об установлении размера компенсаций и взыскании задолженности



Дело №2-3433/2010 г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

город Смоленск 4 октября 2010 года

Промышленный районный суд г. Смоленска в составе председательствующего судьи Яворской Т.Е., при секретаре Усачевой Н.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Панасова В.А. к Департаменту Смоленской области по социальному развитию об установлении размера компенсаций и взыскании задолженности,

У С Т А Н О В И Л:

Панасов В.А., уточнив требования, обратился в суд с иском к Департаменту Смоленской области по социальному развитию (далее - Департамент) об установлении размера компенсации, подлежащей к выплате, и взыскании образовавшейся задолженности, указав, что принимал участие в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС,где получил радиоактивное облучение, в результате чего является инвалидом. Решением Промышленного районного суда г. Смоленска от 14.01.2004г. были удовлетворены его требования об индексации ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью, на отдел социальной защиты населения администрации Промышленного района г. Смоленска возложена обязанность произвести перерасчет указанных компенсаций, установив их размеры по ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров в сумме 603,68 руб. и ежегодной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью в сумме 804,90 руб., с дальнейшей индексацией. Однако, индексация в установленном порядке ответчиком не производилась. Просит суд обязать ответчика установить к выплате: ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров с 01.10.2010г. в размере 1 300,17 руб.; ежегодную денежную компенсацию в возмещение вреда здоровью с 2010г. в размере 1 733,52 руб. с последующей ежегодной индексацией указанных компенсаций в соответствии с действующим законодательством; взыскать с ответчика задолженность по ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров за период с 01.01.2004 по 30.09.2010 в сумме 23 866,83 руб., ежегодной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью за 2004-2009 г.г. в сумме 2354,73 руб., за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на реализацию Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», судебные расходы.

Представитель истца - Новиков И.Е., в судебном заседании уточненный иск поддержал, просит его удовлетворить в полном объеме. Дополнительно указал, что индексация в установленном порядке Департаментом не проводилась, а в период с 01.07.2006 г. по 30.11.2008 г. выплаты производились в меньшем размере, чем было установлено решением суда, перерасчет не производился.

Представитель Департамента Смоленской области по социальному развитию- Корнеенков А.П., в судебном заседании возражал против заявленных требований, поддержал ранее представленные письменные возражения, согласно которым, срок исковой давности истцом пропущен, они являются ненадлежащими ответчиками, поскольку бюджетными средствами самостоятельно не распоряжаются. Кроме того, индексация выплат денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной денежной компенсации за вред здоровью индексируется исходя из установленных базовых сумм, установленных Постановлением Правительства. Индексацию выплат Панасову они производят, что следует из их справки, а за период с 01.07.2006 г. по 30.11.2008 г. выплаты производились в соответствии с базовыми суммами, ниже чем было установлено решением суда, в дальнейшем перерасчет за указанный период не производился. Просит в иске отказать.

Выслушав представителей сторон, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Судом установлено, что Панасов В.А. участвовал в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, является инвалидом, и как участник ликвидации последствий аварии на ЧАЭС получает: ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда; ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров; ежегодную компенсацию за вред здоровью. Право Панасова на данные выплаты стороны не оспаривают.

Решением Промышленного районного суда г. Смоленска от 14.01.2004 г. суд обязал Отдел социальной защиты населения администрации Промышленного района г. Смоленска произвести перерасчет указанных выплат, а Управление Федерального казначейства МФ РФ по Смоленской области выплатить задолженность. С 01.01.2003г. к выплате Панасову было установлено: 603 руб. 68 коп. - ежемесячная компенсация на приобретение продовольственных товаров; 804 руб. 90 коп. - ежегодная компенсация за вред здоровью. Решение суда вступило в законную силу.

Определением Промышленного районного суда г. Смоленска от 08.10.2008г. был изменен способ и порядок исполнения вышеуказанного решения суда и плательщиком по спорным правоотношениям определен Департамент Смоленской области по социальному развитию (л.д. 4-5).

Панасов в своем исковом заявлении и его представитель в судебном заседании утверждают, что с 2004 года индексация указанных выплат ответчиком производилась не в полном объеме, в результате чего образовалась задолженность, которую и просят взыскать с ответчика.

Однако, исковые требования Панасова о взыскании задолженности с учетом инфляции по ежегодной компенсации за вред здоровью и по ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, начиная с 2004 года, суд считает необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Из статей 1, 2 и 7 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 42 и 53 вытекает, что признание и обеспечение права на возмещение вреда здоровью, являющемуся для каждого неотчуждаемым благом, - конституционная обязанность Российской Федерации как социального правового государства.

В Постановлении от 1 декабря 1997 года "По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 1 Федерального Закона от 24 ноября 1995 года "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" Конституционным Судом Российской Федерации выражена правовая позиция, согласно которой сам факт причинения вреда здоровью граждан, которые оказались в зоне влияния радиационного излучения и других неблагоприятных факторов, возникших вследствие чернобыльской катастрофы, обусловливает возникновение конституционно - правовых отношений по поводу возмещения вреда между государством, с деятельностью которого в сфере ядерной энергетики было связано причинение вреда, и гражданами.

Из изложенного следует, что как установление, так и пересмотр иных видов денежных компенсаций, помимо ежемесячной денежных сумм в возмещение вреда, причиненного здоровью, входящих в объем возмещения вреда гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, но представляющих собой по существу социальные выплаты, является правом федерального законодателя, которое он реализует с учетом реальной возможности государства за счет средств бюджета выплачивать указанные компенсации.

Выплаты ежемесячных денежных компенсаций на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью предусмотрены пунктом 22 статьи 14 и частью 1 статьи 39 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в ред. Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 179-ФЗ). Ежемесячные выплаты возмещения вреда здоровью предусмотрены пунктом 15 статьи 14 названного Закона.

Частью 3 статьи 5 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в ред. Федерального закона от 26 апреля 2004 г. N 31-ФЗ) предусмотрено, что размеры выплат гражданам, установленные настоящим Законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Следует, кроме того, учитывать, что положения статьи 3 базового Закона предусматривали право граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, на получение денежных и иных материальных компенсаций и льгот, но та же норма в редакции Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусматривает право указанных граждан на возмещение вреда и меры социальной поддержки.

Новый порядок установления ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью был определен Федеральным законом от 7 августа 2000 г. N 122-ФЗ "О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации", в соответствии с которым в законодательство Российской Федерации, в том числе в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", были внесены изменения, предусматривающие исчисление указанных выплат в твердых размерах, исходя из базовой суммы 100 рублей. При этом статьей 3 Федерального закона от 7 августа 2000 г. N 122-ФЗ и статьей 4 Федерального закона от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ установлено, что в 2000 году выплата стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат производится в размерах, действующих на 30 июня 2000 г. (т.е. исчисленных исходя из 83 руб. 49 коп), а с 1 января 2001 г. - исходя из базовой суммы 100 рублей. Одновременно пунктом 3 статьи 4 Федерального закона от 7 августа 2000 г. N 122-ФЗ в статьи 14 и 39 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" внесены изменения, которыми гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 13 названного Закона гарантируется ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров в размере 300 руб. и ежегодная компенсация за вред здоровью инвалидам 1 и 2 группы в размере 500 руб.

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002 г. N 11-П "По делу о проверке конституционности ряда положений Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 года "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции от 24 ноября 1995 года и от 12 февраля 2001 года), Федеральных законов от 12 февраля 2001 года "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", от 19 июня 2000 года "О минимальном размере оплаты труда" и от 7 августа 2000 года "О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации" в связи с запросами Верховного Суда Российской Федерации и Октябрьского районного суда города Краснодара, жалобам граждан и общественных организаций чернобыльцев" (пункт 2 резолютивной части) указанные нормы признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации в части перехода на новый способ исчисления размеров иных видов денежных компенсаций, входящих в объем возмещения вреда, причиненного здоровью, в том числе и в части исчисления ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью в твердых размерах, исходя из базовой суммы.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 мая 2005 г. N 326 утверждены Правила индексации размеров некоторых ежемесячных денежных компенсаций и иных выплат за период с 19 июня 2002 г. по 31 мая 2004 г. гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, членам их семей и возврата в 2005 - 2006 годах недополученных сумм. Постановлениями Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 г. N 847, от 7.05.2005 г. N 292, от 25.04.2006 г. N 246, от 21.03.2007 г. N 171, от 17.03.2008 г. № 181, от 07.07.2009 г. № 545, от 16.12.2009 г. № 1024 утверждены Правила индексации в 2004-2010 годах размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Этими постановлениями Правительства Российской Федерации в соответствии с вышеуказанным Законом установлены коэффициенты индексации, и, исходя из них, размеры денежных компенсаций, подлежащих выплате за соответствующий период.

При этом, то обстоятельство, что ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров и ежегодная компенсация за вред здоровью, наравне с ежемесячными суммами возмещения вреда здоровью, входят в объем возмещения вреда, причиненного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и подлежащего индексации, не означает, однако, что порядок индексации ежемесячных сумм возмещения вреда здоровью и ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, а также ежегодной компенсации за вред здоровью не может быть различен. Так, ежемесячные суммы возмещения вреда здоровью индексируются в соответствии с увеличением МРОТ, а впоследствии с увеличением роста величины прожиточного минимума, либо исходя из роста индексов инфляции, а ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров и ежегодная компенсация за вред здоровью, на основании вышеизложенного, индексируются путем повышения фиксированного размера, исходя из базовой суммы, а именно: в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 г. № 847 ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров устанавливается с 01.06.2004 г. в размере 330 руб. (установленная Законом 300 руб.), ежегодная компенсация за вред здоровью в размере 550 руб. (установленная Законом 500 руб.) - коэффициент 1,1; в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 07.05.2005 г. № 292 ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров устанавливается с 01.01.2005 г. в размере 366 руб. 30 коп., ежегодная компенсация за вред здоровью в размере 610 руб. 50 коп. - коэффициент 1.11; в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25.04.2006 г. № 246 ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров устанавливается с 01.01.2006 г. в размере 399 руб. 27 коп., ежегодная компенсация за вред здоровью в размере 665 руб. 45 коп. - коэффициент 1.09; в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21.03.2007 г. № 171 ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров устанавливается с 01.01.2007 г. в размере 431 руб. 21 коп., ежегодная компенсация за вред здоровью в размере 718 руб. 69 коп. - коэффициент 1.08; в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21.12.2007 г. N 914(в редакции Постановления Правительства от 17.03.2008 г. № 181 ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров устанавливается с 1 января по 31.12.2008 г. в размере 467 руб. 86 коп., ежегодная компенсация за вред здоровью в размере 623 руб. 82 коп. - коэффициент 1,105; в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21.12.2007 г. N 914 (в редакции Постановления Правительства от 07.07.2009 г. № 545) ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров устанавливается с 1 января по 31.12.2009 г. в размере 538 руб. 43 коп., ежегодная компенсация за вред здоровью в размере 717 руб. 91 коп. - коэффициент 1,13; в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.12.2009 г. N 1024 ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров устанавливается с 01.01.2010 г. в размере 592 руб. 27 коп., ежегодная компенсация за вред здоровью в размере 789 руб. 70 коп. - коэффициент 1,1.

Как усматривается из представленной справки Департамента, которую не оспаривал истец и его представитель, выплаты Панасову В.А. осуществлялись в размере не ниже базовых сумм, установленных Постановлениями Правительства РФ, а также с применением действующих индексов инфляции.

В пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 декабря 2000 года N 35, в редакции от 5 апреля 2005 года N 7 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" разъяснено, что денежные компенсации гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, отличаются от социальных выплат на основе обязательного социального страхования, в связи с чем суд вправе проиндексировать суммы возмещения вреда здоровью за период с 01.07.2000 г. с учетом величины минимального размера оплаты труда, указанной в ст. 1 Федерального закона от 19.06.2000 N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда", а не из базовой суммы, установленной ст. 4 этого Федерального закона. Данное разъяснение основано на правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 19.06.2002 N 11-П и касается индексации размера ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью, предусмотренной п. 15 ст. 14 базового Закона, а индексация ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью исходя из базовой суммы этим же Постановлением Конституционного Суда РФ, как указывалось выше, не была признана неконституционной.

Учитывая вышеизложенное, суд считает, что законных оснований для удовлетворения требований Панасова в части индексации ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной денежной компенсации за вред здоровью, и в связи с этим взыскания задолженности, начиная с 2004 года по настоящее время, не имеется.

Вместе с тем, суд считает, что за период с 01.07.2006 г. по 30.11.2008 г. Панасову не в полном объеме выплачивались ежемесячная компенсация на приобретение продовольственных товаров и ежегодная компенсация за вред здоровью, в меньших размерах, чем было установлено решением Промышленного районного суда г.Смоленска 14.01.2004 г., и в размере, который он ранее получал, что суд считает недопустимым.

Так, согласно представленной Департаментом справки от 29.09.2010 г. Панасову выплачивались: ежемесячная компенсация на приобретение продовольственных товаров за период с 01.07.2006г. по 31.12.2006г. - 399,27 руб., с 01.01.2007 г. по 31.12.2007 г. - 431,21 руб., с 01.01.2008 г. по 30.11.2008 г. - 476,49 руб., тогда как решением суда к выплате была установлена сумма 603,68 руб., а по инициативе Департамента была проиндексирована и на 01.07.2006 г. составляла 720,49 руб. Истцу также выплачивалась ежегодная компенсация за вред здоровью за 2006 г. - 665,45 руб., за 2007 г. - 718,69 руб., за 2008 г. - 794,15 руб., за 2009г. - 1215,99 руб., которая решением суда на 2004 год была установлена в размере 804,90 руб., а Департаментом самостоятельно была проиндексирована и выплачивалась истцу на 2006 года в размере 885,39 руб.

Представитель ответчика в судебном заседании не отрицал, что в указанный период данные выплаты производились в меньшем размере, чем ранее выплачивались истцу и были установлены Решением суда, в дальнейшем перерасчет не производился.

Таким образом, за период с 01.07.2006 г. по 30.11.2008 г., согласно произведенного представителем истца расчета, образовалась задолженность по ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров в сумме 10 624, 80 руб., по ежегодной компенсации в возмещение вреда здоровью за 2006-2010 г.г. в размере 1 066,27 руб. Произведенные расчеты и размер задолженности за указанный период, представитель ответчика не оспаривал.

Учитывая вышеизложенное, суд считает необходимым в этой части требования истца удовлетворить и взыскать образовавшуюся задолженность.

То обстоятельство, что суммы компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью по настоящему решению оказываются выше, чем, будучи проиндексированными по действующему законодательству исходя из базовых сумм, не может являться основанием для отказа в иске в данной части. Поскольку они были установлены решением суда, которое вступило в законную силу, а также в дальнейшем индексировались Департаментом самостоятельно.

Доводы ответчика в письменных возражениях о пропуске Панасовым срока исковой давности по заявленным требованиям, суд считает необоснованными.

Панасов с 2004 года в установленном порядке получает данные выплаты в возмещение вреда, и поскольку они выплачивались не в полном объеме по вине ответчика, они подлежат перерасчету за прошлое время без ограничения каким-либо сроком. Данное положение нашло подтверждение и в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 01.12.2005 г. № 461-О.

При таких обстоятельствах, срок исковой давности по заявленным Панасовым требованиям не считается пропущенным.

Ссылки ответчика на то, что они являются ненадлежащими ответчиками по делу, являются неубедительными и необоснованными.

Определением Промышленного районного суда г.Смоленска от 08.10.2008 г. обязанность по выплатам Панасову В.А. ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью возложена на Департамент Смоленской области по социальному развитию. Определение вступило в законную силу и до настоящего времени выплаты осуществляет Департамент, что представитель в судебном заседании не оспаривал.

Кроме того, ответчик не отрицает, что Российская Федерация наделила Департамент полномочиями по представлению ее интересов по делам о возмещении вреда. А данные выплаты входят в объем возмещения вреда гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы.

Никаких доказательств в подтверждение понесенных истцом судебных расходов, указанием таких сумм, суду не представлено и в материалах дела не имеется, в связи с чем, в данной части, в требованиях истца надлежит отказать.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Панасова Владимира Александровича удовлетворить частично.

Взыскать с Департамента Смоленской области по социальному развитию в пользу Панасова Владимира Александровича за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на реализацию Закона РФ от 15.05.1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», образовавшуюся задолженность по ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров за период с 01.07.2006 г. по 30.11.2008 г. в сумме 10 624 руб. 80 коп.; образовавшуюся задолженность по ежегодной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью за 2006 - 2009 г.г. в сумме 1 066 руб. 27 коп. В остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Промышленный районный суд г. Смоленска в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий судья Т.Е. Яворская

-32300: transport error - HTTP status code was not 200