дело №2-490/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
17 января 2011 года
Промышленный районный суд г.Смоленска
В составе:
Председательствующего судьи Селезеневой И.В.,
При секретаре Владимировой Е.С.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Новикова А.А. к ОАО «Смоленскэнергосбыт», Департаменту Смоленской области по социальному развитию о предоставлении льгот по оплате электроэнергии,
У С Т А Н О В И Л :
Новиков А.А. обратился в суд с иском к ОАО «Смоленскэнергосбыт» о предоставлении льгот по оплате электроэнергии, указав в обоснование заявленных требований, что как инвалид 3 группы, участник боевых действий в Чеченской Республике, в соответствии с ФЗ «О ветеранах» имеет право на получение мер социальной поддержки в виде 50% оплаты электроэнергии. Данная льгота предоставлялась ему и членам его семьи до 01.01.2009г., а с указанной даты льгота предоставляться перестала. Просит суд обязать ОАО «Смоленскэнергосбыт» с 01.01.2009г. по настоящее время произвести перерасчет предоставленных льгот по электроэнергии ему и членам его семьи.
В судебном заседании истец дополнил суду, что льгота по оплате электроэнергии в период с 01.01.2009г. по 31.12.2010г. ему предоставлялась, но не предоставлялась членам его семьи, в связи с чем, просит выплатить денежный эквивалент 50-ти процентной скидки в оплате коммунальных услуг за пользование электроэнергией членам его семьи.
Ответчик ОАО «Смоленскэнергосбыт», будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщил. В предыдущем судебном заседании представитель ответчика Косарев А.В. исковые требования не признал по основаниям, изложенным в письменных возражениях (л.д.28-29). Пояснил, что до 01.01.2009г. истцу и членам его семьи предоставлялись меры социальной поддержки в виде 50% оплаты за потребленную электроэнергию. Однако с 01.01.2009г. в связи с изменением формы предоставления указанной меры социальной поддержки, предоставлять ее ОАО «Смоленскэнергосбыт» не имеет оснований. С указанной даты данную меру социальной поддержки должен предоставлять Департамент Смоленской области по социальному развитию. В удовлетворении исковых требований просил отказать.
Представитель привлеченного к участию в деле в качестве соответчика Департамента Смоленской области по социальному развитию Коростелев Д.И. исковые требования не признал по основаниям, изложенным в возражениях (л.д.31). Пояснил, что Постановлением администрации Смоленской области от 19.12.2008г. №713 «О форме предоставления на территории Смоленской области мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан из числа ветеранов, имеющих право на указанные меры социальной поддержки в соответствии с ФЗ «О ветеранах»» с 01.01.2009г. на территории Смоленской области установлена форма предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан из числа ветеранов, в виде денежного эквивалента 50-процентной скидки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки членам семьи инвалидов по оплате коммунальных услуг в соответствии с постановлением СМ СССР №209 Департамент не наделен. Считает, что меры социальной поддержки в соответствии с пп.9 п.1 ст.14 ФЗ «О ветеранах» распространяются на членов семьи инвалида только с 01.01.2011г.
В соответствии с ч.4 ст.167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившегося ответчика.
Суд, заслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.
Подпунктом 9 п.1 ст. 14 ФЗ РФ от 12.01.1995г. №5-ФЗ «О ветеранах» (в редакции от 22.08.2004г.) предусмотрено предоставление инвалидам войны, к которым, согласно ст.3 этого Закона, относятся и ветераны боевых действий, меры социальной поддержки в виде оплаты в размере 50% коммунальных услуг (в т.ч. за электрическую энергию) в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления. Льготы по оплате указанных услуг предоставляются независимо от вида жилищного фонда
В судебном заседании установлено, что Новиков А.А. является нанимателем жилого помещения - <адрес>. Совместно с истцом по указанному адресу зарегистрированы и проживают его супруга Ф1 и сын Ф2
Новиков А.А. с 2004г. является инвалидом 3 группы пожизненно и имеет право на льготы, установленные законодательством РФ для инвалидов Великой Отечественной войны.
До 01.01.2009г. Новикову А.А., а также его супруге Ф1 и сыну Ф2, как членам его семьи, ОАО «Смоленскэнергосбыт» предоставлялась 50% льгота по оплате коммунальных услуг за пользование электроэнергией, а с 01.01.2009г. данная льгота предоставляется только Новикову А.А. путем выплаты Департаментом Смоленской области по социальному развитию ежемесячной денежной компенсации.
Указанные обстоятельства подтверждаются как объяснениями сторон, так и письменными материалами дела: счетами-квитанциями (л.д.5-9), сообщением ОАО «Смоленскэнергосбыт» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.16-18), копией паспорта (л.д.27), копией удостоверения (л.д.27), справкой-расчетом (л.д.30), выписками из лицевого счета по вкладам, расчетом начислений льгот.
В обоснование заявленных требований истец ссылается на то, что меры социальной поддержки по оплате за коммунальные услуги за период с 01.01.2009г. по 31.12.2010г. должны распространяться также и на членов его семьи.
Ответчик ОАО «Смоленскэнергосбыт» право истца на предоставление льгот ему и членам его семьи не оспаривает, однако считает, что с 01.01.2009г. данную меру социальной поддержки должен предоставлять Департамент Смоленской области по социальному развитию.
Департамент Смоленской области по социальному развитию в свою очередь считает, что названная мера социальной поддержки в спорный период распространялась только на инвалида войны, а на членов его семьи распространяется только с 01.01.2011г. Данные доводы суд находит необоснованным в силу следующего.
Действительно, пп.9 п.1 ст.14 ФЗ «О ветеранах» в редакции, действующей в спорный период, не содержал прямого указания на возможность предоставления льгот по оплате коммунальных услуг членам семьи инвалида войны.
Вместе с тем, Постановлением Совета Министров СССР от 23.02.1981 г. № 209 было утверждено «Положение для инвалидов Отечественной войны и семей погибших военнослужащих (в редакции от 01.07.1991г.), пунктом 17 которого предусмотрено, что инвалидам Отечественной войны и проживающим совместно с ними членам их семей, а также семьям, получающим пенсии по случаю потери кормильца за погибшего военнослужащего, предоставляется скидка в размере 50 процентов с установленной платы за пользование отоплением, водопроводом, газом и электроэнергией.
Пункты 3,4 статьи 11 Федерального закона «О ветеранах» в редакции, действовавшей до 01.01.2005 г. (до внесения в него изменений ст. 44 ФЗ от 22.08.2004 г. №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации») устанавливал, что права и льготы, а также другие меры социальной защиты ветеранов и членов их семей, ранее установленные законодательством СССР и законодательством Российской Федерации, не могут быть отменены без равноценной замены. Федеральные законы и иные нормативные правовые акты, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, ограничивающие права и льготы, предусмотренные для ветеранов настоящим Федеральным законом, являются недействительными
Конституционный Суд РФ в своем определении от 04.12.2003г. №423-О, пришел к выводу, что положения ФЗ «О ветеранах» во взаимосвязи с п.17 Положения о льготах для инвалидов Отечественной войны и семей погибших военнослужащих от 23.08.1981г., сохранившего свое действие согласно п.3 ст.11 того же Федерального закона в указанной редакции, не могут рассматриваться как лишающие льгот по оплате коммунальных услуг членов семей, проживающих совместно с инвалидами Великой Отечественной войны и приравненными к ним лицами.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 27.12.2005г. № 502-О по жалобе гр. Зимницкого С.В., и определении от 07.12.2006г. № 524-О по жалобе гр. Анохиной Н.М., признание п. 6 ст.44 ФЗ от 22.08.2004г. № 122-ФЗ утратившими силу пп.3 и 4 ст.11 ФЗ « О ветеранах» не означает, что федеральный законодатель отказался от ранее принятой на себя обязанности обеспечивать категориям граждан, обладающим особым правовым статусом, определенный прежним правовым регулированием уровень социальной защиты. Это подтверждается и положениями ст. 153 ФЗ от 22.08. 2004г. № 122-ФЗ, регулирующей вопросы предоставления в условиях нового правового регулирования прав, льгот и гарантий, которыми отдельные категории граждан пользовались в рамках действовавшей до 01.01.2005г. системы социальной защиты.
Таким образом, сама по себе утрата силы пунктами 3 и 4 ст. 11 ФЗ «О ветеранах» не может рассматриваться как допускающая в рамках длящихся правоотношений отмену без равноценной компенсации льгот для инвалидов войны и членов их семей, у которых право пользования такой льготой возникло и было реализовано ими до 01.01.2005г.
До 01.01.2005 года Новиков А.А. и члены его семьи приобрели и реализовали право на получение льгот и пользовались ими до 01.01.2009 года.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к убеждению, что отказ в предоставлении льготы с 01.01.2009г. в виде 50% оплаты за пользование электроэнергией членам семьи Новикова А.А. (супруге Ф1 и сыну Ф2) свидетельствует о том, что условия предоставления меры социальной поддержки инвалиду войны и членам его семьи ухудшены, что противоречит положениям ст.153 ФЗ № 122-ФЗ от 22.08.2004г. и нарушает право истца на получение льготы в полном объеме.
В силу п.1 ст.10 ФЗ «О ветеранах» меры социальной поддержки, установленные статьями 14 - 19 и 21 названного Закона и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, являются расходными обязательствами Российской Федерации.
В соответствии со ст.23.2. ФЗ «О ветеранах», Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных ст.14 Закона. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. Объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки. Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
До 01 января 2009 года действовало Постановление Администрации Смоленской области от 01.04.2005г. №92 «О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан», согласно которого формой предоставления мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан из числа ветеранов, являлась их оплата жилищно-эксплуатационным и коммунальным предприятиям в размере 50 процентов.
Начиная с 01.01.2009г. Постановлением администрации Смоленской области от 19.12.2008г. №713 «О форме предоставления на территории Смоленской области мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан из числа ветеранов, имеющих право на указанные меры социальной поддержки в соответствии с ФЗ «О ветеранах»» на территории Смоленской области установлена форма предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан из числа ветеранов, в виде денежного эквивалента 50-процентной скидки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
Названным Постановлением утверждено «Положение о предоставлении на территории Смоленской области мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан из числа ветеранов, имеющих право на указанные меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах»», в соответствии с которым, решение о выплате денежного эквивалента принимается отделами (секторами) социальной защиты населения Департамента Смоленской области по социальному развитию по месту жительства граждан.
Таким образом, произошло изменение формы предоставления мер социальной поддержки, установленных Законом «О ветеранах», тем не менее, не влекущее, по мнению суда, изменение круга лиц, имеющих право на их получение.
При таких обстоятельствах, учитывая, что с 01.01.2009г. обязанность по предоставлению мер социальной поддержки в виде денежного эквивалента 50% скидки по оплате жилищно-коммунальных услуг возложена на Департамент Смоленской области по социальному развитию, именно на него суд полагает целесообразным возложить обязанность по выплате денежного эквивалента в размере 50-процентной скидки по оплате потребленной электроэнергии в пределах нормативов потребления, из средств, выделяемых из федерального бюджета на реализацию Федерального Закона «О ветеранах» № 5-ФЗ от 12.01.1995 года, начиная с 01.01.2009г. по 31.12.2010г.
Руководствуясь ст.ст.194-198, 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Требования Новикова А.А. удовлетворить.
Обязать Департамент Смоленской области по социальному развитию произвести выплату денежного эквивалента в размере 50% скидки по оплате потребленной электроэнергии в пределах нормативов потребления, установленных органами местного самоуправления г.Смоленска из средств Федерального бюджета членам семьи Новикова А.А. - Ф1, Ф2 за период с 01.01.2009г. по 31.12.2010г.
Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Промышленный районный суд г.Смоленска в течение десяти дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья И.В.Селезенева