Дело № 2-2477/2011 ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации г.Смоленск 27 июля 2011 года Промышленный районный суд г. Смоленска в составе: председательствующего судьи Шахурова С.Н., при секретаре Туровой М.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Промышленного района г.Смоленска к администрации г.Смоленска о понуждении к совершению действий, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Промышленного района г.Смоленска обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации г.Смоленска о понуждении к совершению действий, указав в обоснование заявленных требований, что ДД.ММ.ГГГГ в ходе комиссионного обследования с участием представителя Департамента Смоленской области по природным ресурсам установлено, что на земельном участке вдоль водоохраной зоны реки Днепр напротив домов № по <адрес> выявлены несанкционированные свалки, состоящие преимущественно из твердых и промышленных отходов. Администрация г.Смоленска не предпринимает надлежащие меры к ликвидации свалок. Предъявление настоящего иска обусловлено необходимостью защиты прав граждан в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую природную среду. В силу предоставленного ст.45 Гражданского процессуального учета РФ (далее по тексту - ГПК РФ) прокурору права по обращению в суд с заявлениями в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц просит признать незаконным бездействие администрации г.Смоленска, по непринятию мер по ликвидации несанкционированных свалок, расположенных вдоль водоохраной зоны реки Днепр напротив домов № по <адрес>, обязать администрацию г.Смоленска незамедлительно принять меры по организации мероприятий, направленных на ликвидацию несанкционированных свалок, расположенных по указанному адресу. В судебном заседании представитель истца Турков В.С. исковые требования поддержал по изложенным в исковом заявлении основаниям. Ответчик в судебное заседание явку своего представителя не обеспечил, о времени и месте рассмотрения иска извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просил. В соответствии со ст.233 ГПК РФ, с согласия представителя истца суд определил возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика, в порядке заочного производства. Заслушав пояснения представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. В судебном заседании установлено, что прокуратурой Промышленного района г.Смоленска ДД.ММ.ГГГГ в ходе комиссионного обследования с участием представителя Департамента Смоленской области по природным ресурсам установлено, что на земельном участке вдоль водоохраной зоны реки Днепр напротив домов № по <адрес> выявлены несанкционированные свалки, состоящие преимущественно их твердых и промышленных отходов. Размер участка захламления составляет около 3х6 метров, что подтверждается актом проверки исполнения законодательства (л.д.3). В соответствии с ч. 1 ст. 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. В ст. 42 Конституция РФ закрепляет право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Этому праву корреспондирует обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, закрепленная в ст. 58 Конституции Российской Федерации. Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды определяет Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", который регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, включая вопросы ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды. В соответствии со ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами. Согласно ч. 3 ст. 8 Закона N 89-ФЗ от 24.06.1998 "Об отходах производства и потребления" (в ред. от 30.12.2008) к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. В силу п. 2, п. 3 ст. 13 указанного Закона организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно ст. 12 приведенного Закона создание объектов размещения отходов допускается на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Определение места строительства объектов размещения отходов, осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы. Статья 3 ФЗ от 10.01.2002 "Об охране окружающей среды" предусматривает ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях. В соответствии с п.п. 24, 25 ч. 1 ст. 16 ФЗ от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения отнесены организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, организация благоустройства и озеленения территории городского округа. Очевидно, что размещение несанкционированной свалки негативно влияет на окружающую среду и существенно нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду и может привести к отрицательным результатам. Учитывая изложенное, принимая во внимание положения п.п. 9, 14 ст. 15, п.п. 11, 24 ст. 16 Федерального Закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 8 Федерального Закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", ст. 7 Федерального Закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ст. 5 Закона Свердловской области от 19.12.1997 N 77-ОЗ "Об отходах производства и потребления", предусматривающих возложение обязанности по организации мероприятий по охране окружающей среды, организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на муниципальные образования, суд приходит к выводу, что в силу вышеприведенных норм ответственность по устранению допущенного нарушения прав граждан на благоприятную окружающую среду и восстановлению положения, существовавшего до нарушения права, должна быть возложена на администрацию г.Смоленска. Ответчик в судебное заседание не явился, доказательств исполнения возложенной на него законом обязанности не представил. В силу ст.45 ГПК РФ и ч.1 ст.1 ФЗ № 244, прокурору предоставлено право обращения в суд с заявлением в защиту неопределенного круга лиц. При таких обстоятельствах, исковые требовании прокурора Промышленного района г.Смоленска подлежат удовлетворению. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198, 233-237 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Исковые требования прокурора Промышленного района г.Смоленска удовлетворить. Признать незаконными бездействия администрации г.Смоленска по непринятию мер по ликвидации несанкционированных свалок, расположенных вдоль водоохраной зоны реки Днепр напротив домов № по <адрес>. Обязать администрацию г.Смоленска незамедлительно принять меры по организации мероприятий, направленных на ликвидацию несанкционированных свалок, расположенных вдоль водоохраной зоны реки Днепр напротив домов № по <адрес>. Заявление об отмене заочного решения может быть подано ответчиком в Промышленный районный суд г. Смоленска в течение 7 дней со дня вручения ему копии решения. Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в кассационном порядке в течение десяти дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение десяти дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления. Судья С.Н. Шахуров