, в садах, остановках транспорта урны на определенном расстояниях.
Представитель Гатикоев И.А. указал, что из жалобы заявителя следует, что им не оспаривается тот факт, что санитарное содержание территорий населенных мест входит в компетенцию органов местного самоуправления.
По мнению заявителя в его «должностные обязанности и в функции префектуры полномочия по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения не входит».
Управление Роспотребнадзора по РСО-Алания считает данный довод несостоятельным по следующим основаниям.
В первую очередь необходимо отметить, что обжалуемым постановлением к административной ответственности привлечена не префектура Затеречного района, и префект. Гатикоев И.А. полагал, что следует учесть, что заявитель, который является префектом Затеречного внутригородского округа, совмещает должность руководителя префектуры района с должностью заместителя главы АМС города Владикавказа. Согласно пункту 1.5. должностной инструкции заявителя, он подчиняется непосредственно главе АМС г. Владикавказа.
Представитель Гатикоев И.А. так же полагал, что утверждение заявителя о том, что в его функции не входит обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения на вверенной ему территории Управление Роспотребнадзора по РСО-Алания является ошибочным, так как в силу пунктов 1. 2.3., 5.6. Положения об администрации (префектуре) внутригородского Затеречного района г. Владикавказа, последняя является территориальным органом АМС г. Владикавказа и осуществляет исполнительно-распорядительные функции и полномочия по решению вопросов местного значения, в том числе в сфере санитарного состояния территории района. На префекта возложена обязанность по обеспечению обозначенных функций.
Заявитель был привлечен к административной ответственности по статье 6.3. КоАП РФ, санкция данной статьи возлагает ответственность за ее нарушение, в том числе и на должностных лиц.
В силу статьи 2.4. КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.Под должностным лицом понимается, в том числе лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях.
В судебном заседании, представитель Гатикоев И.А. просил суд отказать в удовлетворении жалобы префекта Затеречного МО г.Владикавказа в полном объёме по приведённым выше основаниям.
В соответствии с ч.3 ст. 30.6 КоАП РФ, суд выслушав представителя префекта Затеречного МО г.Владикавказа - Сабаеву Э.М., доводы представителя Управления Роспотребнадзора по РСО-Алания Гатикоева И.А., мнение специалиста - сотрудника Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РСО - Алания Апциаури Т.Ю., специалиста АТИ Затеречного МО г. Владикавказа М.А.., исследовав материалы дела, приходит к убеждению, что жалоба префекта Затеречного МО г.Владикавказа законна, обоснованна и подлежит удовлетворению.
На основании требования Прокуратуры Затеречного МО г.Владикавказа № 7-10-10 от 19.11.2010 года было вынесено распоряжение за № 789 от 16.12.2010 года о проведении внеплановой проверки юридического лица - Префектуры Затеречного МО г.Владикавказа, за подписью главного государственного санитарного врача РСО-Алания - Б..
Согласно акта проверки от 20.12.2010 года (л.д.15-20) 20.12.2010 года в 12 часов 30 минут Управлением Роспотребнадзора по РСО-Алания была проведена проверка в отношении Администрации (Префектуры) внутригородского Затеречного района г.Владикавказа специалистом Апциаури Т.Ю.
Из акта проверки (л.д.15) усматривается, что не указан № - номер акта проверки.
Как усматривается из данного письменного документа проверка проводилась в течении трёх часов 20.12.2010 года и акт проверки составлен в тот же день 20.12.2010 года в 12 ч. 30 мин.
При этом из акта (л.д. 16) п. 1 нарушений следует, что при проверки были обследованы ул. Ардонская, Гадиева, К.Маркса, пр. Доватора и Пр. Коста и т.д. В данном случае представляется не понятным, что означает в акте фраза и т.д.
Из текста акта усматривается, что при проведении указанной проверки присутствовал ведущий специалист АТИ Затеречного МО г.Владикавказа М.А.., а префект Габараев Т.Х. отказался от подписи 15.12.2010 года при ознакомлении его с предстоящей проверкой, при ознакомлении с актом проверки 20.12.2010 года. В то же время в ходе судебного заседания специалист Апциаури Т.Ю. пояснила, что с префектом она виделась только один раз перед началом проверки когда по его поручению ей был выделен специалист АТИ Мамсуров А.И. для выхода на проверяемую территорию. Не ясно тогда в какой день, и при каких обстоятельствах префект отказался от подписи 15.12.2010 года или 20.12.2010 года.
Более того, судом бесспорно установлено, что копия указанного акта вместе с постановлением и протоколом об административном правонарушении были впервые направлены в его адрес 27.01.2011.
В судебном заседании сотрудник Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РСО - Алания Апциаури Т.Ю. пояснила, что она проводила проверку в префектуре Затеречного района, при этом утром пришла к префекту и ознакомила его с предстоящей проверкой. По его поручению ей был в помощь выделен специалист АТИ М.А.., который прошел с ней по нескольким улицам, после проведения проверки ею был составлен акт проверки. Записи в акте об отказе Габараева Т.Х. от подписи сделаны ею. Фактически акт был направлен в адрес префекта после рассмотренияего на заседании комиссии и привлечения к административной ответственности.
Специалист АТИ М.А.. пояснил, что он действительно при проведении проверки присутствовал но в какой именно день и время это было пояснить не может. При этом с Апциаури Т.Ю. они прошли по ул. Ардонской, Гадиева, Доватора. В районе школы № 43 Апциаури Т.Ю. осталась, а он уехал по своим делам. Больше на проверку не выходили. Акт проверки вообще не видел.
Как усматривается из протокола об административном правонарушении (л.д.12-14) указанный документ был составлен ведущим специалистом - экспертом отдела санитарного надзора Апциаури Т.Ю. при санитарном обследовании территории Затеречного МО г.Владикавказа по ул. Ардонская, Гадиева, К.Маркса, проспекта Доватора, проспекта Коста и ул.Кырджалийская и т.д. было обнаружено нарушение п.п.6.2, 4.1 и 1.2 СанПиН 42-128-4690-88, ответственность за которое, предусмотрена ст.6.3 КоАП РФ.
Данный протокол был составлен в отношении префекта Затеречного МО г.Владикавказа - Габараева Т.Х., то есть должностного лица, несмотря на то, что распоряжением за № 789 от 16.12.2010 года внеплановой проверке подлежало юридическое лицо - Префектура Затеречного МО г.Владикавказа.
При этом ст.6.3 КоАП РФ предполагает привлечение к административной ответственности, как физических лиц, должностных лиц, так июридических лиц.
Так, в данном протоколе, в графе, предусматривающей изложение объяснений лица, в отношении которого был составлен протокол, имеется запись об отказе от подписи, в графе о получении копии данного протокола имеется запись об отказе в получении копии протокола.
Как усматривается из протокола привлекаемому должностному лицу, в графе о разъяснении его прав имеется запись об отказе от подписи.
Тогда как указанный протокол был впервые направлен в адрес префекта лишь 27.01.2011 года.
В соответствии с ч.3 ст.28.2 КоАП РФ, разъяснение прав и обязанностей, лицу в отношении которого ведется административное расследование является обязательным.
Кроме того, согласно ч.3 ст.49 Конституции РФ - неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого (в данном случае правонарушителя).
Согласно предписанию от 20.12.2011 года, составленному ведущим специалистом - экспертом отдела санитарного надзора Апциаури Т.Ю., префекту Затеречного МО г.Владикавказа Габараеву Т.Х. предписано в срок до 01.02.2011 года устранить выявленные в ходе проверки нарушения.
При этом в данном предписании не указан номер акта проверки, графа о том кому предлагается выполнить определённые мероприятия не заполнена.
Из протокола заседания комиссии по рассмотрению административных правонарушений от 21.01.2011 года (л.д.59-61) усматривается, что на рассмотрении находились дела об административных правонарушениях должностных лиц - префектов, в том числе по префектуре внутригородского Затеречного района г.Владикавказа в отношении префекта Габарева Т.Х., то есть должностного лица, несмотря на то, что распоряжением за № 789 от 16.12.2010 года внеплановой проверке подлежало юридическое лицо - Префектура Затеречного МО г.Владикавказа.
Согласно постановлению № 12 по делу административном правонарушении (л.д.9-10) составленному 21.01.2011 года на основании акта проверки то ли от 20.12.2010 года и протокола об административном правонарушении от 20.12.2010 года префект Затеречного МО г.Владикавказа Габараев Т.Х. был привлечён к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ст.6.3 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 1 000 рублей.
Как усматривается из данного постановления оно подписано и.о. руководителя Управления Роспотребнадзора по РСО-Алания Г., при этом в данном постановлении отсутствует подпись в получении копии данного постановления Габараева Т.Х.
В то же время как усматривается из протокола заседания комиссии по рассмотрению административных правонарушений от 21.01.2011 года в заседании данной комиссии председательствовала на комиссии заместитель председателя комиссии - М.., пять членов комиссии, при этом интересы префекта Затеречного МО г.Владикавказа представляла Сабаева Э.М.
Указанный протокол был подписан всеми членами комиссии.
В то же время, судом было установлено, что постановление № 12 от 21.01.2011 года было подписано не председательствующим на комиссии лицом - М.. заместителем руководителя управления Роспотребнадзора по РСО-Алания, а и.о. руководителя Управления Роспотребнадзора по РСО-Алания Г.., которая в заседании комиссии участия не принимала, что является нарушением требований КоАП РФ.
В соответствии с ч.2 ст.29.11 КоАП РФ в редакции ФЗ РФ №175 от 23.07.2010 года, копия постановления по делу об административном правонарушении высылается по почте заказным почтовым отправлением в течении трёх дней со дня вынесения указанного постановления.
В то же время согласно копии почтового конверта (л.д.11) данное постановление № 12 от 21.01.2011 года направленное в адрес префекта Затеречного МО г.Владикавказа поступило в почтовое отделение только 27.01.2011 года, то есть спустя шесть дней после его вынесения и только 29.01.2011 года было получено заявителем вместе с актом проверки и другими документами так же не врученными Габараеву Т.Х. своевременно.
Как усматривается из положения об администрации внутригородского Затеречного района г.Владикавказа (л.д.26-35) в п.1.4 данного положения указано, чтоПрефектура обладает статусом юридического лица.
В п.2.3 указанного положения (л.д.28) указывается, что префектура оказывает содействие уполномоченным органам в проведении мероприятий по охране окружающей среды на территории района, контролирует качество выполненных работ по …благоустройству, озеленению и санитарной очистке района, п.2.5 (л.д.30) выявляет факты совершения административных правонарушений, предусмотренных Законом РСО-Алания № 31 РЗ «Об административной ответственности за отдельные виды правонарушений», осуществляет подготовку документов для привлечения виновных лиц к ответственности в соответствии с КоАП РФ.
Таким образом, судом было достоверно установлено, что помимо выявленных нарушений порядка составления акта проверки, протокола об административном правонарушении, предписания и постановления по делу об административном нарушении, нарушения порядка сроков вручения копии постановления, на основании распоряжения за № 789 от 16.12.2010 года внеплановой проверке подлежало юридическое лицо - Префектура Затеречного МО г.Владикавказа, в результате проведённой проверки были выявлены нарушения п.6.2, 4.1, 1.2 СаНПиН 4690-88 и п.2.3 Положения обадминистрации внутригородского Затеречного района г.Владикавказа - юридического лица, а не должностного лица - префекта Затеречного МО г.Владикавказа Габараева Т.Х.
Суд считает приведенные выше нарушения процессуальных требований имевших место при проведении проверки и привлечении Габараева Т.Х. к административной ответственности достаточным основанием для удовлетворения жалобы заявителя, в связи с чем не входит в обсуждение вопроса о наличии состава административного правонарушения, в действиях Габараева Т.Х.
В соответствии с ч.1 ст.24.5 КоАП РФ отсутствует событие административного правонарушения.
При изложенных обстоятельствах, суд считает необходимым в соответствии с п.3 ст. 6.3 КоАП РФ и наложении административного взыскания в виде штрафа в размере 1000 рублей и прекратить производство по делу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.30.6 и ст.30.7 КоАП РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Отменить постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РСО - Алания по ул. Тельмана, 17 «а» г. Владикавказ № 12 от 21.01.2011 года по делу об административном правонарушении, о привлечении Габараева Т.Х., к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 КоАП РФ и наложении административного взыскания в виде штрафа в размере 1000 рублей.
Прекратить производство по материалам дела в отношении префекта Затеречного внутригородского района г.Владикавказа Габараева Т.Х. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РСО-Алания в течение 10 дней.
СУДЬЯ ДЗУГКОЕВА З.Н.