о защите прав потребителя



Город Смоленск                                                                                               Дело № 2-686/2011

                                                                    ОПРЕДЕЛЕНИЕ

                                                                 11 апреля 2011 года

Промышленный районный суд г.Смоленска

В составе:

Председательствующего судьи          Шерина А.А.

При секретаре                                        Ермаковой Е.А.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Смоленской области в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Жилищник» о защите прав потребителя,

УСТАНОВИЛ:

Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Смоленской области (далее Управление Роспотребнадзора по Смоленской области) в интересах неопределенного круга лиц обратилось в суд с иском к ОАО «Жилищник», указав в обоснование требований, что в связи с обращением жильцов д. по <адрес> и д. по ул<адрес> по вопросу нарушения их прав как потребителей при заключении договора управления многоквартирным домом им была проведена внеплановая документарная проверка в отношении ответчика. В ходе проверки был проанализирован типовой договор управления многоквартирным домом и установлено, что он не соответствует требованиям действующего законодательства, а именно:

- в договор не включены существенные условия - финансовые показатели, предусмотренные п.3 ст. 162 ЖК РФ в соответствии со ст. 424 ГК, ст.28,29 Закона РФ «О защите прав потребителей».

- отсутствует весь перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые представляет управляющая организация. Перечень обязательных работ по содержанию дома должен соответствовать решению Смоленского Горсовета от 22.12.2009 года № 1345, Правилам, утвержденным Госстроем РФ 27.09.2003 г. № 170 и Правилам, утвержденным Правительством РФ 13.08.2006 года № 491, при этом он должен быть отражен в Приложениях № 2 и 3 к Договору;

-в приложении № 1 к договору отсутствуют сведения о техническом состоянии общего имущества в доме.

- в договоре отсутствуют перечень и объемы работ по текущему ремонту общего имущества в доме и размеры их финансирования, утвержденные общим собранием собственников помещения.

-в договоре отсутствует существенное условие - раздел «Порядок осуществления контроля за выполнением управляющей организацией ее обязательств», который предусмотрен п.4 ч.3 ст. 162 ЖК РФ.

-п.3.1.13 договора, предусматривающий порядок передачи технической документации дома, не соответствует ч.10 ст. 162 ЖК РФ.

- п.3.2.3 договора предусмотрено, что управляющей организацией установлен порядок изменения условий договора на следующий год, при этом, поскольку договор является двусторонней сделкой, вносить любые предложения по изменению условий договора управляющая организация вправе только собственнику помещения, с которым заключен договор.

- в п. 4.6 договора, предусматривающим, что собственник не вправе требовать изменения
размера платы, если оказание услуг и выполнение работ ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, связано с устранением угрозы жизни и здоровью граждан, предупреждением ущерба их имуществу или вследствие действия обстоятельств непреодолимой силы, отсутствует информация о том, что лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.

- п.4.5 Договора, предусматривающий, что      в случае исправления выявленных недостатков, не связанных с регулярно производимыми работами, в соответствие с установленными периодами производства работ (услуг), стоимость таких работ может быть включена в плату за содержание и ремонт общего имущества в следующих месяцах при уведомлении собственника, не соответствует требованию ст. 450, ст. 452, ст. 779 Гражданского кодекса РФ.

- в п. 5.4. Договора указано, что управляющая организация несет ответственность за ущерб, причиненный только имуществу собственника, путем снижения платы за жилье на сумму, равную причиненному ущербу. Данный пункт не соответствует требованиям ст.ст. 1064, 1084 ГК РФ и пунктам 72, 73, 76 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам.

- п.1.2, 2.1, 3.1.3 Договора, содержащие указание на то, что «управляющая организация участвует в предоставлении коммунальных услуг, а не представляет эти услуги» не соответствуют ст. 8,9 закона РФ «О защите прав потребителей», п.п. «а,б» п.49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, ч.1 ст. 779 ГК РФ. В Договоре должен быть четко определен исполнитель по представлению коммунальных услуг, являющийся ответственным лицом по выполнению данного условия в Договоре.

- п. 1.3 Договора, в котором указано, что «в отношениях с ресурсоснабжающими организациями управляющая организация действует от своего имени и за счет собственника в пределах, вносимых собственником платежей за оказанные коммунальные услуги», не соответствует требованиям п. п. «в», «а» и «б» п. 49, п. п. «а» п. 80 и п. 81 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам и ч. 2 ст. 162 ЖК РФ.

- в п. 3.1.3 Договора отсутствуют предоставление электро- и газоснабжения, данный пункт не соответствует требованиям     п. 6 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, Приложению № 1 к Правилам, утвержденных постановлением Правительства
от 23.05.2006 г. №307.

- Пункт 3.1.7 Договора не соответствует порядку оповещения жителей дома об
изменении условий Договора и размера платы за коммунальные услуги, так как нарушены требования п. 42 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, ст. 452, ч.2 ст.4
ч. 2 ст. 435 ГК РФ. Необходимо оповещать каждого собственника помещения.

- П. 3.1.9 Договора, предусматривающий, что управляющая организация обязуется
согласовывать с Собственником время доступа в помещение не менее чем за три дня до начала
проведения работ или направить ему письменное уведомление о проведении работ внутри
помещения, не в полной мере соответствует требованию п.п. «о» п. 49 Правил предоставлению коммунальных услуг гражданам, подлежит дополнению словами «не позднее пяти рабочих дней с момента получения уведомления».

- В Договоре отсутствуют существенные условия - «Порядок установления
предоставления жилищно-коммунальных услуг или представление указанных услуг
ненадлежащего качества». Данный порядок определен в разделе VIII Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ 23.05.2006г. № 307 и в пунктах 15 и 16 Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения..., утвержденных Постановлением Правительства РФ 13.08.2006 г. № 491.

- Предусмотренный абзацем «б» п.п. 6.1.1. Договора порядок расторжения Договора,
противоречит требованиям ч. 10 ст. 162 ЖК РФ и ч. 4 ст. 45 ЖК РФ по срокам их исполнения.

- П. 6.1.4. Договора противоречит требованиям ч. 10 ст. 162 ЖК РФ и ч. 4 ст. 45 ЖК РФ.

- Также в п.3.1 договора должны быть включены следующие условия, изложенные в жилищном законодательстве, важные по своей значимости и защищающие права потребителей:

  • П.п. 3.1.14 - «производить уменьшение размера платы за жилищно-коммунальные услуги при предоставлении указанных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность». Данное требование вытекает из п.п. «ж» п. 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 307.
  • П.п. 3.1.15 - «вести учет жалоб (заявлений, требований, претензий) потребителей на
    режим и качество предоставления жилищно-коммунальных услуг, учет их исполнения в порядке, определенном статьями 65-71 Правил (Требование п.п. «з» п. 49 и пунктов 65-74 Правил).
  • П.п. 3.1.16 - «в течение двух рабочих дней с даты получения жалобы направлять
    потребителю извещение о ее приеме и последующем удовлетворении либо об отказе в ее удовлетворении с указанием причин отказа» (Требование п.п. «и» п. 49 Правил).
  • п.п.3.1.17 - «информировать потребителя в течение суток со дня обнаружения
    неполадок в работе внутридомовых инженерных систем и (или) инженерных коммуникаций и
    оборудования, расположенных вне дома, о причинах и предполагаемой продолжительности приостановки или ограничении предоставления коммунальных услуг, а также о причинах нарушений качества предоставления коммунальных услуг» (Требование п.п. «л» 49 Правил).
  • П.п. 3.1.18 - «производить по требованию потребителя сверку платы за жилое
    помещение и коммунальные услуги и не позднее трех рабочих дней выдавать документы, подтверждающие правильность начисления потребителю платежей (Требование п.п. «р» п. п.49 Правил).

- В договоре отсутствуют сведения о государственной регистрации управляющей организации, о режиме ее работы, адресе и номере телефона диспетчерской службы, а также о параметрах качества предоставления коммунальных услуг и предельных сроках устранения аварий (требование п.п. «р» п.49 Правил).

- В приложениях № 1-3 Договора, составленного ОАО «Жилищник», не предусмотрены
подписи сторон Договора, а потому Приложения к Договору не имеют юридической силы.

- В договоре отсутствует раздел о порядке оформления и заключения договора.

- Приложения № 1-3 к Договору не соответствуют требованиям законодательства, так как в них не отражены следующие существенные условия: о техническом состоянии общего имущества в доме; о перечне, объемах, ценах, суммах финансирования по видам работ; отсутствует смета финансирования работ по содержанию и ремонту общего имущества в доме; отсутствует цена договора. Необходимо указанные приложения к договору исключить и оформить их по образцам форм, одобренных решением сессии Смоленского Горсовета от 28.12.2007 года № 758.

- Необходимо включить в договор Приложение № 6 «Годовой отчет управляющей организации об исполнении Договора по управлению дома по улице за 20___ год».

Просит признать действия ОАО «Жилищник» по заключению в настоящее время и в последующем с неопределенным кругом потребителей договоров управления многоквартирными домами противоправными, не соответствующими требованиям действующего законодательства в сфере защиты прав потребителей и прекратить их. Обязать ответчика устранить указанные нарушения, путем приведения условий типового договора с потребителями в соответствие с действующим законодательством РФ и обязать довести до сведения потребителей решение суда в десятидневный срок со дня его вступления в законную силу через средства массовой информации.

Согласно ч. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Из искового заявления следует, что истцом оспаривается не конкретный договор, а типовой, на неопределенное время, в том числе и на будущее, что законом не предусмотрено. Истцом не указано в чем состоит нарушение прав жильцов многоквартирных жилых домов № 84\2 по ул. Шевченко и № 15 по ул. Кирова г. Смоленска.

Кроме того, по спору Управления Федеральной службы по надзору в сфере прав потребителей и благополучия человека по Смоленской области к ОАО «Жилищник» о защите неопределенного круга потребителей, предметом и основаниями по которому послужили аналогичные обстоятельства, имеется судебный акт - решение Промышленного райсуда г. Смоленска от 09.12.2008 г., которое вступило в законную силу 22.12.2008 г.

Согласно п.п. 2 ч. 1 ст. 134 ГПК РФ судья отказывает в принятии искового заявления в случае, если имеется вступившее в законную силу решение суда по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям или определение суда о прекращении производства по делу в связи с принятием отказа истца от иска или утверждением мирового соглашения сторон.

В соответствии с абз.2 ст.220 ГПК РФ суд или судья прекращает производство по делу в случае, если имеется вступившее в законную силу и принятое по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям решение суда.

При таких обстоятельствах, с учетом мнения сторон,производство по настоящему гражданскому делу подлежит прекращению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.220, 221, 224,225 ГПК РФ, суд,

О П Р Е Д Е Л И Л:

Производство по делу по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Смоленской области в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Жилищник» о признании действий ОАО «Жилищник» по заключению в настоящее время и в последующем с неопределенным кругом потребителей договоров управления многоквартирными домами противоправными, не соответствующими требованиям действующего законодательства в сфере защиты прав потребителей и прекратить их, обязании устранить указанные нарушения, путем приведения условий типового договора с потребителями в соответствие с действующим законодательством РФ и обязании довести до сведения потребителей решение суда в десятидневный срок со дня его вступления в законную силу через средства массовой информации, прекратить.

Определение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Промышленный районный суд г. Смоленска в течение 10 дней.

Судья     А.А.Шерин