дело №2-2126 / 2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 13 июля 2011 года Промышленный районный суд г.Смоленска В составе: Председательствующего судьи Селезеневой И.В., При секретаре Владимировой Е.С., Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Промышленного района г.Смоленска к администрации г.Смоленска о возложении обязанности по оборудованию уличного освещения, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Промышленного района г.Смоленска обратился в суд с иском к администрации г.Смоленска о возложении обязанности по оборудованию уличного освещения от ул.Шкадова вдоль автомобильной дороги, проходящей по ул.Индустриальной г.Смоленска в соответствии с действующими стандартами, ссылаясь на то, что ответчиком не принимаются надлежащие меры по содержанию указанного участка автомобильной дороги, поскольку уличное освещение автомобильной дороги по ул.Индустриальной на участке от ул.Шкадова, отсутствует. Кроме того, вдоль дороги, проходящей по ул.Индустриальной г.Смоленска, относящейся ко 2-й категории автомобильных дорог, с одной стороны полностью отсутствуют оборудованные тротуары (пешеходные дорожки), а имеющиеся с другой стороны (от ул.Попова г.Смоленска) - нуждаются в ремонте. Уточнив требования, просит суд обязать администрацию г.Смоленска оборудовать уличное освещение автомобильной дороги, проходящей по ул.Индустриальной г.Смоленска начиная от улицы Шкадова и до конца ул.Индустриальной, а также оборудовать освещение вдоль автомобильной дороги по ул.Смольянинова г.Смоленска, начиная от жилого дома №15 до ТЭЦ-2 включительно; кроме того, обязать ответчика оборудовать тротуарами (пешеходными дорожками) с двух сторон данной автомобильной дороги, начиная от ул.Попова, где они отсутствуют, а в местах, где тротуары (пешеходные дорожки) имеются - привести их покрытие в соответствие с требованиями действующих строительных норм и правил. В судебном заседании представители истца - помощники прокурора Юлдашев В.Р., Емельященкова Н.Е., Попова Е.В. уточненный иск поддержали и подтвердили обстоятельства, изложенные в исковом заявлении. Ответчик иск не признали. Представители администрации г.Смоленска - Мишуренкова Е.П., Новикова Е.А. суду пояснили, что вдоль автомобильной дороги по ул.Индустриальной на участке от ул.Шкадова установлены железобетонные опоры, предположительно световые, которые муниципальной собственностью не являются. Полагают, что данные опоры находятся на балансе ОАО «МРСК Центра» - «Смоленскэнкрго», на которое и подлежит возложению обязанность по освещению улицы. Также из фотоматериалов, имеющихся в материалах дела усматривается, что с одной стороны автомобильной дороги по ул. Индустриальная от пересечения с ул. Попова г. Смоленска имеется тротуар, что свидетельствует о том, что при строительстве дороги имелась техническая возможность оборудовать пешеходную дорожку только с одной стороны. Обращают внимание суда на то, что данная дорога отсутствует в реестре и не является муниципальной собственностью. Мишуренкова Е.П. дополнительно суду пояснила, что освещать участок дороги, начиная от жилого дома №15 до ТЭЦ-2 включительно вообще нецелесообразно из-за отсутствия там жилой застройки и с учетом наличия хорошо освещенной площадки перед территорией ТЭЦ-2. Кроме того, проложенный там магистральный газопровод, выполненный открытым способом, исключает техническую возможность обустройства световых опор на данном участке дороги. Представитель третьего лица - ОАО «МРСК Центра» Савельев А.Б. с доводами ответчика не согласился, указав, что у Общества имеется договор с администрацией г.Смоленска об организации уличного освещения, которым спорный участок автомобильной дороги не охватывается. Претензий со стороны администрации г.Смоленска по поводу освещения указанной дороги не поступало. Считает, что опоры, о которых говорит ответчик, изначально не предназначались для освещения, однако полагает, что техническая возможность их использования для освещения имеется, для чего необходимо разработать соответствующие технические условия, разработать проект и выполнить работы по проекту. Конкретные работы должна указать проектная организация. Представитель третьего улица - ГИБДД УВД по г.Смоленску Матюшев С.Н. суду пояснил, что освещение участка дороги от ул.Шкадова и далее вдоль автомобильной дороги, проходящей по ул.Индустриальной г.Смоленска, в ночное время суток отсутствует, что создает угрозу безопасности дорожного движения. С одной стороны данной дороги установлены бетонные столбы (опоры) неизвестного назначения, которые при определенных условиях могут создавать помехи дорожному движению. Отсутствие пешеходных дорожек и тротуаров, а также ненадлежащее состояние имеющихся вдоль дороги создает угрозу безопасности дорожного движения, поскольку на данном участке дороге высокая интенсивность движения пешеходов. Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам. В силу ст.254 ГПК РФ в порядке гражданского судопроизводства могут быть обжалованы действия (бездействие) органа местного самоуправления, если они нарушат права и свободы заявителя. В соответствии со ст.255 ГПК РФ действиям (бездействию) органов местного самоуправления, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. Согласно ч.1 ст.249 ГПК РФ обязанности по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления, возлагаются органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие). При этом, как разъяснено в п.13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 №2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» на основании ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ в защиту прав и свобод неопределенного круга лиц, если такими решениями, действиями (бездействием) нарушены права и свободы этих лиц, созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод или на них незаконно возложена какая-либо обязанность. Из п.28 указанного Постановления ВС РФ от 10.02.2009 №2 следует, что исходя из положений ст.258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа местного самоуправления, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В судебном заседании установлено, что вдоль автомобильной дороги, проходящей по ул.Индустриальной г.Смоленска начиная от пересечения с ул.Шкадова и до конца ул.Индустриальной отсутствует наружное освещение. Также, отсутствует наружное уличное освещение вдоль автомобильной дороги, проходящей вдоль ул.Смольянинова г.Смоленска, начиная от жилого дома №15 и до ТЭЦ-2 г.Смоленска. Кроме того, вдоль автомобильной дороги, проходящей по ул.Индустриальной г.Смоленска начиная от пересечения с ул.Попова и до конца ул.Индустриальной, пешеходная дорожка (тротуар) имеется с одной стороны, нуждается в ремонте покрытия. Изложенные обстоятельства не оспариваются странами, а также подтверждаются актом ГИБДД УВД по г.Смоленску от ДД.ММ.ГГГГ, фототаблицами спорных участков улиц и дорог. В соответствии п.п.5 п.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями), п.п.5 п.1 ст.10 Устава города Смоленска, к вопросам местного значения городского округа относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно п.1, 6 ст.13 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения и осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения. Статьей 3 ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что дорожная деятельность представляет собой деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог (п.6), содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (п. 12). В силу п.4 ст.6 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований. В соответствии с п.п.5 п.1 ст.41 Устава города Смоленска, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города Смоленска, а также иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации отнесено к компетенции Администрации г.Смоленска. В силу п.13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утв.Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090, должностные и иные лица, ответственные за содержание дорог, обязаны содержать дороги в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил. Согласно Правил благоустройства города Смоленска, утв.Решением Смоленского городского Совета от 27.02.2004 №800, содержание дорог включает в себя комплекс работ, в результате которых поддерживается транспортно-эксплуатационное состояние дороги, дорожных сооружений, полосы отвода, элементов обустройства дороги, организации и безопасности движения, отвечающих требованиям ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения". Содержание территорий города включает в себя текущий ремонт дорог, тротуаров, опор уличного освещения. Перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения установлены Государственным стандартом РФ ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», принятым постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 № 221, Национальным стандартом РФ ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы благоустройства. Общие требования», утвержденным приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23 октября 2007 № 270-ст. Требования указанных стандартов являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды. В соответствии с п.4.6 ГОСТ Р 50597-93 наружное освещение дорог и улиц относится к техническим средствам организации дорожного движения и оборудованию дорог и улиц. Согласно п.2.2.1, 2.2.2 Правил благоустройства города Смоленска, утв.Решением Смоленского городского Совета от 27.02.2004 №800, улицы, дороги, территории жилых кварталов, микрорайонов, номерные знаки жилых и общественных зданий, дорожные знаки и указатели, должны освещаться в темное время суток. Освещенность территорий улиц и дорог должна соответствовать Инструкции по проектированию наружного освещения городов, поселков и сельских населенных пунктов ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям безопасности дорожного движения», другим действующим нормативным документам. Размещение уличных фонарей, торшеров, других источников наружного освещения в сочетании с застройкой и озеленением должно способствовать созданию криминально безопасной среды, не создавать помех участникам дорожного движения. Особое внимание необходимо уделять освещенности основных пешеходных направлений, прокладываемых через озелененные территории парков, жилых кварталов, путей движения школьников, инвалидов и пожилых людей. Однако, как установлено в судебном заседании, уличное освещение на ул.Индустриальной г.Смоленска (от ул.Шкадова), и по ул.Смольянинова г.Смоленска (от жилого дома №15 до ТЭЦ-2) отсутствует. Как следует из акта комиссионного обследования названных участков улично-дорожной сети г.Смоленска, проведенного на основании определения суда от 17.06.2011, по ул.Индустриальной имеются железобетонные круглые опоры в количестве 11 штук, предположительно установленные в конце 70-х годов и предназначенных для подвески контактной трамвайно-троллейбусной сети. Расстояние между опорами 40-60 м. Собственник данного имущества не установлен, проект на строительство отсутствует. Опоры пригодны к эксплуатации для наружного освещения, но требуют восстановительного ремонта в связи с имеющимися повреждениями. Также из вышеуказанного акта комиссионного обследования усматривается, что по ул.Смольянинова г.Смоленска (от ул.Индустриальной до ТЭЦ-2) имеются железобетонные круглые опоры в количестве 34 штук, предположительно установленные в конце 70-х годов и предназначенных для подвески контактной трамвайно-троллейбусной сети. Расстояние между опорами 40-60 м. На опорах имеются повреждения, сколы, некоторые повалены либо частично разрушены. На территории ТЭЦ-2 и прилегающей территории имеются объекты наружного уличного освещения в исправном состоянии. На участке дороги от общежития по ул.Смольянинова, д.15 (корпус 1 и 2) жилая застройка отсутствует. Приведенные обстоятельства подтверждаются представленными фотографиями. В результате обследования комиссия пришла к выводу, что в силу положений Инструкции по техническому обслуживанию и ремонту воздушных линий электропередачи напряжением 0,38-20 кВ с неизолированными проводами РД 153-34.3-20.662-98, эксплуатация указанных железобетонных опор с выявленными дефектами допускается, однако в данном случае их эксплуатация нецелесообразна в связи с необходимостью проведения их частичного восстановления и ремонта. Анализируя представленные по делу доказательства в данной части, суд приходит к выводу, что наружное уличное освещение вдоль автомобильной дороги по ул.Индустриальной г.Смоленска (от ул.Шкадова), и по ул.Смольянинова г.Смоленска (от жилого дома №15 до ТЭЦ-2) отсутствует по вине администрации г.Смоленска, которой не принимаются надлежащие меры по содержанию указанного участка улично-дорожной сети в надлежащем состоянии. Отсутствие наружного уличного освещения нарушает права граждан поскольку создает угрозу их жизни и здоровью, а также создает угрозу безопасности дорожного движения в ночное время суток. В этой связи, суд находит необоснованным довод представителя администрации об отсутствии необходимости освещения участка дороги по ул.Смольянинова г.Смоленска (от жилого дома №15 до ТЭЦ-2) из-за отсутствия там жилой застройки. Не нашедшем своего подтверждения в ходе судебного заседания суд находит и утверждение представителя администрации об отсутствии технической возможности выполнения такого освещения на данном участке дороги. Из пояснений представителя ОАО «МРСК Центра» усматривается, что наличие на данном участке газового трубопровода, проложенного открытым способом, не является препятствием к обустройству уличного освещения, поскольку для такового могут быть использованы различные варианты, в том числе и с использованием подземного кабеля. Конретный способ выполнения работ может быть определен проектной организацией после получения технический условий, выдаваемых ОАО «МРСК Центра». В соответствии со ст.12 ГК РФ нарушенные права неопределенного круга лиц подлежат восстановлению путем возложения на орган местного самоуправления в лице администрации г.Смоленска обязанности по оборудованию наружного уличного освещения вдоль автомобильной дороги по ул.Индустриальной г.Смоленска (от ул.Шкадова), и по ул.Смольянинова г.Смоленска (от жилого дома №15 до ТЭЦ-2) путем монтажа новых световых опор, не затрагивающих существующие неиспользуемые опоры, собственник которых в ходе судебного разбирательства установлен не был, и права которого при осуществлении монтажных работ затронуты и нарушены быть не могут. При этом, суд полагает необходимым отметить, что оборудование наружного уличного освещения по ул.Смольянинова г.Смоленска (от жилого дома №15 до ТЭЦ-2) подлежит выполнению с учетом соблюдения требований к безопасной эксплуатации открытого газового трубопровода. Обоснованным и подлежащим удовлетворению суд находит требование истца об оборудовании автомобильной дороги, проходящей по ул.Индустриальной г.Смоленска, начиная от пересечения с ул.Попова г.Смоленска до конца ул.Индустриальной пешеходными дорожками (тротуарами). Согласно п.4.5.1.1 ГОСТ 52766-2007 тротуары или пешеходные дорожки устраивают на дорогах с твердым покрытием, проходящих через населенные пункты. На дорогах I-III категорий по ГОСТ Р 52398 тротуары обязательны на всех участках, проходящих через населенные пункты, независимо от интенсивности движения пешеходов, а также на подходах к населенным пунктам от зон отдыха при интенсивности движения пешеходов, превышающей 200 чел./сут. Тротуары располагают с обеих сторон дороги, а при односторонней застройке - с одной стороны. Ширина одной полосы тротуара (пешеходной дорожки) с двумя полосами движения и более должна быть не менее 0,75 м. Минимальная ширина однополосной пешеходной дорожки должна быть не менее 1,0 м. Судом установлено, что дорога, проходящая по ул. Индустриальной г.Смоленска, является автомобильной дорогой II категории. Согласно Приложению 1 к Правилам благоустройства г.Смоленска, ко 2-й категории относятся магистральные улицы общегородского значения регулируемого движения, обеспечивающие транспортную связь между жилыми, промышленными районами и центром города, центрами планировочных районов, имеющие выход на магистральные улицы и дороги и внешние автомобильные дороги и пересекающиеся с ними в одном уровне. Интенсивность движения от 1000 до 3000 авт./сут. В результате обследования данной дороги в ходе прокурорской проверки, были выявлены нарушения вышеуказанных норм законодательства, выразившиеся в том, что тротуар имеется только с одной стороны (от ул. Попова г.Смоленска) при наличии пешеходных переходов и автобусных остановок. Данный тротуар не соответствует требованиям, вышеуказанного ГОСТа, поскольку пешеходные дорожки имеют асфальтное покрытие, непригодное для дальнейшей эксплуатации, что подтверждается представленными суду фотографиями и сторонами по делу не оспаривается. Анализируя представленные доказательства в совокупности в данной части, суд приходит к выводу, что по вине администрации г.Смоленска, выразившейся в отсутствии контроля за состоянием указанной автомобильной дороги по ул.Индустриальной г.Смоленска, ненадлежащее состояние имеющегося по ул.Индустриальной одностороннего тротуара, а также отсутствие тротуара с противоположной стороны данной дороги нарушает права неопределенного круга жителей данного микрорайона на благоприятные, здоровые и культурные условия жизни, а также создает угрозу безопасности дорожного движения. Следовательно, в соответствии со ст.12 ГК РФ нарушенные права неопределенного круга лиц подлежат восстановлению путем возложения на орган местного самоуправления в лице администрации г.Смоленска обязанности по приведению в надлежащее состояние имеющегося тротуара по ул.Индустриальной г.Смоленска начиная от ул.Попова, а также по оборудованию тротуара в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы благоустройства. Общие требования» с другой стороны данной дороги. Таким образом, исковые требования прокурора Промышленного района г.Смоленска являются обоснованными и подлежащими удовлетворению. Руководствуясь ст.ст.194-198,199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Требования Прокурора Промышленного района г.Смоленска удовлетворить. Обязать администрацию г.Смоленска оборудовать наружное уличное освещение вдоль автомобильной дороги по ул.Индустриальной г.Смоленска (от ул.Шкадова), а также по ул.Смольянинова г.Смоленска (от жилого дома №15 до ТЭЦ-2) с использованием вновь возведенных световых опор в соответствии с ГОСТ Р 50597-93. Обязать администрацию г.Смоленска привести в надлежащее состояние имеющийся тротуар по ул.Индустриальной г.Смоленска начиная от ул.Попова, а также по оборудовать тротуар с другой стороны данной дороги в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52766-2007. Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Промышленный районный суд г. Смоленска в течение 10 дней со дня его принятия судом в окончательной форме. Судья И.В. Селезенева