о признании действий незаконными, взыскании стоимости социальной путевки и компенсации морального вреда



г.Смоленск дело №2-1980/2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 июля 2011 года

Промышленный районный суд г.Смоленска

В составе:

Председательствующего судьи Никоненко Т.П.,

При секретаре Скворцовой Е.Н.

с участием истца Комановой А.А., представителя ответчика Государственного учреждения - Смоленское региональное отделение Фонда социального страхования РФ Жуковой О.А., представителя ответчика Министерства финансов РФ в лице УФК по Смоленской области Шарова Р.В.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Комановой А.А. к Государственному учреждению - Смоленское региональное отделение Фонда социального страхования РФ, Главному распорядителю средств федерального бюджета Министерства финансов РФ о признании действий незаконными, взыскании стоимости социальной путевки, компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л:

Команова А.А. обратилась в суд с иском к ГУ - Смоленское региональное отделение Фонда социального страхования РФ, Главному распорядителю средств федерального бюджета Министерства финансов РФ о признании действий незаконными, взыскании стоимости социальной путевки, компенсации морального вреда, указав, что является инвалидом группы по общему заболеванию и получателем государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в связи с чем имеет право на обеспечение санаторно-курортным лечением за счет средств федерального бюджета. Несмотря на поданное в ДД.ММ.ГГГГ заявление с приложением необходимых документов, ответчик не предоставил ей ДД.ММ.ГГГГ путевку на санаторно-курортное лечение. В результате неполученного лечения произошло ухудшение здоровья - обострение хронических заболеваний. Считает, что были нарушены её права и льготы как инвалида.

Просила суд признать действия Филиала №1 ГУ СРО ФСС РФ незаконными, взыскать с ответчика стоимость путевки в размере <данные изъяты>. для восстановления нарушенного права, компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты>

Команова А.А. в судебном заседании заявленные поддержала в полном объеме, дополнила, что заявление о предоставлении санаторно-курортного лечения подала ответчику ДД.ММ.ГГГГ., приложив все необходимые документы, позднее, ДД.ММ.ГГГГ, дополнительно хотела представить документы для получения путевки в связи с перенесенной в 2010 году операцией и разработанной программой реабилитации, но они не были приняты. Путевкой ДД.ММ.ГГГГ она не была обеспечена.

Представитель ответчика ГУ - Смоленское региональное отделение Фонда социального страхования РФ Жукова О.А. в судебном заседании иск не признала в полном объеме по основаниям, изложенным в возражениях (л.д.26-29).

Представитель Министерства финансов РФ в лице УФК по Смоленской области Шаров Р.В. иск не признал по основаниям, изложенным в отзыве (л.д.21-23).

Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные доказательства, суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.ст.254,255 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, если считает, что нарушены его права и свободы, в том числе, в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Исходя из положений статьи 258 ГПК РФ, суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Как разъяснено в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009г. №2, "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" судам при рассмотрении дел данной категории следует выяснять соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.

В соответствии со ст.ст. 6.1, 6.2 ФЗ «О государственной социальной помощи» от 17.07.1999 №178-ФЗ (далее - ФЗ №178) инвалиды имеют право на получение государственной помощи в виде набора социальных услуг, в состав социальных услуг включается предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение.

Предоставление инвалидам санаторно-курортного лечения в качестве меры социальной поддержки предусмотрено и ст.ст. 2, 9 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» 24.11.1995 № 181-ФЗ (далее 0 ФЗ №181).

В судебном заседании установлено, что Команова А.А. является инвалидом группы бессрочно (л.д.7, 8), и имеет право на бесплатное обеспечение при наличии медицинских показаний путевкой на санаторно-курортное лечение (л.д.10-13,15-16, 35-36).

ДД.ММ.ГГГГ Команова А.А. обратилась в Филиал № 1 г.Смоленска Смоленского отделения Фонда социального страхования РФ с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортного лечение, была поставлена на очередь на ее получение под (л.д.9).

Согласно справки Филиала №1 в 2010 году Смоленским отделением Фонда социального страхования РФ было получено и выдано путевок, соответственно Команова А.А. путевку не получила, но ее очередь перешла на ДД.ММ.ГГГГ (л.д.38).

Обосновывая свое требование, истица ссылалась на то, что ответчик не предоставил ей путевку на санаторно-курортное лечение ДД.ММ.ГГГГ по заявлению, поданному ДД.ММ.ГГГГ

Согласно п. 4 ст. 6 ФЗ «О бюджете фонда социального страхования Российской Федерации на период 2010 года и на плановый период 2011 и 2012 годов» от 28.11.2009 №292-ФЗ ФСС РФ осуществляет финансовое обеспечение оплаты стоимости путевок в санаторно-курортные учреждения, расположенные на территории РФ, со сроком пребывания не более 21 дня … за счет средств федерального бюджета в пределах межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на указанные цели.

В силу положений п.3 ст.6.5 ФЗ №178 порядок финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде социальных услуг устанавливается Постановлением Правительства РФ от 29.12.2004 №864 «О порядке финансирования расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг и установления платы за предоставление государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг…».

Согласно п.4 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, финансирование расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год: Фонду социального страхования РФ - на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение и проезду на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

Таким образом, обязательства Фонда по обеспечению санаторно-курортным лечением граждан ограничены объемом средств, выделенных из Федерального бюджета на оплату путевок, в силу чего обеспечить граждан, имеющих право на получение набора социальных услуг, путевками на санаторно-курортное лечение за пределами выделенных из федерального бюджета средств либо за счет иных средств (в том числе средств обязательного социального страхования) не представляется возможным в соответствии с действующим законодательством, поскольку такое право поставлено в зависимость от объема денежных средств, предусмотренных на финансирование набора социальных услуг.

Учитывая, что в 2010 году ответчику было выделено путевок, а номер очереди истицы составлял , то непредоставление инвалиду Комановой А.А. путевки в этом году нельзя расценивать как нарушение ответчиком действующего законодательства.

Довод истицы о её праве как инвалида на денежную компенсацию путевки при нуждаемости в санаторно-курортном лечении согласно индивидуальной программе реабилитации, основан на неправильном толковании норм закона.

Вместе с тем, ФЗ №178 и ФЗ №181 не предусмотрена возможность получения денежной компенсации взамен входящей в набор социальных услуг путевки на санаторно-курортное лечение.

Кроме того, в соответствии с положениями статьи 6.3 ФЗ №178 допускается отказ от получения набора социальных услуг полностью, отказ от получения социальной услуги, предусмотренной п.1 ч.1 ст.6.2 настоящего Федерального закона, и отказ от получения социальной услуги, предусмотренной п.2 ч.1 ст.6.2 настоящего Федерального закона.

Гражданин может до 1 октября текущего года подать заявление об отказе от получения набора социальных услуг (социальной услуги) на период с 1 января года, следующего за годом подачи указанного заявления, и по 31 декабря года, в котором гражданин обратится с заявлением о возобновлении предоставления ему набора социальных услуг (социальной услуги).

При таких обстоятельствах у суда отсутствуют правовые основания для признания действий (бездействия) ответчика по не предоставлению истице санаторно-курортной путевки незаконными и возложении на него обязанности по возмещению стоимости путевки и компенсации морального вреда.

. Руководствуясь ст.ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Требования Комановой А.А. к Государственному учреждению - Смоленское региональное отделение Фонда социального страхования РФ, Главному распорядителю средств федерального бюджета Министерства финансов РФ о признании действий незаконными, взыскании стоимости социальной путевки, компенсации морального вреда, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Промышленный районный суд г.Смоленска в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья      Т.П. Никоненко