об оспаривании предписания



дело №2-4602 /2010

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

22 декабря 2010 года

Промышленный районный суд г.Смоленска

В составе:

Председательствующего судьи Селезеневой И.В.,

При секретаре Владимировой Е.С.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению СОГУ «Геронтологический центр «Вишенки» об оспаривании предписания Государственной инспекции труда в Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ,

У С Т А Н О В И Л:

СОГУ «Геронтологический центр «Вишенки» (далее по тексту - СОГУ ГЦ «Вишенки») обратилось в суд с заявлением об оспаривании действий Государственной инспекции труда в Смоленской области, в обоснование требований указав, что в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором труда в Смоленской области (по правовым вопросам) Е.Л.Достоваловой была проведена внеплановая проверка по обращению работника СОГУ ГЦ «Вишенки» Г., по результатам которой было выдано предписание № об устранении нарушений трудового законодательства, а именно: произвести Г. доплату за совмещение должности шеф-повара с выплатой разницы в должностном окладе сверх минимального размера оплаты труда за июль-август 2010 года. Заявитель считает данное предписание незаконным, поскольку система оплаты труда работников СОГУ разработана в соответствии с Положением об отраслевой системе оплаты труда работников областных государственных учреждений социального обслуживания, утв. Постановлением администрации Смоленской области №620 от 14.11.2008, согласно п.4.1 которого к выплатам компенсационного характера относятся доплата за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (доплаты за совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания, увеличение объема работы или исполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором. В то же время, доплата к заработной плате устанавливается отработавшим норму рабочего времени за соответствующий календарный месяц, выполнившим норму труда (трудовые обязанности) работникам, начисленная заработная плата которых с учетом стимулирующих и компенсационных выплат составляет менее минимального размера оплаты труда в соответствии с постановлением администрации Смоленской области №777 от 31.12.2008 «Об утверждении доплаты к месячной заработной плате работникам областных государственных учреждений». В силу приведенных обстоятельств полагает, что доплата за исполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от основной работы входит в состав минимального размера оплаты труда, следовательно, выплата Г. заработной платы была произведена в полном объеме.

Просит суд отменить предписание №, выданное главным государственным инспектором труда в Смоленской области (по правовым вопросам) Е.Л.Достоваловой от ДД.ММ.ГГГГ на имя директора СОГУ «Геронтологический центр «Вишенки» М..

В судебном заседании представитель заявителя - Бельченкова Е.А. поддержала заявление по изложенным в нем основаниям.

Представитель СОГУ ГЦ «Вишенки» Козлова Т.В. дополнительно пояснила суду, что Г. являлась работником СОГУ в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Была уволена по собственному желанию. После увольнения претензий к работодателю не имела, однако в октябре 2010 года обратилась в Государственную инспекцию труда по Смоленской области, которая провела проверку по ее обращению с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и нарушений по оплате труда за выполнение ею обязанностей шеф-повара с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не выявила, о чем был составлен акт от ДД.ММ.ГГГГ. Не согласившись с выводами проверки, Г. повторно обратилась в инспекцию труда. Была проведена повторная проверка по тем же вопросам и составлен акт от ДД.ММ.ГГГГ, а также выдано предписание от ДД.ММ.ГГГГ о доплате Г. за совмещение должностей повара и шеф-повара с выплатой разницы в должностном окладе сверх минимального размера оплаты труда за июль-август 2010. Данный вывод Государственной инспекции труда не соответствует действительности, поскольку заработная Г. в должности повара составляла: 2300 руб. - должностной оклад и 2645 руб. - надбавка. ДД.ММ.ГГГГ с Г. было заключено дополнительное соглашение к трудовому договору о возложении на нее обязанностей шеф-повара без освобождения от работы, определенной трудовым договором, а также была изменена оплата труда работника: установлен базовый оклад в размере 3400 руб. и должностной оклад с учетом коэффициента специфики работы в размере 4692 руб., что более минимального размера оплаты труда, составлявшего на тот момент 4330 руб. В силу чего полагает, что оснований для выплаты Г. разницы между должностным окладом и минимальным размером оплаты труда не имеется.

Представитель Государственной инспекции труда в Смоленской области - Сергеева С.В. с заявлением не согласилась и пояснила, что по заявлению работника СОГУ ГЦ «Вишенки» Г. была проведена внеплановая проверка, в ходе которой были выявлены нарушения трудового законодательства, заключавшиеся в том, что на повара Г. приказом работодателя от ДД.ММ.ГГГГ были возложены обязанности шеф-повара на период отпуска последнего с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также на период болезни шеф-повара с ДД.ММ.ГГГГ, без освобождения от работы, определенной трудовым договором. Однако в нарушение требований ч.1 чт.60.2, ст151, ч.3 ст.133 ТК РФ Г. не была произведена доплата за дополнительную работу (совмещение профессий) с выплатой разницы в должностном окладе сверх минимальной оплаты труда за период совмещения. Указанные нарушения зафиксированы в акте проверки от ДД.ММ.ГГГГ, с которыми представитель заявителя был ознакомлен под роспись. Так же, было выдано предписание № об устранении выявленных нарушений. Государственный инспектор труда пришел к выводу, что работник за выполнение обязанностей, установленных в трудовом договоре, должен получать заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда. За выполнение дополнительных обязанностей работник должен был получать дополнительную оплату. При этом, в минимальный размер оплаты труда должны входить компенсационные и стимулирующие выплаты, однако в трудовом договоре с Г. такие выплаты не указаны и не указаны дополнительные работы. Полагает, что Г. должна была выплачиваться заработная плата по ее основной должности и разница в окладах повара и шеф-повара, составляющая около 2000 руб.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В силу ст.ст.2, 3, 22 ТК РФ в Российской Федерации запрещается дискриминация при установлении или изменении условий оплаты труда, работодатель обязан обеспечить работникам равную оплату за труд равной ценности. Каждому работнику гарантируется своевременная и в полном размере выплата справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

В силу ст.357 ТК РФ государственные инспекторы труда при осуществлении государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.

В силу ст.361 ТК РФ решения государственных инспекторов труда могут быть обжалованы соответствующему руководителю по подчиненности, главному государственному инспектору труда Российской Федерации и (или) в суд.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Г. была принята на работу в СОГУ ГЦ «Вишенки» на должность повара, о чем между сторонами был заключен трудовой договор №.

ДД.ММ.ГГГГ приказом работодателя № на Г. возложены обязанности шеф-повара без освобождения от работы, определенной трудовым договором на период отпуска шеф-повара К. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с установлением квалификационного должностного оклада в размере 4080 руб. и должностного оклада в размере 4692 руб., о чем между сторонами было заключено дополнительное соглашение № от ДД.ММ.ГГГГ к трудовому договору № от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ приказом работодателя № на Г. возложены обязанности шеф-повара без освобождения от работы, определенной трудовым договором на период временной нетрудоспособности шеф-повара К. с ДД.ММ.ГГГГ с выплатой разницы в должностном окладе.

ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа № Г. в связи с выходом на работу шеф-повара К. поручено приступить к работе в должности повара с ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа № Г. уволена на основании п3 ст.77 ТК РФ по собственному желанию.

В октябре 2010 года Г. обратилась с заявлением в Государственную инспекцию труда в Смоленской области.

ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором труда (по правовым вопросам) Доставаловой Е.Л. выдано предписание № об устранении нарушений трудового законодательства, выявленных в ходе проверки СОГУ ГЦ «Вишенки», а именно: произвести Г. доплату за совмещение должностей повара и шеф-повара с выплатой разницы в должностном окладе сверх минимального размера оплаты труда за июль-август 2010 года.

Изложенные обстоятельства подтверждаются объяснениями лиц, участвующих в деле, а также копиями следующих документов: <данные изъяты>

В обоснование своего заявления СОГУ ГЦ «Вишенки» ссылается на то, что в период выполнения Г. обязанностей шеф-повара ей производилась соответствующая выплата разницы в должностном окладе.

Согласно ст.151 ТК РФ при совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику производится доплата.

Размер доплаты устанавливается по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы (статья 60.2 настоящего Кодекса).

Исходя из содержания приведенной нормы права, критериями определения размера указанной доплаты являются содержание и (или) объем дополнительной работы. Содержание определяет характер выполняемой работы (квалифицированная, требующая специальной подготовки и т.п.), что находит отражение в наименовании профессии, специальности, должности и в определении уровня ее сложности (разряды, классы, категории и т.п.). Объем работы определяет ее количество.

Правила привлечения работника наряду с работой, определенной трудовым договором, к выполнению дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) установлены ст.60.2 ТК РФ, в соответствии с которой, с письменного согласия работника ему может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную оплату (статья 151 настоящего Кодекса).

Поручаемая работнику дополнительная работа по другой профессии (должности) может осуществляться путем совмещения профессий (должностей). Поручаемая работнику дополнительная работа по такой же профессии (должности) может осуществляться путем расширения зон обслуживания, увеличения объема работ. Для исполнения обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику может быть поручена дополнительная работа как по другой, так и по такой же профессии (должности).

Таким образом, дополнительная работа, поручаемая работнику наряду с работой, определенной трудовым договором, может выполняться им в порядке совмещения профессий (должностей), путем расширения зон обслуживания, увеличения объема работ или в связи с возложением на него обязанностей временно отсутствующего работника.

При этом, в силу абз.3 ст.133 ТК РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые

обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда, который, в свою очередь, не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения.

Таким образом, за отработанную месячную норму рабочего времени (при выполнении норм труда (трудовых обязанностей) работник не может получить меньше установленного федеральным законом минимума.

Минимальный размер оплаты труда в Российской Федерации представляет собой низший предел оплаты труда работников и устанавливается Федеральным законом от 19.06.2000 г. N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда", который с 01 января 2009 г. составляет 4330 руб.

Минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом, обеспечивается организациями, финансируемыми из бюджетов субъектов Российской Федерации, - за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации (ст.133 ТК РФ).

В соответствии со ст.129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) определяется как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальные оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Необходимо отметить, что в действующей редакции статья 129 ТК РФ не содержит указания на то, что в минимальный размер заработной платы не включаются выплаты, призванные компенсировать влияние на работника неблагоприятных производственных факторов или стимулировать работника к качественному результату труда, т.е. не включаются доплаты и надбавки, а также премии и другие поощрительные выплаты.

Согласно ст.131.1 ТК РФ в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы для данного субъекта, который не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.

Таким образом, трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, включающая в себя все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, что было отмечено Верховным Судом РФ в Определении от 23.07.2010 № 75-В10-2.

Исходя из положений ст.129, 133 ТК РФ, в случае, если заработная плата работника с учетом его оклада, а также компенсационных, стимулирующих и социальных выплат составит менее минимального размера оплаты труда, на работодателя возлагается обязанность по выплате работнику разницы между заработной платой и действующим минимальным размером оплаты труда, поскольку получение заработной платы в указанном размере является конституционно гарантированным правом работника.

Судом установлено, что постановлением Главы города Смоленска от 15.02.2008 N 61 "Об установлении доплаты к месячной заработной плате работникам муниципальных учреждений города Смоленска", изданным в соответствии с Постановлением Администрации Смоленской области от 31.12.2008 N 777 "Об установлении доплаты к месячной заработной плате работникам областных государственных учреждений", установлена доплата к месячной заработной плате (далее - доплата) отработавшим норму рабочего времени за соответствующий календарный месяц, выполнившим норму труда (трудовые обязанности) работникам муниципальных учреждений города Смоленска, оплата труда которых тарифицируется с первого по седьмой разряд тарифной сетки по оплате труда работников муниципальных учреждений города Смоленска и начисленная заработная плата которых с учетом стимулирующих и компенсационных выплат, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами города Смоленска, менее сумм, приведенных в п.1 данного постановления.

Выплата заработной платы с учетом доплаты работникам, указанным в пункте 1 настоящего постановления, обеспечивается за счет средств бюджета города Смоленска, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности соответствующего муниципального учреждения.

Указанное постановление применяется к правоотношениям, возникшим с 1 февраля 2008 года.

Решением Смоленского городского Совета от 31.03.2006 N 251 "Об оплате труда работников муниципальных учреждений города Смоленска" для работников муниципальных учреждений города Смоленска установлена тарифная система оплаты труда, включающая в себя тарифные ставки (оклады) по оплате труда и тарифные коэффициенты. Порядок применения тарифной системы оплаты труда определяется постановлением Главы города Смоленска по отраслям бюджетной сферы.

Так, постановлением администрации Смоленской области от 14.11.2008 №620 утверждено Положение об отраслевой системе оплаты труда работников областных государственных учреждений социального обслуживания, согласно п.3 которого заработная плата работника состоит из оклада (должностного оклада), выплат компенсационного и стимулирующего характера.

Согласно п.4.1, 4.1.2 к выплатам компенсационного характера работникам учреждений социального обслуживания относятся доплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (доплаты за совмещение профессий (должностей). Доплата устанавливается к окладу (должностному окладу) работника. Размер доплаты устанавливается по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы.

Анализируя представленные по делу доказательства в совокупности, суд приходит к убеждению, что должностной оклад повара СОГУ ГЦ «Вишенки» Г., установленный п.5.1 трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ размере 2645 руб., менее минимального размера оплаты труда; после возложения на нее дополнительных обязанностей шеф-повара на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, по соглашению с работодателем, закрепленному в дополнительном соглашении к трудовому договору, ей был установлен должностной оклад в большем размере - 3 400 руб. Однако, совокупный размер месячной заработной платы Г. в оспариваемый период превышал установленный Федеральным законом минимальный размер оплаты труда в 4330 руб., составляя фактически суммы в размерах величин прожиточного минимума трудоспособного населения по Смоленской области, что подтверждается представленными суду расчетными листками (л.д.18-20).

Возлагая на СОГУ ГЦ «Вишенки» обязанность по выплате Г. разницы в должностном окладе между поваром и шеф-поваром государственный инспектор труда полагал, что должностной оклад по совмещаемой должности должен был составлять не менее минимального размера оплаты труда, что является ошибочным, поскольку должностной оклад является одним из элементов системы оплаты труда, наряду с выплатами компенсационного и стимулирующего характера. Также, государственным инспектором труда не было учтено, что при установлении Г. заработной платы работодателем было применено Положение об отраслевой системе оплаты труда работников областных государственных учреждений социального обслуживания, утв. постановлением администрации Смоленской области от 14.11.2008 №620, поскольку ей была установлена доплата к должностному окладу за исполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором.

Таким образом, вывод государственного инспектора труда о производстве Г. доплаты за совмещение должностей повара и шеф-повара с выплатой разницы в должностном окладе сверх минимального размера оплаты труда за июль-август 2010 года, основан на неверном толковании норм трудового законодательства, противоречит установленным по делу фактическим обстоятельствам, и не может быть признан правильным.

Следовательно, предписание № от ДД.ММ.ГГГГ, выданное государственным инспектором труда в Смоленской области (по правовым вопросам) Достоваловой Е.Л. на имя директора СОГУ ГЦ «Вишенки» М., подлежит отмене как незаконное.

Руководствуясь ст.ст.194-198, 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Требования СОГУ «Геронтологический центр «Вишенки» удовлетворить.

Предписание №, выданное главным государственным инспектором труда в Смоленской области (по правовым вопросам) Е.Л.Достоваловой от ДД.ММ.ГГГГ на имя директора СОГУ «Геронтологический центр «Вишенки» М., отменить.

Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Промышленный районный суд г.Смоленска в течение 10 дней.

Судья И.В.Селезенева