Дело № 2-2685/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации г.Смоленск 02 сентября 2011 года Промышленный районный суд г.Смоленска в составе: председательствующего судьи Шахурова С.Н., при секретаре Шурыгиной В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Козловой М.А. к Администрации г.Смоленска, ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Смоленской области об оспаривании решения органа местного самоуправления, УСТАНОВИЛ: Козлова М.А., уточнив исковые требования (л.д.74), обратилась в суд с заявлением об оспаривании решения органа местного самоуправления, указав в обоснование заявленных требований, что она вместе с двумя дочерьми ФИО1, ФИО2 и внуком ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>, которую занимают на основании договора социального найма. Дом № по <адрес> признан аварийным, ввиду чего истица ДД.ММ.ГГГГ обратилась в администрацию г. Смоленска с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий ее и членов ее семьи. Постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ в принятии на учет как малоимущих граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в г. Смоленске Козловой М.А. отказано по мотиву того, что она не признана малоимущей и ей не представлены документы, подтверждающие принадлежность ей на праве собственности земельных участков, расположенных в Смоленской области по адресам: Гагаринский район, сельское поселение Серго-Ивановское, в границах ТСОО «им. Горького»; Смоленский район, сельское поселение Печерское, СОТ «Автомобилист» уч. №; Ярцевский район, Капыревщинское сельское поселение, к/х «Капыревщина»; Шумячский район, д. Локотец; Шумячский район, в границах ТСОО «Рязановское»; Ярцевский район, д. Капыревщина;, Демидовский район, д. Дубровка; Демидовский район, возле д. Дубровка. С данным решением не согласна, поскольку основанием для отказа послужили формальные сведения без наличия конкретных данных, позволяющих однозначно установить принадлежность указанных выше земельных участков ей или членам ее семьи. Просит суд признать незаконным постановление администрации города Смоленска «№ от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе в признании малоимущей Козловой М.А.»; признать незаконным постановление администрации города Смоленска №. от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе в принятии на учет в Администрации города Смоленска малоимущих граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в городе Смоленске, Козловой М.А.»; обязать Администрацию города Смоленска поставить ее с членами семьи: ФИО1, ФИО2 и ФИО3 на учет как малоимущих граждан нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в г. Смоленске в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. В судебном заседании истица Козлова М.А. заявленные требования поддержала, обосновав их вышеизложенными обстоятельствами. Администрация г. Смоленска в судебное заседание явку своего представителя не обеспечила, в письменном ходатайстве просила рассмотреть дело в отсутствие своего представителя, возражения, представленные в материалы дела ранее (л.д. 26-27), поддерживает, дополнительно указала, что на момент отказа Козловой М.А. в признании ее малоимущей и в принятии на учет малоимущих граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма у Администрации г. Смоленска были сведения, поступившие из ФГУ «Земельная кадастровая палата по Смоленской области», о наличии в собственности у Козловой М.А. и ФИО1 земельных участков, в связи с чем у Администрации г. Смоленска не имелось законных оснований для признания Козловой М.А. малоимущей и принятия ее с членами ее семьи на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Ранее в судебном заседании представитель администрации г.Смоленска Трегубова М.Ю. пояснила, что при отсутствии сведений о наличии в собственности заявителя земельных участков, последняя однозначно в силу представленных документов была бы признана малоимущей и нуждающейся в улучшении жилищных условий. Представитель ФГУ «Земельная кадастровая палата» в судебном заседании указала, что считает заявленные требования подлежащими удовлетворению. В ФГУ «Земельная кадастровая палата» ведется учет земельных участков. Данный учет ведется по фамилиям собственников и номерам кадастровых участков. Установочные данные собственников земельных участков, их дата рождения, место рождения, и место жительства у них отсутствуют, отсутствуют и правоподтверждающие документы на данные земельные участки. По запросу администрации г.Смоленска ФГУ в адрес администрации города был направлен ответ о наличии в собственности граждан по фамилии «Козловы» ряда земельных участков. Утверждать заявителю ли принадлежат данные земельные участки, или другому лицу (его однофамильцу) она не может, поскольку учет производится только по фамилиям. Представитель привлеченного к участию в деле в качестве заинтересованного лица - Управления Росреестра по Смоленской области, в судебное заседание не явился, ранее в судебном заседании пояснил, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним имеется запись о государственной регистрации права собственности ФИО2 на объект недвижимого имущества - комнату, расположенную по адресу: <адрес>. Записи о зарегистрированных правах на недвижимое имущество Козловой М.А., ФИО1, ФИО3, отсутствуют. Представитель привлеченного к участию в деле в качестве заинтересованного лица ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие. В письменном отзыве указал, что сведения о наличии в собственности Козловой М.А. и членов ее семьи объектов капитального строительства, в ФГУП отсутствуют. В соответствии с ч.3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее по тесту - ГПК РФ) суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса. Выслушав объяснения истицы, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему. В соответствии с главой 25 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. К решениям, действиям(бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина. Судом по делу установлено, что Козлова М.А. зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>. Вместе с ней по указанному адресу зарегистрированы: дочери - ФИО1, ФИО2, внук - ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. 76). Указанное жилое помещение истица и члены ее семьи занимают на основании договора социального найма № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 37-39). Постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный жилой дом <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу (л.д. 70). ДД.ММ.ГГГГ Козлова М.А. обратилась в администрацию г.Смоленска с заявлением о принятии ее и членов ее семьи на учет в администрации города Смоленска малоимущих граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях предоставляемых по договорам социального найма в городе Смоленске (л.д. 63-64). Постановлением Администрации г. Смоленска № от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении заявления Козловой М.А о принятии ее и членов ее семьи на учет в администрации города Смоленска малоимущих граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в городе Смоленске, отказано со ссылкой на то, что для постановки Козловой М.А. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма не соблюдены требования ст. 49, ст. 52 ЖК РФ, Закона Смоленской области от 13.03.2006 № 5-з «О порядке определения в Смоленской области размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда и о порядке признания в Смоленской области граждан малоимущими в целях предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда», закона Смоленской области № 6-з от 13.03.2006 «О порядке ведения органами местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, на территории Смоленской области», а именно: Козлова М.А. не признана малоимущей, поскольку в ее собственности и собственности членов ее семьи имеется следующее имущество: комната общей площадью 14,3 кв.м, расположенной по адресу: <адрес> стоимостью 31 086 руб.; четыре земельных участка для ведения личного подсобного хозяйства площадью 12 669 кв.м. стоимостью 323 337,03 руб.; четыре земельных участка сельскохозяйственного производства для ведения крестьянского хозяйства площадью 125 509 060 кв.м. стоимостью 227 764 382,2 руб.; земельный участок для индивидуального дачного строительства, садоводства и огородничества площадью 600 кв.м. стоимостью 221 436 руб., что в общей сумме составляет 228 309155,23 руб. (л.д. 72), а также ей не представлены документы, подтверждающие основания предоставления принадлежащих на праве собственности ей и членам ее семьи, вышеуказанных земельных участков (л.д. 73). Суд находит постановление Администрации г. Смоленска № от ДД.ММ.ГГГГ и постановление Администрации г. Смоленска № от ДД.ММ.ГГГГ необоснованными в силу следующего. В соответствии со ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту ЖК РФ) жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных Кодексом случаев. Согласно части 2 данной статьи правом состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях пользуются малоимущие граждане, а также иные категории граждан, круг которых определен Федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации. Согласно ст. 4 закона Смоленской области № 6-з от 13.03.2006 «О порядке ведения органами местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, на территории Смоленской области» принятие граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании заявлений о принятии на учет данных граждан, поданных ими в орган, осуществляющий ведение учета, по месту своего жительства. С заявлением должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях - решение органа местного самоуправления муниципального образования Смоленской области о признании заявителя малоимущим в целях предоставления ему по договору социального найма жилого помещения в муниципальном жилищном фонде. Как следует из сообщения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области (Управление Росреестра) от ДД.ММ.ГГГГ в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения о наличии у Козловой М.А., ФИО1, ФИО3 объектов недвижимого имущества отсутствуют (л.д. 16, 59-61). ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (дочери заявительницы) на праве собственности принадлежит комната общей площадью 14,3 кв.м., расположенная по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права (л.д. 62). Согласно справкам о доходах физического лица 2-НДФЛ, представленным в материалы дела в отношении Козловой М.А., ФИО1, ФИО2 среднемесячный доход, приходящийся на заявителя и членов его семьи, составляет 5 269,93 руб., вместо учетной нормы 6 873 руб., т.е. ниже прожиточного минимума (л.д. 46-51, 69). Из сообщения ИФНС по г. Смоленску № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что сведениями о недвижимом имуществе Козловой М.А. ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения Инспекция не располагает (л.д. 81). Анализируя вышеуказанные материалы дела, суд приходит к выводу, что Козловой М.А. при подаче в администрацию г.Смоленска заявления о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, были соблюдены все вышеуказанные требования закона и представлены все необходимые документы о ее, а также членов ее семьи материальном положении и наличии в собственности недвижимости (л.д.28-64). Администрацией г.Смоленска в ходе проведения проверочных мероприятий об имущественном состоянии семьи заявителя был произведен запрос в ФГУ «Земельная кадастровая палата по Смоленской области». ФГУ «Земельная кадастровая палата по Смоленской области» ДД.ММ.ГГГГ в адрес администрации направлен ответ, согласно которому сведения на земельные участки в базах данных ЕГРЗ (Единого государственного реестра земель) у ФИО2, ФИО3, отсутствуют. К ответу приложены сведения из ЕГРЗ о земельных участках зарегистрированных на имя Козловой М.А., ФИО1. Также из данного ответа следует, что в ФГУ отсутствуют паспортные данные собственников земельных участков, а также постановления о выделении указанных земельных участков данным гражданам (л.д.68, 65-66). Согласно данным в судебном заседании пояснениям представителя ФГУ «Земельная кадастровая палата по Смоленской области», ФГУ располагает только сведениями ЕГРЗ, содержащимися в электронном виде, без указания паспортных данных собственника и иных его реквизитов. Представителем администрации г.Смоленска в судебных заседаниях не оспаривалось то обстоятельство, что сведения в отношении земельных участков были представлены Администрации г. Смоленска ФГУ «Земельная кадастровая палата по Смоленской области» без учета паспортных данных заявительницы и членов ее семьи, дополнительная информация о принадлежности земельных участков именно заявительнице или членам ее семьи не запрашивалась. Анализируя письменные материалы дела, пояснения сторон, суд приходит к выводу, что администрацией г.Смоленска не были в полном объеме проведены проверочные мероприятия по установлению материального положения заявителя и членов его семьи. Несмотря на представленные Козловой М.А. документы о ее материальном положении, в частности выписки Управления Росреестра об отсутствии в собственности земельных участков, администрация г.Смоленска взяла за основу при принятии решения об отказе в признании семьи Козловой М.А. малоимущей электронную выписку из ЕГРЗ ФГУ «Земельная кадастровая палата по Смоленской области», в которой отсутствовали какие-либо установочные и правоподтверждающие данные собственников указанных в ней земельных участков. Таким образом, изложенные в постановлении Администрации г. Смоленска № от ДД.ММ.ГГГГ причины отказа признания семьи Козловой М.А. малоимущей, а именно наличие в собственности у заявительницы вышеуказанных спорных участков не нашли своего подтверждения в судебном заседании, в ввиду чего что требование Козловой М.А. об отмене постановления администрации г.Смоленска № от ДД.ММ.ГГГГ подлежит удовлетворению. В силу п.2 ч.1 ст.51 ЖК РФ нуждающимися в жилых помещениях, признаются в том числе: являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; Согласно ч. 4, ч. 5 ст. 50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения устанавливаемой органом местного самоуправления, является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Постановлением Главы г.Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения в городе Смоленске» установлена учетная норма площади жилого помещения г.Смоленске в размере 10,5 кв.м общей площади жилого помещения на одного человека. Из материалов дела следует, что общая площадь комнаты, расположенной по адресу: <адрес>, принадлежащей на праве собственности ФИО2, составляет 14,5 кв.м., то есть на каждого члена семьи приходится менее учетной нормы - 3,6 кв.м. иного жилья заявительница и члены ее семьи не имеют. Анализируя собранные по делу доказательства, суд приходит к убеждению, что Козлова М.А, и члены ее семьи ФИО1., ФИО2, ФИО3 должны быть признаны нуждающимся в жилом помещении по основаниям ст.51 ЖК РФ. Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что Администрацией г.Смоленска ДД.ММ.ГГГГ незаконно принято постановление № об отказе в принятии на учет в администрации г. Смоленска малоимущих граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в городе Смоленске Козловой М.А. В соответствии с ч.2 ст.5 закона Смоленской области №6-з от 13.03.2006 г. «О порядке ведения органами местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, на территории Смоленской области» при рассмотрении заявлений и принятии по ним органом, осуществляющим ведение учета, положительных решений очередность постановки граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях определяется по дате подачи заявлений. Таким образом, истица с членами своей семьи подлежит постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий с момента подачи соответствующего заявления, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ. При таких обстоятельствах, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению. Руководствуясь ст.ст.194-198,199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Требования Козловой М.А. удовлетворить. Признать незаконным постановление администрации города Смоленска «№ от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе в принятии на учет в Администрации города Смоленска малоимущих граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в городе Смоленске, Козловой М.А.» Обязать Администрацию города Смоленска поставить Козлову М.А. с членами семьи: ФИО1, ФИО2 и ФИО3 на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий с момента подачи соответствующего заявления, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ. Признать постановление администрации города Смоленска «№ от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе в признании малоимущей Козловой М.А.» незаконным. Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Промышленный районный суд г.Смоленска в течение десяти дней со дня принятия судом решения в окончательной форме. Судья С.Н. Шахуров