об оспаривании отказа в предоставлении земельного участка



дело №2-204 / 2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

08 февраля 2011 года

Промышленный районный суд г.Смоленска

В составе:

Председательствующего судьи Селезеневой И.В.,

При секретаре Владимировой Е.С.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Емельяновой А.М. к Департаменту имущественных и земельных отношений Смоленской области об оспаривании отказа в предоставлении земельного участка,

У С Т А Н О В И Л:

Емельянова А.М., уточнив требования, обратилась в суд с иском к Департаменту имущественных и земельных отношений Смоленской области об оспаривании отказа в предоставлении земельного участка, в обоснование требований указала, что как ветеран труда, в соответствии с законом Смоленской области от 10.06.2003г. №23-з «О предоставлении земельных участков в собственность граждан бесплатно» имеет право на предоставление в собственность бесплатно земельного участка в черте города Смоленска. В связи с чем ДД.ММ.ГГГГ обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении такового для индивидуального жилищного строительства по <адрес> с приложением схемы расположения испрашиваемого участка. Однако письмом ответчика от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении испрашиваемого земельного участка ей было отказано в связи с тем, что спорный земельный участок расположен в территориальной зоне ООТЗ (территория объекта культурного наследия). Данный отказ считает незаконным, поскольку по сообщению Управления архитектуры и градостроительства администрации г.Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ, испрашиваемый истцом земельный участок расположен в жилой зоне Ж1, что подтверждается выкопировкой из Генерального плана города Смоленска, а также схемой расположения земельного участка, выполненной специализированной межевой организацией и которая была приложена истцом к заявлению о его предоставлении от ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, Правила землепользования и застройки города Смоленска, утв. решением Смоленского горсовета №490 от 28.02.2007, были приняты до утверждения действующего Генерального плана, и потому к спорным правоотношениям применены быть не могут.

Просит суд признать отказ Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области в предоставлении ей в собственность бесплатно земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м по <адрес> незаконным; обязать ответчика дать согласие на формирование участка для индивидуального жилищного строительства площадью <данные изъяты> кв.м по <адрес> рядом с участком №, бесплатно согласно представленной схемы; обязать ответчика предоставить в собственность Емельяновой А.М. бесплатно земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м <адрес>, рядом с участком №.

В судебном заседании представитель истца - Шашков А.Н. иск поддержал по основаниям, изложенным в уточненном исковом заявлении, дополнив суду, что в непосредственной близости от испрашиваемого земельного участка находится Крепостная стена, однако на момент повторного обращения истца в Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области, данная зона согласно Правил землепользования и застройки города Смоленска являлась зоной Ж1. В настоящее время испрашиваемый земельный участок еще не сформирован, на кадастровый учет не поставлен, границы участка не определены, однако истец не может начать работы по формированию земельного участка в отсутствие соответствующего согласия Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области.

Ответчик иск не признал.

Представитель Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области (далее по тексту - Департамент) Карпович Ю.В. в судебном заседании пояснила, что изначально истец обратилась в Департамент с заявлением о предоставлении ей в собственность бесплатно земельного участка ДД.ММ.ГГГГ. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в предоставлении испрашиваемого участка поскольку, в соответствии с действовавшими на дату обращения Правилами землепользования и застройки, данный земельный участок находился в зоне ООТ3 (территория объекта культурного наследия), территориальным регламентом которой не предусмотрен такой вид использования земельного участка, как индивидуальное жилищное строительство. В ноябре 2010 года были приняты новые Правила землепользования и застройки, согласно которым зона, в которой расположен испрашиваемый земельный участок, является зоной Ж1 с разрешенным видом использования для индивидуального жилищного строительства. Вместе с тем, испрашиваемый земельный участок находится в непосредственной близости от Крепостной стены, в охранной зоне памятников культуры, где строительство запрещено. Кроме того, он находится в зоне уже сформированного земельного участка под домом № по <адрес>, находящегося в пользовании третьих лиц, а именно М.

Представитель третьего лица - Управления архитектуры и градостроительства администрации г.Смоленска, Колосова С.Ю. в судебном заседании поддержала позицию ответчика, указав, что в отношении территориальной зоны ООТ3 имеются ограничения в связи с наличием памятника архитектуры федерального значения - Смоленской крепости, в охранной зоне которого располагается спорный земельный участок, что исключает возможность его предоставления в собственности истца для ИЖС, тем более, что имеются сведения о наличии прав на данный участок у третьих лиц.

Представитель третьего лица - Департамента Смоленской области по культуре, Демьянов Н.Д. суду пояснил, что в соответствии с проектом охранных зон и зон регулирования застройки памятников истории и культуры г.Смоленска, утв.решением Смоленского облисполкома от 03.09.1982 № 528, историко-архитектурным и историко-археологическим опорным планом г.Смоленска, утвержденным решением Смоленской областной Думы от 31.10.1996 № 171, указанный земельный участок входит в охранную зону объекта культурного наследия федерального значения «Крепостные стены и башни, XVI-XVII1 вв.». Данный объект культурного наследия принят на государственную охрану постановлением Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 № 1327. Согласно ч.2 ст.34 ФЗ от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» установлено, что охранная зона - территория, в пределах которой в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом ландшафтном окружении устанавливается особый режим использования земель, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной пли природной среды объекта культурного наследия. Тем самым, земельный участок по адресу: <адрес>, расположен в пределах охранной зоны вышеуказанных объектов культурного наследия, в которой установлен особый режим использования земель и строительство на нем запрещено. Следовательно, предоставление Емельяновой A.M. земельного участка для индивидуального жилищного строительства противоречит приведенным положениям Федерального закона от 25.06.2002.

Представитель третьего лица - СОГУК «Центр по охране и использованию памятников истории и культуры» Дидора В.А. пояснила суду, что поддерживает позицию Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области.

Третьи лица Мосягина Л.А., Лашук В.Н. в судебном заседании пояснили суду, что в порядке наследования являются собственниками жилого <адрес> по <адрес> в долях 43/100 и 57/100 соответственно. Указанный жилой дом расположен на земельном участке площадью <данные изъяты> кв.м и был выделен наследодателям в бессрочное пользование для возведения 2-квартирного жилого дома, что ими и было сделано. Право собственности на жилой дом зарегистрировано в установленном порядке. Земельный участок, на который претендует истец, является составной частью земельного участка, площадью <данные изъяты> кв.м, является государственной собственностью и находится в их бессрочном пользовании. Они используют данный участок для личных нужд, обрабатывают его, ежегодно производят оплату земельного налога. Намерены оформить права на данный участок на себя.

Администрация г.Смоленска, привлеченная судом к участию в деле в качестве третьего лица, надлежаще извещенная о времени и месте рассмотрения дела, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечила, о рассмотрении дела в его отсутствие не просила, в связи с чем, на основании ч.3 ст.167 ГПК РФ суд определил возможным рассмотреть дело по существу в отсутствие представителя третьего лица.

Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с п.2 ст.15 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Согласно п.2 ст.28 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов РФ.

В соответствии с п.4 ст.1 Закона Смоленской области от 10.06.2003г. №23-з «О предоставлении земельных участков в собственность граждан бесплатно», предоставление земельных участков, находящихся в государственной собственности Смоленской области, муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в собственность граждан, проживающих на территории Смоленской области, бесплатно осуществляется в случаях предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства в т.ч. ветеранам труда.

Согласно ст.2 указанного Закона, предоставление гражданину земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с настоящим областным законом осуществляется однократно.

Согласно ст.1 Закона Смоленской области «О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Смоленской области - городе-герое Смоленске» от 08.02.2007г. №1-з, распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Смоленской области - городе-герое Смоленске осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти Смоленской области, определенным правовым актом Администрации Смоленской области.

В настоящее время, в соответствии с п.1.1 Положения, утв.Постановлением Администрации Смоленской области от 20 февраля 2009 N 86, таким уполномоченным органом является Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области.

В судебном заседании установлено, что Емельянова А.М. является ветераном труда.

ДД.ММ.ГГГГ Емельянова А.М. обратилась с заявлением в Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по <адрес> (рядом с участком №).

ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в предоставлении испрашиваемого земельного участка в связи с тем, что он расположен в границах территориальной зоны ООТЗ (территория объекта культурного наследия (отдельного памятника, ансамбля, комплекса), территориальный регламент которой не предусматривает такой вид разрешенного использования как индивидуальное жилищное строительство.

Кроме того, письмом Департамента от ДД.ММ.ГГГГ истцу было разъяснено, что территориальное зонирование г.Смоленска установлено в соответствии с действующими Правилами землепользования и застройки г.Смоленска, утв.решением Смоленского горсовета № от ДД.ММ.ГГГГ. По вопросу предоставления выкопировки из Генерального плана г.Смоленска с отображением границ зонирования территории в отношении спорного земельного участка истцу было рекомендовано обратиться в Управление архитектуры и градостроительства г.Смоленска.

ДД.ММ.ГГГГ Управлением архитектуры и градостроительства г.Смоленска Емельяновой А.М. дано разъяснение о том, что в соответствии с Генеральным планом города Смоленска, утв. 83-ей сессией Смоленского горсовета Ш созыва 22.12.2009, испрашиваемый земельный участок расположен в жилой зоне (зона застройки индивидуальными жилыми домами коттеджного типа).

Изложенные обстоятельства подтверждаются объяснениями сторон, письменными материалами дела: <данные изъяты>

В обоснование своих требований истец ссылается на незаконность отказа Департамента в предоставлении ей в собственность бесплатно спорного земельного участка для ИЖС, поскольку территориальное зонирование, на которое ссылается ответчик, было установлено Генеральным планом г.Смоленска от 22.12.2009, в то время как Правила землепользования и застройки г.Смоленска от 28.02.2008. разработаны на основании генерального плана г.Смоленска, утвержденного 22.09.1998.

Указанные доводы истца суд находит несостоятельными в силу следующего.

Согласно ст.3 Правил землепользования и застройки города Смоленска, утв. решением Смоленского горсовета №490 от 28.02.2007г., Правила вводят в городе Смоленске систему регулирования землепользования и застройки, которая основана на градостроительном зонировании - делении всей территории в границах городской черты на территориальные зоны, с установлением правового режима для каждого их типа посредством введения градостроительных регламентов по видам разрешенного использования земельных участков и параметрам разрешенного строительного изменения объектов недвижимости, дополнительных градостроительных регламентов по условиям охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), природно-экологическим и другим условиям землепользования и застройки. Правила применяются в равной степени ко всем участкам, расположенным в границах установленных территориальных зон и микрозон.

В соответствии со ст.2 Правил землепользования..., ст.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, территориальные зоны - зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты. При этом, градостроительный регламент - это устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Таким образом, использование земельного участка в нарушение градостроительного регламента территориальной зоны, в которой он расположен, не допустимо.

Статьей 10 указанных Правил, установлено, что город Смоленск в целом как историческое поселение относится к территориям, на которых в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации градостроительная деятельность подлежит особому регулированию.

Особое место в градостроительной деятельности занимает район исторического центра города, ограниченный улицами Дзержинского, Тенишевой, Исаковского, Покровского, Ново-Ленинградской, Беляева, Кашена, Привокзальной площадью (границы подлежат уточнению по согласованию с органом охраны культурного наследия).

Учитывая особую историко-культурную значимость центра, ему придается статус специального исторического района. В границах специального исторического района устанавливаются и действуют регламенты территориального зонирования и микрозонирования в зависимости от характера сложившихся видов использования территории с учетом действующих в районе ограничений и в соответствии со статьями 6, 7 настоящих Правил.

Вместе с тем, в целях более надежного сохранения уникального облика центра города в районе вводятся дополнительные, более строгие режимные ограничения по функциональному использованию и параметрам строительных изменений недвижимости (ст. 21 Правил).

31.10.1996 решением Смоленской областной думы №171, с учетом особой историко-археологической, градостроительной и ландшафтной ценности исторической части города Смоленска, утвержден историко-архитектурный и историко-археологический опорный план г.Смоленска.

Судом установлено, и не оспаривается сторонами, что испрашиваемый земельный участок по <адрес> располагается в специальном историческом районе города Смоленска.

Следовательно, на земельный участок по <адрес>, на предоставление которого для индивидуального жилищного строительства претендует Емельянова А.М., распространяются положения территориального зонирования и территориальных регламентов с учетом дополнительных, более строгих режимов ограничения по функциональному использованию и параметрам строительных изменений недвижимости.

Так, согласно ст.21 Правил землепользования и застройки г.Смоленска, утв.Решением Смоленского городского Совета от 28.02.2007 N 490, установлено, что в территориальных зонах и микрозонах специального исторического района действуют регламенты разрешенного использования и ограничений в соответствии со статьями 6 и 7 настоящих Правил.

Границы территориальных зон и градостроительные регламенты устанавливаются с учетом взаимоувязанных характеристик по функции, предельным (минимальным и максимальным) размерам земельных участков и предельным (минимальным и максимальным) параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также требований о взаимной безопасности (непричинении друг другу вреда) расположенных рядом объектов недвижимости (ст.6)

Согласно ст.7 Правил, га территории города Смоленска действуют следующие факторы ограничения и регулирования строительства, которые использованы в качестве зонообразующих при формировании плана градостроительного зонирования: 7.1.1. Территория объекта культурного наследия; 7.1.2. Охранная зона объекта культурного наследия.

Согласно представленным суду сведениям из генерального плана г.Смоленска (л.д.24, 42), а также копии сведений из историко-археологического опорного плана, представленных СОГУК «Центр по охране и использованию памятников истории и культуры», спорный земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м, расположенный по <адрес>, располагается, согласно установленному территориальному зонированию, в зоне ООТ3, т.е. особо охраняемой территории с установленным режимом использования №.

В силу ст.52. Решения Смоленского городского Совета от 09.11.2010 N 193 «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Смоленска, утвержденные решением 41-й сессии Смоленского городского Совета III созыва от 28.02.2007 N 490» градостроительные регламенты для земель особо охраняемых природных территорий не устанавливаются, а их использование определяется уполномоченными исполнительными органами Смоленской области в соответствии с законами Смоленской области и нормативными правовыми актами исполнительных органов местного самоуправления г.Смоленска, издаваемыми в соответствии с федеральными законами.

Статья 20.1 указанных Правил землепользования и застройки г.Смоленска от 28.02.2007, разъясняет, территория объекта культурного наследия (отдельного памятника, ансамбля, комплекса) - земельные участки в границах территории объектов культурного наследия относятся к землям историко-культурного назначения. У собственников они не изымаются, за исключением случаев, установленных законодательством. Собственник объекта историко-культурного назначения несет бремя сохранения и содержания принадлежащего ему объекта.

Охранная зона объекта культурного наследия (отдельного памятника, ансамбля, комплекса) это охранная зона - территория, в пределах которой в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом ландшафтном окружении устанавливается особый режим использования земель, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия (ст.20.2).

Таким образом, индивидуальное жилищное строительство не является видом разрешенного использования, установленного для территориальной зоны ООТ3, поскольку ее основной целью является обеспечение сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории.

Следовательно, отказ Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области в предоставлении Емельяновой А.М. в собственность бесплатно, как ветерану труда, земельного участка, площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного в специальном историческом районе города Смоленска, в зоне ООТ3, является законным и обоснованным.

При этом, не может быть принят во внимание довод представителя истца о противоречии Правил землепользования и застройки от 28.02.2007 действующему генеральному плану города Смоленска от 22.12.2009, поскольку изначально охранные зоны и зоны регулирования застройки памятников истории и культуры г.Смоленска были приняты к неуклонному руководству Исполкомом Смоленского городского совета народных депутатов на основании решения Исполкома Смоленского областного совета народных депутатов от 03.09.1982.

Как установлено ч.4,5 ст.63 Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ (ред. от 30.11.2010, с изм. от 13.12.2010) «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» зоны охраны памятников истории и культуры, установленные в соответствии с законодательством РСФСР и законодательством Российской Федерации вокруг памятников истории и культуры республиканского и местного значения, отнести соответственно к зонам охраны объектов культурного наследия федерального и регионального значения.

Впредь до начала проведения историко-культурной экспертизы в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, но не позднее 31 декабря 2010 года сохраняются порядок согласования градостроительной и проектной документации и порядок согласования и выдачи разрешений на проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, установленные статьями 31,34,35,40,42 Закона РСФСР «Об охране и использовании памятников истории и культуры».

Таким образом, особый режим территориальной зоны ООТ3, в которой располагается спорный земельный участок, установленный с 03.09.1982, изменению и пересмотру, вплоть до издания соответствующего правового акта, не подлежит, а равно не может быть изменен в соответствии с фактическим использованием земельного участка.

Кроме того, в судебном заседании установлено, что испрашиваемый истцом земельный участок входит в площадь земельного участка, относящегося к домовладению № по <адрес>, обладателями прав на который являются третьи лица - Мосягина Л.А., Лашук В.Н.

Из материалов дела усматривается, что Мосягина Л.А. является наследником по закону после смерти М., в отношении 43/100 долей жилого дома № по <адрес> со служебными постройками (сарай, туалет), расположенного на земельном участке размером <данные изъяты> кв.м, находящемся в государственной собственности, что подтверждается копией свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.73), а также планами земельного участка (л.д.74,75).

ДД.ММ.ГГГГ Мосягина Л.А. выдано свидетельство о государственной регистрации права на 43/100 доли вышеуказанного жилого дома (л.д.76).

Кроме того, Лашук В.Н. является наследником по завещанию после смерти Д. в отношении 57/100 доли жилого дома № по <адрес> со служебными постройками (сарай, туалет), расположенного на земельном участке размером <данные изъяты> кв.м, что подтверждается копией свидетельства о праве на наследство по завещанию (л.д.78).

Право собственности Лашук В.Н. на указанное имущество зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ (л.д.77).

Из пояснений третьих лиц в судебном заседании следует, что испрашиваемый земельный участок находится в их бессрочном пользовании на основании решения исполкома Смоленского горсовета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ №. За пользование данным земельным участком они уплачивают налог исходя из его площади в <данные изъяты> кв.м. Земельный участок, на который претендует истец, является частью данного участка.

Анализируя представленные по делу доказательства, суд приходит к убеждению о невозможности предоставления Емельяновой А.М. земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по <адрес>, около домовладения №, в связи с тем, что данный земельный участок располагается в территориальной зоне ООТ3, разрешенный режим использования которой не предусматривает возможности ИЖС, а также в связи с наличием прав на него у третьих лиц.

На основании изложенного, суд находит требования Емельяновой А.М. необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194-198,199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении требования Емельяновой А.М. отказать.

Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Промышленный районный суд г. Смоленска в течение 10 дней со дня его принятия судом в окончательной форме.

Судья И.В. Селезенева