Мировой судья Волкова О.А. дело № 11-538/2011 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 24 ноября 2011 года Промышленный районный суд города Смоленска В составе: Председательствующего судьи Цветковой О.С., при секретаре Туровой М.Л., Рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке апелляционного производства гражданское дело по иску Бабицкого В.С. к ИФНС по г. Смоленску о взыскании излишне уплаченной суммы транспортного налога, с апелляционной жалобой Бабицкого В.С. на решение мирового судьи судебного участка № 53 г.Смоленска от 29 июля 2011 года, УСТАНОВИЛ: Бабицкий B.C., уточнив исковые требования (л.д. --) обратился в суд с исковым заявлением к ИФНС по г. Смоленску о взыскании излишне уплаченной суммы транспортного налога. В обоснование заявленных требований указал, что с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ являлся собственником транспортного средства «ХХХ», регистрационный знак №, идентификационный номер №. По данным паспорта технического средства, его транспортное средство относится к категории «В», мощность двигателя составляет *** лошадиных сил (65,4 кВТ). С 2004 года ответчиком стал начисляться транспортный налог по ставке для автомобилей категории «С», с чем он (истец) не согласен, поскольку его автомобиль относится к категории «В», в связи с чем должен уплачивать налог по ставке 11 руб. за 1 лошадиную силу (как за автомобиль легковой с мощностью двигателя свыше 75 и до 100 лошадиных сил), а не поставке 20 руб. за 1 лошадиную силу, как исчисляет налог ответчик. В связи с чем им излишне уплачен транспортный налог за 2008 год - *** руб., за 2009 год - ***., за 10 месяцев 2010 года - *** руб., а всего - *** руб. Просил суд взыскать с ответчика в его (истца) пользу излишне уплаченную сумму транспортного налога в размере *** руб., компенсацию морального вреда в размере *** руб., расходы по оплате юридических услуг в сумме *** руб. и расходы по оплате государственной пошлины в сумме *** рублей. Решением мирового судьи судебного участка № 53 г. Смоленска от 29.07.2011 в удовлетворения иска отказано. В апелляционной жалобе Бабицкий В.С. просит решение мирового судьи отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении его иска в полном объеме, ссылаясь на нарушением мировым судьей норм материального права, поскольку им применены нормы права, не подлежащие применению (Положение о паспортах транспортных средств об идентификационном номере автомобиля, Отраслевая нормаль ОН 025 270-66), неправильно истолкованы нормы международного законодательства (Конвенция о дорожном движении, заключенная в Вене 08.11.1968 и ратифицированная Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29.04.1974 № 5938). В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец Бабицкий В.С. доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, пояснил, что поскольку в ратифицированной СССР Венской конвенции от 1968 года предусмотрено деление транспортных средств только по категориям А, В, С, D, а классификация по типам (грузовые, легковые) отсутствует, то при исчислении транспортного налога у ответчика не имеется оснований для учета типа транспортного средства, что необоснованно мировым судьей не принято во внимание. Представитель ответчика ИФНС по г. Смоленску Молоткова А.Н. с доводами жалобы не согласилась, считает решение мирового судьи законным, обоснованным и не подлежащим отмене или изменению. Пояснила, что ответчик при исчислении транспортного налога руководствуется налоговым законодательством и законами субъекта РФ, в соответствии с которыми и произведен расчет оспариваемого налога. Поскольку все сведения о транспортных средствах поступают в налоговый орган из ГИБДД, и по данным ГИБДД автомобиль истца относится к грузовым, то налоговый орган при определении подлежащей применению налоговой ставки использует ставку, установленную для грузовых автомобилей. Суд, выслушав объяснения истца и представителя ответчика, исследовав письменные доказательства, приходит к следующему. Судом по делу установлено, что Бабицкий B.C. с ДД.ММ.ГГГГ являлся собственником транспортного средства - автомашины марки «ХХХ регистрационный знак №, идентификационный номер № (л.д.--). Согласно налоговым уведомлениям №ДД.ММ.ГГГГ, №ДД.ММ.ГГГГ год, №ДД.ММ.ГГГГ год истец обязан был уплатить налог за транспортное средство рег. знак №, по налоговой ставке 20 руб. за 1 лошадиную силу, в размере *** рублей, *** рублей и ***, соответственно. Указанные суммы налога им оплачены в полном объеме (л.д. --). Согласно статье 356 налогового кодекса Российской Федерации, транспортный налог устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. В соответствии со статьей 358 НК РФ, объектом обложения транспортным налогом признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно статье 359 НК РФ, налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах. В силу статьи 361 НК РФ налоговые ставки установлены в зависимости от типа - «Грузовые автомобили» или «Легковые автомобили». В соответствии с требованиями ст. 362 НК РФ в целях исчисления транспортного налога, сведения о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы, поступают в налоговые органы от органов, осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств, по формам, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. В формах сведений о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы, представляемых органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств, предусмотрены показатели «тип транспортного средства» и «назначение (категория) транспортного средства». Как видно из паспорта транспортного средства истца ему принадлежит автомобиль марки «ХХХ», категория ТС «В», год изготовления ДД.ММ.ГГГГ, тип транспортного средства - грузовой, мощность двигателя 89 л.с. (65,4 кВт), разрешенная максимальная масса <данные изъяты> кг, масса без нагрузки <данные изъяты> кг. Статьей 6 Областного закона от 27.11.2002 г. № 87-ФЗ «О транспортном налоге» установлены следующие налоговые ставки: для автомобилей легковых с мощностью двигателя свыше 75 лошадиных сил до 100 лошадиных сил (свыше 55,16 кВт до 73,55 кВт) включительно - 11 рублей (с каждой лошадиной силы); для автомобилей грузовых с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт) включительно - 20 рублей (с каждой лошадиной силы). Как установлено судом, истец Бабицкий В.С. в спорный период оплачивал транспортный налог в размере, установленном для грузовых автомобилей. Поскольку ни Налоговый кодекс Российской Федерации, ни Областной закон не определяют понятия грузового и легкового автотранспорта для целей налогообложения, поэтому в силу статьи 11 НК РФ следует руководствоваться общими понятиями, используемыми в других отраслях законодательства Российской Федерации. В соответствии с пунктом 3 статьи 15 федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Пунктом 16 приказа Министерства внутренних дел Российской Федерации от 27.01.2003 года № 59 «О порядке регистрации транспортных средств» при совершении регистрационных действий производится осмотр представленных транспортных средств на предмет их соответствия сведениям, указанным в документах, удостоверяющих право собственности, регистрационных документах, а также в паспортах транспортных средств и иных документах, подтверждающих возможность допуска транспортных средств к участию в дорожном движении. Паспорт транспортного средства - это документ, действующий на территории Российской Федерации для регистрации и допуска транспортных средств к эксплуатации. Паспорт транспортного средства подтверждает в том числе наличие одобрения типа транспортного средства - постановление Госстандарта Российской Федерации от 01.04.1998 года № 19 «О совершенствовании сертификации механических транспортных средств и прицепов». Из вышеизложенного следует, что паспорт транспортного средства - это основной документ, содержащий в себе полные сведения о характеристиках и конструктивных особенностях автомобиля, в том числе и о типе транспортного средства. Следовательно, именно данный документ следует рассматривать в качестве доказательства принадлежности транспортного средства к грузовым либо легковым автомобилям. При этом глава 28 Налогового кодекса Российской Федерации, в частности статья 358 НК РФ, при отнесении транспортных средств к тому или иному виду объектов обложения транспортным налогом не учитывает цели их использования. Кроме того, в соответствии с пунктами 26-28 Положения о паспортах транспортных средств и шасси транспортных средств, утвержденного приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации № 496, Министерства промышленной энергетики Российской Федерации № 192, Министерства экономического развития Российской Федерации № 134 от 23.06.2005 года установлено: - в строке 2 паспорта «Марка, модель ТС» указывается условное обозначение транспортного средства, присвоенное в порядке, установленном для изделий автомобильной промышленности, и приведенное в Одобрении либо в регистрационных документах и состоящее, как правило, из присвоенного транспортному средству буквенного, цифрового или смешанного обозначения, независимого от обозначения других транспортных средств; - в строке 3 «Наименование (тип ТС)» указывается характеристика транспортного средства, определяемая его конструкторскими особенностями и назначением; - в строке 4 «Категория ТС (А, В, С, D, прицеп)» указывается категория, которая соответствует классификации транспортных средств, установленная Конвенцией о дорожном движении, принятой на Конференции Организации Объединенных Наций по дорожному движению в городе Вене 08.11.1968 года и ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР 29.04.1974 года. Установленное главой 28 Налогового кодекса распределение транспортных средств по категориям в целом аналогично категориям транспортных средств, предусмотренным Конвенцией о дорожном движении. Конвенция, в частности, предусматривает такие категории транспортных средств, как легковые и грузовые автомобили, и устанавливает ряд критериев: разрешенный максимальный вес, количество сидячих мест, предназначение для перевозки грузов или перевозки пассажиров. Поскольку Конвенция ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29.04.1974 N5938-VIII и Российская Федерация является договаривающейся стороной, правовые акты Российской Федерации в сфере дорожного движения должны учитывать положения данной Конвенции. Так, в Конвенции о дорожном движении указано, что к категории транспортных средств «В» относятся автомобили, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3 500 кг и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми. В приложении № 3 к Положению приведена сравнительная таблица категорий транспортных средств по классификации Комитета по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН (КВТ ЕЭК ООН) и по классификации Конвенции о дорожном движении. Так, КВТ ЕЭК ООН определена следующая классификация транспортных средств: в том числе, М1 - Механические транспортные средства для перевозки пассажиров, имеющие не менее 4 колес и не более 8 мест для сидения (кроме места водителя), N1 - Механические транспортные средства для перевозки грузов, максимальная масса которых не более 3,5 тонны, N2 - Механические транспортные средства для перевозки грузов, максимальная масса которых более 3,5 тонны, но не превышает 12 тонн, М2 - Механические транспортные средства для перевозки пассажиров, имеющие более 8 мест для сидения (кроме места водителя) и максимальная масса которых не более 5 тонн. Из анализа данных положений следует, что категория «В», указанная в паспорте транспортного средства, может быть присвоена как грузовым, так и легковым автомобилям. Сам факт указания в паспорте транспортного средства категории «В» не свидетельствует об отнесении спорного транспортного средства к категории легковых автомобилей. В связи с этим, транспортное средство может быть отнесено как к механическому транспортному средству для перевозки пассажиров, имеющему не менее 4 колес и не более 8 мест для сидения (помимо сидения водителя), так и к механическому транспортному средству для перевозки грузов, максимальная масса которых не более 3,5 тонны, то есть как к легковому, так и грузовому автотранспорту. Судом установлено и материалами дела подтверждено, что при государственной регистрации спорного транспортного средства орган ГИБДД определил с учетом технических показателей, конструкторских особенностей и характеристик, существовавших на момент регистрации, что указанное транспортное средство является грузовым, что подтверждается паспортом транспортного средства, а также свидетельством о регистрации ТС. Таким образом, при определении типа спорных транспортных средств и ставки транспортного налога, подлежащего применению при налогообложении этих автомобилей, следует руководствоваться сведениями, указанными в паспорте транспортного средства, из которого следует, что автомобиль истца является грузовым. Сведений о том, что автомобиль истца отнесен к легковым автомобилям, материалы дела не содержат. Тот факт, что его автомобиль предназначен для перевозки грузов, истец в судебном заседании суда апелляционной инстанции не отрицал. Поскольку категория "B" предусматривает, что транспортное средство может быть отнесено как к автомобилям для перевозки пассажиров, так и к автомобилям для перевозки грузов массой не более 3,5 тонны, а в паспорте тип спорного транспортного средства обозначен как «грузовой», поэтому ответчик правомерно исчислил Бабицкому В.С. за спорный период транспортный налог, исходя из налоговой ставки 20 руб. за 1 л.с., предусмотренной для данных транспортных средств местным законодательством (Ст. 6 Областного закона от 27.11.2002 г. № 87-ФЗ). При таких обстоятельствах, мировой судья пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований. Доводы жалобы о неправомерности исчисления налога со ссылкой на Венскую конвенцию 1968 года суд находит несостоятельными, поскольку в указанной норме международного законодательства не содержится условий, запрещающих государству, ратифицировавшему указанную Конвенцию, принимать нормы национального законодательства, регулирующие правоотношения, являющиеся предметом Конвенции, в том числе нормы, устанавливающие порядок исчисления транспортного налога. Ссылки в жалобе на применение мировым судьей норм, не подлежащих применению, неубедительны, не опровергают установленных судом обстоятельств и не могут служить основанием для иного мнения по делу. При разрешении спора мировым судьей не допущено нарушений норм материального и процессуального права. Оспариваемое решение мирового судьи законно и обоснованно, оснований для его отмены или изменения не имеется. Руководствуясь ст.ст. 328,329 ГПК РФ, суд ОПРЕДЕЛИЛ: Решение мирового судьи судебного участка № 53 г.Смоленска от 29 июля 2011 по делу по иску Бабицкого В.С. к ИФНС по г. Смоленску о взыскании излишне уплаченной суммы транспортного налога оставить без изменения, а апелляционную жалобу Бабицкого В.С. - без удовлетворения. Определение вступает в законную силу со дня его принятия. Судья О.С. Цветкова