о понуждении внесения изменений в генеральный план г.Смоленска (13.12.2011 решение отменено)



г. Смоленск                                                                                                                                  Дело № 2-147/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 октября 2011 года

Промышленный районный суд города Смоленска

Под председательством: судьи Ивановой В.В.

При секретаре Пыниковой А.Ю.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Промышленного района г. Смоленска в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г. Смоленска, Смоленскому Городскому Совету о понуждении внесения изменений в генеральный план г. Смоленска.

                                                  УСТАНОВИЛ:

Прокурор Промышленного района г. Смоленска в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском кАдминистрации г. Смоленска, Смоленскому Городскому Совету о понуждении внесения изменений в генеральный план г. Смоленска. В обосновании заявленных требований, указав, что прокуратурой Промышленного района г. Смоленска во исполнение указаний прокуратуры области проведена проверка соблюдения прав граждан на ведение личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества и садоводства.

В ходе проверки прокуратурой района выявлены нарушения действующего законодательства. По выявленным нарушениям 30.04.2010 г. в адрес И.о. Главы города Смоленска внесено представление об устранении нарушений градостроительного законодательства.

Данное представление рассмотрено в установленном порядке 04.06.2010 г. и оставлено без удовлетворения. Вместе с тем, выявленные в ходе проверки нарушения подлежат устранению путем внесения изменений в Генеральный план города Смоленска.

Так, прокуратурой района в ходе проверки установлено следующее.

        На территории Промышленного района г. Смоленска расположены садоводческие некоммерческие товарищества «Дружба», «Железнодорожник» и «Рассвет».

       По территории указанных садоводческих некоммерческих товариществ ОАО «Научно-исследовательский и проектный институт по разработке генеральных планов и проектов застройки городов» город Санкт-Петербург» в соответствии с контрактом от 14.02.2007 на Генеральном плане города Смоленска запроектирована автомобильная магистральная улица городского значения, изменения в указанной части утверждены решением Смоленского городского Совета от 22.12.2009 № 1347 «О внесении изменений в Генеральный план города Смоленска», утвержденного решением Смоленского городского Совета от 22.09.1998 № 260.

      Размещение названной автомагистрали по территориям садоводческих некоммерческих товариществ осуществлено с нарушением требований действующего законодательства.

     Так, решением Исполкома Смоленского городского Совета народных депутатов от 18.09.1986 № 486 «Об утверждении садоводческих товариществ города Смоленска» в районе Киселевки г. Смоленска под садоводческое товарищество (в сложившихся границах) для создания СТ «Дружба» был закреплен в постоянное пользование земельный участок площадью 31,88 га.

    Согласно схеме-плану земельного участка от 15.11.1994, согласованному с председателем горкомзема г. Смоленска, главным архитектором и председателем землепользователя, общая площадь земель, выделенных СНТ «Дружба», с учетом каналов, оврагов, заболоченных мест, в том числе земель общего пользования, фактически составила 34, 7805 га.

          Также на основании постановлений мэра г. Смоленска от 02.03.1993 № 123 и от 08.11.1995 № 916 СНТ «Рассвет» переданы в коллективную совместную собственность земли в районе п. Тихвинка г. Смоленска общей площадью 8,5946 га (государственный акт на право собственности на землю, пожизненно наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования на землю).

       На основании постановления мэра г. Смоленска от 15.07.1993 № 384 СНТ «Железнодорожник» переданы в коллективную совместную собственность земли в районе п. <адрес> г. Смоленска общей площадью 0,92 га (государственный акт на право собственности на землю, пожизненно наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования на землю).

     Постановлением мэра г. Смоленска от 11.09.1995 № 741 принято решение о передаче земельных участков, предоставленных до 23.05.1991 в садоводческих товариществах в собственность бесплатно членам указанных товариществ.

     Согласно данным ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Смоленской области в границах земель, предоставленных СНТ «Дружба», СНТ «Рассвет», СНТ «Железнодорожник», находится в собственности членов товариществ соответственно 468, 1116, 383 земельных участков.

    Отношения, возникающие в связи с ведением гражданами садоводства, огородничества и дачного хозяйства, а также правовое положение садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, порядок их создания, деятельности, реорганизации и ликвидации, права и обязанности их членов определены Федеральным законом от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических, дачных некоммерческих объединениях граждан» (с изменениями и дополнениями) в соответствии с которым территория садоводческого товарищества состоит из земель индивидуальных садовых участков, а также земель общего пользования, на которых располагаются подъездные пути, инженерные системы и другие объекты, необходимые для функционирования садоводства.

       Таким образом, нормы данного закона исключают возможность прохождения по территории названных садоводств автомобильной дороги общего пользования, что в свою очередь влечет невозможность функционирования садоводства в целом, поскольку требует изменения территориальных границ индивидуальных садовых участков, а также земель общего пользования.

      Также размещение автомобильной дороги общего пользования по территориям садоводческих товариществ противоречит Нормативам градостроительного проектирования.

      Так, согласно ч.3 ст. 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проекта генерального плана осуществляется на основании результатов инженерных изысканий в соответствии с требованиями технических регламентов, региональных и (или) местных нормативов градостроительного проектирования, результатов публичных слушаний по проекту генерального плана, а также с учетом предложений заинтересованных лиц.

      В соответствии с ч. 3 ст. 7 Градостроительного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области градостроительной деятельности относится утверждение региональных нормативов градостроительного проектирования.

     Статьей 7 Закона Смоленской области от 25.12.2006 № 155-3 «О градостроительной деятельности на территории Смоленской области» (с последующими изменениями и дополнениями) установлено, что региональные нормативы утверждаются нормативными правовыми актами Администрации Смоленской области.

     Нормативы градостроительного проектирования Смоленской области утверждены Постановлением Администрации Смоленской области № 207 от 05.06.2007 и распространяются на планировку, застройку и реконструкцию территорий городских округов и поселений Смоленской области (далее также - городские округа и поселения) в пределах их границ, а также резервных территорий, находящихся за пределами границ городских округов и поселений.

Указанные нормативы обязательны для всех субъектов градостроительной деятельности, осуществляющих свою деятельность на территории Смоленской области, независимо от их организационно-правовой формы.

    Пунктом 4.3.4 названных Нормативов определено, что территорию садоводческого (дачного) объединения необходимо отделять от автодорог общего пользования I, II, III категорий санитарно-защитной зоной шириной не менее 50 метров, от автодорог IV категории - не менее 25 метров с размещением в ней лесополосы шириной не менее 10 метров.

    Также согласно пункту 6.9 СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» автомобильные дороги общей сети I, II, III категорий, как правило, следует проектировать в обход поселений в соответствии со СНиП 2.05.02-85. Расстояния от бровки земляного полотна указанных дорог до застройки необходимо принимать в соответствии со СНиП 2.05.02-85 и требованиями разд. 9 настоящих норм, но не менее: до жилой застройки 100 м, до садоводческих товариществ 50 м; для дорог IV категории следует принимать соответственно 50 и 25 м. Для защиты застройки от шума и выхлопных газов автомобилей следует предусматривать вдоль дороги полосу зеленых насаждений шириной не менее 10 м.

     В случае проложения дорог общей сети через территорию поселений их следу проектировать с учетом требований настоящих норм.

     Нормативные требования указанного документа подлежали оценке при проектировании ОАО «Научно-исследовательский и проектный институт по разработке генеральных планов и проектов застройки городов город Санкт-Петербург».

    Вместе с тем, несоблюдение вышеуказанных нормативов при проектно размещении автомагистрали по территориям указанных садоводческих товарищем явилось следствием нарушения требованиям градостроительного законодательства при внесении изменений в Генеральный план города Смоленска.

Согласно ч. 4, п. 1 ч. 9 ст. 23 Градостроительного кодекса РФ (в редакции действующей в период проектирования автомагистральной улицы до 23.03.2011 генеральные планы содержат положения о территориальном планировании соответствующие карты (схемы), на которых в составе материалов по обоснованию проектов генеральных планов отображается информация о состоянии соответствующе территории, возможных направлениях ее развития и об ограничениях ее использования.

Порядок разработки генеральных планов определен Инструкцией о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации (далее Инструкция), утвержденной Постановлением Госстроя РФ от 29.10.2002 № 150, которая обязательна для соблюдения организациями независимо от организационно - правовой формы, а также индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по разработке градостроительной документации, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, осуществляющими в пределах своих полномочий планирование развития территорий, поселений и использование земель для градостроительной деятельности, а также органами, координирующими контролирующими осуществление градостроительной деятельности.

    Согласно п. 8 раздела 3.1.5 Инструкции графические материалы генеральной плана включают: план современного использования территорий (опорный план); схему комплексной оценки территории; генеральный план (основной чертеж); схему зонирования территорий; схему транспортной инфраструктуры; схему инженерной инфраструктуры и благоустройства территорий.
    Графические материалы генерального плана города с проектной численностью населения 100 - 500 тыс. человек - в масштабе 1:10000 - 1:5000. В составе генерального плана могут разрабатываться дополнительные схемы, состав, содержание и масштаб которых определяются заданием на разработку генерального плана.

              В соответствии с п. 9 раздела 3.1.5 Инструкции на плане современного использования территории (опорном плане) и генеральном плане (основном чертеже) показываются зоны различного функционального назначения и использования; земли федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной и частной собственности.

      Согласно сложившемуся землепользованию и застройке земельные участки под проектируемой автомагистралью в границах указанных садоводческих товариществ находятся в частной собственности членов товариществ и частично застроены объектами капитального строительства.

    Так, в границах проектируемой автомагистрали расположены следующие земельные участки:

земельный участок с кадастровым номером площадью
600 кв. м., принадлежащий на праве собственности ФИО3 (свидетельство о
регистрации права от 27.11.2002). На данном земельном участке имеется жилое строение,
на которое зарегистрировано право собственности (свидетельство о регистрации права от
15.03.2010);

земельный участок с кадастровым номером площадью
574 кв. м., принадлежащий на праве собственности ФИО4 (свидетельство о
регистрации права от 02.12.2004). На данном земельном участке имеется жилое строение,
на которое зарегистрировано право собственности (свидетельство о регистрации права от
13.03.2009);

-иные земельные участки и объекты капитального строительства, в отношении
которых в установленном законом порядке зарегистрировано право собственности.

     Таким образом, отсутствие указанных сведений при внесении изменений в Генеральный план города Смоленска является нарушением установленной законом процедуры разработки генеральных планов городских округов и указывает на его несостоятельность.

     Кроме того, в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 49 Земельного кодекса РФ изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, связанных с: размещением автомобильных дорог местного значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов.

    В Проекте по внесению изменений в Генеральный план города Смоленска 1992 года, утвержденного решением Смоленского городского Совета от 22.09.1998 № 260, и разрабатываемого ОАО «Научно-исследовательский и проектный институт по разработке генеральных планов и проектов застройки городов» город Санкт-Петербург», отсутствуют сведения об исключительности размещения магистральной автодороги по территориям указанных садоводческих товариществ.

    Более того, согласно п. 3 письма ОАО «Научно-исследовательский и проектный институт по разработке генеральных планов и проектов застройки городов» город Санкт- Петербург» от 24.01.2011 № 28, при внесении изменений в Генеральный план города Смоленска, утвержденного решением Смоленского городского Совета от 22.09.1998 № 260, территория под СНТ «Дружба» рассматривалась как территория с земельными участками в составе зоны сельскохозяйственного использования.

      Вместе с тем, согласно Правилам землепользования и застройки города Смоленска, утвержденным решением Смоленского городского Совета от 28.02.2007 № 490, земельные участки под СНТ «Дружба», а также под садоводческими товариществами «Рассвет», «Железнодорожник» располагались в территориальных зонах Ж4 и Ж5, относящихся к жилым зонам.

     В настоящее время в соответствии с решением Ленинского районного суда г. Смоленска от 15.03.201 1, вступившим в законную силу 26.03.201 1, отнесение территории СНТ «Дружба» к территориальной зоне сельскохозяйственного использования (СД -зона, занятая объектами садоводства, без возможности осуществления жилищного строительства) признано незаконным.

    Кроме того, названным решением суда установлено, что согласно Генеральному плану города Смоленска территория под СНТ «Дружба» по функциональному использованию относится к функциональной жилой зоне - зоне застройки индивидуальными жилыми домами коттеджного типа).

     Таким образом, при разработке изменений в Генеральный план города Смоленска, утвержденного решением Смоленского городского Совета от 22.09.1998 № 260, ОАО «Научно-исследовательский и проектный институт по разработке генеральных планов и проектов застройки городов» город Санкт-Петербург» учтены не достоверные сведения.

    Кроме того, согласно схеме магистралей, городского и внешнего транспорта города Смоленска масштабом 1:10000 автомагистраль на территории указанных товариществ не предусмотрена, что является противоречием между Генеральным планом города Смоленска и данным документом, входящим в состав проектной документации, разрабатываемой ОАО «Научно-исследовательский и проектный институт по разработке генеральных планов и проектов застройки городов» город Санкт-Петербург».

    Изложенное свидетельствует о нарушении градостроительного и земельного законодательства.

    Статьей 24 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено внесение изменений в генеральный план.

     В соответствии со ст. 206 ГПК РФ суд может принять решение, обязывающее ответчика совершить определенные действия.

К полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относится подготовка и утверждение документов территориального планирования городских округов (п.1 ч.3 ст. 8 Градостроительного кодекса РФ).

      Непринятие мер по предоставлению достоверных сведений территориального зонирования СНТ «Дружба», «Железнодорожник» и «Рассвет», а также сведений о вещном праве на землю и существующие объекты капитального строительства, расположенных на данных территориях, указывает на ненадлежащее исполнение органами местного самоуправления города Смоленска в лице Администрации города Смоленска возложенных полномочий в части подготовки документов территориального планирования городского округа и требует их приведения в соответствие с требованиями действующего законодательства.

       Частью 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, п.3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор наделен правом обращения в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц.

      В силу п. 6 ст. 2 Градостроительного кодекса РФ законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на принципах ответственности органов местного самоуправления за обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека.

      Несоблюдение требований, установленных федеральными законами, техническими регламентами, строительными нормами и правилами, ведет к нарушению интересов неопределенного круга лиц на благоприятные условия жизнедеятельности.

       Просит суд обязать Администрацию г. Смоленска внести изменения в Генеральный план города Смоленска в части размещения магистральной улицы городского значения по территории СНТ «Дружба», СНТ «Рассвет» и СНТ «Железнодорожник», путем её исключения.

       В судебном заседании представитель истца Турков В.С. поддержал уточненные исковые требования в полном объеме.

      В судебном заседании представитель Администрации г. Смоленска и Управления архитектуры и градостроительства Администрации г. Смоленска Колосова С.Ю. исковые требования не признала, пояснив, что в соответствии со статьей 23 Градостроительного кодекса РФ подготовка генеральных планов городских округов осуществляется применительно ко всем территориям поселений, городских округов.

    Генеральный план отражает в себе перспективное развитие городского округа, и определяет функциональное назначение того, или иного района.

    С целью реализации направлений генеральных планов в силу ст. 30 Градостроительного кодекса РФ принимаются Правила землепользования и застройки городских округов, посредством которых определяются градостроительные регламенты и разрешенное использование территорий, отдельно взятых земельных участков и т.д.

     В соответствии с Решением Смоленского городского Совета от 22.12.2009 № 1347 «О внесении изменений в генеральный план города Смоленска», утвержденный решением Смоленского городского Совета от 22.09.98 № 260, в соответствии с проектом по внесению изменений в генеральный план города Смоленска, разработанным открытым акционерным обществом «Научно-исследовательский и проектный институт по разработке генеральных планов и проектов застройки городов», город Санкт-Петербург», данные территории отнесены к зоне смешанной жилой застройке, т.е. определено их функциональное назначение и территории по проектированию магистральной улицы.

      Правилами землепользования и застройки города Смоленска, утвержденные Решением Смоленского городского Совета от 28.02.2007 № 490 территория на которой расположены садоводческие товарищества относятся к территориальной зоне Ж-4 - садоводство и огородничество и Ж-5 -строительство 1-2 квартирных жилых домов усадебного типа.

    Из этого следует, что в соответствии с Генеральным планом, являющимся документом территориального планирования городского округа города Смоленска (ст. 18 ГрК РФ), рассматриваемые территории садоводческих товариществ расположены в зоне смешанной жилой застройки, с перспективным проектированием магистральной улицы.

    В силу ст. 9 Градостроительного кодекса РФ территориальное планирование осуществляется в целях устойчивого развития территорий, инженерной, транспортной, социальной инфраструктур обеспечения учета интересов граждан и их объединений.

    На основании имеющихся Генеральных планов разрабатываются Правила землепользования и застройки в целях создания условий для устойчивого развития муниципальных образований, создания условий для планировки муниципальных образований, обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, а также создание условий для привлечения инвестиций.

     Исходя из вышеизложенного Правила землепользования и застройки являются вторичным документом и не могут быть ориентиром для внесения изменений в Генеральные планы, напротив в силу того, что в действующий Генеральный план города Смоленска 22.12.2009 внесены изменения, зеленые зоны общего пользования изменены на жилую застройку смешанного типа, а в правилах данные зоны определены как зоны Ж-4, Ж-5 необходимо Правила приводить в соответствие с действующим документом территориального планирования (Генеральным планом).

    Решением Смоленского городского Совета от 28.02.2007 № 490 «Об утверждении Правил землепользования и застройки города Смоленска, ст. 33 предусмотрено, одним из оснований для внесения изменений в Правила является несоответствие Правил Генеральному плану города.

       В соответствии со ст. 24-28 Градостроительного кодекса РФ в целях соблюдения прав человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства Администрацией города Смоленска проводились публичные слушания по проекту внесения изменений в генеральный план города Смоленска изменений с участием жителей городского округа г.Смоленска, а также проводились согласительные процедуры.

    На основании статьи 24 Градостроительного кодекса РФ подготовка проекта генерального плана осуществляется на основании результатов инженерных изысканий в соответствии с требованиями технических регламентов местных нормативов градостроительного проектирования, результатов публичных слушаний по проекту генерального плана, а также с учетом предложений заинтересованных лиц.

В соответствии с нормативами градостроительного проектирования Смоленской области, утвержденными постановлением Администрации Смоленской области от 05.06.2007 № 207, п. 1.2.8. территории по функциональному использованию подразделяются на селитебную, производственную и ландшафтно-рекреационную.

В силу п. 2.1.1. постановления Администрации Смоленской области селитебная территория формируется с учетом взаимоувязанного размещения жилых, общественно-деловых зон, отдельных коммунальных и промышленных объектов, не требующих устройства санитарно-защитных зон, улично-дорожной сети, озеленения и других территорий общего пользования для создания жилой среды, отвечающей современным социальным, санитарно-гигиеническим и градостроительным требованиям.

При проведении публичных слушаний, в частности по изменению рассматриваемой территории по ее функциональному изменению мотивированных предложений и замечаний от правообладателей земельных участков, объектов капитального строительства расположенных на данной территории не поступало, вследствие чего изменения в генеральный план были внесены в установленном законом порядке без нарушений прав третьих лиц.

Более того, функциональные зоны, отображенные в Генеральном плане лишь предполагают размещение тех или иных объектов, т.е. на сегодняшний момент определить ширину возможной магистрали проходящей по жилой застройке невозможно, т.к. в соответствии со СНиП 2.07.01-89 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», п. 6.17. улично-дорожная сеть населенных пунктов проектируется в виде непрерывной системы с учетом функционального назначения улиц и дорог, интенсивности транспортного, велосипедного и пешеходного движения архитектурно-планировочной организации территории и характера застройки.

    В составе улично-дорожной сети следует выделять улицы и дороги магистрального и местного значения, а также главные улицы.

Расчетные параметры улиц и дорог городов следует принимать на основании норм установленных СНиП 2.07.01-89.

    То же находит свое отражение в нормативах градостроительного проектирования Смоленской области, утвержденных постановлением Администрации Смоленской области от 05.06.2007 № 207 п. 3.5.32.

Из этого следует, что в соответствии с принятым Генеральным планом города Смоленска данные территории не относятся к землям садоводства и огородничества, а напротив являются землями смешанной жилой застройки.

    В настоящий момент осуществляется корректировка Правил землепользования и застройки на приведение в соответствие с принятыми изменениями в генеральный план города Смоленска.

     Проектирование автодороги в данной ситуации возможно, так как действующее законодательство не содержит запрета по совмещению вышеуказанных территориальных зон с автодорогой, а лишь рекомендует в соответствии с п. 4.3.4 нормативов градостроительного проектирования Смоленской области, утвержденных постановлением Администрации Смоленской области от 05.06.2007 № 207, территорию садоводческого (дачного) объединения необходимо отделять от железных дорог любых категорий и автодорог общего пользования I, II, III категории санитарно-защитной зоной шириной не менее 50 метров, от автодорог IV категории - не менее 25 м с размещением в ней лесополосы шириной не менее 10 м.

          Из этого следует, что в случае если осуществлять проектирование и строительство автодороги необходимо определить ее ширину в соответствии с п.6.17. нормативов, а также санитарно-защитную зону, и только после этого осуществлять строительство.

        В случае если в данную территорию будут входить объекты капитального
строительства, земельные участки, принадлежащие третьим лицам в силу 49
Земельного кодекса РФ могут быть изъяты для муниципальных нужд со всеми
вытекающими последствиями, предусмотренными действующим законодательством.

     Более того, разработкой изменений в Генеральный план города занималась аккредитованная организация «Научно-исследовательский и проектный институт по разработке генеральных планов и проектов застройки городов» город Санкт-Петербург», генеральный план разработан в соответствии с постановлением от 27.02.2003 № 27 «Об утверждении инструкции по разработке градостроительной документации», которая определяет порядок разработки документации.

На основании вышеизложенного, просит отказать Прокурору Промышленного района города Смоленска в удовлетворении требований в полном объеме.

    В судебном заседании представитель Смоленского Городского совета Бондарева Е.С. исковые требования не признала, указав, что в соответствии со ст. 24 Градостроительного кодекса РФ план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным Ораном местного самоуправления городского округа.

     Решение о подготовке проекта генерального плана, а также решения о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений принимаются соответственно главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа.

    Проект генерального плана подлежит обязательному рассмотрению на публичных слушаниях, проводимых в соответствии со статьей 28 Градостроительного кодекса РФ.

     Протоколы публичных слушаний по проекту генерального плана, заключение о результатах таких публичных слушаний являются обязательным приложением к проекту генерального плана, направляемому главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа соответственно в представительный орган местного самоуправления поселения, представительный орган местного самоуправления городского округа.

    Представительный орган местного самоуправления поселения, представительный орган местного самоуправления городского округа с учетом протоколов публичных слушаний по проекту генерального плана и заключения о результатах таких публичных слушаний принимают решение об утверждении генерального плана или об отклонении проекта генерального плана и о направлении его соответственно главе местной администрации поселения, главе местной администрации городского округа на доработку в соответствии указанными протоколами и заключением.

Таким образом, решение о подготовке предложений о внесении изменений в Генеральный план города Смоленска должно приниматься Главой Администрации г. Смоленска, а Смоленский городской Совет, как представительный орган, утверждает представленные в установленном порядке изменения в Генеральный план города Смоленска.

В судебном заседании представитель 3-его лица ЗАО «Ваш дом» Шестаков С.П суду пояснил, что в настоящее время ЗАО «Ваш дом» застраивает микрорайон Киселевка, многоэтажными домами. И для того чтобы обеспечить жизнедеятельность нового района необходимо дорожное сообщение с Рославльским шоссе и этому будет способствовать автомагистраль, запроектированная Генеральным планом.

В судебном заседании представитель 3 -его лица ОАО « Научно - исследовательский и проектный институт по разработке генеральных планов и проектов застройки городов» в адресованном суду письме просил рассмотреть дело в свое отсутствие, направив суду письменные пояснения (л.д. 73-77).

      Представитель СНТ «Дружба» Бодренков А.П. поддерживает позицию прокурора, считает, что при составлении Генерального плана разработчиками не было учтено, что автомагистраль будет проходить через уже построенные жилые дома.

    Представители СНТ «Железнодорожник», СНТ «Рассвет» в судебное заседание не явились, по неизвестной суду причине извещены надлежащим образом.

В силу ч.3 ст. 167 ГПК РФ судом определено рассмотреть дело в отсутствие не явившихся представителей 3-х лиц.

Суд, заслушав представителей истца, ответчиков и 3-х лиц, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.

    В судебном заседании установлено, что прокуратурой Промышленного района г. Смоленска, была проведена проверка соблюдения прав граждан на ведение личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества и садоводства. По мнению прокуратуры, в Генеральном плане, не правомерно запроектирована улица городского значения, которая будет проходить по территории садоводческих товариществ, и что именно такое планирование данной магистрали является исключительным вариантом. Суд не может согласится с доводами прокуратуры.

В соответствии со статьей 23 Градостроительного кодекса РФ подготовка генеральных планов городских округов осуществляется применительно ко всем территориям поселений, городских округов.

    Генеральный план отражает в себе перспективное развитие городского округа, и определяет функциональное назначение того, или иного района.

    С целью реализации направлений генеральных планов в силу ст. 30 Градостроительного кодекса РФ принимаются Правила землепользования и застройки городских округов, посредством которых определяются градостроительные регламенты и разрешенное использование территорий, отдельно взятых земельных участков и т.д.

     В соответствии с Решением Смоленского городского Совета от 22.12.2009 № 1347 «О внесении изменений в генеральный план города Смоленска», утвержденный решением Смоленского городского Совета от 22.09.98 № 260, в соответствии с проектом по внесению изменений в генеральный план города Смоленска, разработанным открытым акционерным обществом «Научно-исследовательский и проектный институт по разработке генеральных планов и проектов застройки городов», город Санкт-Петербург», данные территории отнесены к зоне смешанной жилой застройке, т.е. определено их функциональное назначение и территории по проектированию магистральной улицы.

      Правилами землепользования и застройки города Смоленска, утвержденные Решением Смоленского городского Совета от 28.02.2007 № 490 территория на которой расположены садоводческие товарищества относятся к территориальной зоне Ж-4 - садоводство и огородничество и Ж-5 -строительство 1-2 квартирных жилых домов усадебного типа.

    Из этого следует, что в соответствии с Генеральным планом, являющимся документом территориального планирования городского округа города Смоленска (ст. 18 ГрК РФ), рассматриваемые территории садоводческих товариществ рассоложены в зоне смешанной жилой застройки, с перспективным проектированием магистральной улицы.

    В силу ст. 9 Градостроительного кодекса РФ территориальное планирование осуществляется в целях устойчивого развития территорий, инженерной, транспортной, социальной инфраструктур обеспечения учета интересов граждан и их объединений.

    На основании имеющихся Генеральных планов разрабатываются Правила землепользования и застройки в целях создания условий для устойчивого развития муниципальных образований, создания условий для планировки муниципальных образований, обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, а также создание условий для привлечения инвестиций.

     Исходя из вышеизложенного Правила землепользования и застройки являются вторичным документом и не могут быть ориентиром для внесения изменений в Генеральные планы, напротив в силу того, что в действующий Генеральный план города Смоленска 22.12.2009 внесены изменения, зеленые зоны общего пользования изменены на жилую застройку смешанного типа, а в правилах данные зоны определены как зоны Ж-4, Ж-5 необходимо Правила приводить в соответствие с действующим документом территориального планирования (Генеральным планом).

    Решением Смоленского городского Совета от 28.02.2007 № 490 «Об утверждении Правил землепользования и застройки города Смоленска, ст. 33 предусмотрено, одним из оснований для внесения изменений в Правила является несоответствие Правил Генеральному плану города.

       В соответствии со ст. 24-28 Градостроительного кодекса РФ в целях соблюдения прав человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства Администрацией города Смоленска проводились публичные слушания по проекту внесения изменений в генеральный план города Смоленска изменений с участием жителей городского округа г.Смоленска, а также проводились согласительные процедуры.

    На основании статьи 24 Градостроительного кодекса РФ подготовка проекта генерального плана осуществляется на основании результатов инженерных изысканий в соответствии с требованиями технических регламентов местных нормативов градостроительного проектирования, результатов публичных слушаний по проекту генерального плана, а также с учетом предложений заинтересованных лиц.

В соответствии с нормативами градостроительного проектирования Смоленской области, утвержденными постановлением Администрации Смоленской области от 05.06.2007 № 207, п. 1.2.8. территории по функциональному использованию подразделяются на селитебную, производственную и ландшафтно-рекреационную.

В силу п. 2.1.1. постановления Администрации Смоленской области селитебная территория формируется с учетом взаимоувязанного размещения жилых, общественно-деловых зон, отдельных коммунальных и промышленных объектов, не требующих устройства санитарно-защитных зон, улично-дорожной сети, озеленения и других территорий общего пользования для создания жилой среды, отвечающей современным социальным, санитарно-гигиеническим и градостроительным требованиям.

При проведении публичных слушаний, в частности по изменению рассматриваемой территории по ее функциональному изменению мотивированных предложений и замечаний от правообладателей земельных участков, объектов капитального строительства расположенных на данной территории не поступало, вследствие чего изменения в генеральный план были внесены в установленном законом порядке без нарушений прав третьих лиц.

Более того, функциональные зоны, отображенные в Генеральном плане лишь предполагают размещение тех или иных объектов, т.е. на сегодняшний момент определить ширину возможной магистрали проходящей по жилой застройке невозможно, т.к. в соответствии со СНиП 2.07.01-89 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», п. 6.17. улично-дорожная сеть населенных пунктов проектируется в виде непрерывной системы с учетом функционального назначения улиц и дорог, интенсивности транспортного, велосипедного и пешеходного движения архитектурно-планировочной организации территории и характера застройки.

    В составе улично-дорожной сети следует выделять улицы и дороги магистрального и местного значения, а также главные улицы.

Расчетные параметры улиц и дорог городов следует принимать на основании норм установленных СНиП 2.07.01-89.

    То же находит свое отражение в нормативах градостроительного проектирования Смоленской области, утвержденных постановлением Администрации Смоленской области от 05.06.2007 № 207 п. 3.5.32.

Из этого следует, что в соответствии с принятым Генеральным планом города Смоленска данные территории не относятся к землям садоводства и огородничества, а напротив являются землями смешанной жилой застройки.

     Проектирование автодороги в данной ситуации возможно, так как действующее законодательство не содержит запрета по совмещению вышеуказанных территориальных зон с автодорогой, а лишь рекомендует в соответствии с п. 4.3.4 нормативов градостроительного проектирования Смоленской области, утвержденных постановлением Администрации Смоленской области от 05.06.2007 № 207, территорию садоводческого (дачного) объединения необходимо отделять от железных дорог любых категорий и автодорог общего пользования I, II, III категории санитарно-защитной зоной шириной не менее 50 метров, от автодорог IV категории - не менее 25 м с размещением в ней лесополосы шириной не менее 10 м.

          Из этого следует, что в случае если осуществлять проектирование и строительство автодороги необходимо определить ее ширину в соответствии с п.6.17. нормативов, а также санитарно-защитную зону, и только после этого осуществлять строительство.

        В случае если в данную территорию будут входить объекты капитального
строительства, земельные участки, принадлежащие третьим лицам в силу 49
Земельного кодекса РФ могут быть изъяты для муниципальных нужд со всеми
вытекающими последствиями, предусмотренными действующим законодательством. Данная статья указывает на то, что изъятие земельных участков осуществляется в исключительных случаях.

Исключительность размещения вышеуказанной автомагистрали подтверждается письменными пояснениями Генерального директора аккредитованной организации «Научно-исследовательский и проектный институт по разработке генеральных планов и проектов застройки городов» город Санкт-Петербург», что размещение магистральной улицы городского значения по территории СНТ «Дружба», СНТ «Рассвет», СНТ «Железнодорожник» является исключительным вариантом ее размещения, поскольку иного примыкания к <адрес> осуществить невозможно.

Для обеспечения нормальной плотности развития магистральной улично-дорожной сети в южной части города и обеспечения транспортной доступности жителей районов планируемого жилищного строительства с историческим центром города и местами приложения труда необходимо строительство магистрали общегородского значения на территории ограниченной п<адрес> и границей городского округа. На этой территории практически полностью отсутствует улично-дорожная сеть (за исключением проездов, протяженность которых составляет 2 км.), что противоречит требованиям «СНиП 30-02.-97» Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения» и другим нормативным актам. ( л.д.)

С учетом вышеизложенных обстоятельств, суд не находит оснований для внесения изменения в Генеральный план, а следовательно иск прокурора удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В иске, о понуждении Администрации г.Смоленска внести изменения в Генеральный план г. Смоленска в части размещения магистральной улицы городского значения по территории СНТ «Дружба», СНТ «Рассвет», СНТ «Железнодорожник», путем ее исключения, прокурору Промышленного района г. Смоленска, отказать.

.

         Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд, через Промышленный районный суд г.Смоленска в течение 10 дней, со дня изготовления полного текста решения.

                                       Судья                                              В.В.Иванова