Дело № 2-1477/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 03 мая 2011 года Промышленный районный суд города Смоленска В составе: Председательствующего (судьи) Селезеневой И.В. При секретаре Владимировой Е.С., Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Борисова К.Н. к ОАО «Жилищник», ООО «ЖЭУ №12», филиалу ОАО «Жилищник» «ЖЭУ-2» о признании действий незаконными, об обязании произвести перерасчет оплаты за электроэнергию, УСТАНОВИЛ: Борисов К.Н. обратился в суд с иском к ОАО «Жилищник», ООО «ЖЭУ №12», филиалу ОАО «Жилищник» «ЖЭУ-2» о признании действий незаконными, возложении обязанности произвести перерасчет оплаты за электроэнергию, предоставляемую по жилому помещению, расположенному по адресу: <адрес>. В обоснование иска указал, что вышеуказанное жилое помещение было предоставлено ему и его семье в 1984 году. В указанное время жилой дом находился на балансе Смоленского ДСК и обслуживался Смоленским территориальном управлением строительства № 16. В период с 1992 по 1995 г.г. в жилом доме в централизованном порядке специализированной организацией <...> производилась установка индивидуальных приборов учета потребляемой энергии, показания которых вплоть до сентября 2009 года учитывались при расчете платежей. В дальнейшем при расчете платежей ООО «ЖЭУ № 12» стал учитывать показания единого прибора учета, ежемесячная плата за электроэнергию увеличилась в 2-3 раза. Просит суд обязать ОАО «Жилищник» в лице ООО «ЖЭУ-12» и Филиала ОАО «Жилищник» «ЖЭУ № 2» ежемесячно снимать показания счетчика, установленного в квартире истца и сообщать сведения в СМУП «ВЦ ЖКХ» для начисления оплаты, обязать СМУП «ВЦ ЖКХ» произвести перерасчет за потребляемую электроэнергию в соответствии с показаниями приборов учета, с сентября 2009г. по настоящее время, по лицевому счету №, с последующим начислением оплаты за электроэнергию по показаниям индивидуального прибора учета. В судебном заседании Борисов К.Н. исковые требования поддержал, обосновав их вышеизложенными обстоятельствами. Ответчики - представители ОАО «Жилищник», ООО «ЖЭУ №12», филиалу ОАО «Жилищник» «ЖЭУ-2» в судебное заседание не явились по неизвестной суду причине, о месте и времени слушания дела извещены своевременно и надлежащим образом. Третье лицо СМУП «ВЦ ЖКХ» в письменном заявлении просит рассмотреть дело в отсутствие своего представителя, против удовлетворения иска возражает, указав, что основания для перерасчета платы за электроэнергию отсутствуют, поскольку начисления оплаты производятся по общему счетчику в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 307. Индивидуальные счетчики учета потребляемой энергии установлены жильцами дома без соблюдения правил и норм. Суд, выслушав пояснения истца, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему. На основании ч.ч. 1, 2 ст. 153 ЖК РФ граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение. Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности. Согласно ст. 154 ЖК РФ электроснабжение является одним из видов коммунальных услуг. В соответствии с п. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации. Во исполнение указанной правовой нормы постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006г. N 307 были утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, регулирующие отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливающие их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии и др. Судом установлено, что на основании постановления Главы администрации города Смоленска от 04.12.1997 г. № 1273 переведено в категорию домов муниципального жилищного фонда общежитие, расположенное по адресу: <адрес> Собственниками комнат <адрес> в указанном доме (по1\3 доли) являются Борисов К.Н., Ф1 и Ф2 По данному адресу Борисов К.Н. и его супруга Ф1 проживают с ДАТА, их сын Ф3 с ДАТА, сын Ф2 с ДАТА Обслуживание многоквартирного жилого дома <адрес> до ДАТА и с ДАТА по настоящее время осуществляется ОАО «Жилищник», в период с ДАТА по ДАТА его управление осуществлялось ООО «ЖЭУ № 12». Указанные обстоятельства подтверждаются объяснениями истца, а также письменными материалами дела: <...> Как следует из объяснений истца, заявления от жильцов дома <адрес> <адрес> (л.д. 12-13), заявления от ДАТА (л.д. 14), истцу до сентября 2009г. плата за потребление электроэнергии начислялась и взималась на основании показания имеющегося у него в квартире индивидуального прибора учета, без учета данных по общедомовому прибору учета. При этом как Борисову К.Н., так и другим потребителям, в нарушение требований Закона РФ «О защите прав потребителя» и п. 51 Правил предоставления коммунальный услуг, не предоставили полную и достоверную информацию по изменению порядка начисления платы за электроэнергию по показаниям общедомовых приборов учета, в квитанциях отсутствуют сведения об обосновании перерасчета. Согласно ч. 1 ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. Согласно абз. 2 п.7 Правил предоставления коммунальных услуг, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307, собственники помещений в многоквартирном доме и собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также за оказанные услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Общий объем (количество) потребленных холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также отведенных сточных вод, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, распределяется между указанными собственниками в порядке, а при наличии во всех помещениях многоквартирного дома индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета - пропорционально их показаниям. В силу п. 23 Правил предоставления коммунальных услуг, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307, при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и отдельных или всех помещений в многоквартирном доме индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета, размер платы за коммунальные услуги в жилом помещении определяется в порядке, предусмотренном подпунктом 1 пункта 3 Приложения N 2 к Правилам. Согласно пункту 3 Правил предоставления коммунальных услуг коллективный (общедомовой) прибор учета - средство измерения, используемое для определения объемов (количества) коммунальных ресурсов, поданных в многоквартирный дом. Из установленного приложением N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг порядка расчетов следует, что при определении размера платы за коммунальные услуги учитываются показания коллективных (общедомовых) приборов учета. Анализируя законность изменения порядка расчета оплаты за предоставляемую электроэнергию, суд исходит из следующего. Общедомовой прибор учета позволяет обслуживающей организации определить общее количество потребляемой энергии всем многоквартирным жилым домом, его показания должны учитываться только для определения затрат на содержание общего имущества в многоквартирном жилом доме. Пропорциональное распределение оплаты между жильцами дома с учетом данных показаний приводит к тому, что потребитель не имеет возможности производить оплату за фактически потребленный ресурс. Таким образом, введенный ответчиком механизм расчета оплаты противоречит законодательно установленным требованиям, в соответствии с которыми потребитель обязан оплатить стоимость электроэнергии, исходя из потребленного количества. Довод ответчиков о невозможности применения индивидуального счетчика, поскольку он установлен в квартире истца незаконно, не имеет официальной регистрации и не учитывает весь расход электроэнергии, потребляемой жильцами, суд находит несостоятельным в силу следующего. Согласно п.п. «в» п. 53 вышеуказанных Правил потребителю запрещено самовольно присоединяться к внутридомовым инженерным системам или присоединяться к ним в обход коллективных (общедомовых), общих (квартирных) или индивидуальных приборов учета, вносить изменения во внутридомовые инженерные системы без внесения в установленном порядке изменений в техническую документацию на многоквартирный дом или жилой дом либо в технический паспорт жилого помещения. В силу п. 3.7.4 Методического пособия по содержанию и ремонту жилищного фонда МДК- 2-04.2004» и п. 1.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утв. Постановлением Госстроя РФ № 170 от 27.09.2003г., переоборудование включает в себя перенос электрических сетей, нагревательных, сантехнических и газовых приборов. Судом установлено, что индивидуальный прибор учета был установлен в квартире истца в середине 90-х годов специализированной организацией <...>. О соответствии выполненных работ установленным требованиям свидетельствует то обстоятельство, что до настоящего времени подача электроэнергии осуществляется через индивидуальный прибор учета. Кроме того, на протяжении длительного времени (до сентября 2009 года) его показания учитывались при начислении платежей. Доказательств, свидетельствующих о проведении переоборудования квартиры, в частности переноса электрических сетей, ответчиком не представлено. В связи с изложенным, суд считает необходимым обязать ОАО «Жилищник» ежемесячно снимать показания счетчика, установленного в комнатах <адрес> и сообщать в СМУП «ВЦ ЖКХ» для начисления оплаты за электроэнергию по лицевому счету №. Кроме того, поскольку с сентября 2009 года начисления за потребленную электроэнергию незаконно производились по общедомовому прибору учета, суд считает необходимым обязать СМУП «ВЦ ЖКХ» произвести перерасчет в соответствии с показаниям индивидуального прибора учета. В силу ст. 98 ГПК РФ с ответчиков в равных долях подлежит взысканию госпошлина, уплаченная истцом при подаче иска в суд. На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд решил: Требования Борисова К.Н. удовлетворить. Обязать ОАО «Жилищник» ежемесячно снимать показания счетчика, установленного в комнатах <адрес> и сообщать соответствующие ведения в СМУП «ВЦ ЖКХ» для начисления оплаты за электроэнергию по лицевому счету №, открытому на имя Борисова К.Н.. Обязать СМУП «ВЦ ЖКХ» произвести перерасчет за потребляемую электроэнергию в соответствии с показаниями приборов учета с сентября 2009г. по настоящее время, по лицевому счету №, с последующим начислением оплаты за электроэнергию по показаниям индивидуального прибора учета. Взыскать с ОАО «Жилищник», СМУП «ВЦ ЖКХ», ООО «ЖЭУ № 12» в пользу Борисова К.Н. в возврат госпошлины по 133 руб. 33 коп. с каждого. Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Промышленный районный суд г. Смоленска в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме. Председательствующий И.В.Селезенева