о понуждении к совершению действий



Дело № 2-2079/2011

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

08 августа 2011 года                                                г. Смоленск

Промышленный районный суд города Смоленска

в составе судьи З.И. Александровой,

при секретаре А.В. Федоровой,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Промышленного района г.Смоленска к Администрации г.Смоленска, Филиалу «МРСК Центра» - «Смоленскэнерго», третьему лицу - ОГИБДД УВД по г.Смоленску о понуждении к совершению действий,

установил:

Прокурор Промышленного района г.Смоленска обратился в суд с иском к Администрации г.Смоленска, Филиалу «МРСК Центра» - «Смоленскэнерго», третьему лицу с вышеназванными требованиями, в обоснование указав, что в ходе проведенной Прокуратурой проверки установлены нарушения требований законодательства, выразившиеся в непринятии Администрацией г.Смоленска мер по содержанию автомобильной дороги проходящей по ул.Смольянинова г.Смоленска, а именно отсутствие уличного освещения и оборудованных тротуаров. Указанные обстоятельства в свою очередь нарушают права граждан на безопасное дорожное движение.

Представитель истца - помощник ФИО1 в судебном заседании уточнив заявленные требования, просил суд обязать Администрацию г.Смоленска оборудовать тротуарами (пешеходными дорожками) автомобильную дорогу по ул. Смольянинова от пересечения с ул. Индустриальная до ТЭЦ-2 и оборудовать часть автомобильной дороги указанной улицы уличным освещением, а именно от её пересечения с ул.Индустриальная до жилого дома №15 по ул. Смольянинова, т.к. обязанность по оборудованию освещения автомобильной дороги от дома № 15 по ул.Смольянинова до ТЭЦ-2 уже была возложена на Администрацию г.Смоленск принятым ранее решением суда.

Ответчик Администрация г.Смоленска и ОАО «МРСК Центра» извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.

Представитель третьего лица - ГИБДД УВД по г.Смоленску ФИО2 в судебном заседании против удовлетворения исковых требований не возражал. Указал, что на участке автомобильной дороги от ул. Смольянинова отсутствует освещение в ночное время суток, также отсутствуют тротуары, место для размещения которых имеется. Пояснил, что это создает угрозу безопасности дорожного движения, поскольку на данном участке дороги высокая интенсивность движения пешеходов и автомобильного транспорта.

С учетом мнения истца, представителя третьего лица, руководствуясь с ч. 1 ст. 233 ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика - в порядке заочного производства.

Выслушав объяснения явившихся представителей участников дела, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ст.254 ГПК РФ в порядке гражданского судопроизводства могут быть обжалованы действия (бездействие) органа местного самоуправления, если они нарушат права и свободы заявителя.

В соответствии со ст.255 ГПК РФ действиям (бездействию) органов местного самоуправления, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Согласно ч.1 ст.249 ГПК РФ обязанности по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления, возлагаются органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

При этом, как разъяснено в п.13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 №2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» на основании ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ в защиту прав и свобод неопределенного круга лиц, если такими решениями, действиями (бездействием) нарушены права и свободы этих лиц, созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод или на них незаконно возложена какая-либо обязанность.

Из п.28 указанного Постановления ВС РФ от 10.02.2009 №2 следует, что исходя из положений ст.258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа местного самоуправления, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

В судебном заседании установлено, что согласно акта проверки исполнения законодательства от 22.07.2011 по обе стороны автомобильной дороги, проходящей по ул.Смольянинова г.Смоленска отсутствует наружное освещение, пешеходные дорожки (л.д. 30-32).

В соответствии п.п.5 п.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями), п.п.5 п.1 ст.10 Устава города Смоленска, к вопросам местного значения городского округа относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п.1, 6 ст.13 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения и осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.

Статьей 3 ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что дорожная деятельность представляет собой деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог (п.6), содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (п. 12).

В силу п.4 ст.6 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

В соответствии с п.п.5 п.1 ст.41 Устава города Смоленска, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города Смоленска, а также иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации отнесено к компетенции Администрации г.Смоленска.

В силу п.13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утв.Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090, должностные и иные лица, ответственные за содержание дорог, обязаны содержать дороги в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.

Согласно Правил благоустройства города Смоленска, утвержденных Решением Смоленского городского Совета от 27.02.2004 №800, содержание дорог включает в себя комплекс работ, в результате которых поддерживается транспортно-эксплуатационное состояние дороги, дорожных сооружений, полосы отвода, элементов обустройства дороги, организации и безопасности движения, отвечающих требованиям ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения". Содержание территорий города включает в себя текущий ремонт дорог, тротуаров, опор уличного освещения.

Перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения установлены Государственным стандартом РФ ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», принятым постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 № 221, Национальным стандартом РФ ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы благоустройства. Общие требования», утвержденным приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23 октября 2007 № 270-ст.

Требования указанных стандартов являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.

В соответствии с п.4.6 ГОСТ Р 50597-93 наружное освещение дорог и улиц относится к техническим средствам организации дорожного движения и оборудованию дорог и улиц.

Согласно п.2.2.1, 2.2.2 Правил благоустройства города Смоленска, утв.Решением Смоленского городского Совета от 27.02.2004 №800, улицы, дороги, территории жилых кварталов, микрорайонов, номерные знаки жилых и общественных зданий, дорожные знаки и указатели, должны освещаться в темное время суток.

Освещенность территорий улиц и дорог должна соответствовать Инструкции по проектированию наружного освещения городов, поселков и сельских населенных пунктов ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям безопасности дорожного движения», другим действующим нормативным документам.

Размещение уличных фонарей, торшеров, других источников наружного освещения в сочетании с застройкой и озеленением должно способствовать созданию криминально безопасной среды, не создавать помех участникам дорожного движения.

Особое внимание необходимо уделять освещенности основных пешеходных направлений, прокладываемых через озелененные территории парков, жилых кварталов, путей движения школьников, инвалидов и пожилых людей.

Однако, как установлено в судебном заседании, уличное освещение на ул.Смольянинова г.Смоленска от пересечения с ул. Индустриальная г. Смоленска до жилого дома № 15 по ул. Смольянинова г. Смоленска отсутствует.

Из акта комиссионного обследования названного участка улично-дорожной сети г.Смоленска, проведенного на основании определения суда от 17.06.2011, следует что по ул.Смольянинова г.Смоленска имеются железобетонные круглые опоры в количестве 34 штук, предположительно установленные в конце 70-х годов и предназначенных для подвески контактной трамвайно-троллейбусной сети. Расстояние между опорами 40-60 м. На опорах имеются повреждения, сколы, некоторые повалены либо частично разрушены.

Приведенные обстоятельства подтверждаются представленными фотографиями.

В результате обследования комиссия пришла к выводу, что в силу положений Инструкции по техническому обслуживанию и ремонту воздушных линий электропередачи напряжением 0,38-20 кВ с неизолированными проводами РД 153-34.3-20.662-98, эксплуатация указанных железобетонных опор с выявленными дефектами допускается, однако в данном случае их эксплуатация нецелесообразна, требуется строительство новой линии уличного освещения от ул. Индустриальная до ул. Смольянинова (общежитие, д.15).

Анализируя представленные по делу доказательства в данной части, суд приходит к выводу, что наружное уличное освещение вдоль автомобильной дороги по ул. Смольянинова от её пересечения с ул.Индустиальной до дома № 15 по ул.Смольянинова отсутствует по вине Администрации г.Смоленска, которой не принимаются надлежащие меры по содержанию указанного участка улично-дорожной сети в надлежащем состоянии.

Отсутствие наружного уличного освещения нарушает права граждан, поскольку создает угрозу их жизни и здоровью, а также создает угрозу безопасности дорожного движения в ночное время суток.

На основании изложенного и в соответствии со ст.12 ГК РФ нарушенные права неопределенного круга лиц подлежат восстановлению путем возложения на орган местного самоуправления в лице администрации г.Смоленска обязанности по оборудованию наружного уличного освещения вдоль автомобильной дороги по ул. Смольянинова г. Смоленска от пересечения с ул. Индустриальной до жилого дома № 15 по ул. Смольянинова путем монтажа новых световых опор, не затрагивающих существующие неиспользуемые опоры, собственник которых в ходе судебного разбирательства установлен, не был, и права которого при осуществлении монтажных работ затронуты и нарушены быть не могут.

           

        Также обоснованным и подлежащим удовлетворению суд находит требование истца об оборудовании автомобильной дороги, проходящей по ул.Смольянинова г.Смоленска, начиная от пересечения с ул.Индустриальная г.Смоленска до ТЭЦ-2 пешеходными дорожками (тротуарами).

Согласно п.4.5.1.1 ГОСТ 52766-2007 тротуары или пешеходные дорожки устраивают на дорогах с твердым покрытием, проходящих через населенные пункты. На дорогах I-III категорий по ГОСТ Р 52398 тротуары обязательны на всех участках, проходящих через населенные пункты, независимо от интенсивности движения пешеходов, а также на подходах к населенным пунктам от зон отдыха при интенсивности движения пешеходов, превышающей 200 чел./сут.

Тротуары располагают с обеих сторон дороги, а при односторонней застройке - с одной стороны.

Ширина одной полосы тротуара (пешеходной дорожки) с двумя полосами движения и более должна быть не менее 0,75 м. Минимальная ширина однополосной пешеходной дорожки должна быть не менее 1,0 м.

Автомобильные дороги проходящие по ул. Смольянинова и ул. Индустриальная г.Смоленска, согласно Постановления Правительства РФ от 28.09.2009 N 767 "О классификации автомобильных дорог в Российской Федерации", являются «обычными автомобильными дорогами 2 категории» (л.д. 11).

Согласно Приложению 1 к Правилам благоустройства г.Смоленска, ко 2-й категории относятся магистральные улицы общегородского значения регулируемого движения, обеспечивающие транспортную связь между жилыми, промышленными районами и центром города, центрами планировочных районов, имеющие выход на магистральные улицы и дороги и внешние автомобильные дороги и пересекающиеся с ними в одном уровне. Интенсивность движения от 1000 до 3000 авт./сут.

В результате обследования данной дороги в ходе прокурорской проверки, были выявлены нарушения норм законодательства, в частности выразившиеся в том, что по обе стороны автодороги по ул. Смольянинова отсутствуют пешеходные дорожки, не разделены пешеходные транспортные потоки. Ширина осматриваемой проезжей части по ул. Смольянинова 8,4 метра. Место для размещения пешеходных дорожек с каждой стороны более 5 метров, что подтверждается представленными суду фотографиями.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что по вине Администрации г.Смоленска, выразившейся в отсутствии контроля за надлежащим состоянием участка автомобильной дороги по ул.Смольянинова г.Смоленска от её пересечения с ул.Индустиальная до ТЭЦ-2, а именно не принятии действий по обустройству тротуара в соответствии с требованиями законодательства, нарушаются права неопределенного круга жителей данного микрорайона на благоприятные, здоровые и культурные условия жизни, а также создает угрозу безопасности дорожного движения.

          Таким образом, в соответствии со ст.12 ГК РФ нарушенные права неопределенного круга лиц подлежат восстановлению путем возложения на орган местного самоуправления в лице Администрации г.Смоленска обязанности по обустройству тротуара по ул.Смольянинова г.Смоленска начиная от её пересечения с ул. Индустриальная до ТЭЦ-2.

Руководствуясь ст.ст.194-198,199 ГПК РФ, суд

решил:

Требования Прокурора Промышленного района г.Смоленска удовлетворить.

           Обязать Администрацию г.Смоленска оборудовать ул. Смольянинова г. Смоленска от пересечения с ул. Индустриальная до ТЭЦ-2 пешеходными тротуарами в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52766-2007, СНиП 2.05.02-85.

Обязать Администрацию г.Смоленска оборудовать ул. Смольянинова уличным освещением от пресечения с ул. Индустриальная до жилого дома № 15 по ул. Смольянинова в соответствии с ГОСТ Р 50597-93, СНиП 23.05-95.

Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Промышленный районный суд г. Смоленска в течение 10 дней со дня его принятия судом в окончательной форме.                                     

                                                Судья З.И.Александрова