о взыскании компенсации за самостоятельно приобретённое техническое средство реабилитации



г.Смоленск дело №2- 1862/2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

02 августа 2011 года

Промышленный районный суд г.Смоленска

В составе:

Председательствующего судьи Никоненко Т.П.,

При секретаре Скворцовой Е.Н.

с участием представителя ответчика ГУ - Смоленское региональное отделение Фонда социального страхования РФ Молокова В.Е., представителя 3-го лица ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Смоленской области» Зезюлина В.С., представителя 3-го лица МФ РФ в лице УФК по Смоленской области Сапаровой Т.О.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шорникова Ю.В. к Государственному учреждению - Смоленское региональное отделение Фонда социального страхования РФ о взыскании компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации, компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л:

Шорников Ю.В. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Смоленское региональное отделение Фонда социального страхования РФ (далее - СРО ФСС) о взыскании компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации, компенсации морального вреда, указав в обоснование, что является инвалидом группы с детства и может передвигаться только в инвалидном кресле-коляске. ДД.ММ.ГГГГ. истец самостоятельно за счет собственных средств приобрел опору нижних конечностей и туловища для обеспечения вертикализации и передвижения инвалида - аппарат ортопедический - «Динамический параподиум». Однако в выплате компенсации за приобретенное техническое средство ответчиком ДД.ММ.ГГГГ отказано. Считает действия ответчика незаконными и ущемляющими его права как инвалида.

Просит суд взыскать с ГУ СРО ФСС стоимость приобретенного технического средства реабилитации с учетом банковских расходов - <данные изъяты>., компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты>.

Истец в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в свое отсутствие. В предыдущем судебном заседании истец Шорников Ю.В. иск поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске. Дополнил суду, что «Динамический параподиум» необходимо подбирать под вес и рост. После его приобретения он отправил ответчику пакет документов и только через три месяца получил ответ с отказом в выплате компенсации. Все это время он использовал аппарат, но после отказа не знал что делать - продолжать заниматься на нем или продать, чтобы отдать долги. В этот период его состояние здоровья ухудшилось.

Представитель ответчика ГУ СРО ФСС Молоков В.Е. в судебном заседании не оспаривая право истца на приобретение средства реабилитации иск не признал в полном объеме по основаниям, изложенным в возражениях (л.д.33-34). Дополнил суду, что ФСС не могло компенсировать инвалиду стоимость приобретенного самостоятельно аппарата, поскольку конкурс по стоимости изделия не был проведен.

Представитель 3-его лица Министерства финансов РФ в лице УФК по Смоленской области Сапарова Т.О. заявленное истцом требование о взыскании с ответчика компенсации за приобретенное средство реабилитации в размере <данные изъяты> за счет средств федерального бюджета считает обоснованным, в остальной части иска просит отказать.

Представитель 3-его лица Главного бюро медико-социальной экспертизы по Смоленской области (далее - ГБМСЭ) Зезюлин В.С. поддержал позицию 3-го лица МФ РФ в лице УФК по Смоленской области по основаниям, изложенным в письменном отзыве. (л.д.39).

Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Как следует из преамбулы Федерального закона от 24.11.1995г. №181-ФЗ                               "О социальной защите инвалидов в РФ", целью государственной политики в области социальной защиты инвалидов в РФ является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ.

Согласно ст.2 ФЗ от 24.11.1995г. №181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" (в ред. от 01.07.2011г.) социальная защита инвалидов это система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

В судебном заседании установлено, что истец Шорников Ю.В., ДД.ММ.ГГГГ. рождения, является инвалидом группы (инвалид детства) бессрочно (л.д.24).

ДД.ММ.ГГГГ. ГБМСЭ истцу выдана индивидуальная программа реабилитации инвалида, в которой в качестве средств реабилитации указан, в том числе, и «динамический параподиум» (л.д.22-23, 49-55).

ДД.ММ.ГГГГ Шорников Ю.В. приобрел опору нижних конечностей и туловища для обеспечения вертикализации и передвижения инвалида-аппарат ортопедический - «динамический параподиум» (далее - «параподиум»), стоимостью <данные изъяты> При перечислении денежных средств истец уплатил комиссионный сбор в размере <данные изъяты> (л.д.20, 21, 56-59).

ДД.ММ.ГГГГ. Федеральное медико-биологическое агентство направило в адрес руководителей федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы письмо о правомерности внесения в индивидуальную программу реабилитации инвалида рекомендации на обеспечение аппаратом «параподиум», входящего в состав федерального Перечня реабилитационных мероприятий, технических средств и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением правительства РФ от 30.12.2005г. №2347-р (далее - Перечень) (л.д.16).

ДД.ММ.ГГГГ. Министерство здравоохранения и социального развития РФ направило в Фонд соцстраха РФ письмо о том, что тренажер «параподиум» не входит в состав перечня реабилитационных мероприятий, технических средств, утвержденных Перечнем. В то же время «динамический параподиум», основной функцией которого является обеспечение опоры инвалида при ходьбе и поддержание его ортоградной позы, квалифицируется в качестве ортопедического аппарата нижних конечностей - ортеза. В этом качестве данное средство может использоваться для активной реабилитации и передвижения (самостоятельного хождения) без использования других вспомогательных средств больными с различными заболеваниями, поскольку входит в Перечень. Затраты по обеспечению инвалидов «параподиумом» могут быть осуществлены за счет средств федерального бюджета (л.д. 18).

ДД.ММ.ГГГГ. ГУ СРО ФСС направило истцу ответ об отказе в компенсации понесенных расходов за самостоятельно приобретенное изделие «параподиум» на основании письма Минздравсоцразвития России от 30.12.2010г. №30-4/72 (л.д.10).

Указанные обстоятельства подтверждаются пояснениями истца, письменными материалами дела и не оспариваются представителем ответчика.

Требование о взыскании расходов на приобретение аппарата ортопедического «Динамический параподиум» стоимостью 75.475 руб. суд находит обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.11 ФЗ от 24.11.1995г. № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (в ред. от 01.07.2011г.) индивидуальная программа реабилитации инвалида представляет собой комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.

Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (ч.2 ст. 11 ФЗ №181).

Таким образом, индивидуальная программа реабилитации инвалида является разновидностью лечебной помощи, и, как любая другая лечебная помощь, она может оказываться только по медицинским показаниям; иной подход был бы опасен для жизни и здоровья граждан. Решение же этого вопроса относится исключительно к компетенции врачей соответствующего профиля, работающих в конкретном медицинском учреждении.

Судом бесспорно установлено, что истец обратился в компетентный орган - ФГУ Главное бюро медико-социальной экспертизы по Смоленской области, где ему на основании медицинских показаний ДД.ММ.ГГГГ. была разработана индивидуальная программа реабилитации и признано, что Шорникову Ю.В. для восстановления или компенсации ограничений жизнедеятельности необходимо в том числе и такое техническое средство реабилитации как «Динамический параподиум».

Из паспорта «Динамический параподиум» (л.д. 49-55) усматривается, что это система Ортез для активной реабилитации и передвижения (хождения), устройство предназначено для пациентов, страдающих параличем верхних и нижних конечностей.

На изделие (продукцию) - опорынижних конечностей и туловища, для обеспечения вертикализации и передвижения инвалида - аппарат ортопедический «Динамический параподиум» Системой сертификации ГОСТ Р Госстандарта России выдан сертификат соответствия №6958722 требованиям нормативных документов (ГОСТ50444-92 р., р. 3,4, ГОСТ Р 51632-2000) на срок действия с 23.04.2009г. по 22.04.2012г. (л.д.14-15).

Согласно регистрационного удостоверения Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития № ФСЗ 2009/04194 от 17.04.2009г.(л.д. 8-9) изделие медицинского назначения (изделие медицинской техники) опоры нижних конечностей и туловища, для обеспечения вертикализации и передвижения инвалида - аппарат ортопедический «Динамический параподиум», варианты исполнения 100,125,150, 180, 200, различных модификаций, производство Польша, разрешены к импорту, продаже и применению на территории РФ.

В соответствии с ч.1 ст. 10 и ч. 15 ст. 11.1 ФЗ от 24.11.1995г. № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (в ред. от 01.07.2011г.) государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета;перечень технических средств реабилитации и показаний для обеспечения ими инвалидов, а также порядок обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации определяются Правительством Российской Федерации.

Распоряжением Правительства Российской Федерации 30 декабря 2005 года N 2347-р утвержден Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, в соответствии с которым в Перечень технических средств реабилитации включены: опоры (п.6), ортезы (п.8).

Действуя в пределах предоставленного ему полномочия, Правительство Российской Федерации Постановлением от 12 декабря 2004 г. N 771 утвердило Правила обеспечения в 2005 году инвалидов техническими средствами реабилитации, отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями за счет средств федерального бюджета, а впоследствии Постановлениями Правительства РФ от 31 декабря 2005 г. N 877, от 07.04.2008г. №240 (срок действия с 01.10.2008г. по настоящее время) - Правила обеспечения за счет средств федерального бюджета инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, т.е. осуществило делегированное регулирование по вопросу, не получившему содержательной регламентации в законе.

Согласно названным Правилам обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации, разработанными федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации (п.2 Постановления Правительства РФ от 07.04.2008г. №240( в ред. от 07.04.2008г.) ).

Индивидуальная программа реабилитации имеет для инвалида рекомендательный характер, он вправе отказаться от того или иного вида, формы и объема реабилитационных мероприятий, а также от реализации программы в целом. Инвалид вправе самостоятельно решить вопрос об обеспечении себя конкретным техническим средством реабилитации или видом реабилитации, включая кресла-коляски, протезно-ортопедические изделия, печатные издания со специальным шрифтом, звукоусиливающую аппаратуру, сигнализаторы, видеоматериалы с субтитрами или сурдопереводом, другими аналогичными средствами ( ч.5 ст. 11 ФЗ №181).

Приказом Минздравсоцразвития РФ от 31.01.2011 №57н утвержден Порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации… ", которым определены правила выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации, предоставляемого в порядке, установленном ч. 14 ст.11.1 ФЗ №181.

Аналогичная норма содержится и в п.3 Правил обеспечения за счет средств федерального бюджета инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утв. Постановлением Правительства РФ от 07.04.2008г. №240 (срок действия с 01.10.2008г. по настоящее время)

Ссылки ответчика на письмо Минздравсоцразвития от 30.12.2010г. №30-4/72, согласно которого изделие «Динамический параподиум» не предусмотрено к выдаче инвалидам бесплатно за счет средств федерального бюджета, не состоятельны, т.к. противоречат ранее изложенной позиции Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (письмо от 30.06.2009г. № 01-12783/09), тем самым ограничивают права инвалидов на обеспечение техническим средством реабилитации указанном в индивидуальной программе реабилитации, и не могут быть приняты во внимание при рассмотрении требований Шорникова Ю.В.

Письмом руководителя Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития от 30.06.2009г. № 01-12783/09 (федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения и социального развития и находящегося в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации) разъяснено, что в РФ прошли все необходимые испытания и зарегистрировано изделие медицинского назначения опоры нижних конечностей и туловища, для обеспечения вертикализации и передвижения инвалида - аппарат ортопедический «Динамический параподиум», данное изделие может быть использовано в лечебно-профилактических учреждениях для активной реабилитации и передвижения (самостоятельного хождения) без дополнительной помощи других вспомогательных средств. На указанное изделие распространяетсядействие приказа Минздравсоцразвития Росси от 07.05.2007г. №321 «Об утверждении сроков пользования медицинскими средствами реабилитации, протезами и протезно-ортопедическими изделиями до их замены» и действие Распоряжения Правительства РФ от 30.12.2005г. №2347-р «О федеральном перечне реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду».

Предусмотренные вышеуказанным Федеральным законом №181 меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами РФ. Финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, в том числе изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования РФ.

Анализируя вышеприведенные нормативно-правовые акты, суд с учетом всех обстоятельств по делу, приходит к убеждению, что поскольку сертифицированное техническое средство реабилитации «Динамический параподиум» предусмотрено Перечнем (как опора и как ортез), включено в индивидуальную программу реабилитации истца, надлежаще подтвержденные расходы истца по его приобретению должны быть возмещены ответчиком ГУ СРО ФСС в размере стоимости изделия, т.е. в сумме <данные изъяты> за счет средств федерального бюджета.

Требование истца о взыскании компенсации морального вреда в размере 30.000руб. суд находит необоснованным и удовлетворению не подлежащим по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 16 ФЗ от 01 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» гражданин имеет право на возмещение убытков и компенсацию морального вреда, причиненных незаконным действием (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица при рассмотрении обращения, по решению суда.

Фонд социального страхования Российской федерации является специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации как правоприменительный орган с особой компетенцией и наделен исключительным правом на расходование федеральных денежных средств, находящихся в его оперативном управлении в соответствии со статьями 6, 13 и 19 ФЗ от 16.07.1999 года N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования в РФ" и статей 3 и 18 ФЗ от 24.07.1998 года N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".

Гарантия обеспечения инвалида техническим средством реабилитации может быть реализована путем предоставления технического средства реабилитации уполномоченным органом либо путем выплаты денежной компенсации в случаях: 1) если предусмотренное индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации не может быть предоставлено инвалиду; 2) если инвалид приобрел соответствующее средство за собственный счет.

Поскольку обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации за счет средств федерального бюджета относится к расходным обязательствам Российской Федерации, оно должно осуществляться с соблюдением требований Бюджетного кодекса РФ о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд (пункт 1 статьи 72); о принятии получателями бюджетных средств бюджетных обязательств только путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением (пункт 3 статьи 219).

Бюджетный кодекс РФ в редакции, действующей с 1 января 2008 г., не наделяет бюджетные учреждения правом закупать товары, работы, услуги без заключения государственных или муниципальных контрактов, не позволяет получателям бюджетных средств принимать бюджетные обязательства путем выдачи гарантийных писем об оплате по договору с организацией, не отобранной в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд.

Согласно ФЗ от 28.11.2009г. №292 «О бюджете ФССС РФ на 2010 год и плановый период 2011 и 20112 годов» на межбюджетные трансферты, получаемые из федерального бюджета на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации выделено <данные изъяты>

Доказательств в подтверждение своих доводов о причинении ему морального вреда заявителем суду не представлено, доказательств, свидетельствующих о заключении Государственным учреждением - Смоленское региональное отделение Фонда социального страхования РФ госконтракта на приобретение в 2010-12011г.г. технического средства реабилитации «Динамический параподиум» в ходе судебного заседания суду сторонами не представлено.

Гражданское законодательство РФ (ст. 151 ГК РФ) довольно четко определяет понятие морального вреда как физические или нравственные страдания. При этом вред будет моральным только тогда, когда он причинен действиями, нарушающими личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом. Таким образом, законодатель определил ситуации и возможности, когда может быть компенсирован моральный вред. Законодательство РФ не предусматривает компенсации морального вреда в случае нарушения прав граждан в области социальной защиты, поскольку по смыслу Закона таким нарушением физические и нравственные страдания просто не могут быть причинены.

Поскольку нарушения прав нам социальную защиту затрагивают имущественные права граждан, суд, исходя из положений п. 2 ст. 1099 ГК РФ, отказывает в удовлетворении требования о компенсации морального вреда.

Руководствуясь ст.ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Требования Шорникова Ю.В. удовлетворить частично.

Взыскать с Государственного учреждения - Смоленское региональное отделение Фонда социального страхования РФ в пользу Шорникова Ю.В. компенсацию за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации в размере <данные изъяты> руб. за счет средств федерального бюджета.

В остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Промышленный районный суд г. Смоленска в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья      Т.П. Никоненко