о возложении обязанности по проведению ремонтных работ дороги и дорожного покрытия



дело №2-2981 / 2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

01 сентября 2011 года

Промышленный районный суд г.Смоленска

В составе:

Председательствующего судьи Ивановой В.В.,

При секретаре Пыниковой А.Ю.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Промышленного района г.Смоленска к администрации г.Смоленска о возложении обязанности по проведению ремонтных работ дороги и дорожного покрытия,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Промышленного района г.Смоленска обратился в суд с иском к администрации г.Смоленска о возложении обязанности по проведению ремонтных работ дороги около дома № 22/72 по ул. П. Алексеева г. Смоленска и приведения дорожного покрытия в соответствии с действующими стандартами, ссылаясь на то, что ответчиком не принимаются надлежащие меры по содержанию указанного участка дороги, поскольку в ходе обследования участка дороги около дома № 22/72 по ул. П. Алексеева, г. Смоленска, выявлены нарушения эксплуатационного состояния дороги, а именно многочисленные просадки и выбоины, превышающие установленные ГОСТ Р 50597-93 их предельные размеры.

          Просит суд обязать Администрацию г. Смоленска принять меры по проведению ремонтных работ дороги около дома № 22/72 по ул. П. Алексеева и приведения дорожного покрытия в соответствии с требованиями Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 50597 - 93»Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения».

В судебном заседании представители истца - помощник прокурора Калугина Т.А. иск поддержала и подтвердила обстоятельства, изложенные в исковом заявлении.

Представители администрации г.Смоленска и третьего лица - ГИБДД УВД по г.Смоленску в судебное заседание не явились, по неизвестной суду причине, извещены надлежащим образом.

           В силу ч.3, ч.4 ст. 167 ГПК РФ судом определено рассмотреть дело в отсутствие ответчика и третьего лица.

Выслушав объяснения представителя истца, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В силу ст.254 ГПК РФ в порядке гражданского судопроизводства могут быть обжалованы действия (бездействие) органа местного самоуправления, если они нарушат права и свободы заявителя.

В соответствии со ст.255 ГПК РФ действиям (бездействию) органов местного самоуправления, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Согласно ч.1 ст.249 ГПК РФ обязанности по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления, возлагаются органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

При этом, как разъяснено в п.13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 №2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» на основании ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ в защиту прав и свобод неопределенного круга лиц, если такими решениями, действиями (бездействием) нарушены права и свободы этих лиц, созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод или на них незаконно возложена какая-либо обязанность.

Из п.28 указанного Постановления ВС РФ от 10.02.2009 №2 следует, что исходя из положений ст.258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа местного самоуправления, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

В судебном заседании установлено, что участок дороги около дома № 22/72 по ул. П. Алексеева г. Смоленска имеет многочисленные просадки и выбоины, превышающие установленные ГОСТ Р 50597-93 их предельные размеры, что подтверждается актом от 14.07.2011 года.

Изложенные обстоятельства не оспариваются сторонами, а также подтверждаются актом ГИБДД УВД по г.Смоленску от 14.07.2011, фототаблицами спорных участков дороги.

В соответствии п.п.5 п.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями), п.п.5 п.1 ст.10 Устава города Смоленска, к вопросам местного значения городского округа относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п.1, 6 ст.13 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения и осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.

Статьей 3 ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что дорожная деятельность представляет собой деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог (п.6), содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (п. 12).

В силу п.4 ст.6 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

В соответствии с п.п.5 п.1 ст.41 Устава города Смоленска, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города Смоленска, а также иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации отнесено к компетенции Администрации г.Смоленска.

В силу п.13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утв.Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090, должностные и иные лица, ответственные за содержание дорог, обязаны содержать дороги в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.

Согласно Правил благоустройства города Смоленска, утв.Решением Смоленского городского Совета от 27.02.2004 №800, содержание дорог включает в себя комплекс работ, в результате которых поддерживается транспортно-эксплуатационное состояние дороги, дорожных сооружений, полосы отвода, элементов обустройства дороги, организации и безопасности движения, отвечающих требованиям ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения". Содержание территорий города включает в себя текущий ремонт дорог, тротуаров, опор уличного освещения.

Перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения установлены Государственным стандартом РФ ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», принятым постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 № 221, Национальным стандартом РФ ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы благоустройства. Общие требования», утвержденным приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23 октября 2007 № 270-ст.

Требования указанных стандартов являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.

           В соответствии с п.3.1.1 ГОСТ Р 50597-93 покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью.

             Пунктом 3.1.2. ГОСТ Р 50597-93 предусмотрено, что предельные размеры отдельных просадок, выбоин не должны превышать по длине 15 см, ширине 60 см и глубине 5 см.

Однако, как установлено в судебном заседании, что около дома № 22/72 по ул. П. Алексеева г. Смоленска имеются многочисленные просадки и выбоины, превышающие установленные ГОСТ Р 50597-93 их предельные размеры.

Как следует из акта комиссионного обследования, дорога около д. 22/72 по ул. П. Алексеева г. Смоленска имеет просадки, выбоины размером 230-310-10, 210-250-5, 60-70-4, 70-80-5, 90-110-4, 205-175-12, 190-170-8, 120-195-7, 140-175-8, 155-320-4, 130-220-5.

Приведенные обстоятельства подтверждаются представленными суду фотографиями и сторонами по делу не оспаривается.

Анализируя представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу, что по вине администрации г.Смоленска, выразившейся в отсутствии контроля за состоянием указанной дороги около дома № 22/72 по ул. П. Алексеева г. Смоленска, а так же дорожного покрытия нарушает права неопределенного круга жителей данного микрорайона на благоприятные, здоровые и культурные условия жизни, а также создает угрозу безопасности дорожного движения.

          Следовательно, в соответствии со ст.12 ГК РФ нарушенные права неопределенного круга лиц подлежат восстановлению путем возложения на орган местного самоуправления в лице администрации г.Смоленска обязанности по приведению ремонтных работ дороги около дома № 22/72 по ул. П. Алексеева г. Смоленска, а также приведения дорожного покрытия в соответствии с требованиями Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения».

Таким образом, исковые требования прокурора Промышленного района г.Смоленска являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194-198,199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Требования Прокурора Промышленного района г.Смоленска удовлетворить.

Обязать администрацию г.Смоленска принять меры по приведению ремонтных работ дороги около дома № 22/72 по ул. П. Алексеева г. Смоленска, а также приведения дорожного покрытия в соответствии с требованиями Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения».

Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Промышленный районный суд г. Смоленска в течение 10 дней.                                    

                                                Судья В.В.Иванова