о возложении обязанности по оборудованию уличного освещения



дело №2-2073 / 2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 июля 2011 года

Промышленный районный суд г.Смоленска

В составе:

Председательствующего судьи Селезеневой И.В.,

При секретаре Владимировой Е.С.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Промышленного района г.Смоленска к администрации г.Смоленска о возложении обязанности по оборудованию уличного освещения,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Промышленного района г.Смоленска обратился в суд с иском к администрации г.Смоленска о возложении обязанности по оборудованию уличного освещения вдоль автомобильной дороги, проходящей по <адрес> г.Смоленска в соответствии с действующими стандартами, ссылаясь на то, что ответчиком не принимаются надлежащие меры по содержанию указанного участка автомобильной дороги, поскольку уличное освещение автомобильной дороги в ночное время суток в районе жилых домов по данной улице установлено чередованием через одну опору. В силу чего просит суд обязать администрацию г.Смоленска оборудовать уличное освещение автомобильной дороги, проходящей по <адрес> г.Смоленска в соответствии с требованиями ГОСТА Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы»..

В судебном заседании представители истца - помощники прокурора Попова Е.В., Емельященкова Н.Е., иск поддержали и подтвердили обстоятельства, изложенные в исковом заявлении.

Ответчики иск не признал.

Представитель администрации г.Смоленска - Новикова Е.А. суду пояснила, что не возражает против удовлетворения исковых требований, отметив, что вдоль <адрес> расположено 35 световых опор, 20 из которых имеют светильники, на 15-ти опорах светильники отсутствуют. Обращает внимание суда на то, что в соответствии с муниципальным контрактом, на обслуживании ОАО «МРСК-Центра» «Смоленскэнерго» находятся 25 световых опор.

Представитель ответчика - ОАО «МРСК-Центра» «Смоленскэнерго» Савельев А.Б. с доводами ответчика не согласился, указав, что в соответствии с муниципальным контрактом от ДАТА на обслуживании у МРСК находится 25 световых опор по <адрес>. Всего на данной улице расположено более 30 опор. Для оснащения опор светильниками администрация г.Смоленска должна разработать соответствующий проект и заключить с МРСК дополнительное соглашение на их обслуживание. В настоящее время по <адрес> работают 14 светильников из 25. Ремонт остальных 11 может быть осуществлен силами МРСК до 01.08.2011.

Представитель третьего улица - ГИБДД УВД по г.Смоленску Матюшев С.Н. исковые требования поддержал, суду пояснил, что освещение вдоль автомобильной дороги, проходящей по <адрес>, установлено через опору, на некоторых опорах отсутствуют светильники, что создает угрозу безопасности дорожного движения. Установка уличных светильников должна соответствовать нормам СНиП 2305-95 (п.7.28), для чего по данной улице необходимо 30 световых опор, а минимальное освещение должно составлять 2 люкса.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В силу ст.254 ГПК РФ в порядке гражданского судопроизводства могут быть обжалованы действия (бездействие) органа местного самоуправления, если они нарушат права и свободы заявителя.

В соответствии со ст.255 ГПК РФ действиям (бездействию) органов местного самоуправления, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Согласно ч.1 ст.249 ГПК РФ обязанности по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления, возлагаются органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

При этом, как разъяснено в п.13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 №2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» на основании ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ в защиту прав и свобод неопределенного круга лиц, если такими решениями, действиями (бездействием) нарушены права и свободы этих лиц, созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод или на них незаконно возложена какая-либо обязанность.

Из п.28 указанного Постановления ВС РФ от 10.02.2009 №2 следует, что исходя из положений ст.258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа местного самоуправления, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

В судебном заседании установлено, что вдоль автомобильной дороги, проходящей по <адрес> наружное уличное освещение около жилых домов обеспечено через опору.

Изложенные обстоятельства не оспариваются странами, а также подтверждаются актом ГИБДД УВД по г.Смоленску от ДАТА, фототаблицами спорного участка автодороги.

В соответствии п.п.5 п.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями), п.п.5 п.1 ст.10 Устава города Смоленска, к вопросам местного значения городского округа относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п.1, 6 ст.13 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения и осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.

Статьей 3 ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что дорожная деятельность представляет собой деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог (п.6), содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (п. 12).

В силу п.4 ст.6 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

В соответствии с п.п.5 п.1 ст.41 Устава города Смоленска, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города Смоленска, а также иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации отнесено к компетенции Администрации г.Смоленска.

В силу п.13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утв.Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090, должностные и иные лица, ответственные за содержание дорог, обязаны содержать дороги в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.

Согласно Правил благоустройства города Смоленска, утв.Решением Смоленского городского Совета от 27.02.2004 №800, содержание дорог включает в себя комплекс работ, в результате которых поддерживается транспортно-эксплуатационное состояние дороги, дорожных сооружений, полосы отвода, элементов обустройства дороги, организации и безопасности движения, отвечающих требованиям ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения". Содержание территорий города включает в себя текущий ремонт дорог, тротуаров, опор уличного освещения.

Перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения установлены Государственным стандартом РФ ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», принятым постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 № 221, Национальным стандартом РФ ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы благоустройства. Общие требования», утвержденным приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23 октября 2007 № 270-ст.

Требования указанных стандартов являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.

В соответствии с п.4.6 ГОСТ Р 50597-93 наружное освещение дорог и улиц относится к техническим средствам организации дорожного движения и оборудованию дорог и улиц.

Согласно п.2.2.1, 2.2.2 Правил благоустройства города Смоленска, утв.Решением Смоленского городского Совета от 27.02.2004 №800, улицы, дороги, территории жилых кварталов, микрорайонов, номерные знаки жилых и общественных зданий, дорожные знаки и указатели, должны освещаться в темное время суток.

Освещенность территорий улиц и дорог должна соответствовать Инструкции по проектированию наружного освещения городов, поселков и сельских населенных пунктов ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям безопасности дорожного движения», другим действующим нормативным документам.

Размещение уличных фонарей, торшеров, других источников наружного освещения в сочетании с застройкой и озеленением должно способствовать созданию криминально безопасной среды, не создавать помех участникам дорожного движения.

Особое внимание необходимо уделять освещенности основных пешеходных направлений, прокладываемых через озелененные территории парков, жилых кварталов, путей движения школьников, инвалидов и пожилых людей.

При этом, минимальная яркость освещения улицы должна соответствовать требованиям п.7.28 СНиП 2305-95, и составлять 2 люкса.

Однако, как установлено в судебном заседании, уличное освещение на <адрес> частично отсутствует, поскольку не все осветительные опоры оснащены светильниками.

Приведенные обстоятельства подтверждаются представленными фотографиями.

Согласно представленной суду схеме размещения световых опор по <адрес>, всего вдоль данной улицы имеется в наличии 35 световых опор, 20 из которых оснащены светильниками и эксплуатируются, остальные 15 световых опор в настоящее время находятся в ненадлежащем состоянии, поскольку на них светильники отсутствуют.

Анализируя представленные по делу доказательства в совокупности, суд приходит к выводу, что наружное уличное освещение вдоль автомобильной дороги по <адрес> <адрес> частично отсутствует по вине администрации г.Смоленска, которая не принимает надлежащие меры по содержанию указанного участка улично-дорожной сети в надлежащем состоянии.

Отсутствие наружного уличного освещения нарушает права граждан, поскольку создает угрозу их жизни и здоровью, а также создает угрозу безопасности дорожного движения в ночное время суток.

В соответствии со ст.12 ГК РФ нарушенные права неопределенного круга лиц подлежат восстановлению путем возложения на орган местного самоуправления в лице администрации г.Смоленска обязанности по оборудованию наружного уличного освещения вдоль автомобильной дороги по <адрес> путем ремонта и приведения световых опор в надлежащее состояние, позволяющее обеспечить уличное освещение в соответствии с требованиями ГОСТа Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы» и СНиП 2305-95.

Таким образом, исковые требования прокурора Промышленного района г.Смоленска являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194-198,199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Требования Прокурора Промышленного района г.Смоленска удовлетворить.

Обязать администрацию г.Смоленска оборудовать наружное уличное освещение вдоль автомобильной дороги по <адрес> произведя ремонт действующих световых опор и оснащение световых опор (на которых таковые отсутствуют) светильниками в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-93, обеспечив освещение улицы и автомобильной дороги в соответствии с требованиями СНиП 2305-95.

Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Промышленный районный суд г. Смоленска в течение 10 дней со дня его принятия судом в окончательной форме.                                     

                                                Судья И.В. Селезенева