дело № 5-41/12 ПОСТАНОВЛЕНИЕ по делу об административном правонарушении 24 мая 2012 года г.Владикавказ Судья Промышленного районного суда г. Владикавказа РСО-Алания Аликов В.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении юридического лица - ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РСО-Алания», о совершении административного правонарушения предусмотренного частью 5 статьи 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, установил: Вадрес Промышленного районного суда г. Владикавказа РСО-Алания поступил административный материал ОНД Промышленного МО г. Владикавказ по части 5 ст. 20.4 КРФ об АП в отношении юридического лица ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РСО-Алания», об административном приостановлении деятельности помещения второго корпуса, расположенного по адресу г. Владикавказ, ул. Минина 17, а также паразитологической лаборатории и находящихся в ведении ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РСО-Алания». В судебном заседании государственный инспектор ОНД Промышленного МО г. Владикавказ ГУ МЧС России по РСО-Алания Бичегкуев М.М. указал, что при проведении пожарно-технического обследования помещения второго корпуса ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РСО-Алания» расположенного по адресу: г. Владикавказ ул. Минина, 17, были выявлены нарушения требований пожарной безопасности, в частности: электросветильники не оборудованы плафонами закрытого типа (п.3 ППБ 01-03, ФЗ №123 от 22.07.2008г. ст. 6: п.60 ППБ 01-03); применяются горючие материалы, используемые для отделки стен и полов на путях эвакуации (ФЗ №123 от 22.07.2008г. ст. 6:п.53 ППБ 01-03:п.); допускается загромождение эвакуационных путей (ФЗ№123 от 22.07.2008г. ст.4,6: п.60 ППБ 01-03). При проведении пожарно-технического обследования паразитологической лаборатории ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РСО-Алания» расположенного по адресу: г. Владикавказ ул. Николаева 26 «а», были выявлены нарушения требований пожарной безопасности, в частности электросветильники не оборудованы плафонами закрытого типа (п.3 ППБ 01-03, ФЗ №123 от 22.07.2008г. ст. 6: п.60 ППБ 01-03);помещение не оборудовано автоматической пожарной сигнализацией (ст.3:ст.4:,п.2,п.3,п.4:ст.6 ФЗ.№123 НПБ 110-03 приложение 1п.9); отсутствует инструкция по мерам пожарной безопасности (ФЗ№123 от 22.07.2008г. ст.4,ППБ 6:п. 16 01-03); применяются горючие материалы, используемые для отделки стен и полов на путях эвакуации (ФЗ №123 от 22.07.2008г. ст. 6:п.53 ППБ 01-03:п.); помещение не обеспеченно системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (п.3 ППБ 01-03, ст.6 ФЗ от 22.07.2008г.№123:п.3.1 НПБ 01-03); не установлены самосветящиеся знаки, указывающие направление выхода (п.3 ППБ 01-03 ст.6, ФЗ№123 от 22.07.2008г, п.61 ППБ 01-03); двери лестничных клеток, отделяющие поэтажные коридоры не оборудованы устройствами для самозакрывания и уплотнения в притворах (ФЗ№123 от 22.07.2008г. ст.6:СП 1.13130. 2009 п.4.2.7); Выявленные нарушения послужили основанием для возбуждения в отношении ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РСО-Алания», дела об административном правонарушении по ч. 5 ст. 20.4 КРФ об АП. Также государственный инспектор ОНД Промышленного МО г. Владикавказ ГУ МЧС России по РСО-Алания Бичегкуев М.М. указал, что невыполнение всех вышеуказанных требований при возникновении пожара препятствует своевременной эвакуации людей из соответствующих помещений ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РСО-Алания», способствует распространению пламенного горения, а также быстрому распространению огня на путях эвакуации людей. Кроме того указал, что по результатам проверки проведенной 26.03.2012 года были составлены протоколы №81,83 об административном правонарушении в отношении ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РСО-Алания» по ч.5 ст.20.4 Кодекса РФ об АП. При этом ранее 23 августа 2011года ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РСО-Алания» привлекалось к административной ответственности за совершение правонарушения предусмотренного ч.ч. 1,3,4 ст.20.4 Кодекса РФ об АП, с назначением наказания в виде штрафа в размере 150 000 рублей, который ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РСО-Алания» был уплачен. Также Бичегкуев М.М. указал, что выявленные нарушения требований пожарной безопасности имеют место и ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РСО-Алания» не оспариваются. Правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, определяются Федеральным законом от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности». В соответствии с ч.1 ст.38 указанного Закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут собственники имущества, а также лица уполномоченные владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом. В силу п.10 Правил пожарной безопасности лица уполномоченные владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний и постановлений государственных инспекторов по пожарному надзору. Также Бичегкуев М.М. пояснил, что он как государственный инспектор ОНД Промышленного МО г. Владикавказ ГУ МЧС России по РСО-Алания был компетентен составлять протоколы №81,83 от 26.03.2012 года о привлечении ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РСО-Алания» к административной ответственности по ч.5 ст.20.4 Кодекса РФ об АП, так как его полномочия регламентированы Постановлением Правительства РФ №820 от 21.12.2004 г. «О государственном пожарном надзоре», а также приказом МЧС РФ № 68 от 06.02.2006 года. В судебном заседании представитель ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РСО-Алания», действующий на основании доверенности № 01/230 от 17.02.12.г. Гатикоев И.А. пояснил, что возбужденное по отношению ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РСО-Алания» производство по дело об административном правонарушении подлежит прекращению по следующим основаниям. Диспозиция ч. 5 ст.20.4 Кодекса РФ об административном правонарушении указывает на повторное совершение административного правонарушения ответственность за которое предусмотрена ч.ч.3, 4 ст.20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях. При этом Гатикоев И.А. считает, что при квалификации бездействия необходимо исходить не столько из нарушения правил пожарной безопасности, сколько из повторности совершенного деяния. В протоколе об административном правонарушении не указано на повторность совершения противоправного деяния: время привлечения к административной ответственности (предыдущее), а так же объективная сторона ранее совершенного административного правонарушения. Данные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии события административного правонарушения. Составление двух протоколов в отношении одного и того же юридического лица. Должностным лицом надзорного органа составлено два протокола об административном правонарушении в отношении одного юридического лица, между тем, как согласно ч. 1ст.28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется один протокол об административном правонарушении. Представитель Гатикоев И.А. также указал, что в практике Промышленного районного суда г. Владикавказ РСО - Алания данный вопрос уже получил правовую оценку. В частности, постановлениями суда по делам об административных правонарушениях №№ 5-105/11, 5-106/11, 5-107/11, 5-108/11, 5-109/11 и 5-110/11 производство по делам об административных правонарушениях были прекращены в связи с тем, что составление нескольких протоколов по одной той же статье Особенной части КоАП РФ в отношении одного и того же лица является не законным. Составление протокола об административном правонарушении с нарушением требований, установленных статьей 28.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Один из недостатков протокола об административном правонарушении заключается в том, что в нем не указаны сведения о защитнике лица, в отношении которого возбуждено и рассматривается дело об административном правонарушении. ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РСО - Алания» заблаговременно получило уведомление о времени и месте составления протокола об административном правонарушении. Составление протокола было назначено на 26.03.2012г. При составлении протокола отсутствовал Главный врач ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РСО - Алания» Тибилов А.Г., а присутствовал представитель Гатикоев И.А., который и был ознакомлен с правами и обязанностями, а также получил копию протокола. Между тем, сведения о представителе Гатикоеве И.А. ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РСО - Алания» не указаны, а права, предусмотренные ст.25.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях ему не разъяснены. Так же, представитель Гатикоев И.А. в судебном заседании пояснил, что в соответствии с ч. 2ст.28.2 Кодексом РФ об административных правонарушениях в протоколе об административном правонарушении должны указываться дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья этого Кодекса или закона субъекта РФ, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбужденно дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела. В п.4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005г. № 5 указано, что существенным недостатком протокола об административном правонарушении является отсутствие данных, прямо перечисленных в ч. 2 ст.28.2 Кодекса РФ об АП, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении. Вместе с тем несущественными являются такие недостатки протокола, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу. Кроме того, необходимо учитывать, что по характеру правоограничительного воздействия на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц административное приостановление деятельности является мерой исключительной. Часть 1 ст.3.12 Кодекса РФ об АП устанавливает, что административное приостановление деятельности может быть назначено судьей, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания. Вместе с тем, установленный в ч.1 ст. 3.12 Кодекса РФ об АП перечень случаев создающий угрозу причинения вреда охраняемым общественным отношениям является закрытым. Соответственно, прежде чем назначить административное наказание в виде административного приостановления, судья должен исследовать все обстоятельства, позволяющие оценить необходимость такого наказания в качестве основного. Установление указанных обстоятельств требует тщательного анализа протокола об административных правонарушениях и иных документов составленных в ходе контрольно-ревизионных мероприятий. При этом, представитель Гатикоев И.А. считает, что в протоколе об административном правонарушении должно быть указано на угрозу причинения вреда либо на вред, причиненный охраняемым общественным правоотношениям и то чем данное подтверждается. В соответствующих протоколах №81, № 83 составленных 26 марта 2012 года об административном правонарушении требований пожарной безопасности со стороны ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РСО - Алания» вышеуказанные обстоятельства не указаны, что, по мнению Гатикоева И.А., подтверждает неправильное составление данных протоколов, в связи с чем, просил проверить полномочия государственного инспектора ОНД Промышленного МО г. Владикавказ ГУ МЧС России по РСО-Алания Бичегкуева М.М. на право составлять протокол об административном правонарушении по ч.5 ст.20.4 Кодекса РФ об АП,а также прекратить производство по делу об административном правонарушении, возбужденное в отношении ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РСО - Алания» по ч.5 ст.20.4 Кодекса РФ об АП. Суд, выслушав государственного инспектора ОНД Промышленного МО г. Владикавказ ГУ МЧС России по РСО-Алания Бичегкуева М.М., представителя ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РСО - Алания», исследовав материалы дела об административном правонарушении № 5-41/12, считает привлечение ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РСО - Алания» по ч. 5 ст. 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях обоснованным по следующим основаниям. Диспозиция части пятой статьи 20.4. Кодекса РФ об АП устанавливает, что повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 или 4 статьи 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. Согласно протоколу №81 об административном правонарушении требований пожарной безопасности от 26.03.2012 года ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РСО - Алания» был привлечен к административной ответственности 26.03.2012 года по части 5 ст. 20.4. КРФ об АП, так как помещение 2-ого корпуса ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РСО-Алания» расположенного по адресу: г. Владикавказ ул. Минина, 17, установлены нарушения требований пожарной безопасности, в частности: электросветильники не оборудованы плафонами закрытого типа (п.3 ППБ 01-03, ФЗ №123 от 22.07.2008г. ст. 6: п.60 ППБ 01-03); применяются горючие материалы, используемые для отделки стен и полов на путях эвакуации (ФЗ №123 от 22.07.2008г. ст. 6:п.53 ППБ 01-03:п.); допускается загромождение эвакуационных путей (ФЗ№123 от 22.07.2008г. ст.4,6: п.60 ППБ 01-03). Согласно протоколу №83 об административном правонарушении требований пожарной безопасности от 26.03.2012 года ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РСО - Алания» был привлечен к административной ответственности 26.03.2012 года по части 5 ст. 20.4. КРФ об АП, то есть в помещении паразитологической лаборатории ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РСО-Алания» расположенной по адресу: г. Владикавказ ул. Николаева 26, установлены нарушения требований пожарной безопасности, в частности электросветильники не оборудованы плафонами закрытого типа (п.3 ППБ 01-03, ФЗ №123 от 22.07.2008г. ст. 6: п.60 ППБ 01-03);помещение не оборудовано автоматической пожарной сигнализацией (ст.3:ст.4:,п.2,п.3,п.4:ст.6 ФЗ.№123 НПБ 110-03 приложение 1п.9); отсутствует инструкция по мерам пожарной безопасности (ФЗ№123 от 22.07.2008г. ст.4,ППБ 6:п. 16 01-03); применяются горючие материалы, используемые для отделки стен и полов на путях эвакуации (ФЗ №123 от 22.07.2008г. ст. 6:п.53 ППБ 01-03:п.); помещение не обеспеченно системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (п.3 ППБ 01-03, ст.6 ФЗ от 22.07.2008г.№123:п.3.1 НПБ 01-03); не установлены самосветящиеся знаки, указывающие направление выхода (п.3 ППБ 01-03 ст.6, ФЗ№123 от 22.07.2008г, п.61 ППБ 01-03); двери лестничных клеток, отделяющие поэтажные коридоры не оборудованы устройствами для самозакрывания и уплотнения в притворах (ФЗ№123 от 22.07.2008г. ст.6:СП 1.13130. 2009 п.4.2.7). Из постановления №382 23 августа 2011 года усматривается что ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РСО - Алания» был привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.ч. 1,3, 4 ст. 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Данное постановление было признано законным на основании Решения Арбитражного суда от 30.11.2011 года Таким образом, на момент составления протокола №81 об административном правонарушении требований пожарной безопасности от 26.03.2012 года о привлечении ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РСО - Алания» был привлечен к административной ответственности по ч.5 ст. 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях за нарушения правил пожарной безопасности в помещение 2-ого корпуса ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РСО-Алания» расположенного по адресу: г. Владикавказ ул. Минина, 17, а также протокола №83 об административном правонарушении требований пожарной безопасности от 26.03.2012 года о привлечении ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РСО - Алания» был привлечен к административной ответственности по ч.5 ст. 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях за нарушения правил пожарной безопасности в паразитологической лаборатории ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РСО-Алания» расположенной по адресу: г. Владикавказ ул. Николаева, 26 «а» ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РСО-Алания» как юридическое лицо привлекалось к административной ответственности как по ч.3 так и по ч.4 ст.20.4 Кодекса РФ об АП, в связи с чем, составление протокола №81 №83 об административном правонарушении требований пожарной безопасности от 26.03.2012 года было правомерным. Кроме того в судебном заседании было установлено, что указанные в протоколах нарушения требований пожарной безопасности в вышеуказанных помещениях ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РСО-Алания» имеют место и к тому же влекут за собой угрозу жизни людей, так как препятствуют своевременной эвакуации людей из соответствующих помещений ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РСО-Алания», способствуют распространению пламенного горения, а также быстрому распространению огня на путях эвакуации людей. Согласно статье 3.12 КРФ об АП административное приостановление деятельности применяется в случае угрозы жизни или здоровья людей, а сама мера административного наказания может быть применена как к юридическому лицу, так и к филиалу, структурному подразделению, производственному участку, объекту, зданию или сооружению. Согласно ч. 1 ст. 32.12. КРФ об АП постановление судьи об административном приостановлении деятельности исполняется судебным приставом-исполнителем немедленно после вынесения такого постановления. На основании изложенного и руководствуясь ст. 29.10 КРФ об АП, суд постановил: Признать ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РСО-Алания», виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного частью 5 статьи 20.4. КРФ об АП. Приостановить деятельность помещения второго корпуса ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РСО-Алания» находящегося по адресу: г. Владикавказ ул. Минина, 17, на срок - 7 (семь) суток. Приостановить деятельность паразитологической лаборатории, помещение ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РСО-Алания» находящегося по адресу: г. Владикавказ ул. Николаева 26 «а», на срок - 7 (семь) суток. Настоящее постановление в части приостановления деятельности помещения второго корпуса, паразитологической лаборатории ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РСО-Алания», находящихся по адресу: г. Владикавказ ул. Минина, 17, Николаева 26 «а» подлежит немедленному исполнению. Постановление суда может быть обжаловано в 10 дневный срок в Верховный Суд РСО-Алания. Судья: В.Р. Аликов