Смоленск дело № 2-3919/2010
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 ноября 2010 года
Промышленный районный суд г. СмоленскаВ составе:
Председательствующего судьи Туникене М.В.,
с участием прокурора Туркова В.С.,
при секретаре Лазареве М.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Промышленного района г. Смоленска в интересах Коноваловой Т.И. к Открытому акционерному обществу «Жилищник» о признании незаконным действия и возврате денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Промышленного района г. Смоленска в интересах Коноваловой Т.И. обратился в суд с иском к ОАО «Жилищник» о признании незаконным действия и возврате денежных средств, указав, что 19.04.2005 г. Коновалова произвела в принадлежащей ей квартире <адрес> установку водосчетчика СГВ-15, технический осмотр и пломбировку которого осуществило МУП «Смоленсктеплосеть». В соответствии с действующим законодательством в сфере обеспечения единства измерений, 22.03.2010 г. ФГУ «Смоленский ЦСМ» проведена поверка данного водосчетчика, о чем выдано свидетельство о поверке №. Однако ОАО «Жилищник» потребовало от Коноваловой Т.И. за плату проведения повторного допуска в эксплуатацию и пломбировку счетчика горячей воды СГВ-15, путем снятия пломб, установленных МУП «Смоленсктеплосеть», о чем ОАО «Жилищник» составлен акт допуска в эксплуатацию узла учета водопотребления и выписана квитанция на выполнение работ по оказанию платных услуг на сумму 298,69 руб. за проведение пломбировки счетчика горячей воды. Впоследствии ОАО «Жилищник» возвратило Коноваловой Т.И. 127,92 руб. в виде переплаты. Полагает, что действия ОАО «Жилищник» по повторному допуску в эксплуатацию и пломбировке счетчика горячей воды, не соответствуют законодательству в сфере обеспечения единства измерений, в связи с чем, просит признать их незаконными и обязать ответчика возвратить незаконно выплаченные денежные средства Коноваловой Т.И. за пломбировку счетчика горячей воды СГВ-15 в сумме 170,77 руб.
В судебном заседании помощник прокурора Турков В.С. и Коновалова Т.И. заявленные требования поддержали в полном объеме по обстоятельствам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика ОАО «Жилищник» иск не признал по обстоятельствам, изложенным в письменном отзыве (л.д.63-64), суду пояснил, что согласно разъяснениям Минрегионразвития РФ (письмо от 20.03.2007 г. № 4989-СК/07) в случаях, когда управление многоквартирным домом осуществляется управляющей организацией, ресурсоснабжающая организация не может быть исполнителем коммунальных услуг. Согласно Постановлениям Правительства РФ от 13.08.2006 г. № 491 и от 23.05.2006 г. № 307 индивидуальные приборы учета не определены в составе общего имущества и затраты на их обслуживание не учитываются в размере платы за содержание и текущий ремонт жилого помещения, а обязанность по соблюдению сроков поверки исправности данных приборов возлагается на потребителя. Взаимоотношения при обеспечении многоквартирного дома коммунальными услугами осуществляется между двумя сторонами: Исполнитель - управляющая организация и Потребитель - собственник помещения. Взаимоотношения между потребителем и ресурсоснабжающей организацией в данном случае не предусмотрены, следовательно, при отсутствии таких взаимоотношений постановкой на учет и опломбировкой индивидуальных приборов учета занимается ОАО «Жилищник», как управляющая организация. Поскольку показания индивидуальных приборов учета влияют на расчет размера платы за коммунальные услуги всех собственников многоквартирного жилого дома в целом, управляющей организации необходимо опломбировать индивидуальный прибор учета именной номерной пломбой с занесением реквизитов в реестр управляющей организации, так как именно она отвечает за правильность определения объема коммунального ресурса, поданного собственнику помещения. Если управляющая организация не поставит на учет индивидуальные приборы, то будут нарушены положения Федерального закона от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». На основании Постановлений Правительства РФ от 13.08.2006 г. № 491 и от 23.05.2006 г. № 307, Постановления Администрации г. Смоленска от 05.03.2010 г. № 389-адм ОАО «Жилищник» приказом от 01.03.2010 г. установил цены на услуги по установке, введению и эксплуатацию (опломбировке) и повторному допуску в эксплуатацию приборов учета расхода холодной и горячей воды на 2010 г.
Таким образом, полагает, что действия ОАО «Жилищник» по повторному допуску в эксплуатацию и пломбировке счетчика горячей воды, расположенного в квартире истицы, а также взиманию за оказанные услуги платы, законны и обоснованны.
Представитель третьего лица Главного управления «Государственная жилищная инспекция Смоленской области» в судебное заседание не явился, о дне рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом. В предыдущем судебном заседании представитель Е.М.М. пояснил, что действия ОАО «Жилищник» не соответствуют закону, поскольку установка пломб на поверенные, находящиеся на штатных местах и опломбированные ресурсоснабжающими организациями водосчетчики не требуется. Пунктом 2.12 Порядка проведения поверки средств измерений, утвержденного Приказом Госстандарта РФ от 18.07.1994 г. № 125, предусмотрено, что периодическая поверка может производиться на территории пользователя, органа Государственной метрологической службы или юридического лица, аккредитованного на право поверки. Место поверки выбирает пользователь средств измерений, исходя их экономических факторов и возможности транспортировки поверяемых средств измерений и эталонов. Таким органом на территории Смоленской области является ФГУ «Смоленский ЦСМ», что подтверждается свидетельством об аккредитации. В связи с изложенным, в адрес ОАО «Жилищник» было направлено письмо с рекомендацией о пересмотре позиции в отношении взимания платы за опломбировку счетчиков, уже имеющих таковую, ответ на которое до настоящего времени не получен.
Представитель привлеченного судом в качестве третьего лица ФГУ «Смоленский ЦСМ» Плющенков А.В. суду пояснил, что данная организация имеет аккредитацию в области обеспечения единства измерений. Средства измерения подлежит первичной поверке до ввода их в эксплуатацию, а в процессе эксплуатации -периодической поверке. Поверка счетчика воды производится по истечении межповерочного интервала на основании заявки и за плату. По вопросу законности действий ОАО «Жилищник» ничего пояснить не может.
Дело слушается в отсутствие представителя 3 лица Главного управления «Государственная жилищная инспекция Смоленской области» в силу ч.3 ст.167 ГПК РФ.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В судебном заседании установлено, что Коновалова Т.И. является собственником квартиры №, расположенной по адресу: <адрес>.
В указанном жилом помещении 19.04.2005 г. МУП «Смоленсктеплосеть» произвело технический осмотр прибора узла учета тепловой энергии и пломбировку счетчика горячей воды СГВ-15, который был допущен в эксплуатацию на срок с 18.04.2005 г. по 02.03.2010 г.
В связи с истечением межпроверочного интервала, 22.03.2010 г. по заявке истицы ФГУ «Смоленский ЦСМ» провело поверку данного водосчетчика, о чем выдано свидетельство о поверке №.
Однако ОАО «Жилищник» за плату провело повторный допуск в эксплуатацию и пломбировку счетчика горячей воды СГВ-15, путем снятия пломб, установленных МУП «Смоленсктеплосеть», о чем 21.04.2010 г. ОАО «Жилищник» составлен акт допуска в эксплуатацию узла учета водопотребления.
Согласно квитанции за выполнение работ по оказанию платных услуг Коноваловой Т.И. было оплачено 298,69 руб. за опломбирование счетчиков холодного и горячего водоснабжения. Впоследствии ОАО «Жилищник» возвратило Коноваловой Т.И. 127,92 руб. в виде переплаты за опломбирование счетчика холодного водоснабжения.
Посчитав данные действия ответчика незаконными, Коновалова Т.И., являясь инвалидом второй группы по общему заболеванию, обратилась с заявлением к прокурору Промышленного района г. Смоленска с просьбой об обращении в суд в её интересах в соответствии со ст. 45 ГПК РФ.
Указанные обстоятельства подтверждаются объяснениями лиц, участвующих в деле, а также письменными материалами дела: копией паспорта истицы (л.д. 5), копиями ответов ОАО «Жилищник» от 17.05.2010 г. и 15.06.2010 г. (л.д. 6-7), копией представления заместителя прокурора Промышленного района г. Смоленска (л.д. 8), копией свидетельства о государственной регистрации права (л.д. 9), копией акта контрольной проверки МУП «Смоленсктеплосеть» от 28.09.2009 г. (л.д. 10), копией акта допуска в эксплуатацию узла учета водопотребления ОАО «Жилищник» от 21.04.2010 г. (л.д. 11), копией квитанции и кассового чека от 23.03.2010 г. (л.д. 12), копией справки МСЭ (л.д. 13), копией заявления Коноваловой Т.И. от 13.09.2010 г. (л.д. 14), копией акта допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя МУП «Смоленсктеплосеть» (л.д. 15), копией свидетельства о поверке № (л.д. 16), копией протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (л.д. 17).
Разрешая заявленные требования суд исходит из следующего.
На основании п. 6 ст. 1 Федерального закона от 26.06.2008 г. № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» обязательные требования к единицам величин, выполнению работ и (или) оказанию услуг по обеспечению единства измерений устанавливаются законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений.
В соответствии с разделом 1 Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденных Минэнерго РФ 12.09.1995 г. № Вк-4936, потребителем тепловой энергии может выступать физические лицо, которому принадлежат теплопотребляющие установки, присоединенные к системе теплоснабжения энергоснабжающей организации. К теплопотребляющим установкам относится комплекс устройств горячего водоснабжения. Узлом учета является комплект приборов и устройств, обеспечивающий учет тепловой энергии, массы (или объема) теплоносителя, а также контроль и регистрацию его параметров.
Согласно п. 5 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. № 491, в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.
Таким образом, прибор учета расхода горячей воды, находящийся на отводах внутриквартирной разводки от стояков после запорно-регулировочного крана в жилом помещении, не относится к общему имуществу в многоквартирном доме.
Пунктами 7.1, 7.4 Правил учета тепловой энергии и теплоносителя установлено, что допуск в эксплуатацию узлов учета потребителя осуществляется представителем энергоснабжающей организации в присутствии представителя потребителя, о чем составляется соответствующий акт. При допуске в эксплуатацию узла учета потребителя после получения акта, представитель энергоснабжающей организации пломбирует приборы узла учета тепловой энергии и теплоносителя.
Согласно п. 7.5 Правил учета тепловой энергии и теплоносителя узел учета потребителя считается допущенным к ведению учета полученной тепловой энергии и теплоносителя после подписания Акта представителем энергоснабжающей организации и представителем потребителя. Учет тепловой энергии и теплоносителя на основе показаний приборов узла учета потребителя осуществляется с момента подписания акта о его приемке в эксплуатацию.
На основании п. 17 ст. 2 Федерального закона «Об обеспечении единства измерений» поверка средств измерений это совокупность операций, выполняемых в целях подтверждения соответствия средств измерений метрологическим требованиям.
Согласно частям 1, 2 статьи 13 названного Федерального закона поверку средств измерений осуществляют аккредитованные в установленном порядке в области обеспечения единства измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели. Средства измерения подлежат первичной поверке до ввода их в эксплуатацию, а в процессе эксплуатации - периодической поверке.
Поскольку ОАО «Жилищник» не является аккредитованным в установленном порядке в области обеспечения единства измерений юридическим лицом, действия ответчика по повторному допуску в эксплуатацию, пломбировке счетчика горячей воды и взиманию за данные услуги платы не основано на Законе.
В соответствии с п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 307, исполнителем коммунальных услуг д. № по <адрес> является ОАО «Жилищник».
Подпунктом "г" пункта 50, пп. "д" п. 53 названных Правил регламентировано, что исполнитель имеет право в заранее согласованное с потребителем время, но не чаще 1 раза в 6 месяцев, осуществлять проверку правильности снятия потребителем показаний индивидуальных приборов учёта, их исправности, а также целостности на них пломб, однако указанные полномочия не представляют право ответчику производить установку пломб на поверенные, находящиеся на штатных местах и опломбированные ресурсоснабжающими организациями водосчетчики и, тем более, взимать плату за данные действия.
При таких обстоятельствах требования прокурора подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ с ответчика в доход федерального бюджета подлежит взысканию госпошлина, от уплаты которой истец был освобожден при подаче иска.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Прокурора Промышленного района г. Смоленска, действующего в интересах Коноваловой Т.И., удовлетворить.
Признать незаконными действия Открытого акционерного общества «Жилищник» по повторному допуску в эксплуатацию и пломбировке счетчика горячей воды СГВ-15, установленного в кв. № <адрес>.
Обязать Открытое акционерное общество «Жилищник» возвратить незаконно выплаченные денежные средства за пломбировку счетчика горячей воды СГВ-15 в сумме 170,77 руб. Коноваловой Т.И..
Взыскать с Открытого акционерного общества «Жилищник» в доход федерального бюджета госпошлину в сумме 200 руб.
Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Промышленный районный суд г. Смоленска в течение 10 дней.
Судья М.В. Туникене