Дело № 2-3067/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 03 октября 2011 года г. Смоленск Промышленный районный суд гор. Смоленска В составе: Председательствующего (судьи) МОИСЕЕВОЙ М.В., При секретаре СКОРОДУМИНОЙ И.О., Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску КУЛИЧКОВОЙ В.И. к ДЕПАРТАМЕНТУ имущественных и земельных отношений Смоленской области, АДМИНИСТРАЦИИ г.Смоленска о возложении обязанности по формированию земельного участка и представлении его в собственность, У С Т А Н О В И Л : Куличкова В.И. обратилась в суд с иском к Департаменту имущественных и земельных отношений Смоленской области, Администрации г.Смоленска о возложении обязанности по формированию земельного участка и представлении его в собственность, указав в обоснование заявленных требований, что в силу Закона Смоленской области № 23-з от 10.06.2003 года «О предоставлении земельных участков в собственность граждан бесплатно», она, как ветеран труда, имеет право на однократное получение в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства земельного участка. В рамках данного закона ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области с заявлением о предоставлении земельного участка, однако, последний отказал ей в предоставлении по тем основаниям, что в настоящее время оформленных земельных участков не имеется, их предоставление будет возможно после разработки Администрацией г.Смоленска проекта планировки территории. До настоящего времени, в течение двух лет её заявление так и не удовлетворено, и предоставленное ей законом право она так и не реализовала. Просит суд обязать Администрацию г.Смоленска сформировать земельный участок площадью 800 кв.м, расположенный в черте г.Смоленска, для ИЖС; обязать Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области предоставить ей в установленном порядке бесплатно в собственность сформированный земельный участок для индивидуального жилищного строительства, площадью 800 кв.м в черте г.Смоленска. Истица в судебное заседание не явилась, просила дело рассмотреть в ее отсутствие, исковые требования поддерживает. В предыдущем судебном заседании пояснила, что не знает, в чем заключается процедура формирования земельного участка, и какие действия должна выполнить она, а какие администрация г.Смоленска, но согласна, чтобы ответчик сам определил границы предоставляемого ей участка и указал ей, какую документацию на него ей следует оформить, а все, что необходимо по оформлению и оплате, она исполнит. Полагает, что участок должен находиться в черте города и соответствовать установленным законом нормам предоставления. Свое право на однократное бесплатное получение земельного участка она ранее не использовала. Ответчик Администрация г. Смоленска явку своего представителя в судебное заседание не обеспечила, просила рассмотреть дело в его отсутствие, в письменных возражения исковые требования не признала и указала, что в компетенцию Администрации г. Смоленска предоставление физическим лицам земельных участков не входит. Органом, в компетенцию которого входит данная обязанность, является Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области. При обращении гражданина с заявлением о выделении конкретного земельного участка в Департамент, администрация г. Смоленска в лице Управления муниципального имущества по запросу Департамента только предоставляет сведения о месте расположения земельного участка, его ограничениях и обременениях, а в последующем, в лице Управления архитектуры и градостроительства, утверждает уже готовую представленную гражданином проектную документацию на земельный участок. Обязанность заявителя по предоставлению уполномоченному органу выполненного лицензированной организацией проекта границ земельного участка, его формированию предусмотрена и п.2.5 «Порядка..», и не может быть возложена на Администрацию г. Смоленска, в связи с чем, требования истицы в этой части необоснованны. Ответчик Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, просил рассмотреть дело в его отсутствие, в письменных возражения исковые требования не признал и указал, что, действительно, Куличкова В.И., как ветеран труда имеет право на получение земельного участка в собственность бесплатно. Однако, при обращении с заявлением о предоставлении такого участка, заявитель в соответствии с постановлением Администрации Смоленской области № от ДД.ММ.ГГГГ, должен предоставить чертеж (схему) земельного участка с отображением в графической форме сведений о его положении на местности, то есть выбор участка и его формирование должны осуществляться заявителем самостоятельно, что истцом сделано не было. Кроме того, Куличковой В.И. не предоставлено сведений, подтверждающих, что она ранее не использовала свое право на бесплатное приобретение земельного участка в собственность в соответствии с законом Смоленской области № 23-з от 10.06.2003 года «О предоставлении земельных участков в собственность граждан бесплатно». На основании изложенного просит в иске отказать. В соответствии с ч.5 ст.167 ГПК РФ, суд определил возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон. Изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам. В силу ст.36 Конституции РФ, каждый гражданин имеет право на получение в частную собственность земли. На основании п.2 ст.15 ЗК РФ, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности. Согласно п.2 ст.28 ЗК РФ, предоставление земельных участков в собственность граждан бесплатно может осуществляться в случаях, предусмотренных законами субъекта РФ. Законом Смоленской области № 23-З от 10.06.2003 года «О предоставлении земельных участков в собственность граждан бесплатно», предусмотрено бесплатное предоставление ветеранам труда, проживающим на территории Смоленской области, для индивидуального жилищного строительства земельных участков, находящихся в государственной собственности Смоленской области, муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена (п.4 ч.1 ст. 1 Закона). По правилам п.1 ст.30 ЗК РФ, предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1. без предварительного согласования мест размещения объектов; 2. с предварительным согласованием мест размещения объектов. В соответствии с областным законом № 1-з от 08.02.2007 года « О распоряжении земельными учсатками… » и Постановлением администрации Смоленской области № 92 от 19.03.2007 года, уполномоченным органом исполнительной власти Смоленской области по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Смоленской области - городе-герое Смоленске определен Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области, наделенный в соответствии с этими же нормативными актами полномочиями по распоряжению земельными участками, находящимися в государственной собственности Смоленской области, а также полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Смоленской области - городе-герое Смоленске. В судебном заседании установлено, что проживающая на территории Смоленской области Куличкова В.И., являясь ветераном труда, ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области с заявлением о предоставлении ей в собственность бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства в черте г.Смоленска (л.д.11). ДД.ММ.ГГГГ Департаментом имущественных и земельных отношений Смоленской области Куличковой В.И. отказано в предоставлении земельного участка в ближайшее время по тем основаниям, что сформированных земельных участков для предоставления в собственность бесплатно ветеранам труда не имеется, поскольку Администрацией г.Смоленска не разработан проект планировки территории г.Смоленска. Кроме того, указано на необходимость предоставления сведений в виде схемы о предполагаемом местоположении испрашиваемого земельного участка (л.д.8-9). Указанные обстоятельства подтверждаются пояснениями сторон, а также письменными материалами дела. В обоснование своих требований истица указывает на бездействие ответчиков по реализации принадлежащего ей права на получение земельного участка в собственность в течение двух лет и необоснованность отказа в предоставлении ей любого земельного участка в связи с отсутствием сформированных земельных участков в черте города. При разрешении вопроса об обоснованности требований истицы суд исходит из следующего. В силу п.4 ст.28 ЗК РФ, не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для строительства, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию участков; резервирования земельных участков для государственных или муниципальных нужд. Кроме того, не допускается и отказ в предоставлении в собственность участков, ограниченных в обороте, если федеральным законом разрешено их предоставлять в собственность. Поэтому, при наличии свободного от прав третьих лиц земельного участка, не изъятого и не ограниченного в обороте, в его предоставлении может быть отказано только по основаниям, установленным законом. По правилам ст. 56 ГПК РФ, обязанность доказывания обстоятельств возложена на лицо, ссылающееся на эти обстоятельства, как на основания своих возражений. Ответчиками, во исполнение указанных процессуальных норм, доказательств об отсутствии в черте г.Смоленска свободного земельного фонда, который возможно предоставить под индивидуальное жилищное строительство, не представлено. Вместе с тем, существования предусмотренных приведенной выше правовой нормой ограничений, позволяющих отказать Куличковой В.И. в предоставлении участка земли в черте г. Смоленска, судом при рассмотрении настоящего гражданского дела не установлено. При таком положении не предоставление бесплатно земельного участка в собственность истице, как лицу, обладающему правом на его получение, следует признать необоснованным. Ссылки ответчиков на то обстоятельство, что для предоставления земельного участка Куличковой В.И. его необходимо индивидуализировать, т.е. сформировать, не могут служить достаточным правовым основанием для отказа в осуществлении процедуры такого предоставления. Предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства по правилам пунктов 1 и 2 ст.30 ЗК РФ осуществляется без предварительного согласования мест размещения объектов. Соответственно, такое предоставление должно осуществляться, исходя из положений п.4 ст.30 ЗК РФ, по смыслу которой проведение работ по формированию участка земли является лишь одним изэтапов его предоставления. При этом, судом принимается во внимание то обстоятельство, что, давая понятие земельному участку в ст.ст. 6, 11.1 ЗК РФ, законодатель определил его, прежде всего, как объект земельных отношений, а потом уже как часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. В этом смысле в п.4 ст.30 ЗК РФ земельный участок определяется именно как объект земельных отношений, который необходимо создать, а не как уже сформированный участок земли. Исходя их этого, доводы представителя ответчика о неконкретизированности испрашиваемого Куличковой В.И. земельного участка не препятствуют льготному предоставлению истице в черте г.Смоленска любого (по усмотрению уполномоченного органа) участка земли для индивидуального жилищного строительства, который должен быть сформирован в процессе такого предоставления. Более того, в п.4 ст.28 ЗК РФ, в перечне оснований для отказа в предоставлении земельного участка такого основания, как несформированность, не предусмотрено. Иное бы означало невозможность реализации установленного федеральным и областным законами права отдельных категорий граждан на получение земли в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства. Кроме того, обеспечение выбора земельного участка для строительства отнесено к исключительной компетенции уполномоченного органа только в том случае, когда земельный участок предоставляется с предварительным согласованием места размещения объекта (п.5 ст.30, ст.31 ЗК РФ). Когда же участок предоставляется без такого согласования, как в данном случае (для индивидуального жилищного строительства на льготных условиях), то выбор уполномоченным органом этого участка законом не предусмотрен (п.4 ст.30 ЗК РФ). В связи с изложенным, ставя вопрос о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, истица вправе ставить перед уполномоченным органом вопрос о предоставлении ей любого земельного участка в пределах территории, на которую распространяется юрисдикция данного органа (пределы г.Смоленска), который свободен от прав третьих лиц, и который возможно сформировать и предоставить под указанные выше цели. Таким образом, в случае подачи заявления о предоставлении земельного участка без предварительного согласования места размещения объекта, уполномоченный орган при отсутствии законных оснований для отказа, обязан принять решение о формировании земельного участка. Следовательно, доводы ответчика о невозможности предоставления земельного участка в связи с отсутствием сформированных земельных участков судом признается необоснованными, в связи с чем, требования истицы в этой части подлежат удовлетворению. В соответствии с п. 10 ст.30 ЗК РФ, в случае признания судом недействительным отказа в предоставлении земельного участка для строительства, суд в своем решении обязывает исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст.29 Кодекса, предоставить земельный участок с указанием срока и условий его предоставления. В силу ст.29 ЗК РФ, предоставление гражданам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст.9,10 и 11 настоящего Кодекса. В соответствии с применением положений данной статьи и ст.11 ЗК РФ, как установлено в судебном заседании, именно Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области наделен полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Смоленской области - городе-герое Смоленске. Руководствуясь данными положениями, суд возлагает на данного ответчика обязанность по осуществлению бесплатного предоставления Куличковой В.И. в установленном порядке земельного участка для индивидуального жилищного строительства в черте г.Смоленска в пределах установленных в соответствии со ст.33 ЗК РФ минимальных и максимальных размеров. При этом, требование истицы о необходимости предоставления ей земельного участка конкретного размера (800 кв.м.) не основано на законе, поскольку по смыслу ст.29 ЗК РФ во взаимосвязи с положениями ст.33 ЗК РФ, определение площади (исходя из ее минимально и максимально возможных показателей) предоставляемого гражданину в собственность для индивидуального жилищного строительства земельного участка, относится к исключительной компетенции уполномоченного органа, который при принятии такого решения опирается на конкретные обстоятельства, связанные с расположением предоставляемого участка, плотности застройки и т.п. Учитывая конкретные обстоятельства дела, принимая но внимание продолжительность предусмотренного п.2.6 Порядка срока принятия решения о бесплатном предоставлении в собственность земельного участка и временных затрат, необходимых для изготовления проекта границ земельного участка, его утверждения, изготовления землеустроительного дела, суд считает возможным установить в решении срок исполнения Департаменту имущественных и земельных отношений Смоленской области возложенной на него обязанности по осуществлению предоставления истице земельного участка, равным трем месяцам со дня вступления решения суда в законную силу. Также истицей заявлены требования о возложении на администрацию г.Смоленска обязанности по формированию земельного участка. Однако, для удовлетворения требований в этой части суд оснований не находит по следующим причинам. Согласно ч.5 ст.30 ЗК РФ, предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием осуществляется в следующем порядке: 1. выбор земельного участка и принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта; 2. проведение работ по формированию земельного участка; 3.государственный кадастровый учет земельного участка..; 4. принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства … В силу ст.31 ЗК РФ, орган местного самоуправления по обращению гражданина обеспечивает выбор земельного участкана основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства …посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования… (ч.2 ст.31). Согласно п.2.5 Порядка.., утвержденный органами местного самоуправления муниципального образования проект границ земельного участка представляется уполномоченному органу и является основанием для изготовления за счет заявителя землеустроительного дела и постановки земельного участка на кадастровый учет. Кроме того, в соответствии и с п.2.4 Постановления Администрации Смоленской области № 243 от 27.04.2009 года, заявитель осуществляет за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка в порядке, предусмотренном законодательством РФ. Анализ указанных норм закона свидетельствует о том, что при оформлении земельного участка по передаче его в собственность гражданину обязанность по изготовлению проекта границ земельного участка, землеустроительного дела и постановки его на кадастровый учет возложена на заявителя за счет его средств. Следовательно, требования истицы в части возложения данной обязанности на Администрацию г.Смоленска не соответствуют закону, а потому необоснованны и удовлетворению не подлежат. При этом, суд, исходя из предмета заявленных Куличковой В.И. исковых требований, считает необходимым указать в решении на необходимость проведения работ по формированию предоставляемого истице земельного участка за счет последней. Вопрос о возмещении судебных расходов в иске не ставился. На основании изложенного, руководствуясь ст.т.194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Исковые требования КУЛИЧКОВОЙ В.И. удовлетворить частично. Обязать Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области в течение трёх месяцев со дня вступления решения суда в законную силу предоставить бесплатно Куличковой В.И. в установленном порядке из состава земель, государственная собственность на которые не разграничена, земельный участок для индивидуального жилищного строительства в черте г.Смоленска в пределах установленных минимальных и максимальных размеров, с проведением за счет Куличковой В.И. работ по формированию данного земельного участка. В удовлетворении остальной части исковых требований Куличковой В.И. отказать. Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Промышленный районный суд г. Смоленска в течение 10 дней. Судья М.В. МОИСЕЕВА