Дело № 2-3542/2010
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
19 октября 2010 года
Промышленный районный суд города Смоленска
В составе:
Председательствующего (судьи) Никоненко Т.П.
При секретаре Скворцовой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Нетребенко Л.В. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в Промышленном районе г.Смоленска о назначении досрочной трудовой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
Нетребенко Л.В., уточнив требования, обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ (далее по тексту ГУ-УПФ РФ) в Промышленном районе г.Смоленска о назначении досрочной пенсии по старости, указав в обоснование иска, что 19.02.2010г. обратилась к ответчику с заявлением о досрочном назначении пенсии по старости. Однако, решением Пенсионного органа от 19.05.2010г. № ей было отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости из-за отсутствия требуемого специального стажа работы. Периоды ее работы с 17.03.1987г. по 31.08.1987г., с 23.06.1988г. по 06.09.1988г., с 16.06.1989г. по 31.08.1989г. в должности <данные изъяты>; с 05.06.1991г. по 25.01.1993г., с 02.06.1993г. по 31.08.1993г. в должности <данные изъяты> не зачтены в специальный стаж. Отказ ответчика считает незаконным.
Просит суд обязать ГУ-УПФ РФ в Промышленном районе г.Смоленска зачесть в льготный стаж спорные периоды и назначить трудовую пенсию по старости.
В судебном заседании истица Нетребенко Л.В. поддержала уточненные требования, обосновав их вышеизложенными обстоятельствами.
Представитель ГУ-УПФ РФ в Промышленном районе г.Смоленска Мазурина А.А. иск не признала, пояснив, что спорные периоды работы истицы не могут быть включены в льготный стаж, поскольку Списком должностей и учреждений работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей в соответствии с п.п.19 п.1 ст. 27 Закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781, в разделе «Наименование должностей» должность <данные изъяты> не предусмотрена, а в разделе «Наименование учреждений» отсутствует <данные изъяты> Кроме того, пенсионное законодательство РСФСР и РФ не предусматривает включение в специальный стаж при назначении пенсии, связанной с педагогической деятельностью, выборной и другой ответственной работы в партийных и комсомольских и профсоюзных органах, в силу чего спорные периоды не могут быть зачтены в специальный стаж. Просила суд в удовлетворении требований отказать.
Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В судебном заседании установлено, что Нетребенко (Щербакова) с 17.03.1987г. по 14.11.1989г. <данные изъяты> была утверждена <данные изъяты>.
С 03.11.1989г. по 22.03.1994г. <данные изъяты> истица была избрана <данные изъяты>.
19.05.2010г. решением ГУ-УПФ РФ в Промышленном районе г.Смоленска № истице отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости как лицу, осуществляющему педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях из-за отсутствия у нее требуемого 25-летнего стажа.
При этом специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии истице, составил 22 года 03 месяца 13 дней.
Пенсионным органом периоды работы истицы с 17.03.1987г. по 31.08.1987г., с 23.06.1988г. по 06.09.1988г., с 16.06.1989г. по 31.08.1989г. в должности <данные изъяты>; с 05.06.1991г. по 25.01.1993г., с 02.06.1993г. по 31.08.1993г. в должности <данные изъяты> не зачтены в специальный трудовой стаж.
Указанные обстоятельства подтверждаются объяснениями сторон, а также письменными материалами дела: копией решения ГУ-УПФ РФ в Промышленном районе г.Смоленска, копией трудовой книжки, свидетельством о заключении брака.
Суд считает отказ пенсионного органа в назначении истицы досрочной трудовой пенсии по старости необоснованным по следующим основаниям.
Положения ч.2 ст.6, ч.4 ст.15, ч.1 ст.17, ст.18, 19 и ч.1 ст.55 Конституции РФ предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Конституционный Суд РФ в Постановлении от 29.01.2001г. №2-П со ссылкой на Постановление от 24.05.2001г. №8-П и Определение от 05.11.2002г. №320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
Согласно подп..19 п. 1, п. 2 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В п.12 разъяснений Постановления Пленума ВС РФ от 20.12.2005г. № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», указано, что по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона № 173-ФЗ, периоды работы до 01.01.2002г. могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.
В п.1 разъяснения Минтруда России от 17.10.2003г. №4, утвержденном Постановлением №4 указано, что при исчислении продолжительности страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую в соответствии со ст. ст.27 и 28 Закона о трудовых пенсиях, в указанный стаж включаются все периоды работы и иной общественно полезной деятельности, которые засчитывались соответственно в общий трудовой стаж и в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы (деятельности), с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка его исчисления).
Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959г. №1397 утверждено Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, которое действовало на территории Российской Федерации до издания Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 №953, т.е. данное Положение являлось действующим на период трудовой деятельности истицы с 1987 по 1989 годы.
Подпунктом «а» пункта 1 Положения установлено, что учителям, другим работникам просвещения в стаж работы по специальности, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается выборная и другая ответственная работа в партийных и комсомольских органах.
Пунктом 4 Положения предусмотрено, что время работы, указанной в пп.1, засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2\3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.
Кроме того, как указано в Определении ВС РФ от 09.07.2010г. №81-В10-4) ФЗ от 17.12.2001г. №173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" порядок расчета специального трудового стажа для начисления пенсии по выслуге лет на льготных условиях не регулируется. Этот порядок установлен специальными нормами ч.3 ст.26 ФЗ от 12.01.1996г. №10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" и ч.2 ст.375 ТК РФ, которыми предусмотрено, что время работы на выборных профсоюзных должностях включается в стаж работы без каких бы то ни было ограничений и оговорок.
Принимая во внимание правовую позицию, изложенную Конституционным Судом РФ и Верховным Судом РФ, а также действие правового регулирования в области пенсионного законодательства, действовавшего в спорные периоды деятельности истицы, суд приходит к убеждению, что они подлежат включению в специальный педагогический стаж Нетребенко Л.В. Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в ч.3 ст.55 Конституции РФ целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
Учитывая, что педагогический стаж истицы на момент обращения за пенсией составил более 22 лет, т.е. более 2\3 стажа, требуемых в соответствии с п.4 вышеприведенного Положения, у суда имеются основания для зачета спорных периодов ответственной выборной и общественной работы истицы в комсомольских и профсоюзных органах в специальный стаж, требуемый для назначения пенсии.
С учетом включения настоящим решением спорных периодов работы истицы (2 года 09 мес. 03 дня), стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, осуществляющей педагогическую деятельность, составит более 25 лет.
При таких обстоятельствах суд находит исковые требования истицы обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии с ч.1 ст. 98 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина, уплаченная истицей при подаче искового заявления.
Руководствуясь ст.ст.194-198., 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Нетребенко Л.В. удовлетворить.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Промышленном районе г.Смоленска включить Нетребенко Л.В. в стаж работы, дающий право нам досрочное назначение трудовой пенсии по старости как лицу, осуществляющему педагогическую деятельность, периоды работы с 17.03.1987г. по 31.08.1987г., с 23.06.1988г. по 06.09.1988г., с 16.06.1989г. по 31.08.1989г. в должности <данные изъяты>; с 05.06.1991г. по 25.01.1993г., с 02.06.1993г. по 31.08.1993г. в должности <данные изъяты>.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Промышленном районе г.Смоленска назначить Нетребенко Л.В. досрочную пенсию в связи с осуществлением педагогической деятельности с момента обращения за ней, то есть с 19.02.2010г.
Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в Промышленном районе г.Смоленска в пользу Нетребенко Л.В. 100 рублей в возврат уплаченной госпошлины.
Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Промышленный районный суд г.Смоленска в течение 10 дней с момента принятия решения в окончательной форме.
Судья Т.П. Никоненко