о взыскании суммы материального стимулирования и компенсации морального вреда



Дело № 2-697/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Смоленск                                                                                                      04 мая 2011 года

Промышленный районный суд города Смоленска

в составе:

председательствующего судьи            Шахурова С.Н.,     

при секретаре                                          Шурыгиной В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шагуновой Д.Д. к ИФНС России по г.Смоленску, УФНС России по Смоленской области о взыскании суммы материального стимулирования и компенсации морального вреда,

                                               УСТАНОВИЛ:

Шагунова Д.Д., уточнив требования, обратилась в суд с иском к ИФНС России по г.Смоленску, УФНС России по Смоленской области о взыскании суммы материального стимулирования и компенсации морального вреда, указав в обоснование заявленных требований, что с ДД.ММ.ГГГГ состояла в трудовых отношениях с ИФНС России по Заднепровскому району г.Смоленска, переведена в порядке перевода в ИФНС России по г.Смоленску на должность специалиста 1 разряда отдела выездных проверок №3 с ДД.ММ.ГГГГ, а ДД.ММ.ГГГГ уволена по собственному желанию. В день увольнения с ней произведены все расчеты и выдана трудовая книжка. ДД.ММ.ГГГГ ей стало известно, что начисление сумм материального стимулирования за 3 квартал 2010 года ей не произведено по причине увольнения по собственному желанию. С данным решением она не согласна, поскольку данные выплаты предусмотрены Постановлением правительства РФ № 611 от 25.09.2007 «О материальном стимулировании федеральных государственных органов исполнительной власти», Приказом министерства финансов № 90Н от 17.10.2007 «Об утверждении порядка осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы», в которых не содержится указания о невозможности выплаты материального стимулирования сотрудникам, уволенным по собственному желанию.

Просит суд взыскать с ответчиков сумму материального стимулирования за 3 квартал 2010 года в размере 15 000 руб., а также в счет компенсации морального вреда 10 000 руб.

Истица Шагунова Д.Д. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержала в полном объеме по вышеизложенным обстоятельствам, дополнительно пояснила, что за период работы с 2006 по 2010 год она исполняла свои трудовые обязанности надлежащим образом, к дисциплинарной ответственности не привлекалась. Материальное стимулирование за 2 квартал 2010 года ей было выплачено ДД.ММ.ГГГГ, т.е. уже после увольнения, а в выплате средств материального стимулирования за 3 квартал 2010 года ей было необоснованно отказано, по причине увольнения по собственному желанию, причина увольнения работодателем была признана неуважительной. При этом, при увольнении ей не было разъяснено, что в заявлении об увольнении по собственному желанию можно указывать причину увольнения. Считает, что поскольку она отработала 3 квартал не полностью, а сотрудники, отработавшие полный квартал, получили по 20 000 руб. материального стимулирования, то сумма в 15 000 руб. вполне обоснована. Просит заявленные требования удовлетворить.

Представитель ответчика ИФНС России по г.Смоленску Латутина Н.С. с заявленными исковыми требованиями не согласилась, указав, что с Шагуновой Д.Д. в ДД.ММ.ГГГГ заключен служебный контракт на неопределенный срок Инспекцией ФНС России по Заднепровскому району г. Смоленска. С ДД.ММ.ГГГГ Шагунова Д.Д. переведена в порядке перевода в ИФНС России по г.Смоленску на должность специалиста 1 разряда отдела выездных проверок №3, а с ДД.ММ.ГГГГ с Шагуновой Д.Д. расторгнут служебный контракт по ее инициативе. Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат. К дополнительным выплатам в соответствии с ч.5 ст. 50 ФЗ «О государственной службе РФ» отнесены: ежемесячные надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе, за особые условия гражданской службы, за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, премии за выполнение особо важных и сложных задач, ежемесячное денежное поощрение, единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих. Материальное стимулирование в этом перечне не названо. В соответствии постановлением Правительства РФ № 611 от 25.09.2007 «О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти» предусмотрено осуществлять с 01.01.2007 и в 2008 - 2010 годах материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы, Федеральной службы по финансовому мониторингу, а также федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников, имеющих специальные звания, территориальных органов Федеральной таможенной службы в виде премий за качество исполнения ими обязанностей по контролю за соблюдением налогового и таможенного законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налоговых и таможенных платежей, по контролю и надзору за выполнением физическими и юридическими лицами требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Данное материальное стимулирование осуществляется в Федеральной налоговой службе сверх установленного Правительством РФ фонда оплаты труда работников ее территориальных органов. Во исполнение п. 4 данного постановления Правительства РФ Министерством финансов РФ был издан приказ от 17.10.2007 № 90н об утверждении Порядка осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов федеральной налоговой службы (далее - Порядок). Указанный приказ вступил в действие с 05.12.2007. Пунктами 3, 4 Порядка установлено, что материальное стимулирование гражданских служащих осуществляется при условии достижения соответствующими территориальными органами Федеральной налоговой службы показателей эффективности их деятельности, при этом решения о конкретных размерах премирования гражданских служащих принимаются начальниками соответствующих налоговых органов. Предусмотренное постановлением Правительства РФ от 25.09.2007 материальное стимулирование не входит в состав обязательного денежного содержания гражданского служащего, выплачивается государственным гражданским служащим, выполняющим свои должностные обязанности и не выплачивается гражданам, уволившимся с гражданской службы, за исключением случаев, перечисленных в Приказе ФПС России от 15.11.2007 - при увольнении в связи с выходом на пенсию, по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением и другим уважительным причинам. Увольнение по собственному желанию признаками уважительности не обладает. ДД.ММ.ГГГГ на заседании Комиссии по оценке эффективности деятельности инспекции и ее структурных подразделений, принято решение не производить выплату материального стимулирования государственным гражданским служащим, уволенным по собственному желанию согласно приложению. Поскольку Шагунова Д.Д. на момент осуществления выплат материального стимулирования в инспекции не работала, то материальное стимулирование выплачиваться не должно. Выплаты сумм материального стимулирования являются свободной волей работодателя. При определении общего размера сумм материального стимулирования, направленных на выплату сотрудникам отдела налогового органа, учитываются результаты работы каждого сотрудника. Истица не имеет права на получение средств материального стимулирования, поскольку на момент осуществления выплаты она утратила статус федерального государственного гражданского служащего, так как уволилась по собственному желанию. Материальное стимулирование по итогам работы за 2 квартал 2010г. истице, после ее увольнения, действительно было выплачено. Данная выплата была произведена всем работавшим в тот момент сотрудникам по указанию руководителя ИФНС по г.Смоленску, поскольку все сотрудники проявили отличие в труде и помогали ИФНС переехать на новое место дислокации. Помимо данного участия в переезде Шагунова Д.Д. отработала в инспекции весь период 2 квартала. Относительно требований Шагуновой Д.Д. о взыскании суммы компенсации морального вреда в размере 10 000 руб., считаем, что оснований для удовлетворений указанных требований также не имеется, в связи с тем, что моральный вред заявителю не причинен.

Просит в удовлетворении заявленных исковых требований отказать.

Представитель ответчика УФНС России по Смоленской области Добровольская А.П. в судебном заседании заявленные исковые требования не признала, указав, что Порядок осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы утвержден приказом Минфина России от 17.10.2007 №90н. Пунктом п.5 Порядка установлено, что для проведения оценки эффективности деятельности территориальных органов Федеральной налоговой службы, качества исполнения должностных обязанностей гражданскими служащими, а также подготовки предложений об объемах материального стимулирования гражданских служащих создаются Комиссии по оценке эффективности деятельности в центральном аппарате Федеральной налоговой службы и всех ее территориальных органах (Комиссия). В соответствии с п.4 Порядка решения о конкретных размерах премирования гражданских служащих принимаются: руководителями управлений в отношении гражданских служащих соответствующих межрегиональных инспекций, управлений, а также начальников инспекций по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекций межрайонного уровня, находящихся в непосредственном подчинении управления (далее - нижестоящие налоговые органы); начальниками нижестоящих налоговых органов в отношении гражданских служащих соответствующих налоговых органов. Поскольку Шагунова Д.Д. состояла в трудовых отношениях в ИФНС России по г.Смоленску, считает управление ненадлежащим ответчиком по данному делу.

Представитель третьего лица УФК по Смоленской области Шаров Р.В. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных исковых требований, указав, что оценка деятельности территориальных органов федеральной налоговой службы, качества исполнения должностных обязанностей гражданских служащих, а также подготовка предложений об объемах материального стимулирования гражданских служащих находится вне компетенции Минфина. Минфин не принимает участия в работе Комиссии по оценке эффективности работы отделов налоговых органов, оценки качества исполнения должностных обязанностей гражданских служащих этих отделов, ни в какие правоотношения с истцом не вступал, не является причинителем вреда, а следовательно не несет ответственность за действия (бездействия) третьих лиц.

Суд, выслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.

В судебном заседании установлено, что Шагунова Д.Д. на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ принята на работу в ИФНС по Заднепровскому району г.Смоленска на должность специалиста 1 категории отдела урегулирования задолженностей.

В связи с реорганизацией ИФНС России по Ленинскому району г.Смоленска, ИФНС России по Промышленному району г.Смоленска, ИФНС России по Заднепровскому району г.Смоленска путем слияния и образования ИФНС России по г.Смоленску Шагунова Д.Д. на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ переведена на должность специалиста 1 разряда отдела выездных проверок.

Приказом от ДД.ММ.ГГГГ с Шагуновой Д.Д. с ДД.ММ.ГГГГ расторгнут служебный контракт по п. 3 ч. 1 ст.33 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» по ее инициативе.

Окончательный расчет с истицей произведен в день увольнения и ей выдана трудовая книжка.

Указанные обстоятельства подтверждаются письменными материалами дела: копией трудовой книжки Шагуновой Д.Д. (л.д.3-4), копиями документов о приеме истицы на работу и прекращении трудовых обязанностей (л.д.16-70).

Исковые требования истица основывает на том, что хотя и отработала не полный 3 квартал 2010 года, ей положена выплата средств материального стимулирования за 3 квартал 2010 года. За время работы она к дисциплинарной ответственности не привлекалась, должностные обязанности исполняла надлежащим образом.

Разрешая вопрос об обоснованности заявленных истицей требований, суд исходил из следующего.

В соответствии с абз. 7 ст.11 Трудового кодекса РФ (далее по тексту - ТК РФ) на государственных гражданских служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе и муниципальной службе.

Согласно ч.2 ст. 50 Федерального закона № 79-ФЗ от 27.07.2004 (ред. от 28.12.2010) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты).

В пункте 5 ст. 50 вышеуказанного Закона содержится перечень дополнительных выплат, к которым относятся: 1) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; 2) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы в размере до 200 процентов этого оклада; 3) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размерах и порядке, определяемых законодательством Российской Федерации; 4) премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента (максимальный размер не ограничивается); 5) ежемесячное денежное поощрение; 6) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.

Федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной настоящим Федеральным законом (ст. 73 данного Закона).

В соответствии с п. 1 Постановления Правительства РФ № 611 от 25.09.2007 «О материальном стимулировании федеральных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти», Правительство Российской Федерации постановляет осуществлять с 1 января 2007 года и в 2008 - 2010 годах материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы, Федеральной службы по финансовому мониторингу, а также федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников, имеющих специальные звания, территориальных органов Федеральной таможенной службы в виде премий за качество исполнения ими обязанностей по контролю за соблюдением налогового и таможенного законодательства, правильностью начисления, полнотой и своевременностью уплаты налоговых и таможенных платежей, по контролю и надзору за выполнением физическими и юридическими лицами требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма.

В силу п. 3 Постановления, материальное стимулирование, указанное в пункте 1 настоящего Постановления, осуществлять в Федеральной налоговой службе и Федеральной службе по финансовому мониторингу сверх установленного Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда работников их территориальных органов.

Во исполнение указанного выше Постановления, разработан Порядок осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы.

Пунктом 2 данного Порядка установлено, что материальное стимулирование не входит в состав денежного содержания гражданского служащего.

Материальное стимулирование, предусмотренное п. 1 настоящего Порядка, осуществляется сверх установленного Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда работников территориальных органов Федеральной налоговой службы за счет средств, предусмотренных Федеральной налоговой службе в федеральном бюджете на 2007 - 2010 годы.

Также согласно п. 4 Порядка, решение о размерах премирования гражданских служащих принимаются в соответствии с настоящим порядком начальниками нижестоящих налоговых органов в отношении гражданских служащих соответствующих налоговых органов.

В силу п. 5 Порядка, решение по вопросам материального стимулирования принимаются начальниками Инспекций на основании решения Комиссии, которая определяет оценку эффективности деятельности конкретного работника в налоговом органе за неопределенный период для достижения более высоких результатов в последующем.

Во исполнение указанного Порядка, ФНС РФ была разработана Методика оценки эффективности деятельности территориальных органов ФНС России и распределение средств федерального бюджета, направляемых на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России в 2007 году (далее по тексту- Методика).

В соответствии с п. 5.4 данной Методики, материальное стимулирование сохраняется за сотрудником налогового органа в случае расторжения служебного контракта в связи с выходом на пенсию и в случае ротации при переводе из подразделения в рамках системы налоговых органов и другим уважительным причинам.

Таким образом, в силу приведенных выше правовых норм, материальное стимулирование не входит в состав денежного содержания гражданского служащего, предусмотренного служебным контрактом, в связи с чем положения ст. 50 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» на выплаты материального стимулирования, установленные Постановлением Правительства РФ N 611, распространяться не могут.

Методика оценки эффективности деятельности территориальных органов ФНС России разработана в целях внедрения механизма материального стимулирования гражданских служащих налоговых органов за качественное исполнение обязанностей, определяемых на основе критериев (показателей) оценки эффективности деятельности, т.е. для стимулирования труда действующих сотрудников.

Исключения в данном случае составляют положения п.5.4. Методики.

Из п.5 Методики следует, что при увольнении гражданского служащего налогового органа Комиссия в каждом конкретном случае вправе признать причины увольнения уважительными и принять решения о выплате средств материального стимулирования (СМС).

Таким образом, закон наделяет работодателя правом принятия решений о производстве выплат средств материального стимулирования и определению их размера. Вместе с тем, закон не обязывает работодателя принимать указанные решения.

Протоколом от ДД.ММ.ГГГГ заседания Комиссии по оценке эффективности деятельности инспекции и ее структурных подразделений, утвержденным ИФНС России по г. Смоленску, принято решение не производить выплату материального стимулирования государственным гражданским служащим, уволенным по собственному желанию, в том числе и Шагуновой Д.Д., за исключением сотрудников уволившихся по уважительным причинам в соответствии с п.5 Методики оценки эффективности деятельности территориальных органов ФНС России.

Доводы истицы о том, что за время трудовых отношений с ИФНС России по г.Смоленску она не привлекалась к дисциплинарной ответственности, а также то обстоятельство, что она не была поставлена работодателем в известность о возможности формулировки увольнения по собственному желанию с указанием причины увольнения, не могут являться основаниям для безоговорочного удовлетворения заявленных исковых требований, поскольку увольнение Шагуновой Д.Д. было связано с переходом на другое место работы, что в силу вышеуказанных норм закона не может являться уважительной причиной для увольнения.

Также не могут быть приняты во внимание и доводы истицы о том, что выплата материального стимулирования за 2 квартал 2010 года произведена ей после увольнения, поскольку как указано выше, решение о выплате или об отказе в выплате средств материального стимулирования является правом, а не обязанностью работодателя.

Таким образом, суд приходит к выводу о незаконности заявленных истицей требований, поскольку выплата денежных средств материального стимулирования предусмотрена государственным гражданским служащим соответствующих территориальных налоговых органов на основе комиссионной оценки эффективности деятельности конкретного государственного служащего с учетом его достижений и государственным гражданским служащим, уволенным из налогового органа в связи с выходом на пенсию, по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением, при ротации сотрудника в системе ФНС России и другим уважительным причинам, тогда как истец была уволена с занимаемой должности по собственной инициативе, что в силу закона уважительной причиной не является.

Руководствуясь ст.ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд

                                                          

                                                    Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Шагуновой Д.Д. к ИФНС России по г.Смоленску, УФНС России по Смоленской области о взыскании суммы материального стимулирования и компенсации морального вреда, отказать

Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Промышленный районный суд г.Смоленска в течение десяти дней со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья      С.Н. Шахуров