Дело №2-4252/2010
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 декабря 2010 года город Смоленск
Промышленный районный суд г.Смоленска
В составе:
Председательствующего судьи Котова Г.П.,
При секретаре Мартыновой К.А.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Исакова А.В., Исаковой Е.Г. к Государственному учреждению - Смоленское отделение Фонда социального страхования РФ филиал №1 г.Смоленска о взыскании стоимости лечения,
УСТАНОВИЛ:
Исаковы обратились в суд с иском к ГУ - Смоленское отделение Фонда социального страхования РФ филиал №1 г.Смоленска (далее Фонд) о взыскании стоимости санаторно-курортного лечения. В обоснование требований указали, что являются инвалидами второй группы, в связи с чем на них распространяются льготы, установленные действующим законодательством для данной категории граждан, в том числе право на получение санаторно-курортного лечения. Однако, несмотря на имеющееся право, ответчик не предоставил им в 2008 году путёвки на указанное лечение, в силу чего ими были приобретены самостоятельно две путёвки в ЗАО «Клинический санаторий «Металлург». Поскольку действующим законодательством предусмотрена компенсация за лечение, просят взыскать с ответчика 58998,83 руб. в счёт возмещения стоимости санаторно-курортного лечения в ЗАО «Клинический санаторий «Металлург» и проезда к месту лечения и обратно.
В судебном заседании Исаков А.В. иск поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель Фонда Жукова О.А. иск не признала, пояснив, что требование не основано на законе, с учётом их очерёдности им были предложены путёвки, однако ими они не воспользовались, самостоятельно выбрав санаторий. Действующим законодательством не предусмотрена компенсация лечения. Просит в иске отказать.
Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В судебном заседании установлено, что Исаков А.В. и Исакова Е.Г. являются инвалидами второй группы бессрочно, что подтверждается копиями справки МСЭ, МРЭК (л.д.3-5).
Из сведений о путёвках (л.д.18) видно, в 2008 году ответчику было выделено 1307 путёвок.
На основании заявления истца от 15.04.2008г., с учётом номера очереди и профиля заболевания, Исакову А.В. была выделена путёвка. Однако, как следует из справок Фонда (л.д.23, 28) Исаков А.В. за выдачей путёвки не обращался.
По заявлению Исаковой Е.Г. от 16.06.2008г. ей путевка в 2008г. не была представлена, так как ей путевок не хватило.
В связи с этими обстоятельствами им были предоставлены путевки в 2009году в санаторий <данные изъяты> с заездом 02.03.2009, что подтверждается копиями накладных (л.д.24,29), заявлений (л.д.25,30), справками на получение путёвки (л.д.26-27, 31-32).
Не получив путевок, Исаковы в 2008году за собственные деньги приобрели две путевки в санаторий «Металлург», что подтверждается копий отрывного талона, счёт-фактуры № от ДД.ММ.ГГГГ, накладной № от ДД.ММ.ГГГГ, чеков АЗС (л.д.6-10). Общая стоимость путёвки составила 25740 руб. каждому. До санатория и обратно они добирались на собственной автомашине. Расходы на проезд до санатория и обратно составили 7518,83 руб.
Обосновывая своё требование, Исаковы указывают, что поскольку ответчик не предоставил им в 2008г. услугу по санаторно-курортному лечению, то их затраты на самостоятельное лечение подлежит компенсации.
Суд находит указанный довод ошибочным по следующим основаниям.
В соответствии со ст.ст.2, 9 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ (в ред. от 24.07.2009) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» социальная поддержка инвалидов включает в себя, в том числе, предоставление данной категории лиц санаторно-курортного лечения.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации №328 от 29 декабря 2004 года, утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан.
Настоящий Порядок регулирует предоставление гражданам набора социальных услуг, в том числе предоставление, при наличии медицинских показаний, путёвки на санаторно-курортное лечение.
Так, согласно п.3.1, 3.3, 3.6, 3.7 названного Порядка, обеспечение санаторно-курортным лечением осуществляется путем предоставления гражданам при наличии медицинских показаний санаторно-курортных путёвок в санаторно-курортные организации, расположенные на территории Российской Федерации и включённые в Перечень, который утверждается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Путёвки на санаторно-курортное лечение приобретаются Фондом социального страхования Российской Федерации.
При наличии справки для получения путевки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путёвки в исполнительные органы Фонда социального страхования Российской Федерации или органы социальной защиты населения, с которыми исполнительный орган Фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путёвками на санаторно-курортное лечение, по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в исполнительные органы Фонда.
Как установлено судом, истцы имели право на предоставлении санаторно-курортного лечения в 2008 году, обращались за получением путёвок, что не оспаривается ответчиком.
Вместе с тем, в соответствии с п.4 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ №864 от 29.12.2004 финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, осуществляется за счёт средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год: Фонду социального страхования Российской Федерации - на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по предоставлению путёвок на санаторно-курортное лечение и проезду на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
Согласно п. 19 Правил, средства Фонда социального страхования Российской Федерации на предоставление гражданам путёвок на санаторно-курортное лечение и проезд на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, предусмотренные в бюджете Фонда на очередной финансовый год, распределяются по исполнительным органам Фонда.
Само распределение средств между региональными отделениями Фонда осуществляется пропорционально количеству граждан, имеющих право на получение социальной услуги.
В силу п.2 Постановления Правительства РФ №864 от 29.12.2004, а также Разъяснений о правах граждан-получателей государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, установленных гл.22 Федеральным Законом №178-ФЗ от 17.07.1999 «О государственной социальной помощи», данными в письме Минсоцздравразвития России №4677-ВС от 30.09.2005, затраты связанные с предоставлением набора социальных услуг, являются расходными обязательствами РФ.
Таким образом, обязательства Фонда ограничены объёмом средств, перечисленных из федерального бюджета, в силу чего обеспечить граждан, имеющих право на получение набора социальных услуг, путёвками на санаторно-курортное лечение за пределами выделенных из федерального бюджета средств либо за счёт иных средств (в том числе средств обязательного социального страхования) не представляется возможным в соответствии с действующим законодательством, поскольку такое право поставлено в зависимость от объёма денежных средств, предусмотренных на финансирование набора социальных услуг.
Данное обстоятельство подтверждено Определением ВС РФ №КАС06-494 от 16.01.2007 «Об оставлении без изменения решения ВС РФ №ГКИПИ06-1232 от 25.10.2006…».
Учитывая, что в 2008 году ответчику было выделено 1307 путёвки, а номер очереди истицы составлял 3360, то непредоставление истцам путёвки в 2008 году не является нарушением действующего законодательства, тем более, что истцу предлагалась путёвка, в соответствии с его номером очереди, с заездом в декабре 2008 года, от которой он отказался, что подтверждается копией извещения и почтовой квитанцией (л.д.19-20).
Так же исходя из действующего законодательства, суд находит, что санаторно-курортное лечение не является услугой, а довод истцов о том, что Федеральным Законом №181-ФЗ предусмотрена компенсация по санаторно-курортному лечению необоснован в силу следующего.
Действительно, п.1 ч.1 ст.6.2 Федерального закона №178-ФЗ от 17.07.1999 «О государственной социальной помощи» предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение включено в набор социальных услуг, а статьёй 11 Федерального закона №181-ФЗ от 24.11.1995 «О социальной защите инвалидов в РФ» предусмотрено, что если предусмотренное индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации либо услуга не могут быть предоставлены инвалиду или если инвалид приобрёл соответствующее средство либо оплатил услугу за собственный счёт, то ему выплачивается компенсация в размере стоимости технического средства реабилитации, услуги, которые должны быть предоставлены инвалиду.
Вместе с тем, ст.6.2 Федерального закона №178-ФЗ от 17.07.1999, содержит обобщённые сведенья о социальных услугах, а сам Закон не содержит норм позволяющих компенсировать социальные услуги.
В то же время и в ст.9 Федерального закона №181-ФЗ от 24.11.1995 «О социальной защите инвалидов в РФ» и в положениях Распоряжения Правительства РФ №2347-р от 30.12.2005 «О федеральном перечне реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду» предусмотрено, что санаторно-курортное лечение относится к реабилитационным мероприятиям, тогда как услугами признаются: ремонт технических средств реабилитации, включая протезно-ортопедические изделия, содержание и ветеринарное обслуживание собак-проводников (путем выплаты ежегодной денежной компенсации), предоставление услуг по сурдопереводу.
Таким образом, судом установлено, что ни Федеральным законом №178-ФЗ от 17 июля 1999 года «О государственной социальной помощи», ни Федеральным законом №181-ФЗ от 24 ноября 1995 года «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», а равно другими Законами регулирующих социальную защиту инвалидов, не предусмотрена возможность получения денежной компенсации взамен входящей в набор социальных услуг путёвки на санаторно-курортное лечение.
Довод Исакова А.В. о том, что он не получал извещения о выделении путевки в 2008г. суд считает надуманным, та как он опровергается реестром на заказную корреспонденцию, из которого видно, что сообщение ему высылалось. Кроме того, Исаков А.В. ежегодно получает путевки у ответчика и хорошо знает порядок предоставления путевок.
Довод истцов о том, что они не просят компенсацию за не предоставление путёвки, то есть услуги, а просят компенсацию за уже приобретённую услугу, не имеет юридического значения, поскольку в любом случае они просят компенсацию, которая Законом не предусмотрена.
При таких обстоятельствах, требования истцов о компенсации стоимости санаторно-курортного лечения не основано на Законе и удовлетворению не подлежит.
Поскольку требование истцов о компенсации расходов по проезду к месту лечения и обратно производно от требования о компенсации стоимости лечения, в удовлетворении которого отказано, то суд также отказывает и в удовлетворении данного требования.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исакову А.В. и Исаковой Е.Г. в удовлетворении иска к Государственному учреждению - Смоленское региональное отделение Фонда социального страхования РФ о возмещении стоимости санаторно-курортного лечения в ЗАО «Клинический санаторий «Металлург» и проезда к месту лечения и обратно отказать.
Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Промышленный районный суд г. Смоленска в течение 10 дней.
Судья Г.П. Котов