Дело № 2-1059/2010
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
01 июля 2010 года г. Смоленск
Промышленный районный суд гор. Смоленска
В составе:
Председательствующего (судьи) М.В. МОИСЕЕВОЙ,
При секретаре В.В. ШУРЫГИНОЙ,
Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску МОНЧЕНКО Риты Михайловны к администрации г. Смоленска, Управлению архитектуры и градостроительства Администрации г. Смоленска о предоставлении в собственность земельного участка,
У С Т А Н О В И Л :
Монченко Р.М. обратилась в суд с иском к администрации г. Смоленска о предоставлении в собственность земельного участка, указав в обоснование заявленных требований следующее.
Являясь ветераном труда, она в соответствии с Законом Смоленской области № 23-з от 10.06.2003 года «О предоставлении земельных участков в собственность граждан» имеет право на предоставление в собственность бесплатно земельного участка, в связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ обратилась в администрацию г. Смоленска с заявлением о предоставлении в собственность бесплатно, для ведения индивидуального садоводства, земельного участка № в районе <адрес>, примерной площадью № кв. метров. ДД.ММ.ГГГГ ответчиком ей предложено изготовить схему расположения земельного участка на кадастровом плане и осуществить постановку испрашиваемого земельного участка на государственный кадастровый учет, после чего повторно обратиться с заявлением о предоставлении земельного участка. Она произвела все необходимые действия, и, получив ДД.ММ.ГГГГ кадастровый паспорт земельного участка, повторно ДД.ММ.ГГГГ обратилась к ответчику о предоставлении земельного участка. Однако, ДД.ММ.ГГГГ ей отказано в предоставлении спорного земельного участка по тем основаниям, что в Генеральный план города будут внесены изменения в территориальное зонирование Правил, согласно которым спорный земельный участок будет находится в рекреационной зоне, что исключает его использование под огородничество и садоводство. Считает данный отказ незаконным, поскольку на момент её обращения значение испрашиваемого земельного участка не изменено - спорный земельный участок расположен в зоне Ж-4, предназначенной для индивидуального садоводства.
Просит обязать ответчика предоставить ей бесплатно в собственность земельный участок, площадью № кв.м., расположенный по адресу: <адрес> <адрес>, с кадастровым номером <данные изъяты> для ведения индивидуального садоводства.
Истица в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом. Ранее, участвуя в судебном заседании, указала, что постоянно проживает в <адрес>. Используя своё законное право, которое ранее не использовала,
решила приобрести земельный участок в <адрес> для строительства дома, поскольку возможно, в будущем сама вместе с младшим сыном переедет туда на постоянное место жительства. Настаивает на предоставлении именно спорного земельного участка, поскольку нравится район, в котором он расположен (л.д.86).
Представитель истицы ФИО3 в судебном заседании поддержала заявленные требования по указанным в иске основаниям, дополнительно пояснив, что имеются все правовые основания для предоставления истице спорного земельного участка. Указала, что каких-либо предусмотренных ст.28 ЗК РФ оснований, при которых не допускается приватизация земельных участков, в рассматриваемом случае не установлено. На день подачи истицей заявления о предоставлении участка и его рассмотрения ответчиком действовал Генеральный план г.Смоленска, утвержденный Решением Смоленского городского Совета № от ДД.ММ.ГГГГ, на основании которого в принятых Правилах землепользования и застройки г.Смоленска испрашиваемый земельный участок расположен в зоне Ж4. Данный земельный участок образован в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 67:27:0031513:1 с разрешенным использованием «под зоной отдыха лесопитомником «Киселевка» и сохранил свое целевое назначение - «земли населенных пунктов» и разрешенное использование - «под зоной отдыха - лесопитомником «Киселевка». Довод ответчика о том, что спорный участок в случае внесения изменений в Генеральный план города, будет находиться на территории с функциональным назначением - рекреационная, не основан на законе. Согласно ст.23 ГрК РФ генеральный план не может содержать сведений о территориальных зонах и градостроительных регламентах, которые в силу ст.85 ЗК РФ определяют основу правового режима земельных участков. Указанные сведения определены в Правилах землепользования и застройки, по которым испрашиваемый земельный участок расположен в зоне Ж-4 (сады и огороды), а все изменения в Генеральный план города внесены решением Смоленского Горсовета от ДД.ММ.ГГГГ уже после истечения предусмотренного законом срока для принятия решения по заявлению Монченко Р.М.
Просит удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
Ответчик Администрация г. Смоленска явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил. Ранее в судебном заседании представитель ФИО4 исковые требования не признала и пояснила, что на первоначальном этапе при рассмотрении заявления истицы ответчик не смог сразу определить его точное место расположения, поскольку это возможно только после его формирования. При предоставлении истицей проекта границ земельного участка и постановке его на кадастровый учет было определено, что он расположен в зоне отдыха горожан - лесопитомнике «Киселевка», которая является рекреационной. Первоначально границы лесопитомника, находящегося в муниципальной собственности, сформированы в июне 2006 года с постановкой на кадастровый учет и с разрешенным использованием - «под зоной отдыха - лесопитомником «Киселевка». До настоящего времени вид разрешенного использования этого участка в установленном законом порядке не изменен. Полагает, что при разработке специализированной организацией в 2007 году Правил землепользования и застройки г. Смоленска и графических приложений к ним была допущена ошибка, в результате которой в графических планах часть рекреационной зоны - лесопитомника «Киселевка» отнесена к зоне Ж-4. Ещё в 2008 году ответчиком были установлены множество несоответствий между разработанными Правилами и Генеральным планом города, в связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ администрацией г.Смоленска с ПК «Гео» заключен контракт по разработке проекта по внесению изменений в Правила землепользования и застройки г.Смоленска, и разработано задание на разработку данного проекта, цель которого - привести Правила в соответствии с внесенными изменениями в Генеральный план г.Смоленска. До настоящего времени данный проект до конца не разработан.
Представитель привлеченного судом соответчика Управления архитектуры и градостроительства Администрации г. Смоленска ФИО5, в судебном заседании пояснила, что основному земельному участку - лесопитомнику «Киселевка», являющемуся муниципальной собственностью, установлен разрешенный вид использования - зона отдыха. Такой же вид разрешенного использования приобрели и образованные в результате его раздела земельные участки, включая испрашиваемый. Постановлением Главы города Смоленска № 451 от 20.08.2007 года создана Комиссия по землепользованию и застройке, которая рассматривает заявки на изменение видов использования недвижимости, к которой относится спорный земельный участок, однако, решения по изменению вида использования на данный участок не принималось. Следовательно, в настоящее время испрашиваемый истцом вид использования земельного участка (ведение садоводства), не соответствует разрешенному использованию - зона отдыха, а потому иск удовлетворению не подлежит.
Представитель третьего лица Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области ФИО6 возражала против удовлетворения исковых требований истицы, пояснив, что ДД.ММ.ГГГГ в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним внесена запись о праве муниципальной собственности на земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, с разрешенным использованием - «под зоной отдыха - лесопитомником «Киселевка». В соответствии с п. 3 ст. 11.2 Федерального закона № 141-ФЗ от 22.07.2008 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования земельных отношений» целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки. Таким образом, разрешенным использованием вновь образованных земельных участков, в том числе и испрашиваемого, считается: « зона отдыха - лесопитомник «Киселевка», в связи с чем, он не может быть предоставлен истице для огородничества и садоводства.
В соответствии с ч.3,5 ст.167 ГПК РФ суд определил возможным рассмотреть дело в отсутствие истицы и представителя администрации г.Смоленска. .
Заслушав пояснения представителей истицы, соответчика, третьего лица, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу ч.1,2 ст.28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду. Предоставление земельных участков в собственность граждан может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п.4 ст.1 и ст.2 Закона Смоленской области № 23-з от 10.06.2003 года «О предоставлении земельных участков в собственность граждан бесплатно», предоставление земельных участков, находящихся в государственной собственности Смоленской области, муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в собственность граждан, проживающих на территории Смоленской области, бесплатно осуществляется однократно в случаях предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства, в том числе, ветеранам труда.
Судом установлено, что Монченко Р.М., являясь ветераном труда, ДД.ММ.ГГГГ обратилась в администрацию г. Смоленска с заявлением о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка в районе <адрес> для ведения индивидуального садоводства, участка №.
ДД.ММ.ГГГГ ответчиком администрацией г. Смоленска Монченко Р.М. предложено изготовить схему расположения земельного участка на кадастровом плане и осуществить постановку испрашиваемого земельного участка на государственный кадастровый учет.
ДД.ММ.ГГГГ Монченко Р.М. получила кадастровый паспорт земельного участка.
Согласно паспорту земельный участок площадью <данные изъяты>., расположенного по адресу: <адрес>, имеет кадастровый номер №
ДД.ММ.ГГГГ истице отказано в предоставлении спорного земельного участка по тем основаниям, что согласно проекту по внесению изменений в Генеральный план города будут внесены изменения в территориальное зонирование Правил, в связи с чем, функциональное назначение испрашиваемого земельного участка - зона отдыха
( рекреационная зона), и предоставление земельного участка для ведения садоводства невозможно.
Указанные обстоятельства подтверждаются пояснениями сторон, а также письменными материалами дела: копией удостоверения ветерана труда (л.д.4), копией уведомления администрации г. Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.5), копией кадастрового паспорта земельного участка (л.д.6), копией решения Управления Роснедвижимости по Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.7), копией письма администрации г. Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.9), копиями заявлений Монченко Р.М. (л.д.10-11).
В обоснование своих требований истица и её представитель ссылаются на наличие правовых оснований для предоставления испрашиваемого земельного участка, к которым относят право истицы на получение земельного участка бесплатно в собственность и принадлежность земельного участка к зоне Ж-4, разрешенный вид использования которой ( огородничество и садоводство) соответствует целевому назначению испрашиваемого земельного участка.
Разрешая вопрос об обоснованности требований, суд исходит из следующего.
Судом установлено, что постановлением Главы города Смоленска № 1761 от 27.06.2006 года (с последующими внесенными изменениями постановлениями № 3206 от 12.10.2006 года и № 3440 от 01.11.2006 года) были утверждены границы земельного участка под зоной отдыха - лесопитомником «Киселевка», площадью <данные изъяты> кв.м (л.д.43-45).
Указанный сформированный земельный участок ДД.ММ.ГГГГ был поставлен на кадастровый учет с присвоением ему номера №, с разрешенным использованием - «под зоной отдыха - лесопитомником «Киселевка», зарегистрирован в муниципальную собственность на основании свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно сведениям из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности г. Смоленска, представленной УАиГ г. Смоленска (л.д. 164), лесопитомник «Киселевка» входит в состав рекреационной зоны, к которой согласно п.1 ст. 98 ЗК РФ, относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан.
Из основного земельного участка лесопитомника с кадастровым номером № был выделен земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м, который ДД.ММ.ГГГГ поставлен на кадастровый учет под номером № с прежним видом разрешенного использования - «под зоной отдыха - лесопитомником «Киселевка», на выделенный земельный участок ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано право муниципальной собственности (л.д. 46,82).
Именно земельный участок с кадастровым номером № впоследствии был разделен, из него образованы 15 земельных участков, в том числе и испрашиваемый земельный участок, площадью <данные изъяты> кв. метра, с кадастровым номером № (л.д. 52 ).
В соответствии со ст. 11.2 ЗК РФ целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признается целевое назначение и разрешенное использование тех земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами
Таким образом, вид разрешенного использования на все выделенные земельные участки, в том числе, и испрашиваемый, остался производным от основного участка: под зоной отдыха - лесопитомником «Киселевка».
Из представленных графических сведений из Генерального плана г. Смоленска, утверждённого решением 32-ой сессии Смоленского городского Совета 1 созыва № 260 от 22.09.1998 года «Об утверждении генерального плана города Смоленска», с внесёнными решением 83-й сессии Смоленского городского Совета 3 созыва № 1347 от 22.12.2009 года изменениями, усматривается, что разделенный земельный участок площадью 45 822 кв.м, в состав которого входит испрашиваемый земельный участок, по-прежнему является рекреационной зоной (л.д.134).
Следовательно, разрешенное использование выделенного земельного участка остается прежним, и он попадает в зону рекреационного назначения, являясь территорией общего пользования для отдыха граждан.
Согласно ст. 94 ЗК РФ земли рекреационного назначения относятся к землям особо охраняемых территорий, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ или решениями органов местного самоуправления полностью либо частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.
В силу ч. 5 ст. 98 ЗК РФ на землях рекреационного назначения запрещается деятельность, не соответствующая их целевому назначению.
Земли рекреационного назначения могут находиться как в государственной, так и частной собственности, без ограничений участия в обороте. В то же время, на этих землях запрещается всякая деятельность, препятствующая их целевому назначению, и изменение цели использования указанных земельных участков может служить основанием отказа в предоставлении земельного участка.
Истицей Монченко Р.М предъявлены требования о предоставлении земельного участка для ведения садоводства и огородничества, т.е. с иным разрешенным использованием, нежели существующее, в связи с чем, данные требования не подлежат удовлетворению.
При этом, доводы представителя истицы о том, что нахождение спорного земельного участка в соответствии с действующими Правилами землепользования и застройки города Смоленска, утвержденными решением Смоленского городского Совета N 490 от 28.02.2007 года, в зоне Ж-4 (в зоне коллективных садов), на день обращения истицы к ответчику с требованием о предоставлении участка не препятствует передаче его истице для индивидуального садоводства, суд считает необоснованными в силу следующего.
Как видно, из раздела 4 Порядка установления временных градостроительных регламентов территориальных зон при формировании земельных участков на территории г. Смоленска, утвержденного решением Смоленского городского Совета № 511 от 27.12.2002 г. в составе рекреационных зон определены: парки, скверы, леса, лесопарки, пруды, озера и т.д.
Из содержания Главы VIII (Зеленые насаждения) Пояснительной записки к Генеральному плану г. Смоленска (л.д. 140) следует, что помимо перечисленных в таблице зеленых устройств городу принадлежат: лесопарк «Красный бор» - 568,7га, массив «Вязовенька» - 361,8 га, участок «Скворцова дача» и другие на площади 77,3 га. Кроме того, на территории города имеются городские неорганизованные насаждения на площади 886,4 га.
Согласно Генеральному плану города Смоленска, утвержденному решением 32-ой сессии Смоленского городского Совета 1 созыва № 260 от 22.09.1998 года «Об утверждении генерального плана города Смоленска» с внесёнными изменениями решением 83-й сессии Смоленского городского Совета 3 созыва № 1347 от 22.12.2009 года, спорный земельный участок входит в состав рекреационной зоны.
В соответствии со ст.ст. 18, 23 ГрК РФ Генеральный план города является документом территориального планирования, который определяет основные направления градостроительной деятельности на его территории и является основным юридическим документом, определяющим в интересах населения условия проживания, направления и границы территориального развития, функциональное зонирование, застройку и благоустройство территории, сохранение историко-культурного и природного наследия.
При этом, на основе решений генерального плана администрацией города формируется база правовой и проектной документации, обеспечивающей разработку и осуществление градостроительных программ во всех сферах городского хозяйства и строительства, а также градостроительный кадастр (проект градостроительного зонирования территории города с определением регламентов ее использования) и система правовых актов: правила застройки, правила землепользования.
В соответствии со ст. 30, ст. 31 ГрК РФ Правила землепользования и застройки должны соответствовать документам территориального планирования, в том числе, схемам территориального планирования субъектов Российской Федерации, схемам территориального планирования муниципального района, генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа ( согласно ч. 9 данной статьи).
Кроме того, как это следует из п. 1 ч. 2 ст. 33 ГрК РФ, несоответствие правил землепользования и застройки схеме территориального планирования муниципального района, генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа является основанием для внесения соответствующих изменений в правила землепользования и застройки.
Решением Смоленского городского Совета № 490 от 28.02.2007 года были утверждены Правила землепользования и застройки города Смоленска.
В силу п. 1 ч.2 и ч.4 ст. 2 ЗК РФ решение 32-ой сессии Смоленского городского Совета 1 созыва № 260 от 22.06.1998 «Об утверждении генерального плана города Смоленска», как нормативный акт имеет приоритетное значение над решением Смоленского городского Совета № 490 от 28.02.2007 года об утверждении Правил.
В силу п.11 ст.35 ГрК РФ городские парки отнесены к рекреационной зоне (отдыха), зоны для садоводства - к жилой зоне ( п.3 ст. 35 Грк РФ).
Согласно п.1 и п.2 ст. 37 ГрК РФ применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются следующие виды разрешенного использования земельных участков : 1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
В соответствии с п. 6 Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 39 настоящего Кодекса.
В силу п.2 ст. 39 ГрК РФ вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит обсуждению на публичных слушаниях.
Таким образом, законом не допускается совокупность нескольких видов разрешенного использования, а определена лишь возможность перехода или изменения вида разрешенного использования через публичные слушания, которые по данному вопросу не проводились, а проводились только по принятию Правил в целом в порядке ст. 31 ГрК РФ.
Кроме того, в соответствии со ст. 10 ФЗ N 221 от 24.07.2007 года «О государственном кадастре недвижимости», в государственный кадастр недвижимости вносятся следующие сведения о территориальных зонах, зонах с особыми условиями использования территорий:
1) индивидуальные обозначения (вид, тип, номер, индекс и тому подобное) таких зон;
2) описание местоположения границ таких зон;
3) наименования органов государственной власти или органов местного самоуправления, принявших решения об установлении таких зон;
4) реквизиты решений органов государственной власти или органов местного самоуправления об установлении или изменении таких зон и источники официального опубликования этих решений;
5) содержание ограничений использования объектов недвижимости в пределах таких зон, если такими зонами являются зоны с особыми условиями использования территорий.
В силу п.6 ст. 15 названного Закона, орган государственной власти или орган местного самоуправления в срок не более чем десять рабочих дней со дня вступления в силу правового акта, который принят таким органом в пределах его компетенции, и которым устанавливается или изменяется граница между субъектами Российской Федерации, граница муниципального образования, граница населенного пункта, либо устанавливается или изменяется территориальная зона или зона с особыми условиями использования территорий, либо отменяется установление такой зоны, представляет в орган кадастрового учета документ, содержащий необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости в соответствии со статьей 9 или 10 настоящего Федерального закона сведения.
Судом установлено, и это не оспаривается сторонами, что постановлением органа местного самоуправления изъятие рекреационной зоны не производилось, новых сведений о границах такой зоны в орган кадастрового учета не направлялось, прежнее постановление Администрации г.Смоленска № 3440 от 02.11.2006 об отнесении спорного земельного участка к зоне отдыха - лесопитомник «Киселевка» не отменялось.
Таким образом, суд приходит к выводу, что спорный земельный участок согласно документам территориального планирования ( Генерального плана города Смоленска), расположенный в лесопитомнике «Киселевка», находится в рекреационной зоне, и его разрешенное использование в установленном законом порядке до настоящего времени не менялось, а отнесение данного участка общего пользования градостроительным регламентом к зоне Ж-4, на основании действующего законодательства не имеет в силу положений ч.2 п.1; ч.4 ст. 2 ЗК РФ правовых последствий для разрешаемого судом по настоящему спору вопроса.
Кроме того, одним из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности является осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды, а одна из целей разработки правил землепользования и застройки - создание условий для сохранения окружающей среды.
Согласно ст. 61 ФЗ № 7 от 10.01.2002 года «Об охране окружающей среды», под зелеными зонами понимаются территории в границах поселений, покрытые древесно-кустарниковой и травянистой растительностью, в совокупности образующие зеленый фонд городских и сельских поселений.
Из представленных документов и пояснений сторон следует, что спорный земельный участок расположен в зеленой зоне, где произрастают деревья и кустарники, наличие которых свидетельствует об обоснованности отнесения его к рекреационной зоне.
Следовательно, в случае предоставления этого участка для индивидуального садоводства, данная зеленая зона сохранена не будет, что отразится на окружающей среде, в том числе, и правах граждан, предусмотренных ст. 42 Конституции РФ, на наличие благоприятной окружающей среды, которые обеспечиваются неукоснительным выполнением требований природоохранного, земельного и иного законодательства.
Поскольку истица требований о предоставлении ей бесплатно в собственность иного свободного земельного участка не заявляла, а оснований для предоставления ей спорного земельного участка не имеется, суд ей в удовлетворении иска отказывает.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования МОНЧЕНКО Риты Михайловны к Администрации города Смоленска и Управлению архитектуры и градостроительства Администрации г. Смоленска о предоставлении в собственность земельного участка, площадью <данные изъяты> кв.метра, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, для ведения индивидуального садоводства оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Промышленный районный суд г. Смоленска в течение 10 дней со дня изготовления судом решения в окончательной форме.
Судья М.В. МОИСЕЕВА