Дело № 2-1948/2011 Именем Российской Федерации 24 августа 2011 г. Промышленный районный суд г. Смоленска В составе: Председательствующего судьи Туникене М.В., при секретаре Лазареве М.Е. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Васильковой Н.С. к ОАО «Жилищник», ООО «ЖЭУ №18», Смоленскому муниципальному унитарному предприятию «Вычислительный центр жилищно-коммунального хозяйства», МУП «Смоленсктеплосеть» о производстве перерасчета по коммунальным услугам, компенсации морального вреда, установил: Василькова Н.С. обратилась в суд с иском к ОАО «Жилищник» о производстве перерасчета оплаты по коммунальным услугам в связи с предоставлением коммунальной услуги по горячему водоснабжению ненадлежащего качества. Судом в качестве соответчиков привлечены СМУП «ВЦ ЖКХ», ООО «ЖЭУ №18», МУП «Смоленсктеплосеть». Истица в судебном заседании исковые требования поддержала и пояснила, что является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>. Совместно с ней проживает и зарегистрирована мать У.А.И., ДД.ММ.ГГГГрождения. Поскольку горячее водоснабжение в доме выполнено по однотрубной системе и отсутствует циркуляция, то горячая вода на протяжении 30 лет эксплуатации дома подается ненадлежащего качества (пониженной температуры). В декабре 2005г. истица установила счетчик на горячую воду, в связи с чем для получения горячей воды надлежащей температуры вынуждена при каждом использовании сливать по 25-30 литров воды, что увеличивает ее оплату. На многочисленные обращения жильцов дома по вопросу некачественного предоставления услуг МУП «Смоленсктеплосеть» ответило, что циркуляция к дому истицы может быть проложена только после восстановления внутренней разводки циркуляционной линии дома, что обслуживающая организация делать отказывается. После обращения с жалобой в Жилищную инспекцию был произведен перерасчет оплаты за горячую воду за декабрь 2010г. Просит обязать ответчика ОАО «Жилищник» произвести перерасчет по горячей воде за период с 21.12.2005г. до момента восстановления внутренней разводки циркуляционной линии, взыскать с ОАО «Жилищник» компенсацию морального вреда в размере 5000 руб. Представитель ответчика ОАО «Жилищник» Кудрявцева В.Г. исковые требования не признала, пояснила, что на момент установки истицей прибора учета горячей воды и по 2009г. поставщиком горячей воды являлось МУП «Смоленсктеплосеть». Функции перерасчета в силу Постановления Главы г.Смоленска № от 19.10.2005г. возложены на СМУП «ВЦ ЖКХ». Датой начала предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества истице считается дата составления соответствующего акта, а именно:16.12.2010г. За декабрь 2010г. истице сделан перерасчет платы за горячую воду. Просит применить к требованиям истицы срок исковой давности и отказать в иске к ОАО «Жилищник». Представитель ответчика СМУП «ВЦ ЖКХ» в судебное заседание не явился, представлен отзыв, согласно которому исковые требования не признает, указывает, что в соответствии с Уставом и Постановлением Главы города Смоленска от 19 октября 2005 года СМУП «ВЦ ЖКХ» осуществляет функции по начислению, фактическому перечислению платежей, взысканию с населения задолженности по всем видам коммунальных услуг. При этом, СМУП «ВЦ ЖКХ» в сфере жилищно-коммунального хозяйства является агентом (посредником) между поставщиком и потребителем услуг. Поставщиком услуги «горячее водоснабжение» по <адрес> до 31.12.2008г. являлось МУП «Смоленсктеплосеть», а в дальнейшем до 31.10.2010г.-управляющая организация ОАО «Жилищник», а с 01.11.2010г. по настоящее время-управляющая организация ООО «ЖЭУ №18».Информацию обо всех изменениях, а так же непредставления либо предоставления какой-либо услуги с отклонениями от нормативных требований предоставляет управляющая организация. В январе 2011г. поступила информация о некачественном оказании услуги «горячее водоснабжение» потребителям по адресу: <адрес>. в связи с чем был произведен перерасчет на сумму 20,71 руб., отраженный в счет-квитанции за февраль 2011г. В период с 01.01.2006г. иных документов, дающих основания для осуществления перерасчетов в связи с некачественным оказанием услуги «Горячее водоснабжение» по вышеуказанному адресу в СМУП «ВЦ ЖКХ» не направлялось. Представители ответчиков ООО «ЖЭУ №18», МУП «Смоленсктеплосеть» в судебное заседание не явились, уведомлены надлежащим образом. В предыдущем судебном заседании представитель МУП «Смоленсктеплосеть» К.Д.В. исковые требования не признал, пояснил, что МУП «Смоленсктеплосеть» осуществляет ответственность за поставку горячей воды от ЦТП до ввода в дом. Причиной подачи горячей воды ненадлежащего качества является отсутствие циркуляционного трубопровода горячего водоснабжения, что является зоной ответственности управляющей организации. В силу ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся представителей ответчиков ООО «ЖЭУ №18», МУП «Смоленсктеплосеть». Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам. В силу ст. 4 Закона от 07.02.1992г. г. №2300-1 «О защите прав потребителя» продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу) качество которой, соответствует договору. При отсутствии в договоре условий о качестве …услуги исполнитель обязан оказать услугу, пригодную для целей, для которых, услуга такого рода обычно используется. Статья 13 указанного Закона определяет ответственность исполнителя за нарушение прав потребителей, что не освобождает его от необходимости компенсации морального вреда при наличии его вины. ( Ст. 15 ФЗ). На основе данного Федерального закона и с целью защиты прав потребителей коммунальных услуг Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г. №307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, действующие на момент спорных правоотношений. Из материалов дела и объяснений сторон усматривается, что Василькова Н.С. является собственником двухкомнатной квартиры, общей площадью 48,3 кв.м, жилой 29,8 кв.м, расположенной по адресу: <адрес> (л.д.34). ООО «ЖЭУ №18» на основании договора от 01.11.2010г. является управляющей организацией, осуществляющей управление многоквартирными домами, в том числе и домом <адрес> (л.д.48-50). До ноября 2010г. управляющей организацией являлось ОАО «Жилищник». С 1999 г. жильцы дома <адрес> стали обращаться с жалобами в различные инстанции города, в том числе и к ответчикам, ссылаясь на неисполнение им условий договора, подачу воды ненадлежащей температуры (л.д.5,1,11,31-33). Комиссией филиала ОАО «Жилищник» «ЖЭУ №18» 16.12.2010г. произведены замеры температуры горячей воды в квартире истицы по адресу: <адрес> и установлено, что для подачи горячей воды с температурой 50 градусов С необходимо произвести слитие горячей воды (л.д.3). Из ответов филиала ОАО «Жилищник» «ЖЭУ №18» на обращение истицы следует, что причинами предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению ненадлежащего качества является отсутствие циркуляционного трубопровода горячего водоснабжения, который не был предусмотрен проектом. Информация о выполнении снижения оплаты по услуги «горячее водоснабжение» за декабрь 2010г. направлена в СМУП «ВЦ ЖКХ» (л.д.6,7). Истица Василькова Н.С. добросовестно и своевременно оплачивает стоимость предоставляемой ей услуги в полном объеме (л.д.46). СМУП «ВЦ ЖКХ» был произведен перерасчет в связи с некачественным оказанием услуги горячее водоснабжение за декабрь 2010г. на сумму 20,71 руб. (л.д.21). Согласно п.5 приложения №1 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам температура горячей воды в точке разбора должна соответствовать: не менее 60 градусов С-для открытых систем централизованного теплоснабжения, не менее 50 градусов С-для закрытых систем централизованного теплоснабжения, не более 75 градусов С-для любых систем теплоснабжения. Допустимое отклонение температуры горячей воды в точке разбора: в ночное время ( с 23-00 до 6-00) не более чем на 5 градусов С, в дневное время (с 6-00 до 23.-00 не более чем на 3 градуса С. За каждые 3 градуса С снижения температуры свыше допустимых отклонений размер платы снижается на 0,1 процента за каждый час превышения (суммарно за расчетный период) допустимой продолжительности нарушения; при снижении температуры горячей воды ниже 40% С оплата потребленной воды производится по тарифу за холодную воду. Таким образом, уполномоченными на то организациями, в ходе проведения соответствующих проверок был установлен факт подачи в квартиру истицы горячей воды более низкой, чем необходимо температуры. Определяя надлежащего ответчика по делу, суд исходит из следующего. На основании п. 2 ст. 162 Жилищного кодекса РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам жилых помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность. В соответствии с п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307 "коммунальные услуги" - это деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях. При этом "исполнитель" - это юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы. В силу п. 6 Правил состав предоставляемых потребителю коммунальных услуг определяется степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, под которой понимается наличие в многоквартирном доме или жилом доме внутридомовых инженерных систем, позволяющих предоставлять потребителю коммунальные услуги, в том числе горячее водоснабжение, под которым понимается круглосуточное обеспечение потребителя горячей водой надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение. В соответствии с пунктом 49 Правил исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах надлежащего качества, безопасные для его жизни, здоровья и не причиняющие вреда его имуществу, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором. Согласно п. 1.1. договора управления от 01.11.2010г. управляющая организация принимает на себя обязательства по содержанию и техническому обслуживанию общего имущества многоквартирных домов. Таким образом, ООО «ЖЭУ №18» является лицом, ответственным за оказание потребителям услуг надлежащего качества, соответствующих требованиям санитарных правил. Согласно постановлению Главы города Смоленска от 19.10.2005г. № управляющая организация еженедельно обязана предоставлять в СМУП «ВЦ ЖКХ» информацию обо всех изменениях по типу жилья, составу и количеству проживающих граждан, а также иные данные, которые приводят или могут привести к изменению начислений по оплате жилищно-коммунальных услуг. Однако, несмотря на длительное обращение жильцов <адрес> с жалобами на подачу горячей воды ненадлежащего качества, соответствующие акты (исключая декабрь 2010г.) управляющей организацией не составлялись, указанная информация в СМУП «ВЦ ЖКХ» не направлялась. Поскольку судом установлен факт оказания истцу управляющей организацией некачественной услуги горячего водоснабжения, а именно подачи горячей воды температурой менее 50 градусов, то надлежащим ответчиком по требованиям в производстве перерасчета является управляющая организация ООО «ЖЭУ №18». Однако, применяя по заявлению ОАО «Жилищник» срок исковой давности, который в силу ст.196 ГК РФ составляет три года, суд полагает, что такой перерасчет должен быть произведен, начиная с 05.05.2008 года до момента восстановления внутренней разводки циркуляционной линии. Данный перерасчет должен быть произведен в соответствии с условиями снижения оплаты, предусмотренными п. 60 Правил. В связи с тем, что исковые требования Васильковой Н.С. связаны с нарушением прав потребителей, в соответствии со ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей», учитывая, что до ноября 2010г. управляющей организацией являлось ОАО «Жилищник», которое длительное время некачественно оказывало услугу подачи горячей воды, несмотря на многочисленные жалобы жильцов дома никаких мер к восстановлению нарушенного права жильцов дома, в том числе, и истицы, не предпринимало, то ОАО «Жилищник» должно компенсировать истице моральный вред, размер которого, судом с учетом требований разумности и справедливости суд определяет в размере 5 000 руб. Согласно ст. 103 ч. 1 ГПК РФ с ОАО «Жилищник и ООО «ЖЭУ №18» в доход федерального бюджета подлежит взысканию госпошлина в размере 200 руб. Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГК РФ суд, решил: Исковые требования Васильковой Н.С. удовлетворить. Обязать ООО «ЖЭУ №18» произвести перерасчет оплаты за предоставление Васильковой Н.С. коммунальной услуги ненадлежащего качества в виде подачи горячей воды пониженной температуры за период с 05.05.2008г. ( за исключением декабря 2010г.) по момент восстановления внутренней разводки циркуляционной линии жилого дома. Взыскать с ОАО «Жилищник» в пользу Васильковой Н.С. компенсацию морального вреда в размере 5 000 (пять тысяч) рублей. Взыскать с ОАО «Жилищник» в доход федерального бюджета госпошлину в размере 200 руб. Взыскать с ООО «ЖЭУ №18» в доход федерального бюджета госпошлину в размере 200 руб. Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Промышленный районный суд г. Смоленска в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.