о взыскании недополученной суммы заработной платы



г. Смоленск дело № 2-3570/2010

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 сентября 2010 года

Промышленный районный суд г. Смоленска

В составе:

Председательствующего судьи Туникене М.В.,

при секретаре Лазареве М.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шерманов А.А. к военному комиссариату Смоленской области о взыскании недополученной суммы заработной платы,

УСТАНОВИЛ:

Шерманов А.А. обратился в суд с иском к военному комиссариату Смоленской области о взыскании недополученной суммы заработной платы, указав, что работает в военном комиссариате Смоленской области с 1999 г. в должности начальника 153 финансовой части военных представительств с окладом 7 600 руб. В соответствии с приказами Министра Обороны РФ № 555 от 10.11.2008 г. и № 333 от 05.05.2009 г. с 01.12.2008 г. имеет право на получение надбавки к должностному окладу за сложность, напряжённость и специальный режим работы в размере 12 должностных окладов в год, то есть 7 600 руб. ежемесячно. Приказом ВРИО военного комиссара <адрес> № от 19.04.2010 г. ему установлена указанная надбавка в виде 7 600 руб. ежемесячно с 01.01.2010 г., однако до настоящего времени указанный приказ не исполняется. Таким образом, за период с 01.12.2008 г. по 31.07.2010 г. задолженность ответчика по выплате надбавки за сложность, напряжённость и специальный режим работы составила 126 594, 83 руб. Просит суд взыскать указанную задолженность с учётом денежной компенсации за нарушение работодателем установленного срока выплаты заработной платы в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ (7,75%) от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчёта включительно.

Кроме того, указанными действиями ответчика ему был причинён моральный вред, который он оценивает в размере 5 000 руб.

В судебном заседании истец Шерманов А.А. уточнил исковые требования, поскольку задолженность по выплате оспариваемой надбавки за июль 2010 г. в размере 6 612 руб. ответчик погасил 08.09.2010 г. Просит суд взыскать задолженность по выплате надбавки за сложность, напряжённость и специальный режим работы за период с 01.12.2008 г. по 30.06.2010 г. в сумме 119 982,83 руб. В остальной части заявленные требования поддержал в полном объеме и пояснил, что критерии оценки трудовой деятельности разрабатываются и устанавливаются для выплат стимулирующего характера, которые выплачиваются из экономии фонда заработной платы, однако причитающаяся истцу компенсация является гарантированной выплатой в фонде оплаты труда, поэтому доводы ответчика в этой части несостоятельны. Фактически приказ № 555 является положением о заработной плате.

Представители ответчика военного комиссариата Смоленской области Нефедов В.Н., Овчинникова Н.А. иск не признали, пояснив, что надбавка за сложность, напряжённость и специальный режим работы устанавливается при соблюдении условий в виде согласования выплаты с распорядителем средств федерального бюджета, наличия разработанных критериев для произведения выплаты и приказ командира (начальника). В рассматриваемом случае до 01.07.2010 г. отсутствовали разработанные критерии по должности начальника финансовой части, для производства выплаты Шерманову А.А. Учёт выполнения необходимых критериев также не был организован. Согласование выплат произошло с финансово-экономическим управлением Московского военного округа только в июне 2010 г. Данная надбавка не является гарантированной выплатой, а выплачивается только при соблюдении и учёте установленных критериев её выплаты, то есть с июля 2010 г. -момента разработки и утверждения критериев для производства выплаты. Просят суд в удовлетворении исковых требований Шерманову А.А. отказать.

Заслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В силу ст. 21 ТК РФ, работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.

В соответствии со ст.129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) представляет вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера…), и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Таким образом, в состав заработной платы входят, в том числе, стимулирующие выплаты.

Работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы ( ст.12 ТК РФ). По общему правилу, заработная плата выплачивается за фактически отработанное время в истекшем периоде.

В судебном заседании установлено, что Шерманов А.А., являясь ветераном военной службы, работает в военном комиссариате Смоленской области с 01.04.1999 г. в должности начальника 153 финансовой части военных представительств, что подтверждается, копией удостоверения ветерана военной службы (л.д. 6), копией трудовой книжки (л.д. 22-25), копией трудового договора (л.д. 26).

Приказом Министра Обороны РФ №555 от 10.11.2008 г. утверждены размеры должностных окладов (тарифных ставок) гражданского персонала бюджетных учреждений Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющих деятельность в сфере образования, медицины, культуры, науки, спорта, туристическо-оздоровительной, редакционно-издательской, а также воинских частей и иных организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, а также Положение о системе оплаты труда гражданского персонала бюджетных учреждений Министерства обороны Российской Федерации, и Порядок формирования и использования годового фонда оплаты труда гражданского персонала бюджетных учреждений Министерства обороны Российской Федерации.

Пунктом 3 Положения о системе оплаты труда гражданского персонала бюджетных учреждений Министерства обороны Российской Федерации определено, что руководителям бюджетных учреждений и воинских частей размеры компенсационных и стимулирующих выплат устанавливаются должностными лицами, указанными в пункте 1 настоящего Положения, в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных до получателей бюджетных средств соответствующими распорядителями средств федерального бюджета на выплату заработной платы.

При этом им устанавливаются:

а) выплаты компенсационного характера:

за работу в местностях с особыми климатическими условиями (районные коэффициенты, коэффициенты за работу в высокогорных районах, за работу в пустынных и безводных местностях, процентные надбавки к заработной плате);

надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, их засекречиванием и рассекречиванием, а также за работу с шифрами;

другие виды выплат компенсационного характера, предусмотренные действующим законодательством;

б) выплаты стимулирующего характера:

надбавка за выслугу лет - до 40 процентов должностного оклада в порядке, установленном для гражданского персонала воинских частей;

надбавка за сложность, напряженность и специальный режим работы - до 100 процентов должностного оклада при условии выполнения установленных показателей;

премия по результатам работы учреждения за квартал - в пределах средств, направляемых на эти цели, и предельными размерами не ограничивается;

единовременное денежное вознаграждение за добросовестное исполнение должностных обязанностей по итогам работы за год - до двух должностных окладов.

Пунктом «г» части 5 приложения № 3 вышеуказанного приказа было предусмотрено, что при расчете годового фонда оплаты труда учитываются также выплаты стимулирующего характера (в расчете на год): надбавка за сложность, напряженность и специальный режим работы руководителям бюджетных учреждений и воинских частей, их заместителям и главным бухгалтерам в размере - 12 должностных окладов.

Приказом Министра Обороны Российской Федерации от 05.05.2009 г. N 333 в данный нормативный правовой акт внесены изменения.

В соответствии с п. 4 Положения о системе оплаты труда гражданского персонала бюджетных учреждений Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющих деятельность в сфере образования, медицины, культуры, науки, спорта, туристическо-оздоровительной, редакционно-издательской, а также воинских частей и иных организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Приказом Министра Обороны Российской Федерации от 10.11.2008 г. N 555, надбавка за сложность, напряженность и специальный режим работы до 100% должностного оклада при условии выполнения установленных показателей установлена заместителям руководителей бюджетных учреждений и воинских частей и главным бухгалтерам (в том числе начальникам служб (отделов, отделений, частей) (финансовых) - главным бухгалтерам, начальникам отделов (отделений, частей) (финансовых), начальникам центров (отделов) социального обеспечения военных комиссариатов)…

В Пункте 2 приказа определено, что настоящий Приказ распространяется на правоотношения, возникшие с 1 декабря 2008 г.

Из материалов дела следует, что приказом военного комиссара Смоленской области от 19.04.2010г. № начальнику 153 финансовой части военных представительств Министерства Обороны РФ Шерманову А.А. с 01.01.2010г. в соответствии с приказами Министра Обороны РФ от 10.11.2008г. №555 и от 05.05.2009г. №333 установлена ежемесячная надбавка за сложность, напряженность и специальный режим работы в размере 7600 руб.

Согласно объяснениям представителей ответчика данный приказ не исполнялся, поскольку отсутствовало согласование с распорядителем средств федерального бюджета, а также не были разработаны критерии для произведения выплаты.

Впоследствии, приказом ВРИО военного комиссара Смоленской области от 10.08.2010г. № указанная надбавка Шерманову А.А. установлена и выплачивается с 01.07.2010г.

Анализируя приведенные нормы, суд считает, что критерием для выплаты данной надбавки является занимаемая должность гражданского персонала бюджетных учреждений Министерства обороны РФ, а также исполнение обязанностей, связанных с решением сложных задач, напряженным характером работы и т.п.

Выплата данной надбавки не ставится в зависимость от достигнутого уровня работы, высоких показателей в труде и наличия дисциплинарных взысканий.

Следовательно, истец, занимая должностьначальника 153 финансовой части военных представительств военного комиссариата Смоленской области, имел право на выплату надбавки к должностному окладу за сложность, напряжённость и специальный режим работы с 01.12.2008г. в размере 12 должностных окладов в год, в связи с чем, исковые требования о взыскании 119 982,83 руб. за период с 01.12.2008г. по 30.06.2010 г. подлежат удовлетворению.

Размер задолженности подтверждается расчетом истца (л.д. 7), который у суда сомнений не вызывает и ответчиком не оспаривается.

Доводы представителей ответчиков об отсутствии до 01.07.2010г. согласования с соответствующим распорядителем средств федерального бюджета и разработанных критериев по вышеуказанной выплате, не являются основанием для отказа в удовлетворении исковых требований, поскольку с момента издания приказа № 333 у ответчика возникла обязанность совершить действия по согласованию дополнительных расходов с соответствующим распорядителем средств федерального бюджета и разработке критериев по выплате спорной надбавки, которая в установленные сроки исполнена не была.

В силу ст. 236 ТК РФ при нарушении работодателем установленного срока выплаты заработной платы, причитающейся работнику, работодатель обязан выплатить ее с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ от невыплаченной в срок суммы за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно.

Поскольку в судебном заседании бесспорно установлено, что работодателем нарушены сроки выплаты работнику заработной платы, на сумму образовавшейся задолженности, начиная с 02.12.2008 г., подлежат начислению проценты в размере 1/300 действующей на день вынесения решения суда ставки рефинансирования 7,75% (Указание ЦБ РФ от 31.05.2010 г. № 2450-У).

Разрешая требование о компенсации морального вреда, суд исходит из следующего.

Ст. 237 ТК РФ предусматривает взыскание в пользу работника денежной компенсации морального вреда в случае неправомерных действий или бездействия работодателя. По данному делу неправомерные действия выражаются в невыплате причитающейся надбавки к должностному окладу за сложность, напряжённость и специальный режим работы в размере 12 должностных окладов в год, а потому суд взыскивает с ответчика компенсацию морального вреда, которую оценивает в 3 000 руб.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198, 199, ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Шерманов А.А. удовлетворить частично.

Взыскать с военного комиссариата Смоленской области в пользу Шерманов А.А. сумму невыплаченной заработной платы за период с 01.12.2008 г. по 30.06.2010 г. в размере 119 982 (сто девятнадцать тысяч девятьсот восемьдесят два) руб. 83 коп. с начислением на указанную сумму процентов (денежной компенсации) в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка РФ (7,75%) за каждый день просрочки, начиная с 02.12.2008 г., до дня фактической выплаты задолженности.

Взыскать с военного комиссариата Смоленской области в пользу Шерманов А.А. компенсацию морального вреда в сумме 3 000 руб.

В остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд в течение 10 дней с подачей жалобы через Промышленный районный суд г. Смоленска со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья М.В. Туникене

-32300: transport error - HTTP status code was not 200