о взыскании пособия по беременности и родам



Город Смоленск Дело № 2-3104/2010

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 октября 2010 года

Промышленный районный суд г. Смоленска

В составе:

Председательствующего судьи Т.П. Никоненко

при секретаре Е.Н. Скворцовой

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Каширцевой Ю.В. к Отделу социальной защиты населения в Смоленском районе Департамента Смоленской области по социальному развитию о взыскании пособия по беременности и родам,

У С Т А Н О В И Л :

Каширцева Ю.В. обратилась в суд с иском к Отделу социальной защиты населения в Смоленском районе Департамента Смоленской области по социальному развитию о взыскании пособия по беременности и родам. В обосновании заявленных требований указала, что от брака с Каширцевым С.В. имеет сына Каширцева Е.С., ДД.ММ.ГГГГ. Также имеет на иждивении несовершеннолетнюю дочь Васину А.В., ДД.ММ.ГГГГ. В сентябре 2007г. при обращении к ответчику для оформления пособий - единовременного при рождении ребенка и ежемесячного на период отпуска по уходу за ребенком до достижением им возраста полутора лет, сотрудники отдела обязали истицу предоставить нулевые декларации её мужа, т.к. он является ИП. Однако представить затребованные документы истица не могла, т.к. с мужем отношения не поддерживает, а налоговые органы декларации без доверенности не предоставляют. В отсутствие данных документов в предоставлении пособия было отказано.

Просит суд взыскать с ответчика единовременное пособие при рождении ребенка в размере 11300руб., ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет в сумме 54000руб., а также ежемесячное пособие на ребенка в размере 2 160руб.

В судебном заседании 02.09.2010г. представитель истицы поддержала заявленные требования, обосновав их вышеизложенными обстоятельствами. Дополнила суду, что ежемесячные пособия просит взыскать в пользу Каширцевой Ю.В. за период с 27.06.2007г. по 27.12.2008г.

Истица, будучи надлежащим образом, извещена о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явилась, явку своего представителя не обеспечила, о причинах неявки суду не сообщила, не просила о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Представитель истицы Тараканова В.Ю. вторично в судебное заседание не явилась, судебное заседание, назначенное на 28.09.2010г., просила отложить в связи с невозможностью своей явки по уважительной причине (командировка). До настоящего времени уважительность причин неявки суду не подтвердила.

Представитель ответчика Департамента Смоленской области по социальному развитию Каплина Е.В. настаивала на рассмотрении спора по существу в отсутствие истицы и её представителя, надлежаще уведомленных о времени и месте слушания дела, в удовлетворении заявленных требований просила отказать по основаниям, изложенным в письменных возражениях (л.д.16-19).

На основании ч.3 ст.167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело по существу в отсутствие истицы и её представителя.

Выслушав объяснения представителя ответчика, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. п. 1, 2 ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе для воспитания детей; государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Единая система государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства, закреплена в ФЗ от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (в ред. от 24.07.2009г.).

Как усматривается из материалов дела, Каширцева Ю.В.с 24.08.2007г. зарегистрирована и проживает по <адрес>, имеет на иждивении двоих несовершеннолетних детей: дочь Васину А. ДД.ММ.ГГГГ и от брака с Каширцевым С. В. - сына Каширцева Е.С.,ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.4-7)

Свои требования истица обосновывает тем, что после рождения сына в сентябре 2007г. обращалась в отдел социальной защиты населения в Смоленском районе для оформления пособий, а именно единовременного пособия при рождении ребенка (8000руб.) и ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет (3000руб. ежемесячно) - за счет средств федерального бюджета, а также дополнительно за счет средств областного бюджета единовременного пособия при рождении ребенка (3300руб.) и ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет (120руб.), однако представить истребованные сотрудниками ответчика документы не представилось возможным.

Ссылки истицы на Постановление Правительства РФ от 04.09.1995г. №883 не состоятельны, т.к. данное постановление утратило силу в связи с изданием Постановления правительства РФ от 30.12.2006г. № 865, т.е. на дату рождения сынаКаширцева Е.С., 27.06.2007г. рождения, данное постановление не действовало.

Порядок предоставления и выплаты единовременного пособия при рождении ребенка и ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им полутора лет урегулирован ФЗ от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (в ред. от 24.07.2009г.), и Постановлением Правительства РФ от 30.12.2006г. №865 «Об утверждении Положения о назначении и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей».

Право на единовременное пособие при рождении ребенка имеет один из родителей либо лицо, его заменяющее, при этом в случае рождения двух и более детей единовременное пособие назначается и выплачивается на каждого ребенка.(ст. 11 ФЗ)

Размер единовременного пособия при рождении ребенка выплачивается в размере 8000 рублей одному из родителей либо лицу, его заменяющему, по месту работы (службы, учебы), а если родители либо лицо, их заменяющее, не работает (не служит, не учится) - органом социальной защиты населения по месту жительства ребенка.

Исходя из этого, в случае если родители не работают, а обратного истица суду не представила, единовременное пособие при рождении ребенка должно назначаться и выдаваться органами социальной защиты населения по месту жительства одного из родителей, с которым проживает ребенок.

Для назначения и выплаты единовременного пособия при рождении ребенка представляются:

1) заявление о назначении пособия;

2) справка о рождении ребенка, выданная органами записи актов гражданского состояния;

3) справка с места работы (службы, учебы) другого родителя о том, что пособие не назначалось, - в случае, если оба родителя работают (служат, учатся);

4) выписки из трудовой книжки, военного билета или другого документа о последнем месте работы (службы, учебы), заверенные в установленном порядке, - в случае, если назначение и выплата пособия осуществляются органом социальной защиты населения;

5) выписка из решения об установлении над ребенком опеки (копия вступившего в законную силу решения суда об усыновлении, копия договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью) - для лица, заменяющего родителей (опекуна, усыновителя, приемного родителя);

6) копия документа, удостоверяющего личность, с отметкой о выдаче вида на жительство или копия удостоверения беженца - для иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории РФ, а также для беженцев - в случае, если назначение и выплата пособия осуществляются органом социальной защиты населения;

7) копия разрешения на временное проживание по состоянию на 31 декабря 2006 г. - для иностранных граждан и лиц без гражданства, временно проживающих на территории РФ и не подлежащих обязательному социальному страхованию.

При этом, единовременное пособие при рождении ребенка выплачивается не позднее 10 дней с даты предоставления всех необходимых документов:

1) работающим лицам, а также неработающим и не обучающимся лицам - за счет средств Фонда социального страхования РФ.

Истицей в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ не представлено суду доказательств, подтверждающих факт её обращения в течение 6 месяцев с даты рождения сына - 27.06.2007г. по 27.12.2007г. включительно, в Отдел социальной защиты населения в Смоленском районе Департамента Смоленской области по социальному развитию - по месту регистрации ребенка - для получения единовременного пособия при рождении ребенка, в ходе судебного разбирательства данное обстоятельство также не нашло своего подтверждения. Из ответа отдела социальной защиты населения в Смоленском районе (л.д. 18-19) усматривается, что в базе данных по настоящее время получателя пособия по фамилии Каширцева Ю.В. нет.

Выплата областного государственного единовременного пособия при рождении ребенка осуществляется вне зависимости от выплаты единовременного пособия при рождении ребенка,установленного Федеральным законом от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", и производится за счет средств областного бюджета (ст.2 Закона Смоленской области от 23.01.2002 N 11-з "Об областном государственном единовременном пособии при рождении ребенка" (в ред. закона Смоленской области от 29.11.2007 N 138-з))

Статьей 4 Закона Смоленской области установлен размер областного государственного единовременного пособия при рождении ребенка, с 25.12.2006г. он составлял 3100руб., с 29.11.2007г. - в размере 3300руб..

Порядок назначения и выплаты областного государственного единовременного пособия при рождении ребенка устанавливается Постановлением Администрации Смоленской области от 20.03.2002г. N 71 "Об утверждении Порядка назначения и выплаты областного государственного единовременного пособия при рождении ребенка" (в ред. от 06.02.2007г.).

Право на получение пособия на ребенка, рожденного после 31 декабря 2001 года, имеет один из родителей либо лицо, его заменяющее, при условии постоянного проживания ребенка с данным родителем либо лицом (п. 2 указанного Положения действующий на момент рождения ребенка у истицы)

Заявление о назначении пособия подается в орган социальной защиты населения, где родитель либо лицо, его заменяющее, с которым постоянно проживает ребенок, зарегистрированы по месту жительства (п. 5 указанного Положения).

Лицо, обратившееся за пособием, представляет:

а) заявление о назначении пособия с указанием паспортных данных заявителя;

б) справку с места жительства ребенка о совместном постоянном его проживании с родителем, либо лицом, его заменяющим;

в) справку о рождении ребенка, выданную органами ЗАГС согласно приложению

г) заявление о перечислении пособия на лицевой счет, открытый заявителем в банковском учреждении, или через организации почтовой связи (п.6 Положения).

Пособие назначается при обращении за ним не позднее шести месяцев со дня рождения ребенка. (п. 8 Положения).

Следовательно, чтобы получить пособие, необходимо написать заявление и представить копию свидетельства о рождении ребенка.

Истицей же не представлено суду доказательств, подтверждающих факт её обращения в течении 6 месяцев с даты рождения сына - 27.06.2007г. по 27.12.2007г. включительно в Отдел социальной защиты населения в Смоленском районе Департамента Смоленской области по социальному развитию - по месту регистрации ребенка- для получения областного государственного единовременного пособия при рождении ребенка, в ходе судебного разбирательства данное обстоятельство также не нашло своего подтверждения.

Более того, для назначения и выплаты единовременного пособия при рождении ребенка, лицо обратившееся с заявлением, перечень необходимых для этого документов не содержит указания на необходимость представлять сведения о доходах другого родителя, а лишь справку с места работы (службы, учебы) другого родителя о том, что пособие не назначалось. При таких обстоятельствах требование о взыскании с ответчика единовременного пособия при рождении ребенка в размере 11300руб., из которых 8000руб. за счет средств федерального бюджета, выделяемых в установленном порядке Фонду социального страхования РФ, 3300руб. за счет средств областного бюджета, является необоснованным и удовлетворению не подлежит.

Согласно абз.6 ч.1 ст. 13 Закона от 19 мая 1995 года "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" право на ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им полутора летимеют матери либо отцы, либо опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком, и не подлежащие обязательному соцстрахованию. Аналогичная норма содержится в подп. «е» п. 35 Положения о назначении и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 года N 865.

Статьи 14 и 15 вышеуказанного Закона, определяют соответственно продолжительность выплаты и размер данного пособия: лицам, указанным в абзацах шестом - восьмом части первой статьи 13 настоящего Федерального закона ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается в следующих размерах: 1 500 рублей по уходу за первым ребенком и 3 000 рублей по уходу за вторым ребенком и последующими детьми. (ст. 15 ФЗ N 81-ФЗ) Аналогичная норма содержится в п. 44 Положения о назначении и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 года N 865.

При этом, лицам, указанным в подпунктах "г" - "ж" пункта 35 Положения, ежемесячное пособие по уходу за ребенком назначается в случае неполучения ими пособия по безработице. Доказательств в подтверждение неполучения пособия по безработице Каширцевой Ю.В. суду не представлено.

Пункт 50 Положения содержит перечень необходимых документов для назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком:

а) заявление о назначении пособия;

б) копия свидетельства о рождении (усыновлении) ребенка, за которым осуществляется уход;

в) копия свидетельства о рождении (усыновлении, смерти) предыдущего ребенка (детей);

г) выписка из решения об установлении над ребенком опеки;

е) справка с места работы (учебы, службы) матери (отца, обоих родителей) ребенка о том, что она (он, они) не использует указанный отпуск и не получает пособия, а в случае, если мать (отец, оба родителя) ребенка не работает (не учится, не служит), - справка из органов социальной защиты населения по месту жительства матери, отца ребенка о неполучении ежемесячного пособия по уходу за ребенком - для одного из родителей в соответствующих случаях, а также для лиц, фактически осуществляющих уход за ребенком вместо матери (отца, обоих родителей) ребенка;

ж) копия документа, удостоверяющего личность, с отметкой о выдаче вида на жительство или копия удостоверения беженца - для иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, а также беженцев, которым назначение и выплата пособия осуществляются органами социальной защиты населения;

з) копия разрешения на временное проживание по состоянию на 31 декабря 2006 г. - для иностранных граждан и лиц без гражданства, временно проживающих на территории Российской Федерации и не подлежащих обязательному социальному страхованию;

и) копия трудовой книжки, заверенная в установленном порядке, с предъявлением документа, удостоверяющего личность, - для лиц, указанных в подпункте "е" пункта 35 настоящего Положения (за исключением лиц из числа обучающихся по очной форме обучения в образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования, в учреждениях послевузовского профессионального образования),

л) копии документов, подтверждающих статус, а также справка из исполнительного органа Фонда социального страхования Российской Федерации об отсутствии регистрации в органах Фонда в качестве страхователя и о неполучении ежемесячного пособия по уходу за ребенком за счет средств обязательного социального страхования - для адвокатов, нотариусов, физических лиц, профессиональная деятельность которых в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, - в случае, если назначение и выплата им ежемесячного пособия по уходу за ребенком осуществляются органами социальной защиты населения.

Таким образом, перечень необходимых для назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком не содержит указания на необходимость представлять сведения о доходах другого родителя, как это указывает истица.

Более того, в силу ч.2 ст. 17.2 ФЗ N 81-ФЗ лицо, осуществляющее уход за ребенком может обратиться за назначением ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, не позднее 6 месяцев со дня достижения ребенком возраста 1,5 лет. Данное пособие выплачивается за весь период, в течение которого лицо, осуществляющее уход за ребенком, имело право на выплату указанного пособия, в размере, предусмотренном законодательством РФ на соответствующий период.

Доказательств, свидетельствующих об обращении истицы в органы социальной защиты по месту жительства ребенка с заявлением о назначении ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, в сентябре 2007г. суду не представлено, не нашли подтверждения данные доводы истицы и в ходе судебного разбирательства.

27.12.2008г. Каширцеву Е.С. (сын истицы) исполнилось полтора года, следовательно, в период с 28.12.2008г. по 28.06.2009г. истица была вправе обращаться с заявлением на получением ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, представив необходимый пакет документов, однако данное заявление, как пояснил представитель ответчика было подано истицей лишь 25.06.2010г.

Следовательно, требования Каширцевой Ю.В. о взыскании ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет в сумме 54 000руб., из расчета 3000руб. в месяц на второго ребенка, необоснованно и удовлетворению не подлежит,

Требование истицы о взыскании ежемесячного пособия на ребенка в размере 2 160руб. суд находит необоснованным и удовлетворению не подлежащим по следующим основаниям.

Статья 2 Закона Смоленской области от 01.12.2004 N 83-з "О государственном ежемесячном пособии на ребенка в Смоленской области" определяет право на получение государственного ежемесячное пособие на ребенка одним из родителей совместно проживающего с ребенком, до достижения им возраста шестнадцати лет (на учащегося общеобразовательного учреждения - до окончания им обучения, но не более чем до достижения им возраста восемнадцати лет) в семьях со среднедушевым доходом, размер которого не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в Смоленской области. При этом право на пособие подтверждается получателем ежегодно (ч.3 ст. 2 Закона).

Размер пособия определен статьей 3 Закона и составлял в период с 04.12.2006г. по 17.12.2009г. -120руб., с 18.12.2009г. - 150руб.

Граждане, имеющие детей, за назначением пособия обращаются в орган исполнительной власти Смоленской области, уполномоченный в сфере социальной защиты населения (далее - орган, назначающий пособие), с заявлением в письменной форме, в котором указывают сведения о доходах семьи.(ст. 4 Закона Смоленской области от 01.12.2004 N 83-з "О государственном ежемесячном пособии на ребенка в Смоленской области"

Следовательно, для получения ежемесячного государственного пособия на ребенка в Смоленской области необходимо предоставлять сведения о доходах семьи, т.к. право на получение данного вида пособия связано с доходами семьи - при исчислении среднедушевого дохода, в том числе и от занятия одного родителя предпринимательской деятельностью.

Порядок учета и исчисления величины среднедушевого дохода, дающего право на получение пособия, утвержден Постановлением Администрации Смоленской области №54 от 01.03.2005г.

Заявление о назначении пособия на ребенка подается в отдел социальной защиты населения по месту жительства получателя данного пособия, с которым проживает ребенок. (п.16 Порядка, утвержденного вышеуказанным постановлением).

Лицо, обратившееся за пособием на ребенка, представляет:

а) заявление в письменной форме о назначении пособия на ребенка с указанием в нем сведений о доходах семьи и справку отдела социальной защиты по месту жительства другого родителя (усыновителя, опекуна, попечителя) о неполучении им пособия на ребенка;

б) копию свидетельства о рождении ребенка;

в) справку с места жительства ребенка о совместном его проживании с получателем пособия на ребенка. Если ребенок зарегистрирован по другому адресу, но фактически проживает совместно с получателем пособия на ребенка, отдел социальной защиты может составить акт о совместном проживании ребенка и получателя данного пособия с выходом по месту их фактического жительства и опросом соседей;

г) копию свидетельства о заключении брака;

д) справку об учебе в образовательном учреждении ребенка (детей) старше 16 лет на каждый учебный год;

е) документы, подтверждающие доход семьи, для определения величины среднедушевого дохода семьи, дающего право на получение пособия на ребенка;

ж) заявление о перечислении пособия на ребенка на расчетный счет в банке, расположенном на территории Смоленской области;

з) сведения о наличии (отсутствии) личного подсобного хозяйства, земельного (садового, дачного, огородного) участка, его местоположении, размере и наличии подсобного хозяйства принимаются заявительно (п.17).

Неработающие граждане дополнительно к документам, указанным в пункте 17 настоящего Порядка, представляют:

а) выписки из трудовых книжек о последнем месте работы, заверенные в установленном порядке;

б) справку органа государственной службы занятости населения о регистрации (отсутствии регистрации) в качестве безработного и (не) получении пособия по безработице (для граждан Российской Федерации, имеющих регистрацию по месту пребывания, иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих регистрацию по месту временного пребывания и временного проживания);

(подпункт "б" в ред. постановления Администрации Смоленской области от 18.05.2007 N 183)

в) справку либо копию свидетельства о регистрации в качестве предпринимателя без образования юридического лица. (п.18 Порядка).

Доказательств, свидетельствующих об обращении истицы в органы социальной защиты по месту жительства ребенка с заявлением о назначении ежемесячного пособия на ребенка в Смоленской области, в сентябре 2007г. суду не представлено, не нашли подтверждения данные доводы истицы и в ходе судебного разбирательства.

При указанных обстоятельствах требования истицы необоснованны и Каширцевой Ю.В. в их удовлетворении надлежит отказать за необоснованностью.

Руководствуясь ст.ст.194-198, 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Каширцевой Ю.В. к Отделу социальной защиты населения в Смоленском районе Департамента Смоленской области по социальному развитию о взыскании пособия по беременности и родам оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Промышленный районный суд г.Смоленска в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Председательствующий Т.П. Никоненко

-32300: transport error - HTTP status code was not 200