Дело № 2-3302/2010
РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации
18 августа 2010 года г. Смоленск
Промышленный районный суд города Смоленскав составе судьи Александровой З.И.,
при секретаре Сафроновой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кабишева Александра Анатольевича к ОАО НК «Роснефть» - Смоленскнефтепродукт» о незаконном непредоставлении услуги потребителя, взыскании денежной компенсации морального вреда,
установил:
Кабишев А.А. обратился в суд с иском к вышеуказанному ответчику о защите прав потребителя, взыскании денежной компенсации морального вреда в сумме 50000 руб. При этом сослался на то, что Дата г., в 16 час. 10 мин., на АЗС *, принадлежащей ответчику, ему не была предоставлена услуга по заправке транспортного средства топливом со ссылкой на то, что он неправильно заехал к бензоколонке.
В судебном заседании Кабишев А.А. иск поддержал, суду пояснил, что в указанное время на принадлежащем ему автомобиле ВАЗ прибыл на территорию АЗС * с целью заправки транспортного средства. К двум колонкам были очереди (по 4-5 автомобилей), колонка * была свободна, и он подъехал к ней. Вынув шланг, обнаружил, что к основанию колонки прикреплена конструкция из металлических труб, искусственно ограничивающая длину шланга. Поскольку бензобак на его автомашине расположен справка, шланг не доставал до бака. Убедившись, что за ним в очереди нет других автомашин, он отъехал от колонки, произвел маневр разворота и подъехал к колонке задним ходом таким образом, чтобы люк бензобака располагался напротив колонки, а шланг можно было вставить в горловину бензобака. Заглушив двигатель и вставив шланг в люк бензобака, он зашел в помещение кассы, где управляющая АЗС * ФИО3 запретила кассиру его обслуживать. Отказ она мотивировала его неправильным заездом к топливно-раздаточной колонке.
Считает, что действия управляющей АЗС *, лично запретившей предоставить ему услугу, являются незаконными, нарушающими его права потребителя, так как действующим законодательством не запрещено движение на территории АЗС задним ходом. Пунктом 8.12 ПДД предусмотрено движение транспортного средства задним ходом при условии, что этот маневр будет безопасен, и не создает помех другим участникам движения. На территории АЗС движение задним ходом ПДД также не запрещено, при совершении маневра он помех никому не создавал.
Ответчик иск не признал. Представители ОАО НК «Роснефть»-Смоленскнефтепродукт» Ким Н.Л. и Николаевский А.В. суду пояснили, что проектом АЗС, в целях обеспечения эвакуации транспорта в случае возникновения аварийной ситуации, предусмотрено одностороннее движение по ее территории. На въезде установлены информационный щит - «Схема движения транспортного средства по территории АЗС» и дорожные знаки. Схема движения согласована с территориальными службами ГИБДД, МЧС и отражена в «Плане ликвидации аварийных ситуаций».
Датаг. Кабишев А.А. нарушил схему движения на территории АЗС *, требование об устранении данного нарушения не исполнил, а потому ему было отказано в заправке транспортного средства. Считают действия работников АЗС * законными и обоснованными, просят в иске отказать.
Заслушав участников процесса, свидетелей, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Отношения в области защиты прав потребителей, регулируются Гражданским кодексом РФ, Законом РФ от 07.02.1992г. № 2300-1 «О защите прав потребителей».
В соответствии со ст. 15 ФЗ «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
Согласно п.2, п.4, п.5 ст. 426 ГК РФ условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей в случаях, предусмотренных законом. Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные правительством РФ федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.), Условия публичного договора, не соответствующие требованиям, установленные пунктам 2 и 4 настоящей статьи, ничтожны.
Судом установлено, что автозаправочная станция *, расположенная по адресу: Адрес находится на праве собственности ОАО «НК «Роснефть»-Смоленскнефтепродукт» л.д.116).
В соответствии с п.п. 752, 759 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003г., перед въездом на территорию АЗК (АЗС) должна быть вывешена схема организации движения по его территории. Маршруты движения въезжающего и выезжающего транспорта не должны пересекаться. При въезде на территорию АЗК (АЗС) должны быть установлены щит с инструкцией, регламентирующей меры пожарной безопасности для водителей и пассажиров, и информационное табло с указанием ассортимента отпускаемых нефтепродуктов с условием, что их может прочитать каждый въезжающий на территорию АЗК (АЗС).
В силу п. 17 Автозаправочные станции. Требования пожарной безопасности. НПБ 111-98*, утвержденных приказом Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел РФ от 23.03.1998 № 25 движение транспортных средств по территории АЗС должно быть, как правило, односторонним. При этом, должен быть предусмотрен раздельный въезд и выезд.
Как следует из представленных фототаблиц л.д. 121) на въезде на АЗС * уставлены схема организации движения по его территории и щит с инструкцией, регламентирующей меры пожарной безопасности для водителей и пассажиров. Согласно указанной схеме движение на АЗС установлено одностороннее. Перед топливно-заправочными колонками вывешен знак с направлением одностороннего движения л.д.128), «въезд запрещен» л.д.127).
Указанное выше обстоятельство истцом в судебном заседании не оспаривалось, он также указал, что схему движения и расположения транспортных средств он знает.
Кроме того, как следует из фототаблицы нал.д.109,128 с изображением ТЗК * АЗС *, указанная колонка является скоростной и заправляет дизельным топливом, тогда как истец не отрицает, что его автомобиль ВАЗ 2113 заправляется бензином.
Довод истца о том, что он как потребитель имеет право на приобретение бензина любого вида, суд не может принять во внимание, поскольку противоречит показаниям самого истца, который указал, что прибыл на АЗК с целью заправки именно своего автомобиля.
Таким образом, суд не может согласиться с утверждениями истца, что он имел намерение заправиться топливом именно из ТРК *, поскольку данное обстоятельство не подтверждается материалами дела. Доказательств обратному истцом не представлено.
Из представленных фототаблиц также усматривается, что топливно-раздаточный шланг имеет длину, позволяющую заправлять автомашину с любой стороны. Имеющиеся встроенные кольца, через которые проходят шланги, не препятствуют протягиванию шланга на необходимое расстояние.
Руководством по эксплуатации модульных топливораздаточных колонок с напорной или всасывающей системой выдачи л.д.15-42) предусмотрена длина шланга - от 3,5 м до 4,5 м.
Указанные обстоятельства в судебном заседании подтвердили свидетели.
Свидетель ФИО3 суду пояснила, что работает в должности управляющей АЗС * и в её обязанности входит контроль за порядком на ее территории. Датаг., около 16 часов, истец, управляя своим транспортным средством, не желая вставать в очередь, проехал мимо ТРК * к зданию АЗС, затем развернулся и подъехал к колонке * навстречу стоявшим автомобилям. Увидев происходящее, оператор-кассир ФИО7 по громкой связи потребовала, чтобы водитель развернул транспортное средство и поставил его по ходу движения. Услышав объявление, она вышла в торговый зал, где уже находился истец, и сама потребовала устранить нарушение. Кабишев стал утверждать, что очень торопится и разворачивать автомашину не намерен, стал требовать книгу жалоб, которая ему была предоставлена. При этом на АЗС создалась очередь, поскольку автомашина истца препятствовала движению других транспортных средств. И только через 12-15 мин. Кабишев сел в свой автомобиль и задним ходом выехал с территории АЗС, т.е. осуществлял движение в нарушение утвержденной Схемы. Своими действиями данный водитель создал аварийную ситуацию, это могло привести к ДТП на территории заправочной станции, которая является объектом повышенной опасности. Считает, что она действовала в соответствии со своей должностной инструкцией, а Кабишев сам нарушил обязательные для всех потребителей правила.
Свидетель ФИО7, оператор-продавец АЗС *, суду показала, что Датаг. находилась на своем рабочем месте. Через окно кассы увидела, что клиент на автомашине ВАЗ 2101 зеленого цвета заехал на АЗС мимо колонки * по ходу движения, перед служебным зданием развернулся и под знак «кирпич» подъехал колонке *, т.е. передней частью машины встал навстречу движущимся на заправку транспортным средствам. По громкой связи она сообщила: «Заправка транспортных средств производится по ходу движения», а также попросила его развернуть автомобиль по ходу движения. На ее требование клиент не отреагировал, оставил свою машину возле колонки * и вошел в торговый зал. Она еще раз ему объяснила схему передвижения по АЗС, но так как клиент не подчинился, она вызвала заведующую. Однако и на ее требование клиент не переместил свое транспортное средство как положено, заявил: «встретимся в суде», потребовал книгу жалоб, после чего уехал. Считает, что действиями истца были нарушены общеизвестные требования по передвижению на автостоянке, он создавал помехи в работе и аварийную ситуацию.
Суд соглашается с мнением представителей ответчика и свидетелей, поскольку требования к эксплуатации автозаправочных станций, её территории, зданий, сооружений и оборудования, инженерных коммуникаций, порядку приема, хранения, выдачи и учета нефтепродуктов, пожарной безопасности и др. устанавливает Руководящий документ РД 153-39.2-080-01 «Правила технической эксплуатации автозаправочных станций» (далее Правила). Требования РД обязательны для применения на всей территории России для организаций всех форм собственности независимо от ведомственной принадлежности и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по эксплуатации АЗС (пункт 1.3 Правил).
Довод истца о том, что Правилами дорожного движения не запрещено движение на АЗС задним ходом, судом не может быть принят во внимание, поскольку установлено, что истец передвигался на своей автомашине от ТРК * к ТРК * не в одностороннем порядке, как это предусмотрено схемой движения, а путем заезда на ТРК * на запрещающий знак «Въезд запрещен» по направлению к въезжающим автомобилям.
При таком положении автомобиль истца создал возможность аварийной ситуации на АЗС.
В соответствии с п. 15.1 Правил дорожного движения Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 23.10.1993г. участники дорожного движения должны действовать таким образом, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда.
В соответствии с п. 14.4 Правил при заправке транспортных средств на АЗС должны соблюдаться следующие правила:
- оператор контролирует расположение транспортных средств. Расположение транспортных средств в ожидании заправки должно обеспечивать возможность аварийной их эвакуации с территории АЗС;
- заправка транспортного средства осуществляется в порядке общей очереди. Внеочередное обслуживание предусмотрено для специального автотранспорта (скорая помощь, милиция, пожарная охрана, аварийные газового хозяйства), автомобилей под управлением инвалидов войны и труда, героев СССР и России, а также других категорий лиц;
- расстояние между стоящим под заправкой и следующими за ним автомобилями - три метра, а находящимися в очереди должно быть не менее 1 метра;
- при заправке транспортные средства должны располагаться на территории в районе ТРК таким образом, чтобы в случае возникновения аварийных ситуаций имелась возможность прекращения заправки и немедленной эвакуации их в безопасное место;
В силу п.14.5. Правил оператор АЗС во время выдачи нефтепродуктов:
- обеспечивает постоянный контроль за выполнением правил заправки автотранспортных средств;
- требует от водителя заправляемого транспорта выполнения правил заправки транспортных средств и правил поведения при нахождении на территории АЗС;
- обеспечивает соблюдение водителями и пассажирами транспортных средств правил пожарной безопасности.
В соответствии с п. 4.1 Типовой инструкции по охране труда для оператора АЗС, утв. приказом Минтопэнерго РФ №144 от 04.07.1995г. аварийной ситуацией на АЗС следует считать: загорание АЗС; неисправность в электрооборудовании; утечки нефтепродукта из топливораздаточной колонки, резервуара; загазованность (свыше 100 мг/куб. м) в здании АЗС; пролив и перелив при приеме нефтепродуктов.
Исходя из анализа приведенных выше норм следует, что в обязанность оператора АЗС входит контроль за выполнением правил заправки, за расположением транспортных средств в ожидании заправки, исключающих возникновение аварийных ситуаций.
Таким образом, суд приходит к убеждению, что сотрудники АЗС * обоснованно отказали истцу в предоставлении услуги в виде заправки транспортного средства топливом, а потому требования Кабишева А.А. являются незаконными.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Кабишева Александра Анатольевича оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Промышленный районный суд г. Смоленска в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательном виде.
Судья З.И. Александрова