о взыскании задолженности по денежной компенсации в возмещение вреда здоровью



                                                                                                                           Дело № 2-1645/2011г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

                Город Смоленск                                         18 мая 2011 года                                                                   

          Промышленный районный суд г. Смоленска в составе председательствующего судьи Яворской Т.Е., при секретаре Усачевой Н.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Глушаченкова Ю.Н. к Военному комиссариату Смоленской области о взыскании задолженности по денежной компенсации в возмещение вреда здоровью,

                                                                 У С Т А Н О В И Л:

        Глушаченков Ю.Н., уточнив требования, обратился в суд с иском к Военному комиссариату Смоленской области о взыскании задолженности по денежной компенсации в возмещение вреда здоровью. В обоснование заявленных требований сослался на то, что участвовал в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, с 19.01.1995г. является инвалидом 3 группы с 60% утраты профессиональной трудоспособности, при этом причина инвалидности - увечье, полученное при исполнении обязанностей военной службы при ликвидации последствий аварии на ЧАЭС. Ответчиком самостоятельно был рассчитан размер ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровья с учетом 60% утраты профессиональной трудоспособности за период с 02.06.1998г. по 14.02.2001г. в сумме 3292 руб. 40 коп. Однако с 15.02.2001г. ответчик необоснованно и незаконно стал выплачивать ему ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда здоровью в твердой сумме в размере 1000 руб. Считает, что согласно Постановлению Конституционного суда от 20.12.2010г. № 21-П имеет право на назначение суммы возмещения вреда здоровью в том же размере, в каком ему ответчиком были исчислены неполученные суммы возмещения вреда здоровью, т.е. 3292 руб. 40 коп. Поскольку данная сумма должна была выплачиваться ему с 01.07.2000 г. и не индексировалась, просит суд обязать ответчика произвести индексацию ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью, установив с 01.03.2011г. к выплате сумму в размере 36 546 руб. 68 коп. с последующей ежегодной индексацией указанной выплаты, а также взыскать образовавшуюся задолженность за период с 01.07.2000г. по 28.02.2011г. в размере 2 364 468 руб. 43 коп. за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на реализацию Закона РФ от 15.05.1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Взыскать судебные расходы.

Представитель истца - Новиков И.Е., в судебном заседании исковые требования уточнил, и просил взыскать в пользу истца образовавшуюся задолженность на май 2011 года, а с 01.06.2011 г. установить ежемесячно к выплате 15 258 руб. 22 коп.

Представитель ответчика - военного комиссариата Смоленской области Овчинникова Н.А., в судебном заседании исковые требования не признала, поддержала представленные письменные возражения, согласно которым, Глушаченков Ю.Н. первоначально обратился за выплатой в марте 2001 г. В соответствии с принятым Постановлением Правительства Глушаченкову была произведена единовременная выплата за период с 2 июня 1998 г. по 15 февраля 2001 г., исходя из денежного довольствия (на момент выплаты) с учетом степени утраты трудоспособности. В дальнейшем с 15.02.2001 г. ему была установлена ежемесячная выплата в твердой сумме 1000 руб., которая ежегодно индексировалась в соответствии с законом. Только после выхода Постановления Конституционного Суда РФ от 20.12.2010 г. № 21-П, то есть с 21.12.2010 г. у Глушаченкова возникло право на установление выплат ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда исходя из денежного довольствия с учетом степени утраты трудоспособности, рассчитанной для оплаты периода с 2 июня 1998 г. по 14 февраля 2001 г. Поскольку до 14.02.2001 г. выплаты истцу не производились, они не могут индексироваться. Просит в иске отказать.

     Выслушав представителей, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Судом установлено, что Глушаченков Ю.Н. участвовал в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, с 19.01.1995 года в связи с аварией на ЧАЭС признан инвалидом 3 группы бессрочно, со степенью утраты трудоспособности 60%. Данные обстоятельства никто не оспаривает.

В соответствии с Федеральным Законом от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ, Постановлением Правительства РФ от 08.06.2001 г. №455 Глушаченкову Ю.Н. была произведена выплата недополученной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью за период с 2 июня 1998 г. по 15 февраля 2001 г., исходя из денежного довольствия, на момент выплаты, в зависимости от степени утраты трудоспособности, которая составила 106 983 руб. 25 коп.

С 15.02.2001 г. Глушаченкову Ю.Н. как инвалиду 3 группы была назначена ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда здоровью в твердой денежной сумме в размере 1000 руб., которая с учетом индексации на сегодняшний день составляет 4449 руб. 84 коп.

Оспаривая установленный размер выплат, истец в исковом заявлении, а его представитель в судебном заседании ссылаются на то, что выплата в возмещение вреда здоровью должна производиться истцу в большем размере, исходя из денежного довольствия, с учетом степени утраты трудоспособности, начиная с 01.07.2000 г., с индексацией.

Однако, суд считает, что такая индексация по ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью истцу должна быть проведена лишь с 15.02.2001 года.

Учитывая правовую позицию, изложенную в Постановлении Конституционного суда РФ от 01.12.1997 г. № 18-П о том, что лишение военнослужащих, получающих пенсию за выслугу лет и ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, права на возмещение вреда, вытекающее из абзаца четвертого подпункта 1 пункта 23 статьи 1 ФЗ РФ от 24.11.1995 г. «О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации о социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» признано не соответствующим Конституции РФ и утратило силу по истечении шести месяцев с момента провозглашения данного постановления, следовательно, со 2 июня 1998 года истец имел право на получение возмещения вреда здоровью, исходя из размера денежного довольствия в зависимости от степени утраты трудоспособности.

Часть первая статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ в первоначальной редакции, предусматривавшая выплату лицам, которые ранее получали возмещение вреда, причиненного здоровью катастрофой на Чернобыльской АЭС, ежемесячных денежных компенсаций в твердых суммах либо, по их выбору, исчисленных в прежнем порядке - исходя из заработка, дохода, денежного довольствия, уже была предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации. Постановлением от 19 июня 2002 года N 11-П положения пункта 25 части первой статьи 14 и абзаца второго пункта 2 части первой статьи 29 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан…" (в редакции Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ) в системной связи с частями первой и второй статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ в части, не предоставляющей инвалидам-чернобыльцам, впервые обратившимся за назначением возмещения вреда после вступления данного Федерального закона в силу, возможность исчислять его из заработка, дохода, денежного довольствия, были признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации.

Принимая такое решение, Конституционный Суд Российской Федерации исходил из права законодателя изменить способ определения размера возмещения вреда на основе принципов справедливости, равенства всех перед законом и вытекающего из этого равенства ценности жизни и здоровья всех граждан, пострадавших от чернобыльской катастрофы, не допуская при этом снижения объема возмещения вреда для тех инвалидов-чернобыльцев, которым оно было назначено ранее.

Согласно статье 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Данному праву корреспондирует вытекающая из статей 1, 2, 7, 18 и 53 Конституции Российской Федерации обязанность Российской Федерации как правового социального государства обеспечить охрану окружающей среды, предупреждение и ликвидацию последствий техногенных аварий и катастроф, в том числе радиационных, что предполагает признание и гарантирование со стороны государства права на возмещение вреда здоровью, являющемуся для каждого неотчуждаемым благом, и согласуется с обязанностью государства охранять достоинство личности.

Возникновение конституционно-правовых отношений по поводу возмещения вреда здоровью между гражданами, которые оказались в зоне влияния радиационного излучения и других неблагоприятных факторов, возникших вследствие чернобыльской катастрофы, и государством, с деятельностью которого в сфере ядерной энергетики было связано причинение вреда, обусловлено самим фактом причинения такого вреда (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 1 декабря 1997 года N 18-П и от 19 июня 2002 года N 11-П). При этом на государство, призванное в силу статьи 21 Конституции Российской Федерации охранять достоинство личности во всех сферах, возлагается обязанность предоставить этим гражданам эффективную поддержку как лицам, у которых в результате существенного неблагоприятного воздействия чрезвычайных техногенных обстоятельств невосполнимо утрачиваются (или резко сужаются) возможности самостоятельного обеспечения достойной жизни и свободного развития.

В целях реализации принятых на себя государством обязательств по возмещению такого вреда, который, исходя из его масштабов и числа пострадавших, не может быть возмещен в порядке, установленном гражданским и другим отраслевым законодательством, Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан…" (в редакции Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 года N 3061-1) была установлена система денежных и других материальных компенсаций и льгот для граждан, пострадавших от радиационного воздействия, включая инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы из числа военнослужащих.

Помимо других мер социальной защиты для данной категории инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы было предусмотрено назначение пенсий по инвалидности в размере возмещения фактического ущерба, определяемого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, либо в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для инвалидов вследствие военной травмы, но не ниже размеров, предусмотренных Законом РСФСР от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в РСФСР". Кроме того, им было предоставлено право получать две пенсии одновременно - пенсию за выслугу лет и пенсию по инвалидности вследствие чернобыльской катастрофы на равных основаниях с гражданами, ставшими инвалидами вследствие военной травмы или заболевания, связанного с пребыванием на фронте.

Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 179-ФЗ в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан…" был внесен ряд изменений и дополнений, в том числе в части установления инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы компенсаций и льгот. Так, пунктом 25 части первой статьи 14 названного Закона Российской Федерации в новой редакции инвалидам-чернобыльцам гарантировалось возмещение вреда выплатой денежных сумм в размере среднего заработка в зависимости от степени утраты профессиональной трудоспособности, однако в силу абзаца третьего пункта 2 части первой его статьи 29 при получении военнослужащим, ставшим инвалидом вследствие чернобыльской катастрофы, двух пенсий или пенсии за выслугу лет, увеличенной на сумму минимального размера пенсии по инвалидности, выплата указанных сумм возмещения вреда не производилась.

Признавая лишение военнослужащих, получающих пенсию за выслугу лет и ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, права на возмещение вреда, вытекающее из абзаца четвертого подпункта 1 пункта 23 статьи 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 179-ФЗ, противоречащим статьям 19 (части 1 и 2), 42 и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 1 декабря 1997 года N 18-П исходил из того, что пенсии военнослужащих за выслугу лет заработаны предшествующей военной службой и что военнослужащие, ставшие инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, независимо от получения ими пенсии за выслугу лет должны иметь право на возмещение вреда, равно как и иные граждане, пострадавшие от чернобыльской катастрофы.

Изменения, направленные в том числе на реализацию Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 1 декабря 1997 года N 18-П, были внесены в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан…" Федеральным законом от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ.

Во исполнение принятых законодательных актов за период с 2 июня 1998 г. по 15 февраля 2001 г. Глушаченкову была выплачена задолженность, при этом, для ее расчета было принято денежное довольствие в зависимости от степени утраты трудоспособности, и ежемесячная выплата за указанный период составила 3 292,40 руб.

В дальнейшем с 15 февраля 2001 года ежемесячная сумма в возмещение вреда здоровью Глушаченкову была установлена в твердой денежной сумме, исходя из имеющейся у него группы инвалидности, в размере 1 000 руб.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июня 2001 года N 455 были утверждены Порядок и условия возврата недополученных денежных компенсаций гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие чернобыльской катастрофы, согласно которым инвалидам-чернобыльцам из числа военнослужащих выплата неполученной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, производится за период со 2 июня 1998 года по 15 февраля 2001 года органами, осуществляющими их пенсионное обеспечение, исходя из денежного довольствия в размере, действующем на день выплаты, в зависимости от степени утраты трудоспособности.

По общему правилу, закрепленному в пункте 7 Порядка выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2001 г. № 607), назначение ежемесячных денежных выплат в возмещение вреда здоровью носит заявительный порядок.

В своем заявлении от 01.03.2001 г. Глушаченков Ю.Н. просил выплачивать ему ежемесячную денежную компенсацию как инвалиду 3 группы согласно Закону от 21 декабря 2000 года, то есть в твердой денежной сумме - 1 000 руб. При этом, впоследствии истец не обращался в Военкомат за перерасчетом сумм возмещения вреда здоровью, исходя из денежного довольствия с учетом степени утраты профессиональной трудоспособности, что стороны в судебном заседании не оспаривали.

Учитывая, что сумма, полученная истцом при расчете выплаты, по состоянию на 14.02.2001 г. и равная 3 292,40 руб., больше суммы равной 1 000 руб., установленной по заявлению Глушаченкова с 15.02.2001 г., считать права истца нарушенными в указанный период, у суда нет оснований.

      Вместе с тем, право истца на индексацию выплачиваемых ему сумм установлено законодателем и не оспаривается ответчиком, однако, такая индексация ежемесячных сумм, выплачиваемых Глушаченкову, начиная с 15.02.2001 г. была произведена ответчиком неверно.

    В соответствии с ч.3 ст.5 Закона РФ от 15.05.1991 г. № 1244-1 с последующими изменениями «О социальной защите граждан…» предусматривалась защита от инфляции сумм возмещения вреда в полном размере в порядке, определяемом законодательством РФ об индексации денежных доходов и сбережений граждан, в том числе на основе роста минимального размера оплаты труда.

    На основании Федерального закона №5-ФЗ от 12.02.2001г. «О внесении изменений и дополнений в ФЗ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», с учетом Постановления Конституционного Суда РФ №11-П от 19.06.2002г., с 01.01.2002г. предусматривалась ежегодная индексация сумм возмещения вреда здоровью пропорционально росту величины прожиточного минимума в субъекте РФ.

    В дальнейшем, ст. 3 Федерального Закона РФ от 26.04.2004г. №31-ФЗ «О внесении изменений в ст. 5 Закона РФ «О социальной защите граждан…» и в ст. 2 ФЗ «О внесении изменений и дополнений в ФЗ РФ «О социальной защите граждан…» был определен иной механизм индексации ежемесячных сумм возмещения вреда здоровью, согласно которому размеры данных выплат индексируются с 19.06.02г.исходя из уровня инфляции, установленного Федеральными Законами о федеральном бюджете на очередной финансовый год в порядке, определяемом Правительством РФ.

       Следовательно, требования истца об индексации ежемесячной суммы возмещения вреда здоровью и взыскании суммы задолженности с учетом инфляции правомерно, основано на ФЗ РФ № 31 от 26.04.2004 г. и подтверждается п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14.12.2000 г. № 35 в редакции от 05.04.2005 г.

       Правительством РФ были утверждены «Правила индексации размеров некоторых ежемесячных денежных компенсаций и иных выплат за период с 19.06.2002г. по 31.05.2004г. …» (постановление Правительства РФ от 25.05.2005г. № 326).

       Учитывая, что полная индексация денежных компенсаций по ежемесячной компенсации в возмещение вреда истцу не производилась, на основании приведенных норм и действующего законодательства, суд пришел к выводу, что она должна быть произведена в следующем порядке: с учетом роста величины прожиточного минимума для пенсионеров в Смоленской области с применением коэффициентов 1.664,1.229,1.2; индексов инфляции - 1.1,1.11,1.09,1.08. Указанные коэффициенты и индексы сторонами не оспариваются.

        Исходя из текста постановления Конституционного Суда РФ от 19.06.2002г. № 11-П в объем возмещаемого вреда, причиненного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, подлежащего индексации, до вступления в силу ФЗ от 26.04.2004г. № 31-ФЗ, входили ежемесячные суммы возмещения вреда здоровью. Как указал Конституционный Суд РФ в определении от 04.10.2005г. № 364-О судам надлежит исходить из необходимости применения за период с 19.06.2002г. по 29.05.2004г. благоприятного для получателей указанных выплат критерия их индексации.

       Таким образом, с учетом вышеизложенного, суд считает, что в пользу Глушаченкова Ю.Н. подлежит взысканию причитающаяся ему сумма задолженности по ежемесячной компенсации возмещения вреда здоровью, с учетом инфляции, за период с 15.02.2001 г. по 31.05.2011 г. в сумме 816 298 руб. 46 коп., за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на реализацию Закона РФ от 15.05.1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

        Исходя из представленных расчетов, с 01.06.2011 года ежемесячная сумма в возмещение вреда, подлежащая выплате Глушаченкову, составит 15 258 руб. 22 коп., которая в последующем подлежит индексации в соответствии с действующим законодательством.

        В соответствии со ст. 98,100 ГПК РФ в пользу истца с ответчика подлежат взысканию судебные расходы на услуги представителя в сумме 3000 руб., составление доверенности 104 руб. 24 коп., которые подтверждены надлежащим образом, отвечают требованиям разумности.                   

      Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

                                                                   

                                                                       Р Е Ш И Л:

       Взыскать с Военного комиссариата Смоленской области в пользу Глушаченкова Ю.Н. задолженность по ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью за период с 15.02.2001 г. по 31.05.2011 г. в сумме 816 298 руб. 46 коп., за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на реализацию Закона РФ от 15.05.1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

      Обязать Военный комиссариат Смоленской области выплачивать Глушаченкову Ю.Н. с 01.06.2011 года ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда здоровью в размере 15 258 руб. 22 коп., с последующей индексацией указанных выплат в соответствии с действующим законодательством.

      Взыскать с Военного комиссариата Смоленской области в пользу Глушаченкова Ю.Н. судебные расходы на услуги представителя в сумме 3104 руб. 24 коп.

       Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Промышленный районный суд г.Смоленска в течение 10 дней.

Председательствующий судья                                                                     Т.Е. Яворская