о предоставлении льгот по оплате коммунальных услуг



Дело № 2-2907/2010

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Смоленск 06 июля 2010 года

Промышленный районный суд г.Смоленска

в составе:

председательствующего судьи Шахурова С.Н.,

при секретаре Лазареве М.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пармененковой А.А. к Обществу с ограниченной ответственностью «Смоленскэнергосбыт», Смоленскому муниципальному унитарному предприятию «Горводоканал», Смоленскому муниципальному унитарному предприятию «Вычислительный Центр жилищно-коммунального хозяйства», Департаменту Смоленской области по социальному развитию о предоставлении льгот по оплате коммунальных услуг,

У С Т А Н О В И Л:

Пармененкова А.А., уточнив требования, обратилась в суд с иском к ОАО «Смоленскэнергосбыт», СМУП «Горводоканал», СМУП «ВЦ ЖКХ», Департаменту Смоленской области по социальному развитию о предоставлении льгот по оплате коммунальных услуг, в обоснование заявленных требований указала, что является бывшим несовершеннолетним узником фашистских концлагерей, инвалидом II группы и имеет право на льготы, установленные ФЗ «О ветеранах», в том числе на оплату в размере 50 % коммунальных услуг. Такой же льготой в силу п.17 Положения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 23.02.1981 № 209, пользуются члены её семьи: дочь ФИО1 и внучки ФИО2 и ФИО3. Однако с 2006 года ответчики предоставляют льготу по оплате только ей.

Просит суд обязать Департамент Смоленской области по социальному развитию с 01.01.2009 произвести перерасчет по оплате коммунальных услуг с учетом предоставления льготы членом её семьи в размере 50% с предоставлением данной льготы в последующем.

В судебном заседании Пармененкова А.А. иск поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика СМУП «ВЦ ЖКХ» Браницкий В.В. в судебном заседании исковые требования не признал, пояснил суду, что Пармененковой А.А. как бывшему несовершеннолетнему узнику концлагерей, инвалиду II группы, предоставлялись меры социальной поддержки, предусмотренные ст.14 ФЗ «О ветеранах» в виде скидки по оплате жилищно-коммунальных услуг в размере 50%. Даная льгота распространялась также и на членов семьи Пармененковой А.А. В связи с произошедшим изменением правового регулирования порядка предоставления мер социальной поддержки с 01.04.2006 льготы по оплате жилищно-коммунальных предоставляются только самим льготоносителям и не распространяются на членов их семей. Постановлением Администрации Смоленской области от 19.12.2008 № 713 с 01.01.2009 изменена форма предоставления мер социальной поддержки, предусмотренных ФЗ «О ветеранах» на денежный эквивалент, решение о выплате которого отнесено к компетенции Департамента Смоленской области по социальному развитию. Считает, действия СМУП «ВЦ ЖКХ» законными, поскольку Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утв.Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307 предусмотрено начисление платы за коммунальные услуги в полном объеме без учета предоставляемых потребителю мер социальной поддержки в денежной форме. В связи с чем, с 01.01.2009 начисление жилищно-коммунальных услуг всем потребителям производится в размере 100% платы.

Представитель Департамента Смоленской области по социальному развитию Коростелев Д.И. в судебном заседании исковые требования не признал, пояснил суду, что Постановлением Администрации Смоленской области от 19.12.2008 № 713 «О форме предоставления на территории Смоленской области мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан из числа ветеранов, имеющих право на указанные меры социальной поддержки в соответствии с ФЗ «О ветеранах»» с 01.01.2009 на территории Смоленской области установлена форма предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан из числа ветеранов, в виде денежного эквивалента 50-процентной скидки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки членам семьи инвалидов по оплате коммунальных услуг в соответствии с постановлением СМ СССР № 209 Департамент не наделен. Считает, что изменение формы предоставления мер социальной поддержки не повлекло за собой изменение круга лиц, имеющих на них право. Предоставление мер социальной поддержки в виде оплаты в размере 50% коммунальных услуг членам семьи инвалида войны данным законом не предусмотрена. Просит в удовлетворении исковых требований отказать.

Ответчик ОАО «Смоленскэнергосбыт» Косарев А.В. в судебном заседании исковые требования не признал, указав, что в связи с изменением формы предоставления мер социальной поддержки инвалидам ВОВ, ОАО «Смоленскэнергосбыт» с 01.01.2009 не имеет ни возможности, ни правовых оснований предоставлять меры социальной поддержки инвалидам ВОВ за потребляемую электроэнергию, поскольку данная обязанность в соответствии с Постановлением Администрации Смоленской области от 19.12.2008 № 713 «О форме предоставления на территории Смоленской области мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан из числа ветеранов, имеющих право на указанные меры социальной поддержки в соответствии с ФЗ «О ветеранах», возложена на Департамент Смоленской области по социальному развитию.

Ответчик СМУП «Горводоканал» в адресованном суду ходатайстве просил рассмотреть дело в отсутствие своего представителя, из представленного письменного отзыва на иск следует, что требования истца не признает по обстоятельствам, изложенным в отзыве.

На основании ч.5 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившегося ответчика.

Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст.7 Конституции РФ, Российская Федерация провозглашена социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

В силу пп.4 п.1 ст.13 ФЗ от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей, в т.ч. оплату коммунальных услуг.

Пунктом 8 ст.154 Федерального закона от 22.08.2004 №122-ФЗ установлено, что проживающим на территории РФ бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для инвалидов ВОВ.

Данная норма Закона закреплена в п.1 Указа Президента РФ №1235 от 15.10.1992 «О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны».

В судебном заседании установлено, что Пармененкова А.А. является бывшим несовершеннолетним узником фашистских концлагерей, инвалидом II группы по общему заболеванию бессрочно и имеет право на льготы и преимущества, установленные законодательством для инвалидов Отечественной войны. Совместно с ней по адресу: <адрес> проживают: дочь ФИО1 и внучки ФИО2 и ФИО3.

До 2006 года Пармененковой А.А. и членам её семьи предоставлялась 50% льгота по оплате коммунальных услуг, а с 2006 года указанная льгота предоставляется только Пармененковой А.А., а членам её семьи данная льгота не предоставляется.

Изложенные обстоятельства подтверждаются объяснениями представителей сторон, а также письменными материалами дела.

В обоснование заявления истец ссылается на то, что меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг должны предоставляться Пармененковой, как инвалиду Великой Отечественной войны, в соответствии с пп.9 п.1 ст.14 ФЗ «О ветеранах», при этом данная льгота распространяется также и на членов его семьи.

Согласно п.9 ст.14 ФЗ «О ветеранах» (в редакции ФЗ от 22.08.2004 N 122-ФЗ) инвалидам войны в качестве меры социальной поддержки предоставляется право на оплату коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления) в размере 50 процентов.

Кроме того, в соответствии с п.17 «Положения о льготах для инвалидов Отечественной войны и семей погибших военнослужащих», утв. Постановлением Совета Министров СССР от 23.02.1981 № 209 (в ред. от 01.07.1991), инвалидам Отечественной войны и проживающим совместно с ними членам их семей, предоставляется скидка в размере 50 процентов с установленной платы за пользование отоплением, водопроводом, газом и электроэнергией.

Таким образом, меры социальной поддержки инвалидов Отечественной войны, установленные ФЗ «О ветеранах» распространялись также и на совместно проживающих с ними членов их семей.

Согласно п. 3,4 ст.11 Закона (в редакции до 22.08.2004), права и льготы, а также другие меры социальной защиты ветеранов и членов их семей, ранее установленные законодательством СССР и законодательством Российской Федерации, не могут быть отменены без равноценной замены. Федеральные законы и иные нормативные правовые акты, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, ограничивающие права и льготы, предусмотренные для ветеранов настоящим Федеральным законом, являются недействительными.

Однако, в соответствии с п.6 ст.44 ФЗ от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» п.3,4 ст.11 ФЗ «О ветеранах» признаны утратившими силу.

Вместе с тем, Конституционный Суд РФ выявил конституционно-правовой смысл положений Федерального закона от 22 августа 2004 N 122-ФЗ, вносивших изменения в Федеральный закон «О ветеранах», который заключается в следующем.

Признание абз.2 п.6 ст.44 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ утратившими силу пунктов 3 и 4 статьи 11 Федерального закона «О ветеранах» не означает, что федеральный законодатель отказался от ранее принятой на себя обязанности обеспечивать ветеранам определенный прежним правовым регулированием уровень социальной защиты. Сама по себе утрата силы пунктами 3 и 4 статьи 11 Федерального закона «О ветеранах» не может рассматриваться как допускающая произвольную отмену ранее установленных ветеранам прав, льгот и гарантий и предполагающая возможность отказа государства от ранее принятых на себя публично-правовых обязательств перед ветеранами без предоставления им равноценной компенсации (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 27.12.2005 N 502-О).

Положения п.п.6,9 ст.44 ФЗ от 22.08.2004 № 122-ФЗ в системе действующего правового регулирования не могут рассматриваться как препятствующие пользованию членами семей, совместно проживающими с инвалидами ВОВ и приравненными к ним лицами льготами по оплате коммунальных услуг, право на которые на основании п.17 Положения о льготах для инвалидов ВОВ и семей погибших военнослужащих возникло и было реализовано до 01.01.2005 (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 07.12.2006 N 524-О).

Предоставление льгот по оплате коммунальных услуг является разновидностью государственной поддержки инвалидов, которые нуждаются в повышенной социальной защищенности в целях обеспечения им равных с другими гражданами возможностей в реализации прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации.

Следовательно, не предоставление ответчиками льгот членам семьи инвалида ВОВ противоречат положениям ст.ст.1,2,7,18,55 Конституции РФ, а также вышеприведенной правовой позиции Конституционного Суда РФ и свидетельствует об одностороннем отказе государства от исполнения ранее принятых на себя обязательств без равноценной их замены.

В силу п.1 ст.10 ФЗ «О ветеранах» меры социальной поддержки, установленные статьями 14 - 19 и 21 названного Закона и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, являются расходными обязательствами Российской Федерации.

В соответствии со ст.23.2. ФЗ «О ветеранах», Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных ст.14 Закона. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. Объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки. Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Судом установлено, что до 01 января 2009 года действовало Постановление Администрации Смоленской области от 01.04.2005 № 92 «О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан», согласно которого формой предоставления мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан из числа ветеранов, являлась их оплата жилищно-эксплуатационным и коммунальным предприятиям в размере 50 процентов.

Начиная с 01.01.2009 Постановлением Администрации Смоленской области от 19.12.2008 № 713 «О форме предоставления на территории Смоленской области мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан из числа ветеранов, имеющих право на указанные меры социальной поддержки в соответствии с ФЗ «О ветеранах»» на территории Смоленской области установлена форма предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан из числа ветеранов, в виде денежного эквивалента 50-процентной скидки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.

Названным Постановлением утверждено «Положение о предоставлении на территории Смоленской области мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан из числа ветеранов, имеющих право на указанные меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах»», в соответствии с которым решение о выплате денежного эквивалента принимается отделами (секторами) социальной защиты населения Департамента Смоленской области по социальному развитию по месту жительства граждан.

Таким образом, произошло изменение формы предоставления мер социальной поддержки, установленных Законом «О ветеранах», тем не менее, не влекущее, по мнению суда, изменение круга лиц, имеющих право на их получение.

Отсутствие в вышеназванном Постановлении № 713 от 19.12.2008 ссылки на Положение о льготах для инвалидов Отечественной войны и семей погибших военнослужащих, утв. постановлением Совмина СССР от 23.02.1981 № 209, не может служить основанием для отказа в предоставлении спорной меры социальной поддержки членам семьи инвалида, поскольку указанное Положение действует во взаимосвязи с ФЗ «О ветеранах», что подтверждено правовой позицией Конституционного суда РФ.

Судом установлено, что денежный эквивалент льготы по оплате за коммунальные услуги выплачивается непосредственно Пармененковой А.А., а членом её семьи такая выплата не производится.

С учетом всех обстоятельств дела, суд приходит к убеждению, что отказ в предоставлении льготы членам семьи Пармененковой А.А. является незаконным, ухудшающим её положение по сравнению с ранее действовавшим законодательством, и нарушающим её право на получение гарантированной государством льготы в полном объеме.

Следовательно, требования истицы по предоставлению членам её семьи льготы являются обоснованными.

Вместе с тем, учитывая, что с 01.01.2009 обязанность по предоставлению мер социальной поддержки в виде денежного эквивалента 50% скидки по оплате жилищно-коммунальных услуг возложена на Департамент Смоленской области по социальному развитию, именно на него суд полагает целесообразным возложить обязанность по начислению и выплате денежного эквивалента в размере 50-процентной скидки по оплате коммунальных услуг, из средств федерального бюджета, с перерасчетом данной платы начиная с 01.01.2009.

При таких обстоятельствах, суд находит требования Пармененковой А.А. обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194-198, 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Пармененковой А.А. удовлетворить.

Обязать Департамент Смоленской области по социальному развитию с 01 января 2009г. производить ежемесячно за счёт денежных средств, выделяемых из федерального бюджета на реализацию Федерального Закона «О ветеранах» №5-ФЗ от 12.01.1995г., членам семьи Пармененковой А.А.: дочери - ФИО1, внучке - ФИО2, внучке - ФИО3, начисление и выплату денежного эквивалента в размере 50-процентной скидки по оплате за водоснабжение, водоотведение, электрической энергии в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления, а также произвести перерасчет произведенных платежей по оплате указанных коммунальных услуг с 01 января 2009 г. по 31 мая 2010г., с учетом права членов семьи Пармененковой А.А. на предоставление мер социальной поддержки в виде 50 % скидки по оплате коммунальных услуг.

Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Промышленный суд г.Смоленска в течение 10 дней со дня его изготовления судом в окончательной форме.

Судья С.Н. Шахуров

-32300: transport error - HTTP status code was not 200