Дело №2-2457/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации г.Смоленск 11 августа 2011 года Промышленный районный суд г.Смоленска в составе: председательствующего судьи Шахурова С.Н., при секретаре Туровой М.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Промышленного района г.Смоленска к администрации г.Смоленска о понуждении к совершению действий, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Промышленного района г.Смоленска обратился в суд с иском к администрации г.Смоленска о понуждении к совершению действий, указав в обоснование заявленных требований, что в ходе обследования дороги по <адрес> выявлены нарушения эксплуатационного состояния дороги, а именно многочисленные просадки и выбоины, превышающие установленные ГОСТ их предельные размеры. Также отсутствует уличное освещение на <адрес>, оборудованные тротуары (пешеходные дорожки) дорожное ограждение напротив дома №, а также от дома № до дома, где имеется обрыв высотой более 3-х метров. Администрацией г.Смоленска не предпринимаются надлежащие меры по содержанию дороги, проходящей по <адрес>. Просит суд обязать администрацию г.Смоленска принять меры по проведению ремонтных работ дороги по <адрес> в соответствии с требованиями действующих стандартов: провести ремонт дорожного покрытия, оборудовать дорогу уличным освещением, тротуарами (пешеходными дорожками), установить дорожное ограждение напротив дома №, а также от дома № до №. В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Иванова Е.В. исковые требования поддержала в полном объеме по вышеизложенным обстоятельствам. Представитель администрации г.Смоленска Новикова Е.А. с заявленными требованиями согласилась частично, указав, что ремонт улицы Металлистов включен в муниципальное задание на 2011 год. Однако на данной улице не предусмотрены пешеходные дорожки, которые согласно нормативам должны быть не менее 1 метра шириной. Ширина дорожного полотна составляет 3,5 м, поэтому устроение пешеходных дорожек невозможно. Также на улице установлено 9 световых опор, которые обслуживаются МРСК «Центр». Привлеченное к участию в деле в качестве соответчика МРСК «Центр» явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило по неизвестной суду причине, о времени и месте слушания дела извещено надлежащим образом, своевременно, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просило. Представитель привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица МБУ «Дормостстрой» Дубовик В.В. в судебном заседании с заявленными исковыми требованиями не согласилась, указав, что <адрес> расположена в условиях сложного рельефа местности и имеет проезжую часть в пределах 3-3,5 м, ограниченную жилыми застройками и откосом холма. Считает, что выполнение требований прокурора в части устройства тротуаров является невозможным, поскольку приведет к значительному сужению проезжей части (до 2 м), что затруднит движение транспорта. Также указывает, что устройство дорожного ограждения является нецелесообразным, так как оно будет мешать сходу пешеходов с проезжей части. Просит суд в удовлетворении заявленных требований отказать. Представитель третьего лица ГИБДД УВД по г.Смоленску Матюшев С.Н. суду пояснил, что освещение на <адрес> осуществляется девятью осветительными опорами, что явно недостаточно для данного участка дороги. Недостаточность освещения создает угрозу безопасности дорожного движения. На протяжении всей дороги имеются участки шириной 4,5 м, а в некоторых местах - до 10 метров. Считает, что в данном случае возможно устройство пешеходных дорожек, поскольку их отсутствие создает угрозу безопасности дорожного движения. В соответствии с ч.3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее по тексту - ГПК РФ) суд определил рассмотреть дело в отсутствие представителя МРСК «Центр». Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам. В силу ст.254 ГПК РФ в порядке гражданского судопроизводства могут быть обжалованы действия (бездействие) органа местного самоуправления, если они нарушат права и свободы заявителя. В соответствии со ст.255 ГПК РФ действиям (бездействию) органов местного самоуправления, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. Согласно ч.1 ст.249 ГПК РФ обязанности по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления, возлагаются на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие). При этом, как разъяснено в п.13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 №2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» на основании ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ в защиту прав и свобод неопределенного круга лиц, если такими решениями, действиями (бездействием) нарушены права и свободы этих лиц, созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод или на них незаконно возложена какая-либо обязанность. Из п.28 указанного Постановления ВС РФ от 10.02.2009 №2 следует, что исходя из положений ст.258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа местного самоуправления, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В судебном заседании установлено, что на дороге по <адрес> имеются многочисленные просадки части грунтового покрытия и выбоины, превышающие установленные ГОСТ Р 50597093 их предельные размеры, что подтверждается актом выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения, составленного Государственным инспектором ОГИБДД УВД по г.Смоленску ДД.ММ.ГГГГ, а также фотографиями улицы. В соответствии п.п. 5 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями), п.п. 5 п. 1 ст. 10 Устава города Смоленска к вопросам местного значения городского округа относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно п. 1 ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения. В силу п. 4 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (с изменениями и дополнениями) полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований. В соответствии с п.п.5 п.1 ст. 41 Устава города Смоленска осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города Смоленска, а также иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации отнесено к компетенции администрации г. Смоленска. Перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения установлены Государственным стандартом РФ ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» принятому постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 № 221, Национальным стандартом РФ ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы благоустройства. Общие требования», утвержденным приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23 октября 2007 № 270-ст, Национальным стандартом РФ ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения, Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и заправляющих устройств», утвержденным приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 декабря 2004 № 120-ст. Все требования указанных стандартов являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды. Согласно пункту 3.1.1 ГОСТ Р 50597-93 покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью. Пунктом 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93 предусмотрено, что предельные размеры отдельных просадок, выбоин не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см. Поскольку ответчиком не оспаривалось то обстоятельство, что на дороге по <адрес> имеются просадки и выбоины, то требовании прокурора в части ремонта дорожного покрытия подлежит удовлетворению. Согласно п. 2.2.1, 2.2.2 Правил благоустройства города Смоленска, утвержденных решением Смоленского городского Совета от 27.02.2004 № 800, улицы, дороги, территории жилых кварталов, микрорайонов, жилых дворов должны освещаться в темное время суток в соответствии с требованиями п. 4.6 ГОСТ Р 50597-93. Согласно п.2.2.1, 2.2.2 Правил благоустройства города Смоленска, утв.Решением Смоленского городского Совета от 27.02.2004 №800, улицы, дороги, территории жилых кварталов, микрорайонов, номерные знаки жилых и общественных зданий, дорожные знаки и указатели, должны освещаться в темное время суток. Освещенность территорий улиц и дорог должна соответствовать Инструкции по проектированию наружного освещения городов, поселков и сельских населенных пунктов ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям безопасности дорожного движения», другим действующим нормативным документам. Размещение уличных фонарей, торшеров, других источников наружного освещения в сочетании с застройкой и озеленением должно способствовать созданию криминально безопасной среды, не создавать помех участникам дорожного движения. Особое внимание необходимо уделять освещенности основных пешеходных направлений, прокладываемых через озелененные территории парков, жилых кварталов, путей движения школьников, инвалидов и пожилых людей Вместе с тем, в судебном заседании установлено, что на <адрес> имеется 9 осветительных опор, что по мнению сотрудника ОГИБДД УВД по г.Смоленску явно не достаточно для данного участка дороги. Анализируя представленные по делу доказательства в данной части, суд приходит к выводу, что наружное уличное освещение вдоль дороги по <адрес> в виде 9 осветительных опор является недостаточным по вине администрации г.Смоленска, которая не принимает надлежащие меры по содержанию указанного участка улично-дорожной сети в надлежащем состоянии. Недостаточное уличное освещение нарушает права граждан, поскольку создает угрозу их жизни и здоровью, а также создает угрозу безопасности дорожного движения в ночное время суток. Обоснованным и подлежащим удовлетворению суд находит требование истца об оборудовании автомобильной дороги, проходящей по <адрес> пешеходными дорожками (тротуарами). Согласно пункту 4.5.1.1 ГОСТ 52766-2007 тротуары или пешеходные дорожки устраивают на дорогах с твердым покрытием, проходящих через населенные пункты. На дорогах НИ категорий по ГОСТ Р 52398 тротуары обязательны на всех участках, проходящих через населенные пункты, независимо от интенсивности движения пешеходов, а также на подходах к населенным пунктам от зон отдыха при интенсивности движения пешеходов, превышающей 200 чел./сут. Тротуары располагают с обеих сторон дороги, а при односторонней застройке - с одной стороны (п. 4.5.1.3 ГОСТ 52766-2007). Ширина одной полосы тротуара (пешеходной дорожки) с двумя полосами движения и более должна быть не менее 0,75 м. Минимальная ширина однополосной пешеходной дорожки должна быть не менее 1,0 м (п. 4.5.1.7 ГОСТ 52766-2007). Дорога, проходящая по <адрес>, имеет следующие характеристики: нескоростная автомобильная дорога с двумя полосами движения, ширина полосы движения составляет 3,5-3,75 м., категория дороги - III. В ходе обследования дороги, проходящей по названной улице, выявлены нарушения вышеуказанных норм законодательства, выразившиеся в отсутствии оборудованных тротуаров (пешеходных дорожек). Анализируя представленные доказательства в совокупности в данной части, суд приходит к выводу, что по вине администрации г.Смоленска, выразившейся в отсутствии контроля за состоянием указанной автомобильной дороги, отсутствие пешеходных дорожек нарушает права неопределенного круга жителей данного микрорайона на благоприятные, здоровые и культурные условия жизни, а также создает угрозу безопасности дорожного движения. Доводы администрации г.Смоленска и МБУ «Дормостстрой» о невозможности устройства вдоль дороги по <адрес> пешеходных дорожек ничем в судебном заседании не подтверждены, а потому не могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований. Следовательно, в соответствии со ст.12 ГК РФ нарушенные права неопределенного круга лиц подлежат восстановлению путем возложения на орган местного самоуправления в лице администрации г.Смоленска обязанности по оборудованию автомобильной дороги по <адрес> пешеходными дорожками. В соответствии с п. 4.4.1 ГОСТ Р 50597-93 опасные для движения участки автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов должны быть оборудованы дорожными ограждениями в соответствии с ГОСТ 25804, ГОСТ 23457, СНиП 2.05.02 и СНиП 2.05.03. Дорожное ограждение представляет собой устройство, предназначенное для предотвращения съезда транспортного средства с обочины и мостового сооружения (моста, путепровода, эстакады и т.п.), переезда через разделительную полосу, столкновения со встречным транспортным средством, наезда на массивные препятствия и сооружения, расположенные на обочине и в полосе отвода дороги, на разделительной полосе (удерживающее ограждение для автомобилей), падения пешеходов с мостового сооружения или насыпи (удерживающие ограждения для пешеходов), а также для упорядочения движения пешеходов и предотвращения выхода животных на проезжую часть (ограничивающее ограждение) (п. 3.11 ГОСТ Р 52289-2004). Проверкой установлено, что в нарушение названных требований законодательства отсутствует дорожное ограждение напротив дома №, а также от дома № до дома № по <адрес>, где имеется обрыв высотой более 3-х метров. Доказательств, свидетельствующих об обратном стороной ответчика суду не представлено. Следовательно, в соответствии со ст.12 ГК РФ нарушенные права неопределенного круга лиц подлежат восстановлению путем возложения на орган местного самоуправления в лице администрации г.Смоленска обязанности по оборудованию дорожного ограждения напротив дома №б, а также от дома № до дома № по <адрес>, где имеется обрыв высотой более 3-х метров. Таким образом, исковые требования прокурора Промышленного района г.Смоленска являются обоснованными и подлежащими удовлетворению. Руководствуясь ст.ст.194-198,199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Требования Прокурора Промышленного района г.Смоленска удовлетворить. Обязать администрацию г.Смоленска принять меры по проведению ремонтных работ дороги по <адрес> в соответствии с требованиями действующих стандартов, а именно провести ремонт дорожного покрытия, оборудовать дорогу уличным освещением, тротуарами (пешеходными дорожками), установить дорожное ограждение напротив дома №, а также от дома № до дома № по <адрес>. Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Промышленный районный суд г. Смоленска в течение 10 дней со дня его принятия судом в окончательной форме. Судья С.Н.Шахуров