Дело № 2-3996-2011 Решение Именем Российской Федерации 6 декабря 2011г. Промышленный райсуд г. Смоленска В составе (председательствующего) судьи Селезеневой И.В. При секретаре Бодня А.Ю. Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Новикова И.В. к Управлению Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Смоленской области о признании незаконным отказа в приеме на работу, Установил: Новиков И.В. обратился с требованием к Управлению Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Смоленской области о признании незаконным отказа в приеме на работу, в обосновании которого в иске указал, что ДД.ММ.ГГГГ обратился к ответчику с просьбой о приеме на службу. Данную просьбу изложил в форме заявления, где указал, что по своим личным и деловым качествам, возрасту, образованию и состоянию здоровья способен выполнять обязанности, возложенные на сотрудников органов госнаркоконтроля, так как имеет высшее юридическое образование (окончил в 1999 году ОрЮИ МВД РФ), а так же второе высшее экономическое образование, стаж работы в органах внутренних дел и в органах прокуратуры в общей сложности более 10 лет, военно-врачебной комиссией военного комиссариата при постановке в запас ВС РФ в апреле 2006 года был признан годным к военной службе без каких либо ограничений (группа годности - «А»), готов пройти процедуру допуска к сведениям, составляющим государственную тайну. До указанного обращения проходил службу в органах внутренних дел на должностях офицерского состава в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, уволен из ОВД по собственному желанию в связи с поступлением на службу в органы прокуратуры РФ. В органах прокуратуры РФ работал с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Уволен ДД.ММ.ГГГГ по основанию, предусмотренному ст. 81 п. 14 ТК РФ, подп. «В», п. 1 ст. 43 ФЗ «О прокуратуре» - в связи с принципиальной позицией по борьбе с коррупцией в отношении высокопоставленных руководителей. В соответствии с требованиями Закона данное основание увольнения не является препятствием для принятия его на любую другую государственную службу. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил государственную гражданскую службу в Управлении ФССП России по Смоленской области - последняя занимаемая должность - <данные изъяты> В ответ на данное заявление, ДД.ММ.ГГГГ им по почте был получен письменный отказ начальника Управления Митюкова А.В., мотивированный тем, что в 2005 году он был уволен из органов прокуратуры в связи с нарушением присяги прокурора (следователя) и в связи с этим не может быть принят на службу в Управление, который считает необоснованным по вышеизложенным основаниям. Просит суд признать незаконным отказ начальника Управления Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Смоленской области А.В. Митюкова от ДД.ММ.ГГГГ № о приёме его на службу в данное Управление и обязать начальника Управления рассмотреть его кандидатуру на имеющиеся вакантные должности в Управлении Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Смоленской области в установленном законом порядке, обеспечив ему равный доступ к государственной службе. Истец, будучи надлежаще извещенным в судебное заседание не явился, в адресованной суду телефонограмме просит о рассмотрении дела в свое отсутствие. Представитель ответчика Новикова Г.И. заявленные требования не признала, пояснив суду, что оценив личные и деловые качества истца, руководство Управления пришло к обоснованному выводу о том, что Новиков не может быть трудоустроен, о чем ему был дан мотивированный ответ. Заслушав объяснения ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам. Правовая основа и порядок прохождения службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (далее - органы наркоконтроля), определены Положением о правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 5 июня 2003 года № 613 «О правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ» (с изменениями от 27 января, 10 июня, 28 сентября 2011 г.), (далее - Положение). Согласно пункту 2 Положения - «Прохождение службы в органах наркоконтроля осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и нормативными правовыми актами РФ, регламентирующими порядок ее прохождения, а также в соответствии с настоящим Положением. Положения трудового законодательства распространяются на спорные правоотношения, только в случае отсутствия их правого регулирования вышеназванным Положением. Прием на службу в органы наркоконтроля, заключение контракта и другие вопросы отражены в Инструкции о порядке приема на службу, испытания при приеме на службу, назначения на должности, заключения контрактов о прохождении службы, освобождения от должностей и присвоения специальных званий в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденной приказом ФСКН России от 08.10.2009г. № 444. Приказ зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ 24.11.2009г. № 15295 (далее -Инструкция). В соответствии с пунктом 2 Инструкции поступление на службу в органы наркоконтроля является добровольным и осуществляется с соблюдением условий, установленных Положением. С целью приема граждан на службу в органы наркоконтроля руководящим составом органов наркоконтроля и их структурных подразделений во взаимодействии с кадровыми подразделениями осуществляются их подбор и изучение (п.5, п.6, 9 Инструкции). Изучение граждан для приема на службу в органы наркоконтроля подразделяется на: а) предварительное изучение, заключающееся в изучении деловых, профессиональных и личных (личностных) качеств граждан, подбираемых на службу в органы наркоконтроля, а также сведений и документов, представляемых гражданами для приема на службу; б) медицинское освидетельствование граждан; в) проверка сведений и документов, представляемых гражданами, наличие которых может препятствовать приему на службу в органах наркоконтроля. Предварительное изучение проводится в форме собеседования, ознакомления с документами гражданина, рассматриваемого в качестве кандидата для приема на службу органы наркоконтроля. Собеседование не является обязательным условием предварительного изучения кандидата (п. 12 Инструкции). В ходе судебного заседания было установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в Управление ФС РФ по контролю за оборотом наркотиков поступило заявление гр-на Новикова И.В. с просьбой рассмотреть вопрос о назначении его на вакантные должности оперативных подразделений, следственных подразделений Управления. Указанное заявление было рассмотрено правовой группой Управления с установлением, что ранее в 2006 году Новиков И.В. уже обращался к ответчику с аналогичным заявлением (вх. № от ДД.ММ.ГГГГ), что и стало основанием проведения предварительного изучения Новикова как кандидата. В 2006 году прием на службу в органы наркоконтроля, заключение контракта о таковом регулировались Инструкцией о порядке приема на службу, испытания при приеме на службу, назначения на должности, заключения контрактов о службе, освобождения от должностей и присвоения специальных званий в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденной приказом ФСКН России от 03.05.2005г. № 144. Приказ зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ 09.06.2005г. № 6710 (далее Инструкция 2). В соответствии с пунктом 2 Инструкции 2 поступление на службу в органы наркоконтроля является добровольным и осуществляется с соблюдением условий, установленных Положением. Подбор граждан на службу в органы наркоконтроля осуществляется кадровыми подразделениями путем проведения соответствующих мероприятий. С целью подбора граждан на службу в органы наркоконтроля осуществляются следующие мероприятия: поиск граждан; изучение деловых и личных качеств граждан, подбираемых на службу в - оформление документов, необходимых для принятия решения о приеме Согласно пункту 13 Инструкции 2 изучение и проверка граждан для приема на службу подразделялись на: предварительное изучение; медицинское освидетельствование; проведение проверки. В случае выявления обстоятельств, препятствующих прохождению службы в органах наркоконтроля, дальнейшее изучение и проверка гражданина прекращается, о чем ставится в известность сам гражданин, с указанием причин, препятствующих его приему на службу (п. 14 Инструкции 2). В соответствии с пунктом 15 Инструкции 2 предварительное изучение может проводиться в форме собеседования, ознакомления с документами гражданина. Изучаются все представляющие интерес сведения, необходимые для принятия решения о продолжении изучения гражданина для приема в органы наркоконтроля. На основании результатов предварительного изучения гражданина составляется справка предварительного изучения гражданина для приема на службу (п. 16 Инструкции 2). Таким образом, на основании вышеуказанных нормативных правовых актов, в 2006 году после поступления в Управление заявления Новикова И.В. о приеме на службу отделением кадров были проведены мероприятия по предварительному изучению кандидата путем ознакомления с документами гражданина. Поскольку в заявлении от ДД.ММ.ГГГГ о приеме на службу Новиков И.В. указал, что он был уволен из органов прокуратуры по статье, в связи с его принципиальной позицией по борьбе с коррупцией в отношении высокопоставленных руководителей, Управление запросило в прокуратуре приказ об увольнении Новикова И.В., характеристику на него, а также копии решений судов. В характеристике, поступившей из прокуратуры Смоленской области, указано, что за нарушение уголовно-процессуального законодательства при расследовании уголовных дел на Новикова неоднократно налагались дисциплинарные взыскания. Взыскание в виде выговора Новиков обжаловал в суд, однако суд отказал ему в удовлетворении иска и признал наложение взыскания законным и обоснованным. Новиков обжаловал свое увольнение в суд. Суд первой и кассационной инстанций в удовлетворении его исковых требований о восстановлении на службе отказал. Таким образом, изучив кандидатуру Новикова И.В. путем ознакомления с документами, руководство Управления пришло к выводу, что по своим личным качествам он не подходит для работы в органах наркоконтроля. Кроме того, имея дисциплинарные взыскания за нарушения норм УПК РФ, которые Новиков не обжаловал в установленном законом порядке, а дисциплинарное взыскание, которое суд признал законным и обоснованным, он не подходит и по своим деловым качествам. ДД.ММ.ГГГГ была составлена справка предварительного изучения гражданина для приема на службу в органы наркоконтроля с решением о прекращении изучения гражданина. Об этом Новиков И.В. был уведомлен письмом от ДД.ММ.ГГГГ исх. №. Новиков И.В. обжаловал отказ в приеме на службу в мировой суд. Мировой судья судебного участка № 13 Промышленного района г.Смоленска Титова Н.Б. определением от 10 сентября 2007 года оставила гражданское дело по иску Новикова И.В. к Управлению о признании незаконным отказа в приеме на работу без рассмотрения, в связи с тем, что истец дважды в назначенные судебные заседания не являлся и не просил о разбирательстве дела в его отсутствие. Из пояснений представителя ответчика в судебном заседании усматривается, что получив в сентябре 2011 года заявление истца о приеме его на работу на офицерскую должность, его кандидатура в установленном порядке не рассматривалась, т.к. изучение данного кандидата уже было проведено в 2006 году и ему было отказано в приеме на службу, при этом, основания, по которым ему было отказано, не изменились. Согласно пункту 10 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» при рассмотрении споров, связанных с отказом в приеме на работу, необходимо иметь в виду, что труд свободен и каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также имеет равные возможности при заключении трудового договора без какой-либо дискриминации, т.е. какого бы то ни было прямого или косвенного ограничения прав или установления прямых или косвенных преимуществ при заключении трудового договора в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников. Между тем при рассмотрении дел данной категории в целях оптимального согласования интересов работодателя и лица, желающего заключить трудовой договор, и с учетом того, что исходя из содержания статьи 8, части 1 статьи 34, частей 1 и 2 статьи 35 Конституции РФ и абзаца второго части первой статьи 22 Трудового кодекса РФ, работодатель в целях эффективной экономической деятельности и рационального управления имуществом самостоятельно, под свою ответственность принимает необходимые кадровые решения (подбор, расстановка, увольнение персонала) и заключение трудового договора с конкретным лицом, ищущим работу, является правом, а не обязанностью работодателя, а также того, что Трудовой кодекс РФ не содержит норм, обязывающих работодателя заполнять вакантные должности или работы немедленно по мере их возникновения. Статья 22 ТК РФ говорит о том, что работодатель имеет право, а не обязанность, заключать, изменять и расторгать трудовые договоры с работниками. Также в постановлении указано, что если судом будет установлено, что работодатель отказал в приеме на работу по обстоятельствам, связанным с деловыми качествами данного работника, такой отказ является обоснованным. Под деловыми качествами работника следует, в частности, понимать способности физического лица выполнять определенную трудовую функцию с учетом имеющихся у него профессионально-квалификационных качеств (например, наличие определенной профессии, специальности, квалификации), личностных качеств работника (например, состояние здоровья, наличие определенного уровня образования, опыт работы по данной специальности, в данной отрасли). Анализируя вышеизложенное, суд приходит к убеждению, что в 2006 году кандидатура Новикова И.В. оценивалась именно с точки зрения деловых качеств. Новиков в 1999 году окончил Орловский юридический институт МВД РФ. С <данные изъяты> по <данные изъяты> работал на различных должностях в органах внутренних дел Смоленской области, в том числе <данные изъяты>. С ДД.ММ.ГГГГ Новиков работал <данные изъяты>. С <данные изъяты> года - в должности <данные изъяты> За допущенные нарушения уголовно-процессуального законодательства РФ при расследовании уголовного дела № приказом прокурора Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ № Новикову И.В. объявлено замечание. Данное наказание Новиков не обжаловал. ДД.ММ.ГГГГ за нарушение требований уголовно-процессуального законодательства РФ, требований ст.48 Конституции РФ при расследовании уголовных дел №№ и № приказом прокурора области № Новикову объявлен выговор. Данное дисциплинарное взыскание Новиков обжаловал в суд, однако суд отказал ему в удовлетворении иска, признав наказание законным и обоснованным. ДД.ММ.ГГГГ за нарушение требований уголовно-процессуального законодательства РФ при расследовании уголовного дела № приказом прокурора области № Новикову И.В. объявлен выговор. Дисциплинарное взыскание Новиков И.В. не обжаловал. ДД.ММ.ГГГГ на телеканале RENTY - Смоленск было озвучено заявление Новикова И.В., в котором он обвинил и.о. прокурора области и заместителя прокурора области - начальника следственного управления в нарушении требований действующего законодательства. ДД.ММ.ГГГГ через Интернет было опубликовано еще одно обращение Новикова И.В., в котором он обвинил должностных лиц прокуратуры области в нарушении закона. В своем обращении на имя Генерального прокурора Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ Новиков И.В. обвинил должностных лиц прокуратуры области в получении взяток. Однако на заседании коллегии прокуратуры Смоленской области ДД.ММ.ГГГГ Новиков И.В. категорически отказался назвать конкретные факты прекращения уголовных дел за денежные поборы, т.е. взятку, и рассказать о конкретных нарушениях законности должностными лицами прокуратуры области. Приказом прокурора Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ № Новиков И.В. освобожден от занимаемой должности и уволен из органов прокуратуры за нарушение Присяги прокурора (следователя), т.е. за совершение проступка, порочащего честь прокурорского работника. Свое увольнение Новиков обжаловал в суд. Решением Ленинского районного суда г.Смоленска от 13 июня 2006 года в удовлетворении исковых требований о восстановлении на службе отказано. Суд в решении указал, что заявления Новикова И.В. о фактах нарушения законности в действиях должностных лиц прокуратуры, являются безосновательными и бездоказательными. Кассационным определением Судебной коллегии по гражданским делам Смоленского областного суда решение суда 1 инстанции оставлено без изменений. В этой связи утверждение работодателя о том, что по своим деловым качествам - наличие трех дисциплинарных взысканий за нарушение норм уголовно-процессуального законодательства при расследовании уголовных дел, увольнение из органов прокуратуры за нарушение Присяги прокурора (следователя), за совершение проступка, порочащего честь прокурорского работника, Новиков И.В. не может работать в правоохранительном органе - Управлении ФСКН России по Смоленской области, органе, где соблюдение законодательства является основой всей деятельности, является заслуживающим внимания. Таким образом, оценив кандидатуру Новикова И.В. по документам, собранным в 2006 году, начальник Управления пришел к обоснованному выводу о том, что данная кандидатура не подходит для службы в органах наркоконтроля, о чем истец и был уведомлен письмом ДД.ММ.ГГГГ №. Таким образом, оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется. Руководствуясь ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд Решил: В удовлетворении требования Новикова И.В. отказать. Решение может быть обжаловано в Смолоблсуд через Промышленный райсуд в течение 10 дней с момента изготовления его в окончательной форме. Судья И.В. Селезенева
органы наркоконтроля, с целью соответствия их требованиям, которые
предъявляются к сотрудникам;
граждан на службу в органы наркоконтроля.