ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 18 апреля 2011 года город Смоленск В составе: Председательствующего судьи Котова Г.П. С участием прокурора При секретаре Мартыновой К.А. Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Смоленского района Смоленской области к ООО «Смоленская Экологическая компания» о приостановлении деятельности, УСТАНОВИЛ: Прокурор Смоленского района Смоленской области обратился в суд с иском к ООО «Смоленская экологическая компания» (далее ООО «СЭК») о приостановлении деятельности. В обоснование указал, что ООО «СЭК» с 18.03.2010 арендует у ОАО «СпецАТХ» земельный участок общей площадью 130000 кв.м, разрешённый к использованию под полигон по захоронению твёрдых бытовых отходов. По условиям договора ООО «СЭК» обязано использовать земельный участок в соответствии с его целевым назначением и разрешённым использованием, способами, которые не должны нарушать вред окружающей среде. Ответчик допустил нарушения технологического процесса при хранении, захоронении отходов на полигоне, что привело к возгоранию в июле 2010 года. По выявленным нарушения было возбуждено дело об административном правонарушении по ст.8.21 КоАП РФ. Постановлением Управления Роспотребнадзора по Смоленской области ответчик привлечён к ответственности в виде штрафа в размере 40000 руб. Также был привлечён к административной ответственности и директор ООО, по ст.8.2 КоАП РФ в виде штрафа в размере 10000 руб. 30.07.2010 Департаментом Смоленской области по природным ресурсам выдано предписание об устранении нарушений законодательства об отходах производства и потребления: предоставить результаты мониторинга окружающей среды на полигоне, очистить от отходов производства и потребления подъездную дорогу к полигону от съезда с дороги на п.Лосня до полигона, очистить прилегающую территорию к рабочей карте полигона ТБО от отходов, предоставить информацию о профессиональной подготовке должностных лиц ООО на право допуска к работе с опасными отходами, также ООО обязывалось провести изоляцию уплотнённого слоя отходов на всей рабочей карте полигона с использованием природных материалов (песок, земля) лил отходов производства. Поскольку при совместной проверке истца совместно с Управлением Роспотребнадзора по Смоленской области с привлечение лаборатории было установлено горение полигона, наличие в воздухе вредных примесей, а ответчик фактически предписание не выполнил, просит приостановить деятельность ООО «СЭК» осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды. Уточнив требования, истец просит обязать ответчика в течение трёх месяцев с момента вынесения решения судом: -разработать схему расположения объектов полигона, границ арендованного земельного участка обозначить на местности; -определить рабочую карту полигона ТБО и по периметру всей территории полигона установить лёгкое ограждение; - произвести изоляцию уплотнённого слоя отходов на всей рабочей карте полигона с использованием природных материалов (песок, земля) или отходов производства (стекло, известь, асфальт, шлаки, строительные отходы); - провести мониторинг состояния окружающей среды (уровень загрязнения атмосферного воздуха, почвы, подземных вод) на полигоне ТБО «Кучино»; - при выезде установить контрольно -дезинфицирующую установку с устройством бетонной ванны для ходовой части мусоровозов, с использованием эффективных дезинфицирующих средств; - соблюдать технологию захоронения отходов, с целью предотвращения возгорания и задымления окружающей среды. В судебном заседании представитель истца Олифиренко С.Н. подержала уточнённый иск в полном объёме и конкретизировала последнее требование, а именно: просила обязать ООО ежедневно выставлять 6 бульдозеров для засыпки и утрамбовки мусора, обязать заключить договора на поставку песка и воды в соответствии с проектом. Представители ответчика Холкин И.В., Почуфарова М.И., Маковская Н.Г. иск не признали, пояснив, что срок эксплуатации полигона подходит к концу, ООО предпринимает меры по открытию нового полигона, затраты на проведения требуемых прокурором мероприятий, равноценны затратам на строительство нового полигона. Представители привлечённого судом в качестве соответчика ОАО «Спецавтохозяйство» (далее ОАО «СпецАТХ») - Данилов В.Г., Барсукова Е.Н. иск признали, пояснив, что ОАО «СпецАТХ» эксплуатировало полигон с 2002 по 2010 годы, до передачи ООО «СЭК» полигон эксплуатировался в соответствии с требованиями и нормами и был прибыльным предприятием. Представитель третьего лица Управления Росприроднадзора по Смоленской области- Ушкова Н.М. не возражала против удовлетворения иска, суду пояснила, что полигон эксплуатируется не в соответствии с проектом, с нарушением норм и требований. Новый полигон строиться, вероятно, не будет, поскольку отсутствует место строительства и деньги на проект, который стоит миллионы. В тоже время возможность эксплуатации имеющегося полигона есть, наименее затратным будет его расширение, поэтому необходимо уже сейчас привести все в соответствие. Представители третьих лиц - администрации г.Смоленска, Департамента Смоленской области по природным ресурсам - в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежаще. Представитель Департамента в предшествующих судебных заседаниях иск признал. На основании ч.3 ст.167 НПК РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц. Заслушав объяснения сторон, свидетеля, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам. Частью 1 ст.11 Федерального Закона №7-ФЗ от 10.01.2002 "Об охране окружающей среды" установлено, что каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде. Согласно ч.ч.1,2 ст.19 названного Закона, нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности. Нормирование в области охраны окружающей среды заключается в установлении нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, иных нормативов в области охраны окружающей среды, а также государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды. Частями 1,2 ст.34 Закона установлено, что размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности. Нарушение требований в области охраны окружающей среды влечёт за собой приостановление по решению суда размещения, проектирования, строительства, реконструкции, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов. Отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации (ч.1 ст.51 Закона). Федеральным Законом №96-ФЗ от 04.05.1999 «Об охране окружающего воздуха» установлено, что атмосферный воздух является жизненно важным компонентом окружающей среды, неотъемлемой частью среды обитания человека, растений и животных. Статьёй 18 названного Закона, запрещается хранение, захоронение и обезвреживание на территориях организаций и населённых пунктов, загрязняющих атмосферный воздух отходов производства и потребления, в том числе дурнопахнущих веществ, а также сжигание таких отходов без специальных установок, предусмотренных правилами, утверждёнными федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды. В силу п.2.1 санитарных правил СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твёрдых бытовых отходов» утверждённых Постановлением Главного санитарного врача РФ №16 от 30.05.2001, полигоны твердых бытовых отходов (ТБО) являются специальными сооружениями, предназначенными для изоляции и обезвреживания ТБО, и должны гарантировать санитарно - эпидемиологическую безопасность населения. В судебном заседании установлено, что ООО «СЭК» состоит на учёте в налоговом органе. Предметом и целью деятельности общества является, в том числе сбор, транспортировка, переработка и утилизация опасных отходов. На данную деятельность ответчику выдана лицензия. На основании договора аренды № от ДД.ММ.ГГГГ ООО «СЭК» приняло от ОАО «СпецАТХ» земельный участок с кадастровым номером 67:18:006 03 02:0195, расположенный по адресу: <адрес>, на расстоянии 2,8км. Разрешённое использование: под полигон по захоронению твёрдых бытовых отходов. Согласно государственному Реестру объектов размещения отходов, регистрационный номер полигона - 14. Землеотвод земельного участка под полигон принят Решением Смоленского областного Совета народных депутатов от 31.10.1991. На момент заключения договора аренды, земельный участок принадлежит на праве собственности ОАО «СпецАТХ». Согласно договору, срок аренды для ООО установлен до 31.12.2030 (п.5.1 Договора). Пунктом 7.4.2 Договора установлено, что арендатор обязан использовать участок в соответствии с его целевым назначением и разрешённым использованием, способами которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту. Как следует из реестра подписанных договоров, ответчик принял обязательства по сбору, переработка и утилизация твёрдых бытовых отходов (ТБО) у бюджетных и прочих организаций <адрес>, в том числе у ОАО «Жилищник». Установленные обстоятельства подтверждаются копиями свидетельства о регистрации (т.1, л.д.26), Устава ООО (т.1, л.д.27-40), копией договора аренды (т.1, л.д.22-24), копией свидетельства (т.1, л.д.71), копией лицензии (т.1, л.д.72), реестров договоров (т.1, л.д.77-105), копией государственного Реестра (т.1 л.д.140-141), копией договора от ДД.ММ.ГГГГ и дополнительных соглашений (т.1 л.д.106-128), копией характеристики объекта (т.1 л.д.144-148). 30.07.2010 Департаментом Смоленской области по природным ресурсам, выдано предписание об устранении ответчиком экологического нарушения, выразившегося, в том числе, в отсутствии изоляции уплотнённого слоя отходов на всей рабочей карте полигона, отсутствие ванны для дезинфекции мусоровозов, а также допущении сжигания и самовозгорания отходов. За нарушение норм ФЗ «Об охране окружающей среды», «Об отходах производства и потребления», директор ООО был привлечён к административной ответственности по ст.8.2 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 10000 руб. 15.09.2010 Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Смоленской области выдано предписание № об устранении возгорания на полигоне. В ходе проверки в период с 17.09-21.09.2010 Департаментом Смоленской области по природным ресурсам было выявлены факты невыполнения предписания от 30.07.2010, а кроме того, возгорание отходов. 21.09.2010 в отношении ООО был составлен протокол об административном правонарушении по ч.1 ст.19.5 КоАП РФ, и выдано новое предписание. Совместной проверкой прокуратуры Смоленского района Смоленской области и Управления Роспотребнадзора по Смоленской области было установлено, что 18.10.2010 на полигоне наблюдаются очаги тления отходов, значительная часть полигона задымлена. Проведённым исследованием ФГУП «Центр гигиены и эпидемиологии в Смоленской области» от 20.10.2010, установлено превышение допустимых норм выбросов вредных вещества как самом на полигоне, так и на расстоянии 3,5км. от него. Фактически, до 12.11.2010 ответчику неоднократно выдавались предписания о ликвидации возгорания отходов, за невыполнение которых как само юридическое лицо, так и должностные лица, неоднократно привлекались к административной ответственности, что подтверждается копиями предписаний, актов проверок, протоколов об административных правонарушений, постановлений (т.1 л.д.7-16, 151-187, 207-209), копией протокола лабораторных исследований (т.1 л.д.20). Обосновывая свои требования, истец указывает, что ответчик длительное время не надлежаще эксплуатирует полигон, что привело к возгоранию, и, как следствие, загрязнению окружающей среды. Ответчик не признавая иск, указал, что затраты на приведение полигона в надлежащее состояние сопоставимы с затратами на открытие нового полигона, открытие которого ожидается в ближайшее время. Суд находит, довод ответчика необоснованным, поскольку, как сторона договора, он должен выполнять взятые на себя обязанности в полном объёме. Более того, как установлено в судебном заседании, при приёме и последущей эксплуатации, арендатор ни разу не обращался к арендодателю о взыскании денежных средств за устранение недостатков полигона, что подтверждается письмом ОАО «СпецАТХ» (т.2, л.д.6) и не оспаривается ответчиком. В тоже время, из представленных плана природоохранных мероприятий, протоколов исследований, актов отборов (т.2, л.д.7, 13-23) следует, что арендодатель выполнял обязанности по обустройству и мониторингу полигона. Довод об открытии нового полигона, не имеет юридического значения для рассмотрения данного дела. В свою очередь, из акта обследования полигона от 26.07.2010, составленного Департаментом Смоленской области по природным ресурсам (т.1, лю.д.205) следует, что ответчик при эксплуатации полигона допустил вышеуказанные нарушения. Аналогичные нарушения выявлены и в ходе обследования полигона комиссией от 04.02.2011 (т.1, л.д.232). На основании поручения суда, Управлением Росприроднадзора по Смоленской области, совместно с участниками процесса, проведено обследование полигона, по результатам которого составлен акт от 14.04.2011 (т.2, л.д.39-46), согласно которому эксплуатация полигона по прежнему не соответствует Федеральным Законам в области охраны окружающей среды, атмосферного воздуха. Факт ненадлежащей эксплуатации подтверждается и объяснениями свидетеля Пушкарёвой Н.Г. пояснившей суду, что по химическим анализам воздух не соответствует нормам. Таким образом, факт нарушений Закона при эксплуатации полигона нашёл своё подтверждение, однако, требования истца подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям. Так, первое и четвёртое требование основаны на п.п. 4.3, 4.4 СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твёрдых бытовых отходов» утверждённых Постановлением Главного санитарного врача РФ №16 от 30.05.2001, в соответствии с которыми по периметру всей территории полигона ТБО устраивается лёгкое ограждение. В ограде полигона устраивается шлагбаум у производственно - бытового здания. На въезде из полигона предусматривается контрольно - дезинфицирующая установка с устройством бетонной ванны для ходовой части мусоровозов, с использованием эффективных дезинфицирующих средств, разрешённых к применению Минздравом России. Размеры ванны должны обеспечивать обработку ходовой части мусоровозов. Второе и пятое требование основаны на п.п.5.1,5.6,5.7 названных Правил, которыми установлено, что склад отходов допускается только на рабочей карте и в соответствии с инструкцией по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов ТБО. Промежуточная или окончательная изоляция уплотнённого слоя ТБО осуществляется в летний период ежесуточно, при температуре +5 градусов по Цельсию, не позднее трёх суток со времени складирования ТБО. Один раз в десять дней силами обслуживающего персонала полигона, должен проводиться осмотр прилегающих земель к подъездной дороге, и в случае загрязнения их, должна проводиться тщательные уборка и доставка мусора на рабочие карты полигона. На территории полигона не допускается сжигание ТБО, должны приниматься меры к недопущению самовозгорания. Третье требование основано на ст.11 Федерального Закона РФ №89-ФЗ от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления», индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в том числе, проводить мониторинг состояния окружающей среды на территориях объектов размещения отходов. Оценивая приведённые нормы законодательства в их совокупности с представленным доказательствами, суд приходит к убеждению, что проведение изоляции, мониторинг и соблюдение технологии захоронения отходов непосредственно касаются производственного процесса Общества, и не входят в компетенцию суда. Тем более, что контролирующие учреждения осуществили проверку, и выписали предписания, обязательные к исполнению (т.2 л.д.51-55). В тоже время, требования о возложении на ответчика обязанности оборудовать по периметру лёгкое ограждение и установить при выезде контрольно- дезинфицирующую ванну обоснованы и подлежат удовлетворению, поскольку наличие таких объектов по проекту обязательно, а факт их отсутствия подтверждается как письменными доказательствами, так и устными объяснениями сторон. Руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: В течении трёх месяцев со дня вступления решения в законную силу обязать Общество с ограниченной ответственностью «Смоленская экологическая компания»: - оборудовать по периметру полигона лёгкое ограждение; - оборудовать при выезде с территории полигона контрольно-дезинфицирующую ванну. В остальной части иска Прокурору Смоленского района Смоленской области отказать. Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Промышленный районный суд в течение десяти дней. Судья Г.П. Котов Справка: Кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Смоленского областного суда от 14 июня 2011 года решение Промышленного районного суда от 18.04.2011 отменено в части отказа в удовлетворении требований прокурора. Вынести в этой части новое решение, которым обязать ООО «СЭК» в течение трёх месяцев со дня вступления решения в законную силу : произвести изоляцию уплотнённого слоя отходов на всей рабочей карте полигона с использованием природных материалов (песок, земля) или отходов производства (стекло, известь, асфальт, шлаки, строительные отходы) ; провести мониторинг состояния окружающей среды ( уровень загрязнения атмосферного воздуха, почвы, подземных вод) на полигоне ТБО «Кучино»; соблюдать технологию захоронения отходов с целью предотвращения возгорания и задымления окружающей среды. В остальной части решение суда оставить без изменения, а кассационную жалобу ООО»СЭК» - без удовлетворения. Секретарь суда Писарева И.Н.