Дело № 2-225/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 11 января 2011 года Промышленный районный суд гор. Смоленска В составе: председательствующего судьи Родионова В.А., с участием прокурора Саракуз М.А., при секретаре Бучкиной Л.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Смоленского района Смоленской области в защиту прав, свобод и интересов неопределённого круга лиц к ООО "Дорожно-строительная копания Смоленсктрансстрой" о прекращении незаконной деятельности, УСТАНОВИЛ: Прокурор Смоленского района Смоленской области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ООО "Дорожно-строительная копания Смоленсктрансстрой" о прекращении незаконной деятельности по организации по осуществлению эксплуатации мобильной асфальтобетонной установки. В обосновании заявленных требований указано, что в ходе проведенной проверки производственной базы, принадлежащей ООО «ДСК «Смоленсктрансстрой» по адресу: <адрес>, <адрес> установлено, что на территории базы расположена мобильная асфальтобетонная установка типа МВА 200, предназначенная для приготовления различных асфальтобетонных смесей и фактически представляет собой комплект перебазируемого оборудования. С 1 июля 2010 г. завод приступил к выработке асфальта, не имея положительного заключения по проекту расчетной санитарно-защитной зоне, ориентировочный размер санитарно- защитной зоны также у общества отсутствует. В непосредственной близости от производственной площадки и расположены огороды (80 м), земельные участки для огородов, артскважина (50-80 м), земельные участки, находящиеся в собственности граждан для строительства индивидуальных жилых домов в д. Алтуховка (190 м), овощехранилище тепличного комбината (300 м), зерносклад (160 м), проходная тепличного комбината (200 м), производительность завода 200 тонн асфальта в час. Согласно ст. 42 Конституции РФ каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Право на охрану здоровья входит в число важнейших социальных прав граждан РФ. Согласно ст. 11 ФЗ № 52-ФЗ « О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999г. индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемиологические мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению. В соответствии со ст. 27 указанного Федерального закона разработаны санитарно- эпидемиологические требования к условиям работы с источниками физических факторов воздействия на человека использование машин, механизмов, установок и аппаратов, а также производство, применение (использование), транспортировка, хранение и захоронение радиоактивных веществ, материалов и отходов, являющихся источниками физических факторов воздействия на человека, указанных в п. 2 настоящей статьи, допускается при наличии санитарно- эпидемиологических заключений о соответствии условий работы с источниками физических факторов воздействия на человека санитарным правилам. Управлением Роспотребнадзора по <адрес> в июле 2010 г. дано отрицательное санитарно-эпидемиологическое заключение по материалам проекта «Обоснование размеров расчетной санитарно-защитной зоны 200 м для АБЗ ООО «ДСК «Смоленсктрансстрой» в <адрес>. На основании п. 4.2 постановления Главного государственного санитарного врача РФ № 74 от 25.09.2007г. «О введение в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятия, сооружений и иных объектов» установление, изменение размеров установленных санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств 1 и 2 класса опасности осуществляется постановлением Главного государственного санитарного врача РФ на основании предварительного заключения Управления Роспотребнадзора по субъекту РФ; действующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов; экспертизы проекта санитарно- защитной зоны с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферные воздух, выполненной аккредитованной организацией; оценка риска здоровью населения; систематических натуральных исследований и измерений загрязнения атмосферного воздуха, уровней физического воздействия на атмосферный воздух. Согласно разделу 7.1.4 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03-строительная промышленность производство асфальтобетона на стационарных заводах относится ко 2 классу опасности с санитарно- защитной зоной равной 500 м. Согласно п.п. 5.1, 5.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 в санитарно-защитной зоне не допускается размещать: жилую застройку, включая отдельные жилые дома, ландшафтно-рекреационные зоны, зоны отдыха, территории курортов, санаториев и домов отдыха, территорий садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков, а также других территорий с нормируемыми показателями качества среды обитания; спортивные сооружения, детские площадки, образовательные и детские учреждения, лечебно- профилактические и оздоровительные учреждения общего пользования. Согласно п. 2.8 СанПиН 2.2.3.1385-03 «Гигиенические требования к предприятиям производства строительных материалов и конструкций» не допускается размещение предприятий по производству строительных материалов и конструкций: в селитебных зонах, в водозаборных зонах источников централизованного хозяйственно- бытового водоснабжения. Таким образом, ООО «ДСК «Смоленсктрансстрой» в нарушение норм и требований законодательства не выполняет требования санитарного законодательства, а именно в целях обеспечения безопасности населения, не установлена специальная территория (санитарно-защитная зона) с особым режимом использования, размер, которой обеспечивает воздействия загрязнения на атмосферный воздух (физического, химического, биологического) до значений, установленных гигиеническими нормами, а для предприятий 1 и 2 класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормами, так и до величины приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному значению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме. На основании изложенного, просит суд признать деятельность ООО "Дорожно-строительная копания Смоленсктрансстрой" по размещению мобильной асфальтобетонной установки типа «МВА 200» на принадлежащей ему производственной площадке, расположенной по адресу: <адрес>, д. Богородицкое, и её эксплуатации незаконной, а также запретить эксплуатацию данной установки. В судебном заседании помощник прокурора Смоленского района Саракуз М.А. исковые требования поддержала, обосновав их вышеизложенными обстоятельствами, дополнительно указав, что до настоящего времени мобильная асфальтобетонная установка работает, нарушая установленные законом гигиенические и санитарные требования. Представитель ответчика ООО «ДСК «Смоленсктрансстрой»Горовцов И. А. исковые требования не признал, представил письменные возражения на иск. Глава Администрации МО Козинского сельского поселения Смоленского района Смоленской области, привлечённого к участию в деле в качестве третьего лица, Пивоварова Т.П. суду пояснила, что АБЗ ООО «ДСК «Смоленскстройтранс» в д. <адрес> расположен в пределах границ Козинского сельского поселения. В непосредственной близости от завода находятся огороды и жилые дома жителей сельского поселения. В непосредственной близости от завода так же находятся здания и сооружения тепличного комбината, две артезианских скважины, блок вспомогательных служб, овощехранилище, насосная станция, теплица для выращивания рассад, зерносклад. При этом расстояние от завода до указанных объектов составляет от 80 до 300 метров. На территории завода уставлена цистерна с битумом, у которой согласно СПиП должна быть защитная зона не менее 300 метров. Артезианские скважины являются муниципальной собственностью и находятся на обслуживании ООО «Коммунальные системы «Козинснкое», предназначены для снабжения питьевой водой древни Богородицкое, Алтуховка, Туринщина. Согласно действующего генерального плана д. Богородицкое разрешенный вид использования земельного участка, на котором размещена мобильная асфальтная установка, - под склады. Кроме того, в настоящее время Администрацией Козинского сельского поселения разработан проект нового генерального плана Козинского сельского поселения, который прошёл публичные слушания. Производственная площадка ответчика, согласно проекту генплана, находится в функциональной зоне складских объектов, транспортной инфраструктуры. В этой зоне не могут находиться предприятия, имеющие класс опасности 4 и не более этого. Из-за выбросов в атмосферу, которые происходят при эксплуатации завода, жителям поселения тяжело дышать, овощи, выращенные в огородах, не возможно употреблять в пищу, так как они покрыты чёрным налётом. На основании изложенного, считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению. Представитель третьего лица Управления Роспотребнадзора по Смоленской области Федорова Т.И. в судебном заседании пояснила, что Управлением Роспотребнадзора по Смоленской области по заявлению ООО «ДСК «Смоленсктрансстрой» рассматривалось экспертное заключение ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Смоленской области» № 260 от 7 июня 2010 г. по проекту расчетной 200-метровой санитарно-защитной зоны (СЗЗ) для АБЗ ООО «ДСК Смоленсктрансстрой», а также экспертные заключения № 99 от 03.03.2010. и № 175 от 21 апреля 2010 г. Как следует из экспертного заключения № 260 на производственной площадке ООО «ДСК Смоленсктрансстрой» запроектировано размещение мобильной асфальтобетонной установки, для которой первоначально была рассчитана СЗЗ 500 метров. Сокращение СЗЗ с 500 метров (экспертное заключение №99 от 03.03.2010.) до 200 метров проектом не обосновано. Сокращение объема производства не является основанием к пересмотру принятого размера санитарно-защитной зоны для максимальной проектной мощности.В пределах расчетной 200-метровой санитарно-защитной зоны (СЗЗ) асфальтобетонной установки размещены артезианские скважины на расстоянии 115-140 метров и огороды.В санитарно-защитной зоне не допускается размещать садово-огородные участки, комплексы водопроводных сооружений. В зоне санитарной охраны скважин не допускается размещение складов горюче-смазочных материалов и других объектов, обусловливающих опасность химического загрязнения подземных вод. Санитарные мероприятия должны выполняться в пределах второго и третьего поясов СЗЗ водозаборов владельцами объектов, оказывающих (или могущих оказать) отрицательное влияние на качество воды источников водоснабжения. В проекте размер СЗЗ не представлен. Если уровень ПДК составляет 0,1, то объект считается объектом вредного воздействия, и для данного объекта необходима санитарно-защитная зона. Однако расчёты подтвердили, что содержание вредных веществ в воздухе превышает допустимые показатели, в связи с чем, было решено установить санитарно-защитную зону для данного объекта. Стационарный АБЗ относится ко второму классу опасности, но поскольку мобильная асфальтно-бетонная установка не подпадает под понятие стационарного завода, то объект необходимо оценивать по следующим критерием: расчет содержания вредных примесей в атмосферном воздухе; производство оценки риска здоровья населения, т.е. рассчитывается взаимосвязь состояния здоровья населения и воздействия на окружающую среду. Такое заключение дает специализированный медицинский институт, имеющий соответствующую аккредитацию, но такого на территории <адрес> и <адрес> нет. При изготовлении проекта, должно учитываться сырье, топливо, технологический процесс для приготовления асфальта, а так же используемое дизельное топливо. Необходимо учитывать, что в процессе сгорания дизельного топлива образуются окислы углевода, концентрированные углеводы и нефтепродукты, пыль, такие показатели относятся ко второму классу опасности. Производство асфальта - это канцерогенное производство, которое может вызывать раковые заболевания, при производстве асфальта выделяется такое вещество как бензоперен, который присутствует в небольших количествах, но является токсичным и вредным веществом для человека, т.к. вызывает онкологические заболевания. В программу контроля были включены те вещества, выброс которых в атмосферу преобладает, и те вещества, которые являются более опасными для человека и окружающей среды. Предприятие должно осуществлять инструментальный контроль. Ознакомившись с заключением, подготовленным в ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в <адрес>», было выявлено, что программа исследований проведена неполно, поскольку не поводились замеры по ряду веществ, таких как: окислы углеводов, бензопирен, смесь углеводов. В проекте не определены мероприятия по организации натурных наблюдений с указанием исследуемых веществ, не указаны точки проведения замеров и отбора проб почвы, атмосферного воздуха с учетом высоты выбросов, направления ветра, мероприятия по защите населения от воздействия выбросов и физического воздействия, функциональное зонирование территории СЗЗ и режим ее использования, имеются значительные расхождения в расчетах: в проекте нормативов ПДВ (экспертное заключение №99 от 03.03.2010.) количество выбросов в атмосферу составляет 17,8 т/г, из них 12,2 т/г пыли, в проекте обоснования СЗЗ количество выбросов 6,8 т/г, из них пыли 1,2 т/г., в проекте не оговорено за счет каких мероприятий произошло снижение выбросов и соответственно уменьшение СЗЗ с 500 до 200 метров.Управлением Роспотребнадзора по <адрес> выдано санитарно-эпидемиологическое заключение по материалам проекта «Обоснование размеров расчетной санитарно-защитной зоны для АБЗ ООО «ДСК» «Смоленсктрансстрой» <адрес>» о несоответствии его санитарным правилам по вышеуказанным основаниям, а кроме того, разработанная программа производственного контроля не определяла точки проводимых исследований, не оговаривала условия отбора и перечень вредных веществ, которые должны были быть исследованы. Более того, в проекте не были разработаны мероприятия по защите населения от воздействия от вредных выбросов и физического воздействия в результате эксплуатации мобильной установки. В сокращённую 200-метровую санитарно- защитную зону все равно попадают артезианские скважины, огороды и жилые дома. Кроме того, в непосредственной близости с предприятием находится тепличное хозяйство, а санитарные правила запрещают размещать предприятия по изготовлению и хранению продуктов питания и АБЗ так, чтобы одно предприятие влияло на производство и качество другого. Проект санитарно-защитной зоны должен быть разработан и согласован до ввода объекта в эксплуатацию, однако асфальтный завод стал эксплуатироваться с 28.07.2010 г. В ходе его эксплуатации ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в <адрес>» проводило замеры выбросов вредных веществ в атмосферу. Однако у данного Центра отсутствует аккредитация и оборудование на право поведения ряда проведённых замеров уровня вредных веществ, по которым выданы заключения. При этом даже из этих заключений видно, что имеется превышение ПДУ. Так по результатам замеров шума (протоколы №449-111 от 30.07.2010., №460-111 от 18.08.2010., №472- Ш от 24.08.2010., №484-111 от 27.08.2010.) установлено, что эквивалентный уровень звука в дер. Алтуховка зафиксирован в пределах 53 - 54 дБА при норме для дневного времени с 7 до 23 часов 55 дБА, для ночного времени с 23 до 7 часов 45 дБА, т.е. в период работы АБЗ с 5-6 до 7 часов утра установлено превышение шума на 8-9 дБА, что физиологически ощущается как усиление звука в 2-2,5 раза. В дер. Богородицкое эквивалентный уровень звука зафиксирован в пределах 46-49 дБА при норме для дневного времени с 7 до 23 часов 55 дБА, для ночного времени с 23 до 7 часов 45 дБА, т.е. в период работы АБЗ с 5-6 до 7 часов утра установлено превышение шума на 1-4 дБА. Согласно замерам, приобщенным представителем ответчика, усматривается, что 25.08.10 г. проводились замеры по взвешенным веществам (пыль) и 02.08.10 г. производились замеры по формальдегиду и видно, что данные вещества превышают допустимый уровень. При совокупности имеющихся сведений, нельзя сделать вывод о том, что асфальтно-бетонная установка не является вредным, а значит, для него обязательно должна быть установлена санитарно-защитная зона. При эксплуатации мобильной асфальтобетонной установки выявлены нарушения следующих норм и правил: - СН 2.2.4/2.1.8.562-96 «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, -СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная -СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению -СанПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников Однозначно можно сделать вывод, что асфальтобетонная установка является объектом вредного воздействия на окружающую среду и человека. Требования прокурора Смоленского района Смоленской области должны быть удовлетворены. Участвующий в деле в качестве третьего лиц житель д. <адрес> Гагнжала В.В. суду пояснил, что в 2009 году на территории деревни Богородицкое был смонтирован АБЗ, который в июне 2010 года начал производить продукцию. В непосредственной близости от установки находятся огороды, артезианские скважины, пункт хранения и охлаждения молока, зерносклады, тепличный комбинат, водонапорные башни. По уточненным данным, меньше чем в 180 метрах от АБЗ расположен его дом в д. Алтуховка, построенный в 1993 году. При южном ветре весь смог от АБЗ движется к жилым домам, возникает запах битума, становится трудно дышать. Кроме того, АБЗ издает шум, от которого невозможно спать. При смене направления ветра страдают жители Богородицкого и работники тепличного комбината. Ежедневно производятся сотни тонн смеси отравляющей жителей окрестных деревень и живую природу. Кроме того, на производственной площадке имеется склад песка, щебеня, минпорошка, хранилище битума. Вместе с тем, места перегрузки и хранения сырой нефти битума, мазута, относятся ко 2-му классу опасности с СЗЗ - 500 метров. Открытые наземные склады и места разгрузки сухого песка, гравия, камня, других минеральных строительных материалов, относятся к 3-классу опасности (СЗЗ-300м.). При этом установка МВА-200 производит 200 тонн асфальта в час. За две рабочие смены эта цифра составляет3200 тон вышеперечисленных материалов. За месяц, а завод работает, с небольшимиперерывами, с утра и до вечера, без выходных. Согласно свидетельству о регистрации права от 8 августа 2008 года, выданного ООО ДСК «Смоленсктрасстрой», объектом права является земельный участок в д. Богородицкое. Разрешенное использование: под производственной базой. Однако по действующему генплану «Центральной усадьбы Богородицкое», утвержденному распоряжением облисполкома № 680-Р от 04.09.1987 года указанный участок входит в границу населенного пункта д. Богородицкое, т.е. имеет категорию земель «Земли населенных пунктов» и в соответствии с функциональным зонированием относится к производственной зоне - складской зоне, предусматривающей виды использования территории под размещение объектов по хранению зерна, приготовлению и хранению травяной муки, но не асфальта. Размещение на указанной территории объектов более высокого класса опасности с СЗЗ боле 100 метров, не соответствует видам разрешенного использования этой территории. Полагает, что ООО ДСК «Смоленстрансстрой» грубейшим образом нарушает все допустимые нормы. Считает заявленный иск обоснованным и подлежащим удовлетворению в полном объеме. Представитель привлечённого к участию в деле в качестве третьего лица Управления Ростехнадзора по Смоленской области в судебное заседание не явился, извещён надлежащим образом. В соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ судом определено рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя третьего лица. Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам. Статьей 42 Конституции РФ установлено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. В соответствии со статьей 45 Конституции РФ, в Российской Федерации гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина. Как установлено в судебном заседании, ООО ДСК «Смоленсктрансстрой» в д. <адрес> разместило мобильную асфальтобетонную установку МВА-200. В составе основного производства на промплощадке запроектированы производственные объекты: асфальтобетонный завод, битумохранилище, автопогрузчик, склады песка, щебня, минпорошка, объекты вспомогательного производства. Из технической спецификации Мобильной асфальтобетонной установки типа МВА-200 усматривается, что установка включает в себя мобильное устройство предварительной дозировки, мобильное устройство сушки и нагрева, мобильный пылеуловительный блок, смесительную башню, кабину управления, мобильные блоки подачи наполнителя и минерального порошка, битума, мобильный бункер-накопитель готового материала и т.д. Кроме того, в судебном заседании установлено, что в непосредственной близости от производственной площадки на расстоянии менее 100 м расположены огороды местных жителей, жилые дома, артезианская скважина, обеспечивающая водой деревню, а также другие объекты населенного пункта. Согласно акту осмотра производственной площадки в д. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, составленного помощником прокурора Смоленского района совместно с Главой Козинского сельского поселения Смоленского района Смоленской области, председателем комитета по строительству и архитектуре МО «Смоленский район», директором ООО ДСК «Смоленсктрансстрой», на территории завода работает битумохранилище (разогрев битума), идет прием в бункеронакопитель минерального порошка, на территории завода заасфальтирована въездная площадка материалом, произведенным 03.07.2010 года на данном АБЗ. Представитель ответчика не отрицал факт осуществления эксплуатации асфальтно-бетонной установки, но с целью осуществления натурных наблюдений и измерений воздействия на атмосферный воздух для подтверждения расчетных параметров и определения окончательной СЗЗ. Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта установлены в ст. 24 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999 года, согласно которой при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны приостановить либо прекратить свою деятельность или работу отдельных цехов, участков, эксплуатацию зданий, сооружений, оборудования, транспорта, выполнение отдельных видов работ и оказание услуг в случаях, если при осуществлении указанных деятельности, работ и услуг нарушаются санитарные правила. В соответствии со ст. 11 названного Федерального закона индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия. Согласно статье 34 Федерального закона "Об охране окружающей среды", размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности. В соответствии с п. 2.1. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и классификация предприятий, сооружений и иных объектов» в новой редакции (введены в действие Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.09.2007 N 74, зарегистрированы в Минюсте России от 25.01.2008, регистрационный N 10995), с изменениями N 1 (утверждены и введены в действие Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 апреля 2008 г. N 25, зарегистрированы в Минюсте России 7 мая 2008 года, регистрационный номер 11637), с изменениями N 2 (утверждены и введены в действие Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 06.10.2009 N 61, зарегистрированы в Минюсте России 27.10.2009, регистрационный номер 15115) в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 N 52-ФЗ, вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее - санитарно-защитная зона (СЗЗ), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий 1 и 2 класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме. В силу п. 5.1, п. 5.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 в санитарно-защитной зоне не допускается размещать: жилую застройку, включая отдельные жилые дома, ландшафтко-рекреационные зоны, зоны отдыха, территории курортов, санаториев и домов отдыха, территорий садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков, а также других территорий с нормируемыми показателями качества среды обитания; спортивные сооружения, детские площадки, образовательные и детские учреждения, лечебно-профилактические и оздоровительные учреждения общего пользования. В санитарно-защитной зоне и на территории объектов других отраслей промышленности не допускается размещать объекты по производству лекарственных веществ, лекарственных средств и (или) лекарственных форм, склады сырья и полупродуктов для фармацевтических предприятий; объекты пищевых отраслей промышленности, оптовые склады продовольственного сырья и пищевых продуктов, комплексы водопроводных сооружений для подготовки и хранения питьевой воды, которые могут повлиять на качество продукции. Согласно п. 1.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека являются объекты, для которых уровни создаваемого загрязнения за пределами промышленной площадки превышают 0,1 ПДК и/или ПДУ. В соответствии с пунктом 7.1.4 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 санитарно-защитная зона для производств, в составе которых имеются битумные установки, составляет 300 м. Кроме того, из проекта нормативов предельно допустимых выбросов (ПДВ) в атмосферу для ООО ДСК «Смоленсктрансстрой» и разрешения СМ-с 20 № 0388 от 12.07.2010 года на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух ООО ДСК «Смоленсктрансстрой» в период с 29.06.2010 по 29.06.2011 года разрешено осуществлять выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, неотъемлемой частью разрешения является перечень и количество веществ, разрешенных к выбросу в атмосферный воздух стационарными источниками, расположенными на площадках по адресу: <адрес>, Козинское сельское поселение, д. Богородицкое, промбаза. Как усматривается из данного перечня, обществу разрешен выброс следующих вредных (загрязняющих) веществ в пределах утвержденных нормативов ПДВ, но превышающих 0,1 ПДК: азота диоксид (1,1041439 т/г), серы диоксид (1,7311816 т/г), углерода оксид (1,5565968 т/г), пыли неорганической 70-20% двуокиси кремния (1,3808834 т/г). Согласно представленной Управлением Роспотребнадзора по Смоленской области копии экспертного заключения № от ДД.ММ.ГГГГ по результатам санитарно-эпидемиологической экспертизы проекта нормативов ПДВ загрязняющих выбросов в атмосферу для ООО ДСК «Смоленсктрансстрой» (промплощадка АБЗ в д. <адрес>) усматривается, что расчетные максимальные приземленные концентрации загрязняющих веществ составляют (в долях ПДК): азота диоксида с фоном на границе СЗЗ - 0.622, на территории жилой застройки - Следовательно, поскольку указанные данные по выбросам взяты из проекта нормативов ПДВ предприятия для промплощадки, на которой расположена мобильная установка, согласно проекту превышения предельно допустимых концентраций в атмосферном воздухе по ряду веществ фиксируются, то в соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 мобильная асфальтобетонная установка относится к источникам воздействия на среду обитания и здоровье человека, в связи с чем требования о необходимости разработки для установки проекта СЗЗ к ней применимы. В судебном заседании представитель ООО ДСК «Смоленсктрансстрой» подтвердил факт разработки для общества ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Смоленской области» 07.06.2010 г. экспертного заключения № 260 с обоснованием возможности уменьшения санитарно-защитной зоны до 200 м. Между тем, указанное экспертное заключение не было одобрено 08.07.2010 г. главным государственным санитарным врачом ввиду несоответствия проекта требованиям СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 и отправлено на доработку. Тем не менее, 28.07.2010 г. мобильной асфальтобетонной установкой МВА-200 начат выпуск асфальтобетонной смеси. Таким образом, судом установлено, что в нарушение требований ст. 11 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 2.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 ООО ДСК «Смоленсктрансстрой» при наличии отрицательного санитарно-эпидемиологического заключения на проект обоснования размеров расчетной санитарно-защитной зоны в 200 метров для указанной асфальтобетонной установки в д. <адрес> начало выпуск асфальтобетонной смеси, производя выбросы вредных веществ в атмосферный воздух. Приэтом, мобильная установка является новым объектом (т.е. функционирующим после введения в действие нового СанПиН), жилая застройка уже существовала на момент начала эксплуатации установки, следовательно, разработка и установление СЗЗ должны осуществляться строго в соответствии с положениями действующего санитарного законодательства. В соответствии со статьей 34 Федерального закона "Об охране окружающей среды" нарушение требований в области охраны окружающей среды влечет за собой приостановление по решению суда размещения, проектирования, строительства, реконструкции, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов. При установленных обстоятельствах суд приходит к выводу, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению в полном объёме. В силу ст. 98 ГПК РФ в доход бюджета муниципального образования с ответчика подлежит взысканию госпошлина по ст. 333.19 п. 1 п.п.3 НК РФ в размере 4000 руб. Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р е ш и л : Исковые требования прокурора Смоленского района Смоленской области в защиту прав, свобод и интересов неопределённого круга лиц к ООО "Дорожно-строительная копания Смоленсктрансстрой" удовлетворить. Признать деятельность ООО "Дорожно-строительная копания Смоленсктрансстрой" по размещению мобильной асфальтобетонной установки типа «МВА 200» на принадлежащей ему производственной площадке, расположенной по адресу: <адрес>, д. Богородицкое, и её эксплуатации незаконной. Запретить ООО "Дорожно-строительная копания Смоленсктрансстрой" эксплуатировать мобильную асфальтобетонную установку типа «МВА 200» на территории принадлежащей ему производственной площадке в д. <адрес>. Взыскать с ООО "Дорожно-строительная копания Смоленсктрансстрой" государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования в размере 4000 руб. Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Промышленный районный суд г. Смоленска в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме. Председательствующий В.А. Родионов
общественных зданий и на территории жилой застройки»;
классификация предприятий, сооружений и иных объектов»;
качества атмосферного воздуха населенных мест»;
водоснабжения и водопроводов питьевого назначения».
0.474; серы диоксида с фоном на границе СЗЗ - 0.167, на территории жилой застройки -
0.133; углерода оксида с фоном на границе СЗЗ - 0. 378, на территории жилой застройки -
0,371, пыли неорганической с содержанием двуокиси кремния 20-70% на границе СЗЗ -0,346, на территории жилой застройки - 0,245 и др.