о взыскании денежных средств на приобретение жилого помещения



дело №2-3849 / 2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

22 ноября 2011 года

Промышленный районный суд г.Смоленска

В составе:

Председательствующего судьи            Селезеневой И.В.,

При секретаре     Бодня А.Ю.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Малькова А.Г. к Министерству финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства о взыскании денежных средств на приобретение жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л:

Мальков А.Г. обратился в суд с иском к Министерству финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства о взыскании денежных средств на приобретение жилого помещения, в обоснование которого указал следующее. Истец является судьей <...>, и с ДАТА стоит на очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий на состав семьи из 2-х человек, с 2008 года в списках очередников числится один. Норма предоставления на момент постановки на очередь в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий составила 21 кв.м. общей площади на одного человека, и с учетом права судьи на дополнительную жилую площадь в размере 20 кв.м. составляет для семьи из двух человек 62 кв.м. Стоимость квартиры указанной площади 2 790 000 рублей. До настоящего времени истец жилым помещением за счет средств федерального бюджета не обеспечен, в связи с чем, полагает, что имеет право на выделение денежных средств для его приобретения.

Просит суд взыскать в свою пользу с Министерства финансов РФ за счет казны Российской Федерации денежные средства в размере 2 790 000 рублей.

В судебном заседании представитель истца Рудаков И.Е. исковые требования поддержал по вышеизложенным основаниям дополнительно пояснив суду, что распорядителем бюджетных средств, выделяемых Минфином на реализацию целевой программы «Развитие судебной системы России» является Судебный департамент при Верховном Суде РФ, куда Управлением судебного департамента по Смоленской области делаются ежегодные заявки на выделение денежных средств для приобретения жилого помещения истцу. Однако, Судебный департамент при Верховном Суде РФ со ссылкой на недостаточное финансирование указанной программы отказывает в перечислении необходимых денежных средств, что и стало основанием предъявления вышеизложенных исковых требований непосредственно к Министерству Финансов РФ.

Представитель ответчика - Мартынов А.Е. исковые требования не признал, пояснив, что Министерство Финансов в лице Управления Федерального казначейства по Смоленской области не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку государственным заказчиком-координатором программы «Развитие судебной системы России» на 2007-2011 годы, на которую ссылается истец, является Министерство экономического развития РФ, а главным распорядителем средств федерального бюджета является Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации. При этом, именно Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации распределяет денежные средства судебным органам субъектов Российской Федерации, полученные в рамках указанной программы, самостоятельно. Истцом не представлено доказательств противоправных действий (бездействий) Министерства финансов РФ, в том числе и при формировании федерального бюджета на 2007-2011 годы, что при отсутствии причинно-следственной связи между их действиями и возникновения вреда у истца является основанием к отказу в удовлетворении заявленных требований. Кроме того, срок действия вышеназванной программы продлен до 2012 года включительно в связи с чем, находит требования истца заявленными преждевременно. Также представитель ответчика ссылается на то, что истец не относится ни к одной из категорий граждан, имеющих право на предоставление жилого помещения вне очереди. Просит суд в иске отказать.

Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 11 ФКЗ от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» судьям предоставляется за счет государства материальное и социально-бытовое обеспечение, соответствующее их высокому статусу.

Согласно п. 3 ст. 19 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» судьи, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, обеспечиваются в соответствии с нормами, установленными законодательством Российской Федерации, отдельными жилыми помещениями с учетом права судьи на дополнительную жилую площадь в размере 20 кв. метров или в виде отдельной комнаты, приобретаемыми за счет средств федерального бюджета, выделяемых на эти цели судам Российской Федерации, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.01.1998 № 7-ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» финансирование судов, мировых судей, органов судейского сообщества и Дисциплинарного судебного присутствия осуществляется Судебным департаментом за счет средств федерального бюджета. Кроме того, в соответствии с п. 18 ст. 6 названного Закона в полномочия Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации входит и принятие мер по обеспечению судей благоустроенным жильем.

В судебном заседании установлено, что истец является судьей <...> суда с ДАТА, и на основании решения Жилищной комиссии Смоленского областного суда от ДАТА поставлен на очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий. По состоянию на ДАТА истец является единственным очередником из числа судей, нуждающимся в улучшении жилищных условий.

На момент постановки Малькова А.Г. на очередь норма нуждаемости судьи определялась нормой предоставления и составляла 21 кв.м. общей площади на одного человека для семьи из двух человек в соответствии с п. 3 ст. 22 Областного закона «О предоставлении жилых помещений по договору социального найма в Смоленской области» № 36- з от ДАТА.

Таким образом, истец имеет право на предоставление жилого помещения общей площадью не менее 62 кв.м., которое должно быть предоставлено путем выделения денежных средств для его приобретения. По сведениям Смоленского областного суда потребность в денежных средствах на приобретение соответствующего жилого помещения составляет 2 790 000 рублей (л.д. 8).

Указанные обстоятельства подтверждаются пояснениями истца, письменными доказательствами по делу: <...>

Анализ вышеприведенных норм права свидетельствует о законодательно установленном праве судьи на обеспечение жилым помещением. При этом, отсутствие в них указания на срок предоставления такового не может служить основанием для утверждения о том, что судьи не относятся ни к одной из категорий граждан, определенных ЖК РФ, имеющих право на предоставление жилого помещения вне очереди.

Социальный статус судьи, а так же гарантированные ему в связи с исполнением своих обязанностей компенсации и льготы определены и установлены специальными нормами, содержащимися в Законе Российской Федерации от 26 июня 1992 г. N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" (с изменениями от 14 апреля, 24 декабря 1993 г., 21 июня 1995 г., 17 июля 1999 г., 20 июня 2000 г., 15 декабря 2001 г.), Федеральном конституционном законе от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", Федеральном конституционном законе от 23 июня 1999 г. N 1-ФКЗ "О военных судах Российской Федерации", Федеральном законе от 10 января 1996 г. N 6-ФЗ "О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации" (с изменениями от 21 июля 1997 г., 5 августа, 27 декабря 2000 г., 30 декабря 2001 г., 28 июня 2002 г.), Федеральном законе от 17 декабря 1998 г. N 188-ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации.

        Системный анализ вышеприведенного законодательства свидетельствует об обеспечении судей жилой площадью при назначении последних на должность, то есть во внеочередном порядке. Противное толкование нивелирует гарантированное судье право на обеспечение жильем, поскольку откладывает его исполнение на неопределенный срок.

Обоснованность данной позиции подтверждена в Определении Верховного Суда РФ от 02.08.2011, которым разъяснено, что отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередноепредоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди.

В целях обеспечения самостоятельности судебной власти и с учетом финансирования ее потребностей только за счет средств федерального бюджета Программой «Развитие судебной системы России» на 2007-2011 годы, предусмотрено выделение средств для обеспечения жильем судей, работников аппаратов судов и Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10.09.2010 № 703 срок действия федеральной целевой программы «Развитее судебной системы России» на 2007-2011 годы продлен до 2012 года включительно.

В свете вышеизложенного, продление реализации целевой программы не может служить основанием к утверждению о преждевременности заявленных требований.

Далее, из пояснений ответчиков следует, что согласно приложений № 8, 11 к Федеральному закону от 13.12.2010 № 357-ФЗ «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012-2013 годов», Судебному департаменту при Верховном Суде Российской Федерации предусмотрены средства федерального бюджета для реализации мероприятий федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России» на 200-2012 годы в размере 7 496010,20 тысяч рублей в 2011 году и 6 795 098,4 тысяч рублей в 2012 году.

В 2011 году Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации в рамках федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России» на 2007-2012 годы перечислялись денежные средства судебным органам Смоленской области, что подтверждается Отчетом о состоянии лицевого счета получателя бюджетных средств по состоянию на 21.11.2011, представленного в материалы дела.

При этом, Главным распорядителем средств федерального бюджета в рамках вышеназванной Программы является Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации, который доводит и распределяет данные денежные средства до судебных органов судебной системы Российской Федерации самостоятельно.

В соответствии со ст. 165 Бюджетного кодекса РФ к бюджетным полномочиям Министерства финансов Российской Федерации относится, в том числе, проектирование предельных объемов бюджетных ассигнований по главным распорядителям средств федерального бюджета, либо субъектам бюджетного планирования.

Вместе с тем, как усматривается из ответа Судебного Департамента при Верховном Суде Российской Федерации, направленного в адрес истца на его обращение, инвестиции на жилищное строительство, предусмотренные федеральной целевой программой «Развитие судебной системы России» на 2007-2011 года на жилищное строительство в 2010 году, комиссией Судебного департамента по распределению лимитов государственных инвестиций на строительство, реконструкцию, приобретение зданий и сооружений для судов, приобретение и строительство жилья распределены в полном объеме.

Аналогичный ответ был получен истцом и в 2009 году.

Анализируя вышеизложенное, суд приходит к убеждению, что именно недостаточное финансирование из федерального бюджета привело к ущемлению прав истца, нуждающегося в улучшении жилищных условий на протяжении длительного времени. Данное обстоятельство служит основанием ко взысканию суммы, определенной в заявке Смоленского областного суда, именно с Министерства финансов РФ, как органа, осуществляющего бюджетное финансирование, в том числе и целевой федеральной программы в «Развитие судебной системы России».

Руководствуясь ст.ст.194-198,199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Требования Малькова А.Г. удовлетворить.

Взыскать с Министерства финансов РФ за счет казны Российской Федерации в пользу Малькова А.Г. 2 790 000 рублей, с перечислением денежных средств на расчетный счет в <банке>.

Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Промышленный районный суд г.Смоленска в течение 10 дней с момента изготовления его в окончательной форме.

Судья     И.В.Селезенева